Подписка на блог

В Телеграме помимо ссылок на заметки делюсь околодизайнерскими наблюдениями.

В Твиттере помимо ссылок на заметки пишу всякую чушь.

В Тумблере и Же-же есть автоматические трансляции. Если не работает, напишите мне: ilyabirman@ilyabirman.ru.

По РСС и Джейсон-фиду трансляции для автоматических читалок

Блог

Из недавнего:  Текст поверх фотографии   ·  Дизайн беджа для Сейви  ·  Фактоиды должны отличаться от товаров  ·  Вертикальные отступы заголовков  ·  Девальвация техно  ·  Навигация по сторонам света в московском метро  ·  Секрет дизайнерских правил  ·  Вселенная знает  ·  Сила


Наличные

Не понимаю, почему люди вокруг всё время платят наличными.

Во-первых, я даже не понимаю, откуда наличные берутся у них изначально.

Во-вторых, оплата наличными — это целая вечность. Когда они лезут в карман за кошельком, ещё остаётся надежда, что просто в нём карточка лежит. Но потом они достают тысячу, а их еда стоит 215, и всё.

— Пять рублей посмотрите или, может быть, пятнадцать?

И они начинают посматривать. В кошельке нет, но может в других карманах? Где-то были пятаки.

Поднеси телефон к терминалу и забирай свой поднос с едой, чувак, тупить будешь за столом.

22 сентября   жизнь

Аудио по четвергам: «Сильная эмоция»

Когда в пситрансе народ отошёл от корней и начал делать сладкую вату, Гиперсоник обнаглел и выпустил альбом в десять раз более сладкой ваты, чем уже и так было стыдно, и получилось офигенно. Любимый трек:

Hypersonic: Charged Emotion

В первой половине всё просто весело, но в 3:40 веселье приобретает уже нездоровое звучание. Как будто кто-то на почве непрерывных развлечений с катушек съехал. Структура крутая.

Видео по вторникам: морской таймлапс

Красотища:

В субтитрах на 5:07 автор пишет: A small glimple of Singapore on the port side. Поскольку Артём Горбунов когда-то подсунул мне книжку про парусное дело на английском, я знаю, что это значит не «со стороны порта», а слева, по левому борту. А «по правому борту» на корабельном языке — on the starboard side. Такие же термины используются на воздушных судах. Польза их в том, что они однозначно называют борт независимо от того, в каком направлении смотрит говорящий.

Вообще, достаточно провести неделю на лодке, чтобы понять, что умные слова типа «стаксель-шкот» нужны не для понтов, а потому что у людей есть совершенно практическая потребность быть понятыми.

Ещё морские дела:

19 сентября   видео   паруса

Продам сумку Инкейс для 11-дюймового Эйра

Такую, через плечо:

Это суперклёвая и очень любимая сумка, в которую влезает фотик, Макбук-эйр 11˝и много всяких проводочков.

Если у вас эйр, то это просто незаменимая вещь.

Карманчик для Эйра вот (сверху на фото):

Продаю только потому, что перешёл с эйра на прошку. Пишите.

19 сентября  

Страничка про хостед-версию Эгеи

Сделал на сайте Эгеи страничку про хостед-версию (Найтсбридж).

Если вы платите за хостинг только ради Эгеи, то имеет смысл перестать платить хостеру и начать платить мне. Напоминаю тарифы:

Тариф В мес. В год На файлы
Частный 200 ₽ 1900 ₽ 2 ГБ
Корпоративный 2000 ₽ 19 000 ₽ 20 ГБ

Чтобы воспользоваться, оплатите от полугода там на странице. Пропишите A-запись в DNS на адрес 78.155.218.221, чтобы домен стал открывать сайт с нашего сервера. После этого напишите мне.

С тех пор, как я это анонсировал, мы с Глебом навносили разных улучшений и автоматизировали создание новых блогов. Интерфейса для вас пока нет, поэтому вам всё равно нужно написать мне письмо. Но мы теперь быстрее всё развернём.

