Позднее Ctrl + ↑

Курс о навигации в общественных местах 14—18 ноября 2015 года

Наш курс о навигации в общественных местах пройдёт 14, 15, 16 и 18 ноября в Коворкафе.

Для нас навигация — это огромная тема, в которой графический дизайн табличек и указателей — лишь малая часть. Курс начинается с рассказа о том, как люди ориентируются в пространстве, как отличают места друг от друга, что им помогает, а что мешает, и как этим можно пользоваться. Мы рассмотрим сценарии и задачи человека, с которыми он приходит в здание или перемещается по городу, обсудим, как навигация работает в разных случаях. Поговорим о роли архитектуры в навигации, о связи навигации и фирменного стиля. Отдельная тема — городская среда, здесь мы смотрим на примеры того, что делает пространство комфортным и дружелюбным, а что — наоборот, отталкивающим.

Все участники курса получают толстую пачку раздаточных материалов, которая помогает по ходу лекций и остаётся с ними потом.

Есть много чисто практических аспектов: как избежать столпотворения в узком месте в метро и наоборот, как сделать, чтобы люди не забывали заглядывать в магазин, расположенный в тупике торгового центра. Какие способы кодирования предпочтительнее в каких случаях и почему, на какой высоте и как размещать указатали, чем руководствоваться при выборе пиктограмм, написании текста, создании голосовых объявлений. Показываем на примерах, как плохой информационный дизайн способен сбить человека с толку, рассказываем о приёмах улучшения дизайна. Говорим о разном физическом воплощении навигации, от бумажек А4 с подписью «Администрация» до электронных навигационных устройств.

Есть целый мир знаний только про стрелки в навигации, у нас их виду и размещению посвящена отдельная тема.

Отдельное место в моём сердце занимает тема про транспортные схемы.

Проектирование навигации — это работа, которую нельзя доверить сделать «заодно» компании, которая строит здание или размещает рекламу. Мы делимся опытом ведения навигационных проектов, рассказываем, как они строятся, что нужно делать в каком порядке.

Участники курса выполняют практические задания: анализируют маршруты посетителей, расставляют указатели на плане, улучшают их дизайн. В конце все делают домашнее задание — полноценный навигационный проект, который мы потом смотрим на большом экране и обсуждаем всем классом.

Навигация — моя любимая область. Записывайтесь и приходите! Запись открыта до воскресенья, 8 ноября.

Лайкли теперь на Гитхабе

Лайкли (единственные нормальные социокнопки) теперь выложены на Гитхаб. Проект поддерживает Евгений Стеблинский, который чуть раньше избавил его от зависимости от Джейквери.

Что-то там не работало в ИЕ, а Андрей Гусев пришёл и починил.

Ещё там добавилась поддержка npm и bower. Я не знаю, что это, но знающие люди говорят, что это что-то полезное. Евгений просил передать такие заклинания:

$ npm install ilyabirman-likely
или
$ bower install ilyabirman-likely

Ура.

Эмёрдж 1.2.1

В новой версии исправлена ошибка, из-за которой data-expose мог не работать на страницах с доктайпом ХТМЛ 5.

Если вы покупали Эмёрдж, вы бесплатно получаете и обновление. Просто скачайте новую версию по той же ссылке, что и в прошлый раз. Если ссылка потерялась, напишите мне и укажите домен, для которого покупали.

Автобаны в Германии

Когда въезжаешь из одной европейской страны в другую, на границе стоит знак, разъясняющий местные ограничения скорости. Например, вот такой знак на границе Германии и Швейцарии:

Знак на границе Германии и Швейцарии

А в Германии на аналогичном знаке напротив автобана стоит не максимальная, а рекомендуемая скорость (стрит-вью на границе с Чехией):

Рекомендуемая скорость на автобане

Видите, там слева сразу знак «Конец всех ограничений»? Германия — единственная страна в Европе, где этот знак не врёт. На автобане в общем случае нет ограничения скорости.

Автобаны в Германии

Едешь, бывает, тихонько в левом ряду:

Автобаны в Германии

А тебе мигают дальним, мол, чё ползёшь, уступи дорогу.

Разумеется, такой режим далеко не везде, это лишь состояние по умолчанию. Если надо, могут влепить и знак 100 где-то:

Когда на автобане пробка, врубается знак «штау»:

Штау

Есть умные автобаны, которые динамически распределяют по себе трафик и стараются таким образом минимизировать вероятность пробок. Например, если автобан знает, что где-то поток едет медленно, он врубает ограничения за несколько километров до этого места:

Есть умные автобаны, которые динамически распределяют по себе трафик

Чем ближе к загруженной части, тем суровее ограничение:

Сраная погода

Надпись на комбинезоне: «Сраная погода».

