Позднее Ctrl + ↑

Видео по вторникам: переобувка машины без остановки

Чуваки показывают, как поменять колёса у движущегося автомобиля. Приём может быть полезен тем, кто потерял домкрат:

Жалко только, что они не меняют колёса, а просто снимают и надевают обратно, было бы круче реально поменять.

Дискуссии по понедельникам: национальные спортивные достижения

Продолжаем рубрику «дискуссии по понедельникам». В понедельничных заметках разрешены комментарии. Я удаляю офтопик, мат не по делу, личные оскорбления, анонимные комментарии. Темы дискуссий — это темы моего блога: дизайн, технологии, музыка и жизнь.

В предыдущей серии: куда валить.

Сегодня обсуждаем национальные спортивные достижения.

Почему люди орут в четыре утра по поводу хоккейной победы? Почему это настолько серьёзная радость, что им не влом идти на улицу, а иногда ещё и садиться за руль и ездить по всему городу, непрерывно сигналя? Почему человек, который в это время хочет спать, не должен считать их тупыми кретинами? Что изменится в их жизни благодаря этой победе? Почему люди не ликуют так, когда происходит что-то действительно хорошее, такое, что они смогут как-то ощутить на себе? Как быть, если тебя радует победа кого-то, кто выступает за другую страну? Грешно ли радоваться победе Домрачевой или Кузьминой? А Бьёрндалена? Где проходит граница между неадекватным фанатом и нормальным спортивным болельщиком?

Пишите всё, что думаете по этому вопросу.

Эгея 2.4

Ловите новую Эгею 2.4 (сборка v2842).

Что нового? Простите за повтор, но чтобы было всё в одном месте:

  • Фоторама (четвёртая) теперь в комплекте, не надо больше мучиться с прикруткой и настройкой;
  • социокнопки теперь тоже в комплекте (используется скрипт Соушел-лайкс Артёма Сапегина с моим оформлением), в настройке просто включаешь галочку «показывать социокнопки», и социокнопки есть;
  • ссылки на популярные заметки блога под постами (как у меня в блоге уже давно);
  • подсветка синтаксиса кода с помощью «Хайлайта» Ивана Сагалаева (нужно завернуть код в тег <code></code>, и всё сработает само);
  • простая поддержка ретины: в заметках все картинки с названиями, заканчивающимися на @2x, будут вставляться уменьшенными вдвое (то есть если есть фотка 1536 на 1024, а файл называется photo@2x.jpg, то в ХТМЛ-коде будет img width="768" height="512"; чтобы сработало, размеры картинки должны быть чётными);
  • из поля названия заметки в поле текста теперь можно перейти просто энтером, как в почте — мелочь, а очень приятно;
  • кнопка Выход переехала подвал экрана Настройки; теперь в правом верхнем углу просто шестерёнка висит, очень аккуратно смотрится;
  • более внятные и систематизированные сообщения об ошибках в случае некорректных прав файлов на сервере — теперь движок чётко объяснит, каким файлам какие права надо поставить, если обнаружит, что у вас непорядок;
  • много разных оптимизаций (у кого много десятков черновиков — они перестанут тормозить);
  • защита от подбора пароля перебором вернулась;
  • причёсаны встроенные темы оформления (добавились всякие радости типа затухания ссылок при расховере).

Что исправилось с беты:

  • бесконечные редиректы в некоторых ситуациях у тех, у кого нет мод-реврайта;
  • глюки с недоступность базы данных (см., правда, ниже);
  • слетание выбранной темы оформления в момент обновления;
  • невнятное сообщение «Пожалуйста, дайте права на запись:» без дальнейшего текста при установке с нуля;
  • в некоторых местах оставались шорт-опен-теги, убрал;
  • при смене языка в паре мест могло оставаться что-то на предыдущем языке;
  • в дистрибутиве больше нет смущавшего всех файла htaccess, он живёт под именем /system/default/defaut.htaccess и чуть более умно работает (см. подробности драмы);
  • если имя файла с картинкой начинается с дефиса, оно больше не пытается быть элементом списка;
  • при загрузке картинок редактор теперь чуть лучше старается не перепутать их и поставить в правильном порядке (как это надёжно полечить я не знаю — иногда браузер сам считает, что файлы ему дали не в том порядке, в каком их видно в Файндере);
  • некие баги при работе на порту, отличном от 80.