Чтобы перенести имеющийся блог на Эгее, отредактируйте и сохраните последнюю заметку, чтобы Эгея сделала свежий бекап. Пришлите мне ваши папки /user/ (бекап есть в ней) и /pictures/. Это пока не автоматизировали, поэтому рассчитывайте, что это займёт пару дней.

Если вы бы переехали к нам, «но» — напишите мне, что за «но».

19 сентября   Найтсбридж   Эгея

Телеграм за неделю 11—15 сентября 2017

Пару месяцев назад я переключился в режим нормального ведения своего телеграм-канала. Там не только ссылки на заметки тут, но и всякие наблюдения про дизайн, навигацию и городскую среду. Вот как выглядела прошедшая неделя:

Понедельник, 11 сентября

Илья Страйков показывает невероятно красивую неведомую панель управления:

Смотрите, мы опубликовали карты Московского марафона и других забегов серии:
http://bureau.ru/projects/moscow-marathon/

Обязательно идите смотреть в ведро (кажется, одно из самых длинных на сайте). Начало всегда смотрится особенно страшно:
http://bureau.ru/projects/moscow-marathon/recycled/

И обратите внимание, что это не просто карты, а конструктор и гайдлайны по его использованию, причём гайдлайны клиент нам разрешил опубликовать (ссылка на Гугль-док в конце по первой ссылке). Например, когда мы рисовали карту марафона (в июне), стартовые кластеры должны были ещё выглядеть как-то так:

А в реальности всё изменилось, и сейчас уже выглядит так:

Вторник, 12 сентября

Номер дома можно написать вот так:

Читатель Антон Репушко: «Привет. По поводу номеров домов: так уже делают где-то в России. Не знаю, что за город на фото» —

Ну, не совсем так, конечно. Но тоже можно.

В сегодняшнем совете про транспортные схемы расказываю штуку про планирование маршрутов:
http://bureau.ru/bb/soviet/20170912/

При этом забыл рассказать Александру, что у него прикольное обозначение парков:

Новости веб-дизайна. Эпл осознал, что прокрутка круче карусели, и выпустил нормальную главную страницу:
https://apple.com/

Если отбросить кучу отдельных корявостей, я думаю, что суперважно, что Эплы не стали стесняться выкуса у экрана, а наоборот ведут себя так, будто именно так и должно быть. Причём, слухи-то про выкус были давно, и ясно было, что фон будет залезать в «уши». Например, в погоде это было ожидаемо:

Но вот во всяких таких штуках я не был уверен до презентации:

Сейчас не могу найти, но где-то в ленте был мокап, у которого статусбар весь на чёрном фоне, то есть кажется, что часы и индикаторы живут как бы над экраном.

Это вроде и привычнее выглядит, но довольно тупой компромисс: сделали экран на весь перед, а потом зачем-то используем его так, будто его части нет. Главный эстетический кайф большого экрана именно в ощущении, что весь айфон — экран. Выкус этого ощущения не нарушает совсем, и оно важнее формы экрана. Думаю, когда эта штука доедет до айпадов, будет вообще космос.

О, спасибо всем, кто прислал картинку. Я вот эту имел в виду:

Вот то, что справа — фигово, потому что противоречит цели. Эплы аж тач-айди оторвали ради экрана на весь перед. После этого скруглять экран как справа — это нужно не знаю кем быть.

Надеюсь, к Ай-ОСу 12 сделают редизайн статус-ушей такой, чтобы смотрелись получше.

Ещё картинка:

Я уверен, что первое ощущение у большинства, что справа лучше (у меня первое ощущение такое же, конечно). Но это не лучше, это лишь привычнее. Помедитируйте над этими картинками, если сомневаетесь. И будьте смелее :-) Если внедряете чё-то новое, внедряйте нагло.

