Книга Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах»

Книжку мне неожиданно подарил Людвиг Быстроновский в ответ на вопрос о том, что бы почитать по типографике. Сидели в БКСАЛ, он отлучился на минутку, и вернулся из подвала уже с книгой. Это, говорит, тебе, читай.

Книга Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах»

Это было года полтора назад. Я не сразу взялся за чтение: книга отпугивала двухтомностью и внешним видом. Да и внутренним. Книга про дизайн без картинок:

Книга Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах»

Книга построена как словарь: рассказывает по очереди об абзацах, акциденции, актикве, афише; бланке, буклете и так далее вплоть до юстировки колонок. На днях дочитал первый том и открыл второй, а он оказался состоящим из картинок! Вот они где были-то. В общем, Кричевский написал и показал много интересного, но забыл позвать дизайнера, чтобы тот помог оформить книгу.

Ещё странность: цифровой набор автор называет «дигитальным», а кернинг вообще пишет латиницей, прихреначивая падежное окончание через апостроф: «о kerning’е».

Предлагаю вашему вниманию традиционную выписку из книги. Это не цитаты, а то, как я себе записал то, что захотел запомнить, в необработанном виде. Иногда записано и дословно, конечно.

§ 2. Абзацный отступ. Раньше на его месте стоял древний абзацный знак, а потом додумались его не писать и ограничиться самим пробелом. Про убирание отступа у первого абзаца (я давно собирался написать заметку о тупости этой традиции, но, оказывается, Кричевский всё написал до меня):

Многие типографы, приверженные абзацному отступу, будто бы стесняются его. [...] Считается хорошим тоном оставлять без отступа абзац, идущий сразу вслед за рубрикой. Сторонники этой манеры (некогда считавшейся английской) уберегают верхний левый угол первого (открытого) абзаца от притупления, а в оправдание говорят, что отступ здесь избыточен. Но, строго говоря, всё наоборот: отсутствие отступа превращается в избыточный знак, выделяющий первый абзац среди прочих, помеченных отступом.

§ 11. Афиша. Во французском affiche значит то же, что Plakat в немецком.

§ 12. Бланк. Обретает законченную форму лишь при заполнении. Интересен как комбинация набора и письма от руки, коллизия разных графических манер.

§ 14. Блочный набор. «Прямоугольник — базовая форма типографической композиции».

§ 23. Выделение. Почему сноску в тексте стоит писать верхним индексом, а снизу — просто числом? Потому что снизу это просто порядковый номер примечания, а сверху — ещё и знак сноски.

§ 24. Выключка. Стала нормой с Гутенберга, до него в манускриптах не использовалась. Гилл вернул постоянство пробела (1931).

§ 30. Готический шрифт. Благорасположен к лигатурам, не выносит разрядки. Прописные слишком сложны и витиеваты, целое слово ими не напишешь.

§ 31. Гротеск. Французы называют его antique из-за сходства с древнегреческим шрифтом (прямые линии и отсутствие контраста). Немцы — Serifenlose Linear-Antiqua. Американцы — gothic из-за упрощения и огрубления. По-русски он же рубленый шрифт. Antique, Antiqua при том, что форма каркаса всё равно основана на антикве. Первый гротеск — 1816, Англия (Кезлон). Использовались для выделения в словарях, акциденции, не для сплошного набора. 1898 — Акциденц-Гротеск (Бертольд) даже назывался «акцидентным», но стал первым годным для сплошного набора. 1930-е — Футура (Реннер) восходит по пропорциям к Древнему Риму. 1950-е — Универс (Фрутигер), Гельветика (Мидингер)

§ 32. Группировка строк. В акциденции отодвинуть содержание на второй план ради формы — ок. Читатели способны превратиться в зрителей и отличить признаки изящества и типографические трюки от логических ошибок, принять правила игры, ведущейся в рамках некоего стиля-жанра.

§ 35. Динформат. Лист А0 имеет площадь 1 м².

§ 37. Закрытая и открытая вёрстка. В 15-16 веках допускали разную высоту колонок, если так было удобнее разместить иллюстрацию. Непринуждённость старых мастеров достойна подражания. Традиционная типографика более склонна к закрытой вёрстке (картинка между этажами текста). Это позволяет скрыть изъяны пропорций иллюстрации.

§ 38. Заставка. «Заставка» от глагола заставити, что значит украсить.

§ 40. Иллюстрация. Жёстче текста, проще текст приспособить к ней, чем наоборот.

§ 41. Инициал. Иногда набирают начальную строку или первое слово главы капителью. Исторически это чтобы сгладить переход от инициала к нормальному тексту.

§ 43. Итальянский шрифт. Это как Жорнале ди Сичилья.

§ 44. Капитель. Более органична для антиквы, чем для гротеска. Слывёт самым мягким из выделительных приёмов. Проблематична в отечественной практике из-за того, что лишь шесть строчных букв отличаются от прописных.

§ 45. Кегель. Это слово точнее выражает понятие высота площадки, чем английское type size. Первопечатные книги набирались крупно, около 20 п. Кегель свыше 12 п ухудшает удобочитаемость («установлено, что»). Таймс 9 п с интерлиньяжем на 1 п больше читается лучше, чем Таймс 10 п. В идеале разные кегли одного шрифта не должны быть геометрически точной копией друг друга. Чем мельче, тем шире и выше очко, слабее контраст, массивнее засечки.

§ 52. Колонцифра. В середине 16 века вытеснила кустоду. Классическая типографика «стесняется» колонцифр, убирает их на страницах с иллюстрациями, титулах. Чудачество. Пагинация (от лат. pagina — страница) — простановка колонцифр.

§ 54. Контрастность шрифта. Контраст — важнейший признак отличия антиквы от гротеска.

