Чё она бесится

Наблюдаю картину в кофейне. Бариста, очевидно ужасно уставшая, убирается за баром, протирает всякие полки и т. д. Парень, клиент, видя это, начинает приговаривать что-то в духе «Ты справишься, я знаю, ты справишься». Она говорит: «Не смешно». Парень, обращаясь к другой баристе: «Чё она бесится? А? Чё она бесится?».

Иногда достаточно нескольких секунд, чтобы понять, что с человеком не стоит иметь в жизни абсолютно никаких дел.

Вытащить информацию из-за вопросика

Допустим, вы сделали интерфейс и какое-то объяснение спрятали за вопросик:

Вытащите информацию из-за вопросика, пожалуйста, и напишите её прямо тут.

Каждый раз, когда я об этом прошу, дизайнер сначала возражает, что типа тут будет перегруз, и вообще туда нажмут только те, кому интересно. И каждый раз, когда начинаем обсуждать, что именно там прячется, выясняется, что можно вытащить наружу без проблем. Я занимаюсь интерфейсами лет двадцать, и буквально ни одного раза не сталкивался с ситуацией, когда вопросик был бы хорошим решением. Так что рекомендую просто как механический принцип: увидели вопросик — убрали к чёртям.

Невошедшее в лекцию «Кликабельность»

В 2025 году в мой курс «Пользовательский интерфейс и представление информации» добавилась новая лекция «Кликабельность». Некоторые вещи я вырезал из неё при монтаже, чтобы она не была безумно длинной. В этом видео — нарезка такого невошедшнего:

Подробнее об обновлении лекций — на сайте бюро.

Думаем дальше № 34 — «Раньше вообще без штанов бегали» с Женей Арутюновым

С Женей Арутюновым обсуждаем похвалу дизайнерам и как стать дизайнером.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Женя солидарен с Марком из прошлого выпуска, что людей надо хвалить. Положительная оценка как манипуляция
5:50 Илья не «ругает», но безапеляционен
8:28 Игра в «Делай как говорят» и преамбула на курсе Ильи
13:45 Откуда взялась школа «нехвальбы»
18:40 Что делать, если дизайнер принёс говно
23:30 Не авторитарность, но взаимоуважение. Принцип «Не игнорить»
26:14 Участники курса Ильи хвалят обратную связь
28:08 Как стать дизайнером
35:50 Ценность программы в школе бюро
40:30 Как развивать изображение объектов?
45:13 Что значат Женины абстрактные картинки из лекций и книг
54:18 Визуальный язык, культурный поиск и цена семиотического исследования
1:00:15 Откуда узнать больше про исследования
1:05:22 Зачем знать печатное дело и как ограничения формируют эстетику
1:13:36 Про трактат Берлиоза и книгу Мюллера-Брокмана

На интерфейсном курсе: как быть с пустой лепёшкой

Обсуждаем интерфейс заказа кастомной пиццы. Формально логичное описание «Только наш соус» создаёт впечатление, что вместо пиццы пришлют лепешку. А картинка из двух разных половинок вносит путаницу несоответствием с выбором ниже. Как сделать изначальное состояние, когда на лепёшку не добавлено ни одного ингредиента? Смотрим на пример из лекции «Взгляд новичка». 3 минутки:

Это фрагмент № 166 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 января 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 1—30 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Думаем дальше № 33 — «Они висели на инфососах» c Марком Родионовым

С Марком Родионовым обсуждаем транспортные схемы, их и не их исследования, а также как быть добрым и поддерживающим арт-директором.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Исследование схемы метро на айтрекере
7:19 Московская схема метро усложнилась, а Студия приняла принцип «Один кружок — одно название»
11:35 Дальше про исследование схемы
16:06 Схемы и другие способы ориентации на наземном транспорте
21:21 Пользоваться схемами нужно учиться в школе. Йо Каминагаи про японский опыт
24:36 Дизайнерское внимание транспортной навигации в России: чудеса в Москве и Челябинске
28:23 Навигация по направлениям в метро: север-юг, центр-изцентр, конечные
31:56 Навигация в выходах из метро на разные стороны одной улицы: номера домов
35:03 Стороны света хорошо, но к ним надо приучить
37:17 Исследования как способ управлять плохими дизайнерами, исследования звука и как Марк подвергает исследования скепсису
42:22 Обсуждаем навигацию для поставщиков Вайлдберрис
48:57 Размещение знаков и управление потоками. Зачем маршрут в Икее зигзагообразный
53:13 Марк говорит, что дизайнерам важна позитивная обратная связь арт-директора
1:05:45 Практика: как похвалить дизайнера
1:14:01 Илья всё не врубается, а Марк объясняет
1:20:24 Когда Илья хвалит дизайнеров и идея «передачи власти»

Книга «Дизайн транспортных схем»

Потыкать в интерфейс автомобиля онлайн

Я давно жалуюсь, что все сайты автомобилей — ужасны. Из них ничего нельзя понять. Начиная с того, что в интернете нереально даже найти подробную спецификацию. Если очень повезёт, будет бесконечный список пунктов типа «Интеллектуальная система управления бардачком», но нигде не будет объяснено, что конкретно и как она делает.