Бонус: видимо, на Айфоне 10 нельзя включить отображение батарейки в процентах. Отлично! А что с остальными индикаторами? Я пока не знаю, но геолокацию, например, можно показывать вместо сигнала, когда она используется. Блокировку поворота можно и не показывать. Блутус должен быть просто всегда включён, и нефиг это показывать.

А вот другая картинка, которая кажется ещё более странной:

Это кадр из видоса Эпла, где они объясняют, как горизонтальным приложениями себя вести (тут речь о полях слева и справа, чтобы текст не подлез под выкус). Тоже сначала кажется, что пипец. Самое некрасивое тут — это как верхняя полоска отрезается скруглениями. Хочется её сделать побольше в высоту, и тогда вроде будет окей.

Но попробуйте смотреть на эту картинку чуть иначе. Это не экран такой вот странной формы. Представьте, что айфон — это просто дырка, и вы в неё видите реальность. То есть картинка уходит дальше за края, но вы просто видите вот такой её кусок. Тогда сразу становится нормально.

Уверен, после пары дней с Айфоном 10 человек просто перестанет замечать эти скругления и выкус, а будет воспринимать картинку целиком, вместе с «невидимыми» частями.

Читатель Иван Акулов: «А это в новых айфонах ты видел, кстати?».

Вот это жопа, конечно. Надеюсь, Эплы дадут метатег, в котором можно будет сказать «показывай мой сайт на всю ширину», и медиазапрос, по которому можно будет сделать собственные поля на сайте.

Воскресенье, 17 сентября

Студия Лебедева издала книгу Пола Рэнда «Искусство дизайнера» (я не читал):
https://www.artlebedev.ru/izdal/iskusstvo-dizaynera/

Хочу обратить ваше внимание на этот разворот. Есть книжная традиция — обозначать начало абзаца отступом первой строки. Если вы откроете почти любую недизайнерскую книгу, вы увидите, что такой отступ есть у каждого абзаца, включая первый.

В мире дизайнерских книг есть такая эстетская фишка — не делать отступ у первого абзаца, потому что типа его не надо отделять, он же первый. В результате этого костыльного правила получается вот такая вёрстка, где кусок текста слева нормальной формы, а справа — сломанный.

Читателю этот излом в абзаце на правой странице в теории должен говорить «это продолжение текста из левой страницы». На практике же он говорит «у верстальщика руки из жопы».

В Студии Лебедева верстальщики в сто раз круче, чем я, разумеется, и об их профессионализме вообще речь не идёт. Но просто следование этой нелепой традиции приводит к фиговому результату.

Как быть? Есть два железобетонных варианта.

Самый надёжный — использовать швейцарский абзац: вместо отступа слева отделять абзацы вертикальным отступом. Так делают на вебе, ну и это же вы видите здесь, в телеграме.

Другой тоже надёжный — делать левый отступ у каждого абзаца, включая первый. Тогда хотя бы понятно, как устроен абзац, и ничто не вызывает вопросов.

Но второй вариант выглядит не очень красиво, потому что, ну, нафига нам эти выкусы у прямоугольников, если и так видно, что это абзац?

А первый вариант может не подходить, если мы почему-то не хотим использовать швейцарский абзац (ну, мало ли) :-)

Короче, поскольку нас волнует красота вёрстки, в бюрошном издательстве начиная с моей книги об интерфейсе мы используем такое правило выделения абзацев: абзац начинается с левого отступа тогда и только тогда, когда ему предшествует другой абзац.

Выглядит так:

(У нас как раз тот случай, когда швейцарский абзац мы не хотим использовать просто потому что не хотим — такую мы выбрали эстетику для серии учебников.)

Текст справа продолжает текст слева, ну и ладно. Угол выкусывать не надо, потому что и так видно, что это другой кусок текста, чем тот, что слева.