Откуда автобан знает о загрузке разных своих частей? Дело в том, что в каждой такой конструкции с экранами-знаками встроены датчики, которые фиксируют, как в этом месте едут машины.

Ограничение 60

Если автобан обнаруживает, что где-то едет слишком много фур, то он может врубить знак «Грузовикам обгон запрещён», чтобы они не заткнули всю дорогу, обгоняя друг друга:

Грузовикам обгон запрещён

Так автобан распределяет нагрузку по себе и автоматически пытается побороть пробки.

Гиперлапс:

Первые три экранных конструкции ещё с ограничением, а на четвёртой ограничение отменили, и я поехал быстрее.

Ой, кто-то разбился в лепёшку:

Не считая ремонтов дорог, основная причина пробок — аварии

По немецким правилам, если автобан встал в глухую пробку, автомобили в левом ряду должны прижаться максимально к левому отбойнику, а во втором слева — насколько возможно вправо. В этом случае между левым и вторым слева рядом останется достаточно места для проезда спасательных служб. Любопытно наблюдать, что чем ближе скорость движения автомобилей к нулю, тем более явно прорисовывается эта выделенная полоса. Понятное дело, ни одному мудаку не придёт в голову поехать по ней вместо скорой.

Ещё в Германии очень клёвые дорожные знаки.

Дорожные знаки в Германии

Автобаны обозначаются номерами в ютюбоподобных окошках:

Автобаны обозначаются номерами в ютюбоподобных окошках

Здесь разметка посередине вдвое толще, чем между другими рядами. Это значит, что по ней проходит граница дорог. Правые два ряда — это уже как бы третий автобан или четвёртый в противоположном направлении.

Обозначение съезда:

Съезд с автобана

Обозначение развязки:

Развязка на автобане

Если знак временно неактуален, его зачёркивают специальной зачёркивалкой:

Зачёркнутый знак

Бывает такой знак «движение по полосам», который помогает расслабиться и знать, что неожиданного сужения в ближайшее время не будет:

Движение по полосам

Если впереди будет ремонт и дорогу придётся временно сузить, то на этот знак обязательно повесят зачёркивалку.

Во многих местах «обочина» — это целый полноценный ряд справа, отделённый сплошной линией:

Обочина

Движение по обочине запрещено, ясное дело, потому что если ты едешь со скоростью 200, а там кто-то остановился колесо поменять, то выйдет неприятность. Но, как видно на фото, статус обочины у этой правой полосы может быть динамически снят. Если пробка, полоса может стать проезжей (справа белая штука превратится в знак «движение по полосам» и покажет, что тут четыре полосы).

Видос про то, как организован ремонт дороги:

Внятная жёлтая разметка, ограничение 80, физический ограничитель между встречными потоками. Ряды в таких местах бывают очень узкие. Страшно ехать рядом с огромной фурой, особенно в повороте. А вдруг он немного выедет за пределы своей полосы? Нет привычки к тому, чтобы рядность соблюдалась настолько чётко.

На знаке, что скоро заправка, всегда дополнительно пишут, когда следующая. Почему-то в Германии Гугль-стрит-вью отсутствует на автобанах, поэтому приходится показывать только то, что есть на моих фотках, а этого не нашлось.

Пятый автобан ночью

Ещё классно то, что дороги в Германии бесплатные и бензин сильно дешевле, чем в соседних странах. Езжайте кататься, короче.

См. также:

Четыре совета о том, почему дизайн транспортных схем везде разный

Если дизайн лондонской схемы метро Генри Бека так хорош, то почему нельзя использовать его принципы при создании всех транспортных схем в мире?