§ 56. Концевая и начальная строки. Правый флаг вынуждает сдвинуть вправо и концевую строку, что лишний раз подтверждает его ущербность.

§ 59. Косая строка. Говорит о спонтанности, динамизме, по аналогии с наскоро поставленной от руки подписью. Поворачивают против часовой, чтобы строчки были восходящими. Да и писать правой рукой снизу вверх удобнее.

§ 61. Красная строка. Красный цвет — традиционно второй цвет в «чёрном искусстве». Первая строка важного раздела делалась красной целиком. В 16 веке эти строки превратились в заголовки (рубрики; ruber по-латыни красный).

§ 63. Курсив. В качестве заглавных в курсиве сначала использовались прямые прописные.

§ 65. Ленточная антиква. Вместо засечек небольше расширения штриха. Пеньо (Peignot), Оптима, Акцидентная Телингатера.

§ 67. Лигатура. Следует отличать от диграфа.

§ 68. Линейка. Высокая типографика стремится обойтись без линеек, потому что с ними слишком легко, а мы простых путей не ищем.

§ 75. Машинопись. Не без её влияния большая типографика научилась обходиться без выключки по формату, титульных шрифтов, красных строк, освоила большой абзацный отступ, пробельную строку, подчёркивание.

§ 77. Межсловный пробел. Следует несколько уменьшать с увеличением кегля.

§ 79. Многоколонная вёрстка. Интересно про разницу между полосным и колонным мышлением. Например, как сверстать последнюю полосу — выровнять колонки по высоте или заполнить первую колонку и оставить остаток во второй?

§ 84. Наборный шрифт. Хороший шрифт — то же самое, что универсальный. Идея избавиться в шрифтовой терминологии от слов «штрих» и «элемент». Выносной элемент — вынос. Вертикальный штрих — стойка. Максиму Ильяхову привет.

§ 86. Наклонный шрифт. Строка, набранная наклонным шрифтом, пребывает в динамическом порыве. Нормальный наклон — 9°…17°.

§ 87. Насыщенность шрифта. В выворотке контраст между жирным и нежирным ослабевает.

§ 88. Натурализация текста. Воспроизведение в исходной форме (письмо как письмо; афиша как афиша). Термин scrap-book означает книгу, полностью построенную на натурализации.

§ 89. Новострочие. Когда переносы делают не по абзацам, а когда хочется. Почему бы не уподобить стихотворению маленький текст, если есть место. Кто пишет уродские письма может сказать, что просто применяет новострочие.

§ 91. Обложка. Книгам, предназначенным для выборочного чтения показана конструкция, лишённая явных признаков фиксированного начала и конца.

§ 93. Обрез. Это край листов, на котором иногда видно, что напечатано на листе, если оно напечатано «под обрез». Изначально было немыслимо лишить изображение каёмки, полей. Только с приходом фотографии это стало укладываться у людей в голове, потому что кадр — это и так обрезанный кусок действительности.

§ 95. Ось. Нивелирует значение подчинённого ей элемента. Колонцифра, примыкающая к краю колонки, съедается этой вертикалью. Есть смысл сдвинуть.

§ 96. Отбивка. «Инокегельный», хорошее слово.

§ 100. Перенос слов. Коломнин недоволен книгой без переносов, но с разными пробелами.

§ 101. Плашка. Рамка выгораживает то, что внутри. А плашка — выбивает, как наклейка, на другой слой.

§ 102. Плотность шрифта. Разная плотность достигается изменением внутрибуквенных просветов при сохранении толщины штриха. Поэтому сужение повышает насыщенность шрифта. Округлые элементы приближаются к прямым — это с начала 20 века.

§ 103. Подбор. Антоним новострочия. В подбор иногда набирают то, что принято набирать новострочием, например рубрику, поэтому и нужен термин. Подбор — инструмент достижения компактности.

§ 105. Подключка. Соединение в строке разных кеглей. Мат. формулы.

§ 107. Подчёркивание. Разнесённость обозначающей и обозначаемой субстанции — достоинство подчёркивания, в отличие от курсива и жирного. При металлическом наборе нельзя подчеркнуть без увеличения интерлиньяжа.

§ 108. Поле. Чем сложнее полоса, тем неуместнее большие поля (газета). Предельно узкое поле равно пробелу между строками, дальше прилипает. Просторные поля могут быть и данью традиции, и знаком показной роскоши, и просто местом для маргиналий. Предпочитают сосредоточение пустоты с одной или двух сторон. Примыкание полосы на минимальное поле с одной из сторон добавляет прочности. Похоже на расстановку мебели в тесной комнате. В традиционной книге поля в порядке увеличения: внутреннее, верхнее, наружное, нижнее.

§ 112. Правила набора. Самыми основательными и устоявшимися являются правила микротипографики. Чем ближе к макротипографике, к акциденции, тем своеобразнее творческая задача и неуместнее правила.

§ 114. Пробел. О значении пробела: что было бы хуже: пропустить букву или пробел между словами? Отбивки, кратные строке, упрощают юстировку колонок и приводку строк.

§ 116. Прописные и строчные знаки. Прописные цифры ещё называются табличными. Сближение маюскульных и минускульных знаков произошло за счёт добавления засечек последним, изначально это было вообще разные алфавиты разных эпох. Строки, набранные прописными, менее чувствительны к интерлиньяжу, с ними проще работать.

§ 117. Пункт. До конца 17 века словолитни принадлежали типографиям, у всех были свои системы размеров. Нужда в унификации появилась позже в связи со специализацией.

§ 120. Разворот. Сейчас стихи выравнивают по общему левому краю; раньше — каждое стихотворение самостоятельно по центру.

Спасибо, Людвиг!

Дальше
Мои книги