Что послушать — 76

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Основа. Большой выпуск про слова. Классный выпуск, из которого я узнал, что диплом значит «сложенный вдвое».
  2. Нейролинк в гостях у Лекса Фридмана. Это почти 9-часовой (да) выпуск подкаста, где в Лекс по очереди разговаривает с разными участниками нейролинка от Илона Маска до Ноланда Арбо. Особенно интересно было про интерфейс и про мировоззрение Ноланда, который одновременно и первый человек с имплантом Нейролинка в мозгу, и очень верующий человек.
  3. Россия никогда не будет сверхдержавой. Демограф о демографии.
  4. Why 40 Hours is Enough. Выступление Джейсона Фрида.
  5. ATP 607: The Structure and Vibe of a Podcast В этом выпуске любимого подкаста АТП ребята тестируют нейросеть, которая генерирует подкасты. Они просят её сгенерировать подкаст про статью Джона Сиракьюсы о проблеме копирайта в эпоху ИИ. С одной стороны, получается совершенно невероятно правдоподобно. С другой, получается максимально похоже на те самые «профессиональные подкасты», которые я не понимаю, как люди слушают по собственной воле. Начало в 1:31:06.

В «Телемосте» всегда в гостях

Один из клиентов любит проводить встречи через Яндекс-телемост. Это удивительная программа, где нет горячих клавиш для включения и выключения звука и видео (или они засекречены), но самое волшебное — программа не в состоянии запомнить, как меня зовут. Каждый раз она предлагает мне назваться Guest, а я должен ввести имя заново. Хотя возможность сохранить в файл то, что указал пользователь, доступна на компьютерах дольше, чем я живу. Где-то с третьей встречи я уже остался Гестом навсегда, потому что ну нельзя же так.

Макет в размер

В мире полиграфии кроме Корела есть ещё одна дикость — это так называемые «макеты в размер». Делаешь ты, например, макет листовки A4, соответственно, задаёшь размер холста 210×297. Рисуешь, сохраняешь, отдаёшь. Тебе говорят: «Пришлите макет в размер».

Дело в том, что у тебя размер, например, был указан в пикселях, а при сохранении в миллиметры они перевелись по неведомой формуле, и поэтому в файле где-то в метаданных указано, что он, допустим, 74,1×104,7 мм. И кому-то по необъяснимой причине до этого есть дело!

Я, честно говоря, даже не знаю, где печатники это смотрят, и почему им не наплевать, что там написано. Какая разница, что там за цифры? Макет векторный, пропорция правильная, чё вам ещё надо? О размере договаривались, когда вы счёт выставляли. Можно подумать, если я в файле пропишу 297×420 миллиметров, вы за те же деньги напечатаете мне на А3! Нет ведь.

Понятно, что если бы я делал в Иллюстраторе, я бы мог выбрать там миллиметры, но, например, в Фигме вообще такого нет. Так что мне теперь, использовать неудобный инструмент из позапрошлой жизни просто чтобы в метаданных вы увидели цифры, которые вы и так знаете?

Код региона

Одна из вещей, которые взрывают мне мозг — это код региона на российских номерах.

На советских номерах были буквы: в Челябинске было ЧБ, потом ЧВ и вроде даже ЧГ, но это я могу уже выдумывать. Так или иначе эти буквы имели какое-то отношение к названию.

Потом придумали новый формат номеров — видимо ёмкости старых номеров перестало хватать. Вместо букв придумали бессмысленные коды регионов. Зачем, почему? Причём регионы как-то расположили примерно по алфавиту, но не совсем, а Москву и Санкт-Петербург поставили примерно в конец списка, но не совсем, с кодами 77 и 78. Код 99 отдали Байконуру.

Ну и придумали эту систему так, что уже через несколько лет номеров для Москвы перестало хватать, и Москва захватила коды 97 и 99 (пофиг на Байконур), а потом и 197, и 199, а сейчас этих кодов в Москве столько, что никто их полного перечня не знает.

Челябинской области 74-го региона хватило, может, лет на десять, потом появился 174, а щас и 774. Почему после 1XX вводят 7XX? Потому что 7 влезает легче, чем другие цифры! Реально, код региона выбирают исходя из того, какая цифра занимает меньше места, поэтому в Москве бывает и 799, и 797, и 977.

Это классический пример ситуации, которая в интернете называется you had one job. Людям надо было придумать новый стандарт номеров, которого бы хватило на дольше, а его хватило на меньше, и при этом в его частях нет никакого смысла.

Если код региона в принципе хоть для чего-то нужен, то у каждого региона он должен быть ровно один, а нужная номерная ёмкость должна обеспечиваться другими средствами.