Нюанс: после обновления с беты у вас может опять слететь доступ к базе данных — тогда надо пойти в настройку и заново ввести пароль от неё, и всё заработает.

Заодно:

  • появилась поддержка ССЛ;
  • при смене пароля теперь на всякий случай спрашиваю старый пароль;
  • после выхода автора редирект на главную;
  • Джейквери обновлено до 1.11.1;
  • Фоторама обновлена до 4.5.1.

Ещё Артём Поликарпов снял видос про использование Фоторамы в 2.4 и рассказал, как её настроить по-своему, не влезая в недра Е2.

Документацию скоро обновлю.

Бейдевинд

С ума сойти: оказывается, парусное судно может плыть против ветра!

Откуда-то я слышал некий звон на тему того, что, если ветер тебе не попутный, то ты можешь плыть по такой зигзагообразной траектории (что-то там про «ходить галсами») и таким образом всё равно приплыть куда надо. Хрен знает, чё-то тут не то, — думал я.

Я раньше не задумывался и полагал, что парус — это просто фигня, в которую дует ветер и, таким образом, толкает лодку. Казалось логичным, что если ветер попутный, то ты плывёшь, не зная забот, а если ветер полупопутный-полубоковой, то хотя бы часть вектора силы ветра направлена куда тебе надо, и поэтому ты всё ещё кое-как плывёшь. Если же ветер боковой или, тем более, хотя бы частично встречный, то ты, как я представлял, ждёшь, свернув паруса, чтобы тебя хотя бы не так сильно отбрасывало назад.

Интересно, как я вообще жил с этими представлениями в голове, и при этом меня никак не смущало, что люди под парусами ходили как-то по всему свету (ну, почти по всему свету) задолго до изобретения парохода?

Счастливое стечение обстоятельств заставило начать разбираться.

Главное открытие — это смысл и принцип работы парусов. Оказывается, парус на корабле — аналог крыла на самолёте. Там даже терминология какая-то авиационная применяется (типа «угол атаки»). Сила, заставляющая лодку двигаться — это, в первую очередь, не прямое давление ветра на парус, а «подъёмная сила крыла», возникающая из-за разности скоростей воздушных потоков по разные стороны паруса.

Это означает, например, что плыть с попутным ветром, вопреки всяким интуитивным догадкам, не оптимально. Воздух по обе стороны паруса движется хаотично. Если парусов несколько, то первый встретившийся ветру парус берёт весь удар на себя, а перед ним возникает турбулентность, которая бестолку трепет следующий парус (у всех этих явлений есть умные названия). Картинка, которая всё объясняет:

Плыть с попутным ветром не оптимально

Совсем другое дело, когда ветер плавно скользит вокруг парусов. В этом случае часть тяги создаётся непосредственно давлением ветра на парус, но большое значение приобретает подъёмная сила крыла. На этой картинке лодка плывёт почти что перпендикулярно ветру:

Лодка плывёт почти что перпендикулярно ветру

Получается, что даже если цель прямо по направлению ветра, часто оказывается быстрее плыть зигзагом, а не строго прямо. То, что часть силы, действующей на парус, толкает лодку вбок — не беда, ведь у лодки ещё есть руль.

Самая взрывающая мозг вещь — это бейдевинд, когда лодка плывёт под углом меньше 90° против ветра. Оказывается, можно даже под 30° плыть! Здесь остаётся только подъёмная сила крыла:

Лодка плывёт под углом меньше 90° против ветра

В жизни это выглядит примерно так:

Поскольку прямо против ветра лодка плыть не может, а под небольшим углом — может, то получается, что против ветра тоже можно плыть зигзагом, время от времени менять сторону. Это вот и есть «идти галсами» или «лавировать».

Ну я может что-то неправильно рассказал, вы сразу меня не мочите, я просто только прочитал про всё это, и очень захотелось поделиться. По опыту знаю, что когда я в этом хорошо разберусь, всё станет настолько очевидно, что вломак будет пост писать, да и ощущение открытия пройдёт.

