Позднее Ctrl + ↑

Совы любят жизнь

Принято называть «совами» тех, то поздно ложится и встаёт и «жаворонками» тех, кто рано. Но эта терминология сбивает с толку.

«Рано» и «поздно» — понятия относительные: можно менять часовые пояса, переводить часы, а границы светлого и тёмного времени суток вообще меняются в течения года в огромных пределах. Но жаворонки остаются жаворонками, а совы совами. Усилием воли поменять привычку можно, но долго она не продержится — одни будут ложиться всё позже, а другие вставать всё раньше. Почему?

У меня есть простое объяснение: совам жизнь по кайфу, а жаворонкам — в тягость! Сове всегда нормально то, как есть сейчас. Если не спишь, то хочется ещё подольше не спать. Если спишь, хочется подольше поспать. А вот жаворонки всё время недовольны тем, как сейчас. Когда они бодрствуют, они стремятся поскорее лечь спать. А когда спят, думают, как бы поскорее встать. Спешат поскорее отжить, что ли, не знаю.

Будильник на Маке

Сегодня вылетал ранним рейсом из Ташкента в Тбилиси, надо было встать в 5 утра.

Решил завести на всякий случай кроме телефона будильник ещё и на ноутбуке — на Маке же с некоторых пор есть приложение «Часы» для этого! Но как доверять такому приложению? Решил проверить: завёл на через минуту — будильник сработал. Убрал громкость до нуля, попробовал ещё раз — будильник предсказуемо не сработал. Вернул громкость, завёл будильник на утро. Сделал ставку на то, что никаких лишних звуков ночью ноутбук не будет издавать. Воткнул его в розетку и решил даже не закрывать, чтобы точно ничего не нарушить.

Утром просыпаюсь от телефона, ноутбук молчит. В правом верхнем углу уведомление, что у меня будильник. Очень удобно.

Думаем дальше № 35 — «Мир стал строго лучше» с Никитой Прокоповым

С Никитой Прокоповым обсуждаем, как меньше критиковать, и — разумеется — критикуем Эпл изо всех сил.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Блиц-догонка. Трусы и обои
2:18 Русский и американский фидбек, пузырь вежливых людей и жизнь на энергии негатива
10:06 Поддельная вежливость и неискренняя поддержка: плюс и минусы
13:45 Уместность критики и право на слово
19:27 Почувствовать себя создателем
24:53 Люди ошибаются, но менеджмент должен страховать продукт от этого
30:20 Качество Фигмы и ситуация с UI3
38:58 Ценность неприятия говна. Почему Эпл можно и покртитиковать
41:48 Мечтаем ли мы о грядущем масштабном редизайне Эпловского софта?
44:02 Нужно наказать Эпл за очередной невынужденный факап с Сири и предательство принципов
51:21 Безумный мир эпловских фич небеспокойства
1:02:42 Эпл не понимает, что делает
1:06:58 Режим «Беспокой меня!» и как сделать нормально
1:10:47 Идея об объединении календарей, ремайндеров, тудушек и будильников
1:18:42 Ду ит туморроу

Грампи

Где купе и хэтчбеки за обозримые деньги?

С тех пор, как я год назад поменял машину, я стал поглядывать, какие они бывают. Разблокировался фоновый интерес, да и Ютюб нет-нет, да подкидывает какие-то обзоры. До этого-то я 12 лет ездил на лучшем Опеле в мире и забот не знал.

И я заметил две вещи. Во-первых, в районе 3 млн рублей есть много всяких джипов, но вообще нет купе и хэтчбеков. Есть даже «бизнес-седан» Джили Префейс! Но почему нет машин поменьше с тем же фаршем? Хотя бы даже за столько же денег! Казалось бы, просто меньше металлолома с собой возить, ну сам бог велел сделать?

И ещё я заметил, что существуют машины за 3 млн без подогрева руля. Это вообще как? Какой смысл такие машины делать? Причём всякий трёхмерный обзор камерами по всему периметру — это пожалуйста, но руль получай холодный. Кто их вообще покупает в России? В мире электричек вообще бывают и более дорогие машины с холодным рулём, дурдом.

Что я упускаю? Какая машина вам нравится?

Чё она бесится

Наблюдаю картину в кофейне. Бариста, очевидно ужасно уставшая, убирается за баром, протирает всякие полки и т. д. Парень, клиент, видя это, начинает приговаривать что-то в духе «Ты справишься, я знаю, ты справишься». Она говорит: «Не смешно». Парень, обращаясь к другой баристе: «Чё она бесится? А? Чё она бесится?».

