Метро и действительность
Лебедев как-то сетовал на то, что метро в Киеве превращено в рекламный носитель. Правда, на фото довольно печальная действительность:

Но реклама ли в этом виновата? Русское метро строят люди, не понимающие, чем храм и музей отличаются от объекта, предназначенного для ежедневного утилитарного использования (уж простите за это словосочетание) миллионами людей. Да, в Москве метро в некоторых местах пока не заклеили рекламой. Зато там висит вот такая хренотень:

Эта тупейшая и уродливейшая конструкция, которую нужно читать справа налево, портит дизайн любой станции. Но не только потому, что она страшна как смерть, а ещё и потому, что архитекторы, которые придумывают дизайн станций, не думают о том, что там будут вешать указатели, схемы или, тем более, экран про поезд до станции Международной. Вдумайтесь: навигация, которая является единственным смыслом существования метро, смотрится в нём чужеродной и лишней.
Расстраиваться, что метро превращено в рекламный носитель — это всё равно, что расстраиваться, что дизайн сайта испортили контентом. Станции должны быть такими, чтобы там можно было размещать и схемы, и рекламу, потому что это неотъемлемая часть жизни метро и вообще современного города.
Вот так выглядит платформа лондонской станции Оксфорд-сёркус, где только что оборвали старую рекламу, но ещё не успели повесить новую:

На станции нет фресок, мозаик, колонн, статуй и прочей чуши, а верх вообще без отделки, но она прекрасна: она знает, для чего её построили и как ей пользуются люди. Справа название станции повторяется вдоль всей платформы над стеной, на которой развешаны схемы, информация о реконструкциях и прочее. А вдоль стены слева, смотрите, узкие полосы с названием станции чередуются с широченными зонами для рекламы. И ничего страшного; не так много мне встречалось в мире мест, где можно получить большее эстетическое удовольствие, чем в лондонском метро.
Нужно архитекторам уже очнуться, и начать делать нормальные станции.

Но реклама ли в этом виновата? Русское метро строят люди, не понимающие, чем храм и музей отличаются от объекта, предназначенного для ежедневного утилитарного использования (уж простите за это словосочетание) миллионами людей. Да, в Москве метро в некоторых местах пока не заклеили рекламой. Зато там висит вот такая хренотень:

Эта тупейшая и уродливейшая конструкция, которую нужно читать справа налево, портит дизайн любой станции. Но не только потому, что она страшна как смерть, а ещё и потому, что архитекторы, которые придумывают дизайн станций, не думают о том, что там будут вешать указатели, схемы или, тем более, экран про поезд до станции Международной. Вдумайтесь: навигация, которая является единственным смыслом существования метро, смотрится в нём чужеродной и лишней.
Расстраиваться, что метро превращено в рекламный носитель — это всё равно, что расстраиваться, что дизайн сайта испортили контентом. Станции должны быть такими, чтобы там можно было размещать и схемы, и рекламу, потому что это неотъемлемая часть жизни метро и вообще современного города.
Вот так выглядит платформа лондонской станции Оксфорд-сёркус, где только что оборвали старую рекламу, но ещё не успели повесить новую:

На станции нет фресок, мозаик, колонн, статуй и прочей чуши, а верх вообще без отделки, но она прекрасна: она знает, для чего её построили и как ей пользуются люди. Справа название станции повторяется вдоль всей платформы над стеной, на которой развешаны схемы, информация о реконструкциях и прочее. А вдоль стены слева, смотрите, узкие полосы с названием станции чередуются с широченными зонами для рекламы. И ничего страшного; не так много мне встречалось в мире мест, где можно получить большее эстетическое удовольствие, чем в лондонском метро.
Нужно архитекторам уже очнуться, и начать делать нормальные станции.
Ну, и, насколько я знаю, что в Киеве (откуда я сам родом), что в Москве, новые станции (последние лет 15-20) уже не такие помпезные.
Всё таки на киевских станциях метро находиться приятно, даже не смотря на нынешнею «завешенность» рекламой. Дизайн навигационных указателей поправить легче, чем перестроить метро ;-)
И самое ужасное, когда реклама превращается в то, что мы видим на вашей фотке из Лондона. Это кошмар. Это так же противно, как плохая работа мусорщиков, которые после сброса контейнера оставили после себя вонючую кучу. Понятно, что на следующий день кошмар уберут, но это дерьмо уже у тебя в голове. Его можно уже даже не убирать.
Т. е. в месяц доход всего 60 млн. гривен, а если сократить скидки на проездных, то всего 6 миллионов $.
Я думаю, что при отсутствии коррупции реклама в месяц может давать сравнимый доход.
Т. е. в нормальных условиях есть выбор: платить в полтора-два раза больше и не иметь рекламу, или иметь?
Но это конечно подсчеты не для наших коррупционеров...
Плюс, если учесть, что в России пасмурных дней очень много, то спускаться в «серое» метро каждый день будет тяжеловато.
Единственным смыслом существования метро является, конечно, не навигация, а быстрое и удобное перемещение из точки А в точку Б.
Если забыл потыриться на входе на схему, то все, надо заскакивать в вагон и смотреть как лучше проехать на нужную станцию. Какая такая проблема повесить хотя бы в одном месте на пероне эту схему?
Я в детстве удивлялся почему в московском или питерском метро нельзя нигде поесть и совсем нет туалетов. Про туалеты меня просветили, а про еду не поняли: «Метро же!». Наше метро — это пунктик, которым можно «уделать америкосов», через строчку после гагарина. Поэтому мысль что наше сакральное должно встраиваться (а то и подстраиваться) под реальность кощунственна. Магомет не пойдет к горе :) Может дело и не в архитекторах? Может в заказчиках и пользователях, которые готовы потерпеть ради святого дела?
В Мадриде метро не завешано рекламой. Там тесноватые переходы-выходы и поезда. Но станций много и они удобные. Некоторые 2-3 уровневые, чтобы можно было не выходя на улицу подняться на перроны автовокзала (-2 этажа), парковки и платформы трамваев (или что-то на них похожего) или пересесть на другую ветку. Переходы и перроны «отделаны» в основном голым бетоном или дибондом. Наверное поэтому про мадридское метро мало кто пишет статьи и не издают книжек с фотографиями. Им просто пользуются. Удобный, незаметный интерфейс.
После распада совка был долгий застой, а после этого новые станции хуячат уже относительно адекватно. Фиолетовая ветка в Питере тому доказательство. А на реконструкцию старых ни у кого конечно денег «нет».
И кстати, совершенно не понятно, как предлагается сравнивать станции московского и лондонского метро. По фоткам? Но на станциях совершенно по-разному организованна система переходов, разный пассажиропоток, разные поезда приезжают на эти станции, ну и самое главное это время ожидания поезда. 10-15 минут против максимум 3-х минут в московском метро.
А даже если возможно их сравнивать, то по моему скромному мнению, новые станции за пояс заткнут примитивную Оксфорд-сёркус. Как писал один умный человек: простота ≠ примитивность.
То что в четвёртом айфоне дисплей Ретина — это все знают, потому что об этом все пишут. А то что на новых станциях ММ рисунок пола стали делать таким, чтобы поворот был заранее виден — про это никто не пишет. Я не говорю про форму потолка, которая явно на всех новых станциях рассчитана на уменьшение грохота. Про то что рельсы на станциях на резинки кое-где кладут — про это изредка пишут, а про потолок вообще не пишут. Рекомендую посетить новые станции.
А старые станции обновлять надо, это да. Раздражает, что в переходах указатели жёлтой линии кое-где оранжевые, а фиолетовой линии — красные. Как иностранцы в этом метро ориентируются, я вообще не понимаю.
Слышал, что, якобы, это было сделано для улучшения уныло-депрессивного состояния пассажиров :)