Бахилы

Везде, где нужно надевать бахилы, я вместо этого просто снимаю обувь, потому что носить бахилы в сто раз противнее, чем просто пройти в носках по полу.

См. также «Фак зонту».

Глагол понятнее

Недавно в связи с появлением Game Mode мы обсуждали проблемы режимов.

Есть общеинтерфейсное знание, что модальность (то есть «режимность») — зло. Суть режима в том, что он изменяет поведение привычных элементов управления. Из-за этого страдает предсказуемость и надёжность: ты вроде делаешь всё как обычно, а система работает иначе. Оказывается, там другой режим. Про это подробно написано у меня в книге.

Но помимо этой проблемы есть ещё чисто лингвистическая: режимы часто называются существительными. Например, отключение экрана у часов называется «режимом кино». А в обсуждении фототерминологии мы выяснили, что функция «Никогда не пересвечивать» может вдруг называться Highlight exposure mode. Функция «если блин я нажал кнопку фоткать, то надо фоткать!» называется Release priority. В машинах тоже дурдом: функция «соблюдать дистанцию автоматически» называется Adaptive cruise control.

Когда человек хочет, чтобы что-то как-то работало, он думает об этом глаголами: выключить экран, не пересвечивать, фотографировать по команде несмотря ни на что, притормаживать за другой машиной. Чтобы понять, что определённый паттерн действия называется существительным, в голове приходится проделывать некую работу.

Глагол — понятнее. Многие модальные интерфейсы выиграли бы от простого переименования режимов с использованием глаголов. Название Do not disturb — хорошее, а Silent mode — хуже. Кстати, это два разных независимых режима, что совершенно не укладывается у меня в голове.

Думаем дальше № 26 «Отборные фотоны попадают в твою камеру» с Димой Бирманом

С Димой Бирманом говорим про чудеса цифровой фотографии: Лейка против Айфона, цифровой зум, режимы работы автофокуса, бардак в терминологии, нейрообработка и  криптосертификация против фейков.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Гугль-подкасты · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Кто такой Димочка
2:28 Победят ли Айфоны полноценные камеры
3:59 Есть ли хоть какой-то смысл в цифровом зуме на Айфоне
12:12 В чём смысл 48-мегапиксельной камеры Айфона, которая как бы и 12-мегапиксельная тоже
15:55 Оптики Айфона хватит на 100 мегапикселей, а потом дифракция всё испортит
19:11 Фотки на фотоаппарат выглядят круче. В чём дело? Обсуждаем разрешение, резкость, контраст, блуминг, портретный режим и идею обучить нейросеть приводить айфонные фотки к «взрослому» виду
31:12 Что, если взять взрослую оптику и Эпл-математику
34:58 Функция «Никогда не пересвечивать» и почему нельзя нормально её назвать в меню
37:04 Физические крутилки и электронный затвор. Настоящий затвор «защищает тебя от фотонов на 100%»
40:54 Глобал-шаттер и роллинг-шаттер
43:54 Почему в Айфоне нет роллинг-шаттера: он читает матрицу очень быстро, а ещё видит, что свет меняется по синусоиде
46:20 Фоткание мигающего света и светодиодов
49:31 Фокусировка, компромиссность режимов AFS и AFC, переворот смысла при бёрсте и как должно быть
59:16 Почему терминология такая запутанная и почему в плёнке 36 кадров
1:03:31 Если назвать всё понятно, люди пойдут на баррикады. Обсуждаем альтернативный мир понятной терминологии
1:10:24 Нейровыдумывание фотографий: плюсы и минусы. Самсунг дорисовывает Луну
1:15:26 Как отслеживать фейки. Криптосертификация истинности фотографий в метаданных

Фрагменты интерфейсного курса

За те три года, что мой интерфейсный курс идёт в онлайне, я выложил уже полторы сотни фрагментов с наших семинаров. Они уже сами представляют собой неплохую базу материала, правда, не очень структурированного. Пришло время навести хотя бы немного порядка.

Разобрал 150 фрагментов.

Сборная солянка:

Почти самостоятельные лекции:

Метод:

Формы:

См. также тег: веб-формы

Элементы интерфейса:

Интерфейс:

Таблицы:

См. также тег: таблицы

Графики, диаграммы, инфографика:

Редактура в дизайне:

Вёрстка:

Эстетика:

Ход:

Бизнесовое и продуктовое:

Инструмент:

Работа над дизайном и подача:

Разное интересное:

Потом разберу ещё. А вы пока приходите на следующий курс, который пройдёт 12 октября — 10 ноября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ранее Ctrl + ↓