Отвечаю на этот вопрос в мегасерии из четырёх советов, где показываю схемы Нью-Йорка, Парижа, Барселоны, Осло, Москвы, Люксембурга, Челябинска и Симферополя:

  1. Первая часть. «Принципы лондонской схемы Генри Бека, такие как отказ от привязки к географии и приведение линий к углам по 45°, были ответом на растущую сложность и размер метро. Со временем они нашли применение во многих схемах мира. Однако у каждого города и транспортной системы свои особенности, которые требуют особых решений».
  2. Вторая часть. «В Москве своя особенность: в силу исторического кретинизма станции имеют разные названия в зависимости от линий. В Лондоне Беку было достаточно поставить и подписать один кружок на пересечении нескольких линий, а в Москве изображение переходов превращается в отдельную проблему».
  3. Третья часть. «Схема транспортной системы — не только инструмент, но заметный объект графического дизайна в крупном городе. Поэтому даже если хватает „бековских“ элементов, с ними получится лондонская схема, что ни нарисуй. У транспортной системы должно быть лицо, и эстетика тут играет не меньшую роль, чем логика».
  4. Четвёртая часть. «Сильный графический дизайн работает на бренд транспорта, а через это — и на имидж города в целом. Привлекательный транспорт помогает городам избавляться от машин. Люди больше времени проводят на улице. Это даёт толчок развитию малого бизнеса и делает города комфортнее для жизни. Если схема в каком-то городе слишком лондонская, она продолжает работать на Лондон, а не на свой город».

Кстати, скоро пройдёт курс Навигация в общественных местах. Транспортные схемы — одна из двух десятков тем. Запись открыта до воскресенья, 8 ноября.

Женская парковка в Германии

В Германии существует понятие женской парковки.

Аэропорт Франкфурта

Она может быть шире обычной или просто расположена более удобно. Тут можно было бы поржать над тем, что женщины типа плохо паркуются, но на самом деле просто женщины намного чаще ездят за покупками или возят детей, поэтому лишний запас места на открытие двери им очень кстати.

Зона отдыха на автобане

Тут зеркалом Венеры обозначили:

Штутгарт

Никакой кары за использование женской парковки мужчинами не предусмотрено. Думаю, если бы я приехал на парковку с ребёнком, я бы не обломался занять женскую. Также думаю, что никто бы меня не осудил.

Зона отдыха на автобане. «Пожалуйста, держите три места свободными»

Удивительно, что это до сих пор не запретили в рамках борьбы с сексизмом, и здравый смысл пока побеждает.

Подъёмы на высоты в городах

Есть такое развлечение в разных городах — подниматься на колокольни, телебашни, небоскрёбы, горы. Типа, отличный вид на город открывается.

Это отстой. Чтобы посмотреть на город с высоты, есть спутниковые карты. Да и виды с любой высокой точки есть в поиске по картинкам. Интересно-то как раз с высоты человеческого роста всё смотреть, вблизи. Только так можно рассмотреть детали, которыми города и отличаются.

Патриотическая латиница в Москве

Вот странно. У нас же вроде как сейчас патриотизм. А почему тогда в Москве половина вывесок на английском?

Прайм

Для патриота всё отечественное должно быть приятнее вражеского, но почему-то работает всё ровно наоборот.

Скрэмбл

Чем привлекает иностранная вывеска? Может, если велик прицепить к английской надписи, то его не угонят?

Цветной

Притяжение латиницы настолько сильно, что работает даже если ею писать текст на русском.

Белое золото

Магазину с такой вывеской можно доверять.

А ещё недавно увидел на НТВ передачу, где американец путешествует по Крыму и своими глазами убеждается, как там хорошо живётся и как люди счастливы, что Крым вошёл в состав России. Это тоже правильная патриотическая передача. Видимо, предполагаемый зритель должен одновременно и ненавидеть американцев, и доверять им больше всех.

Ангстрем: многозадачность на Айпаде

Я недавно приглашал вас обновить Ангстрем до версии 1.6. Если вы этого не сделали, то всё, поезд ушёл. Теперь уже только 1.7. В новой версии мы добавили поддержку Айпада и Вотч-ОСа 2.

Вообще, мы не хотели делать Айпад, потому что, ну, нафиг надо? Растягивать наш интерфейс на весь экран довольно глупо, а придумывать для Айпада свой новый интерфейс слишком накладно. Но тут Эплы в 9-м Ай-ОСе добавили на Айпаде многозадачность в разных режимах, когда Ангстрем оказывается вполне полезным в существующем дизайне. А раз так, то почему не докрутить немножко и не выпустить? Сидишь, такой, читаешь рецепт, скажем, а справа, если что, Ангстрем, и можно сконвертировать по-быстрому то-сё:

Ангстрем: многозадачность на Айпаде

Если вы ещё не используете Ангстрем, то вот кнопка:

Скачать в Апсторе бесплатно

Программа бесплатная, но за деньги можно докупить расширенный набор единиц. Если даже они вам не нужны, но вам просто нравится Ангстрем, вы всё равно можете их купить — это типа такой способ сказать нам, что мы молодцы.

Ранее Ctrl + ↓