Картинки из книги Fast Track to Sailing, которую посоветовал Артём Горбунов. Надо сказать, читать про всю эту хрень по-английски — жесть та ещё. Попробуйте вот: «Though backing the jib is the fastest and surest method of falling off onto the desired tack, there are other ways». Или вот: «The boom rises up in the air unless held down by a boom vang, and the wind fills the other side of the sail and causes an accidental jibe». Засада в том, что при переводе на русский легче не становится. Хотя стаксель от транца я уже уверенно отличаю.

Эх, всё-таки даже когда все стрелочки нарисованы, подозрение, что чё-то тут не то, остаётся. Прям такое чувство, будто тебе вечный двигатель впарили.

Обложка лондонской схемы: май 2014

Раз в полгода «Транспорт-фор-Лондон» переиздаёт карманную схему метро (её бесплатно можно взять на любой станции). Каждый раз обложка новая, я даже как-то писал про выставку обложек на станции «Черинг-кросс». Алексей Блинов поделился в твиттере свежей версией:

Дырочки нарисованы.

Запястье, лодыжка и ключица

В детстве меня глубоко возмущало, что запястье, которое, как кажется, должно быть где-то за пяткой, на самом деле — на руке, а лодыжка, которая так созвучна с ладошкой, — наоборот, на ноге. Собственно, так и запоминал, что всё наоборот; это помогало не путать слова. Однако в какой-то момент я узнал ещё и о существовании ключицы.

Зерулс 2.0 для Ай-ОСа

Четыре года назад, весной 2010-го, открылся сайт therules.ru с наиболее удобно огранизованными официальными правилами русского языка. Почти с самого начала сайт хорошо работал на айфонах и айпадах, умно подстраиваясь под размер экрана ещё до тотального промывания мозгов респонсив-дизайном.

Тем не менее к концу 2010-го года мы с Шуриком Бабаевым сделали версию для Айфона, которая получила многочисленные пятизвёздочные отзывы. Помимо того, что нативный интерфейс лучше веба, кайф был ещё в том, что программа работала без интернета. Год назад мы выпустили ещё и прекрасную версию для Айпада, в которую вложили труда чуть ли не больше, чем в версию для айфона.

К сожалению, осенью 2013-го года Эплы удалили разработческий акаунт Шурика без объяснения причин, и оба приложения исчезли с прилавков апстора. Многочисленные попытки связаться с ними и выяснить, что же случилось, не дали результата.

Поразводив руками, мы решили сделать новый Зерулс:

Зерулс 2.0 для Ай-ОСа

Осенью-зимой мы были заняты Ангстремом, поэтому уделить достаточно времени Зерулсу не могли, но сейчас он, наконец, готов.

С новой версией у нас возникла серьёзная проблема: поскольку с точки зрения Эпла это новое приложение, а не новая версия старого, то те, кто когда-то купил Зерулс, не смогут обновиться на новый, им придётся покупать его заново. При этом мы очень благодарны нашим старым покупателям, и ставить их перед необходимостью платить заново было бы полным мудачеством с нашей стороны. К сожалению, мы никак не можем отличить тех, кто уже покупал старую версию о тех, кто не покупал никакую. Поэтому у нас было только два варианта: или сделать программу платной для всех, или бесплатной для всех.

Мы придумали такой ход: сделать программу бесплатной на первые три дня, чтобы те, у кого была старая версия, смогли скачать её бесплатно. Если в это окно пролезут и новички — добро пожаловать!

Вы нам очень поможете наверстать упущенное, если оставите отзывы в сторе или расскажете о приложении в своих блогах и твиттерах.

Через три дня Зерулс для Ай-ОСа снова станет платным. Но тут есть ещё одна радость для пользователей: теперь приложение универсальное, не придётся покупать отдельно для Айфона и Айпада. Если же вы хотите как-то монетарно нас отблагодарить сейчас, пока программа бесплатная, то можете купить полный набор юнитов в Ангстреме.

Надеюсь, Эплы не грохнут приложение во второй раз! Наслаждайтесь и пишите грамотно.

Книга Влада Головача «Культура дизайна»

Прочитал книгу Влада Головача «Культура дизайна».