С одной стороны, не исключено, что это всё специально, чтобы человек в любом случае ехал в салон, и его там уже окучивали. Но с другой стороны, мы знаем, что не нужно объяснять злым умыслом то, что легко объясняется глупостью.

Короче, мне пришла в голову такая идея. У современных машин значительная часть элементов управления находятся на экране. Уж настройка-то всяких систем точно делается через экран. Почему бы не дать на сайте симулятор этого экрана? Вот прям чтобы я походил по меню, посмотрел, какие там есть параметры. Да, если я изменю оттенок подсветки салона, в моей реальной комнате ничё не изменится, но я хотя бы увижу, что там такое есть.

Без обучения

Парижский Нотр-Дам сгорел из-за интерфейса. Датчик возгорания штатно и вовремя сработал, и сотрудник службы безопасности увидел на экране код: ZDA-110-3-15-1. Это идентификатор конкретного места, где сработал датчик — ценнейшее знание. Однако почти полчаса сотрудник искал, где же горит, потому что не знал, что значит код, а начальник не отвечал на телефон.

По мнению многих людей, дизайн — это что-то поверхностное и необязательное. Если инженеры спроектировали и установили продвинутую систему пожаротушения, зачем звать дизайнера? Зачем тут оформление или украшение? Ладно ещё в продукте для массового потребителя — там надо пустить пыль в глаза и повысить продажи, — но в таком специальном интерфейсе как панель управления системой пожаротушения это точно лишнее?

В заметке «Инструкция против интерфейса» я писал о своём опыте работы с промышленными интерфейсами, где постоянно появляются подобные магические сообщения. Инженеры говорят с пользователями на инженерном языке, а на любые слова о непонятности отвечают примерно одно и то же:
— Сотрудники проходят обучение перед работой, а случайный человек и не должен понимать это.

Это ошибочное мнение. Компании теряют на нём деньги. Начиная с того, что само обучение обходится дорого, и заканчивая тем, что в критический момент оказывается, что сотрудник забыл, чему его там учили.

В случае с Нотр-Дамом цена такого мнения — миллиард долларов.

Я предлагаю принцип «Без обучения». Прям декларировать его как основу для всех принимаемых в дизайне решений. Я прямо отвечаю инженерам:
— Понимаю, но у нас в интерфейсах используется принцип «Без обучения». То есть мы делаем интерфейсы такими, чтобы как раз таки случайный человек мог подойти и выполнять работу. Да, без опыта он будет делать медленнее, но нужно добиться, чтобы он в итоге сделал всё правильно.

В системе пожаротушения необходимо было нарисовать план собора и расставить на нём эти датчики. Каждому датчику кроме кода нужно было поставить в соответствие текстовое описание типа: «левый шкаф за алтарём». При срабатывании датчика на экране должен появляться план с обозначением точки и текстовой подписью, а не набор бессмысленных букв и цифр. И конечно должно быть словами написано, что именно в этой точки произошло: температура выше нормы, задымление или что-то ещё.

Очень важно настроить культуру разработки, чтобы сам этот довод «Сотрудники проходят обучение» не считался валидным. Считайте, что не проходят. Что тогда?

На интерфейсном курсе: крутой интерфейс кассы и крутая его презентация

Обычно я публикую кусочки курса, где я что-то говорю про работы участников или отвечаю на вопросы, но тут я оставил исходную презентацию целиком. Потому что любо-дорого смотреть и слушать! Интерфейс автоматической кассы в супермаркете — очень красивый и с полезной развлекухой в конце. 14 минут:

0:00 Никита рассказывает про свой интерфейс
8:40 Я комментирую

Это фрагмент № 165 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 января 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 1—30 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Что послушать — 80

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Подкастус с Марком Родионовым, который был дизайнером в Студии Лебедева, а стал арт-директором в Сбердивайсах.
  2. Richard Dawkins Teaches Evolution to Religious Students. Добрый Докинз! Вот чё бывает.
  3. Синельников в подкасте «Кто студента» учит, как говорить с работодателями, которые спрашивают про натальную карту.
  4. SNEAKOs Full Therapy Session With HealthyGamerGG. Какой-то неизвестный мне стример общается с психотерапевтом. Он начал разговор с нападок, мол, психотерапия — чушь собачья, лучше помолиться богу и заняться работой. А терапевт аккуратно разбирается, откуда у него это говно в голове. Суперинтересно и хочется поучиться у терапевта просто ведению разговора с такими людьми. Но стримеру всё-таки мини-респект за то, что он хотя бы произнёс в начале слова, что допускает, что неправ.
  5. Дебаты Мэтт Диллаханти c Крисом Кнехтле про религию. После прошлого выпуска «Что послушать», где были аналогичные дебаты с Джорданом Питерсоном, мне посоветовали это, и я не пожалел. Крис отвратительный и злой тип — отличная иллюстрация того, что вера делает плохого человека только хуже. А Мэтт классный.
Ранее Ctrl + ↓