Иногда достаточно нескольких секунд, чтобы понять, что с человеком не стоит иметь в жизни абсолютно никаких дел.

Вытащить информацию из-за вопросика

Допустим, вы сделали интерфейс и какое-то объяснение спрятали за вопросик:

Вытащите информацию из-за вопросика, пожалуйста, и напишите её прямо тут.

Каждый раз, когда я об этом прошу, дизайнер сначала возражает, что типа тут будет перегруз, и вообще туда нажмут только те, кому интересно. И каждый раз, когда начинаем обсуждать, что именно там прячется, выясняется, что можно вытащить наружу без проблем. Я занимаюсь интерфейсами лет двадцать, и буквально ни одного раза не сталкивался с ситуацией, когда вопросик был бы хорошим решением. Так что рекомендую просто как механический принцип: увидели вопросик — убрали к чёртям.

Невошедшее в лекцию «Кликабельность»

В 2025 году в мой курс «Пользовательский интерфейс и представление информации» добавилась новая лекция «Кликабельность». Некоторые вещи я вырезал из неё при монтаже, чтобы она не была безумно длинной. В этом видео — нарезка такого невошедшнего:

Подробнее об обновлении лекций — на сайте бюро.

Думаем дальше № 34 — «Раньше вообще без штанов бегали» с Женей Арутюновым

С Женей Арутюновым обсуждаем похвалу дизайнерам и как стать дизайнером.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Женя солидарен с Марком из прошлого выпуска, что людей надо хвалить. Положительная оценка как манипуляция
5:50 Илья не «ругает», но безапеляционен
8:28 Игра в «Делай как говорят» и преамбула на курсе Ильи
13:45 Откуда взялась школа «нехвальбы»
18:40 Что делать, если дизайнер принёс говно
23:30 Не авторитарность, но взаимоуважение. Принцип «Не игнорить»
26:14 Участники курса Ильи хвалят обратную связь
28:08 Как стать дизайнером
35:50 Ценность программы в школе бюро
40:30 Как развивать изображение объектов?
45:13 Что значат Женины абстрактные картинки из лекций и книг
54:18 Визуальный язык, культурный поиск и цена семиотического исследования
1:00:15 Откуда узнать больше про исследования
1:05:22 Зачем знать печатное дело и как ограничения формируют эстетику
1:13:36 Про трактат Берлиоза и книгу Мюллера-Брокмана

На интерфейсном курсе: как быть с пустой лепёшкой

Обсуждаем интерфейс заказа кастомной пиццы. Формально логичное описание «Только наш соус» создаёт впечатление, что вместо пиццы пришлют лепешку. А картинка из двух разных половинок вносит путаницу несоответствием с выбором ниже. Как сделать изначальное состояние, когда на лепёшку не добавлено ни одного ингредиента? Смотрим на пример из лекции «Взгляд новичка». 3 минутки:

Это фрагмент № 166 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 января 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 1—30 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Думаем дальше № 33 — «Они висели на инфососах» c Марком Родионовым

С Марком Родионовым обсуждаем транспортные схемы, их и не их исследования, а также как быть добрым и поддерживающим арт-директором.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Исследование схемы метро на айтрекере
7:19 Московская схема метро усложнилась, а Студия приняла принцип «Один кружок — одно название»
11:35 Дальше про исследование схемы
16:06 Схемы и другие способы ориентации на наземном транспорте
21:21 Пользоваться схемами нужно учиться в школе. Йо Каминагаи про японский опыт
24:36 Дизайнерское внимание транспортной навигации в России: чудеса в Москве и Челябинске
28:23 Навигация по направлениям в метро: север-юг, центр-изцентр, конечные
31:56 Навигация в выходах из метро на разные стороны одной улицы: номера домов
35:03 Стороны света хорошо, но к ним надо приучить
37:17 Исследования как способ управлять плохими дизайнерами, исследования звука и как Марк подвергает исследования скепсису
42:22 Обсуждаем навигацию для поставщиков Вайлдберрис
48:57 Размещение знаков и управление потоками. Зачем маршрут в Икее зигзагообразный
53:13 Марк говорит, что дизайнерам важна позитивная обратная связь арт-директора
1:05:45 Практика: как похвалить дизайнера
1:14:01 Илья всё не врубается, а Марк объясняет
1:20:24 Когда Илья хвалит дизайнеров и идея «передачи власти»

Книга «Дизайн транспортных схем»

Ранее Ctrl + ↓