Книга очень короткая, и в целом из неё мало чего можно узнать, кроме главного: «Ёлки, я оказывается так мало что знаю». Это даёт заряд на то, чтобы почитать что-нибудь ещё.

Уже после того, как прочитал книгу, узнал с сайта, что, оказывается, читать её надо было, глядя таймлайн на этом сайте. В общем-то рад, что не заметил этой фигни сразу, потому что если бы заметил, читать бы не стал: читать книгу, поглядывая в браузер — удовольствие ниже среднего; читать же зная, что читаешь её не так, как «надо» — вроде как тоже не комильфо. Почему нельзя было сделать этот таймлайм частью книги, а не трудноуправляемым контролом в подвале сайта — непонятно.

Несколько милых цитат без привязки к смыслу:

«Этот вид дизайна существовал во всем многообразии с того момента, когда усложнение устройства общества потребовало от верховных вождей отказываться от личного комфорта ради демонстрации своего статуса»

«В следующий раз, когда прочтёте о том, что некий миллиардер носит часы за 30 $, не верьте в его демократичность и простоту — это всего лишь значит, что он достиг уровня известности/влиятельности, при котором он уже может перестать оскорблять свою жадность ношением дурацких часов»

«Сейчас трудно представить скорость улучшения жизни в XX веке. Глядя на благополучные Америку и западную часть Европы, трудно поверить, что это благополучие не сильно старше полувека»

«Надо полагать, что структурно для Samsung всё равно, какие корпуса делать — у них есть ресурсы, чтобы делать любые. Другой разговор, что корейцы, не будучи носителями западной культуры, отстали на несколько десятилетий. Они никак не могут понять, зачем им делать металл»

«Органическая еда, например, стоит дороже неорганической, что делает её не только недоступной пролетариату, но и особенно вкусной»

Почитайте на выходных, лишним не будет.

Одна только вещь не давала мне покоя по ходу чтения. Влад всю книгу в фоновом режиме хвалит социализм:

«Идеология социализма научила общество думать, что даже низшие классы имеют право на благоденствие. Сейчас это кажется естественным, но ещё 200 лет назад мысль о том, что помещик, фабрикант или владелец собственности может проявлять заботу о работниках не только битьём их по головам, была совсем не очевидна как для высших классов (бивших по головам), так и для классов низших (которых били, и которые, в целом, считали это уместным и правильным)»

«Либертарианцы так и не смогли привыкнуть к мысли: чтобы некто заработал деньги, кто-то, у кого они есть, должен их потратить. Несмотря на либертарианскую пропаганду, мнение, что желательно благосостояние всех граждан, а не только некоторых, стало доминирующим. Без социализма (и это доказывает его важность) этот принцип так бы и остался моральной установкой, не подтвердившись практикой»

«Например, теперешний бум инфографики сто лет назад был совершенно немыслим. Во-первых, потому, что все, кто мог осознавать информацию, были достаточно образованы, чтобы понять её и не в инфографической форме. Во-вторых, потому, что никто не волновался из-за того, что сырое, неинфографическое представление воспринимается медленнее — спешка серьёзному человеку того времени была совершенно неприлична (это пролы спешат и суетятся). Сейчас это звучит немного дико, но только потому, что мы не такие, какими были люди тогда и живём совсем в другом обществе. Этой трансформацией мы обязаны социалистическому мировоззрению»

«Социалисты придумали, как сделать товары и дешёвыми, и доброкачественными»

Придумали, но решили не делать? У меня от этого всего когнитивный диссонанс, потому что такое ощущение, что социализмом Влад тут называет что-то совсем не то, что им является. Всё выглядит так, будто все, кто придумал что-то хорошее — это социалисты, ну и тогда выходит, что социалисты — это хорошо. Собственно, именно этой концепцией и пользуются сами социалисты, но они-то хотя бы сами отдают себе отчёт в том, что это такой спецфуфел, чтобы обмануть пролетариат и заставить его воевать за сохранение твоей власти.

Чтобы составить всестороннее представление о социализме, рекомендую прочитать книгу Михаила Восленского «Номенклатура».

Ранее Ctrl + ↓