После заголовка абзацу тоже не нужен выкус, только после абзаца (p):

[В развороте Рэнда] если первую строчку правой страницы сдвинуть левее, станет лучше со всех точек зрения. Нужно просто решиться отказаться от фиговой недодуманной традиции в пользу нормальной.

Предыдущий раз я делал такую распечатку в июле. Тогда я написал, что не буду делать это каждый раз.

Теперь я понял, что я бы хотел, чтобы архив телеграма оставался у меня в блоге. Хорошо бы, чтобы в каждый воскресный вечер выходила заметка. Ну или раз в две недели, если неделя выдалась не очень активная. Собирать такую заметку регулярно мне некогда. Если вы вдруг готовы вечером воскресенья приносить мне её заметку, чтобы я просто опубликовал, напишите, пожалуйста. Я вам расскажу, как всё делать. И да, я бы опубликовал задним числом более ранние недели тоже.

Что почитать на выходных — 161

Вот:

  1. Виктор Папанек — Дизайн для реального мира. Вероятно, это самая скучная дизайнерская книга в мире: я даже краткий пересказ Дмитрия еле дочитал до конца. Но для общего развития пусть будет.
  2. Да мой ребёнок рисует лучше Малевича и Кандинского! — Неа, не рисует.
  3. Илья Осколков-Ценципер: как зарабатывать на дизайне человеческих эмоций.
  4. Краткий курс психического здоровья без говна.
  5. Тред Альфины про языки в твиттере. Есть неточности, много мата не по делу, но много интересного.

Карты забегов серии Московского марафона

Мы в бюро сделали карты для Московского марафона и остальных забегов серии. Всего получилось 50 карт — 25 на русском и 25 на английском. Это маршруты двух из четырёх дистанций Московского полумарафона, прошедшего в мае:

Каждому забегу нужно несколько карт: маршруты дистанций, получение номера, спортивная выставка, старт и финиш. Это карты стартов того же полумарафона и июльского Ночного забега:

А это маршрут июньского Красочного забега, версия на английском:

Дизайнеры — Камиль Миндубаев и Сергей Чикин.

Кроме карт мы ещё сделали конструктор, с помощью которого клиент может собирать новые карты или вносить изменения в будущих сезонах. Он включает исходники все карт, отдельные картографические подложки в разных расцветках, набор пиктограмм и достопримечательностей, а также подробное руководство по использованию этого всего.

Сходите почитайте рассказ о проекте на сайте бюро. Там даже опубликовано наше руководство (Гугль-док).

Отдельное внимание прошу обратить на ведро — простыню промежуточных вариантов. Это одно из самых длинных и подробных вёдер в бюрошном портфолио, и при этом у меня ощущение, что мы там лишь коротенечко пробежались по основным штукам.

Книга «Пользовательский интерфейс»: часть четвёртого раздела

Недавно мы открыли часть четвёртого раздела электронного учебника «Пользовательский интерфейс». Четвёртый раздел называется «Экраны», а новые главы — «Окна» и «Формы».

Разработчики нередко злоупотребляют окнами, но управление ими не относится к задаче пользователя. Пользователи вынуждены раздвигать их туда‑сюда, чтобы добраться до нужного или увидеть то, что они ищут. Значительная часть главы «Окна» посвящена тому, как не плодить их.

В работе над интерфейсом читателю поможет подборка типовых шаблонов организации окон и варианты их комбинирования.

Форма — концентрат интерфейса и большое препятствие для пользователя. Задача проектировщика — упростить человеку её заполнение. В главе «Формы» рассматриваем и конструкцию, и поведение: выравнивание, размеры полей, сообщение об ошибках, обязательные и необязательные поля.

У тех, кто оформил предзаказ, время подписки пока не тикает, а первые три и теперь часть четвёртого раздела уже есть. Если это вы, бегите читать!

12 сентября   видео
Ранее Ctrl + ↓
Эти ссылки принесут мне миллионы: When you need to buy a new car, you need car loan calculator - handy tool for car finance.