Позднее Ctrl + ↑

Навигация для поставщиков «Вайлдберрис»

Рассказал об огромном проекте — навигации для поставщиков «Вайлдберрис».

Почитайте. Там главное — сам подход. Навигация — это не таблички нарисовать, а придумать весь сценарий, как человек что-то находит, и даже как он вообще понимает, что ему надо искать. В проект вошли и таблички, и схемы, и печатные инструкции, и мобильный сайт, и светодиодное табло, и банер. И это всё — системно для кучи разных складов.

Макос: «Отключите, если Вам это не нужно»

Артём Горбунов поделился дебрями настройки Макоса. Тут в подписи сразу все грехи синтаксиса:

  • невозможное повелительное наклонение (глагол должен быть в начальной форме: «отключить»; не «сохраните как...», а «сохранить как»);
  • неуместный совершенный вид (это не однократная команда «отключить», а настройка образа действия, то есть надо «отключать»);
  • усложняющая восприятие отрицательная формулировка (должно быть «включать только если нужно»);
  • стоп-слова («Вам», «это»).

Но даже если синтаксис будет безупречным, смысл этой фигни всё равно непонятен. Как, кем и когда определяется нужность? Если это настройка приоритетов сетевых подключений, то она и так делается в другом окне, где ты просто расставляешь их в порядке предпочтительности использования.

За годы Эпл прошёл большой путь от «эти примеры мы используем для иллюстрации всего хорошего» до «на этих примерах можно показать всё говно».

Фоткай ровно

Гуляя по Питеру, снял специальное обучающее видео для тех, кто спрашивал, как и на что я так красиво фотографирую.

Также в ВК-видео.

Секрет прост: я держу телефон прямо! Никто не хочет верить, что в этом всё дело, но на самом деле никто просто не пробует. Реально все остальные люди зачем-то наклоняют телефон как попало и ждут, что у них получатся не кривые кадры. Но с чего?.. Это уму не постижимо. Просто возьми телефон ровно! Этой нехитрой идее и посвящено видео.

В видео не раскрыта тема того, что 90% людей вообще снимают вертикально, потому что я не представляю, как снять такое видео, которое меняет ориентацию по ходу. Давайте исходить из того, что вертикальные кадры в принципе бессмысленны изначально.

Что послушать — 76

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Основа. Большой выпуск про слова. Классный выпуск, из которого я узнал, что диплом значит «сложенный вдвое».
  2. Нейролинк в гостях у Лекса Фридмана. Это почти 9-часовой (да) выпуск подкаста, где в Лекс по очереди разговаривает с разными участниками нейролинка от Илона Маска до Ноланда Арбо. Особенно интересно было про интерфейс и про мировоззрение Ноланда, который одновременно и первый человек с имплантом Нейролинка в мозгу, и очень верующий человек.
  3. Россия никогда не будет сверхдержавой. Демограф о демографии.
  4. Why 40 Hours is Enough. Выступление Джейсона Фрида.
  5. ATP 607: The Structure and Vibe of a Podcast В этом выпуске любимого подкаста АТП ребята тестируют нейросеть, которая генерирует подкасты. Они просят её сгенерировать подкаст про статью Джона Сиракьюсы о проблеме копирайта в эпоху ИИ. С одной стороны, получается совершенно невероятно правдоподобно. С другой, получается максимально похоже на те самые «профессиональные подкасты», которые я не понимаю, как люди слушают по собственной воле. Начало в 1:31:06.

В «Телемосте» всегда в гостях

Один из клиентов любит проводить встречи через Яндекс-телемост. Это удивительная программа, где нет горячих клавиш для включения и выключения звука и видео (или они засекречены), но самое волшебное — программа не в состоянии запомнить, как меня зовут. Каждый раз она предлагает мне назваться Guest, а я должен ввести имя заново. Хотя возможность сохранить в файл то, что указал пользователь, доступна на компьютерах дольше, чем я живу. Где-то с третьей встречи я уже остался Гестом навсегда, потому что ну нельзя же так.

Макет в размер

В мире полиграфии кроме Корела есть ещё одна дикость — это так называемые «макеты в размер». Делаешь ты, например, макет листовки A4, соответственно, задаёшь размер холста 210×297. Рисуешь, сохраняешь, отдаёшь. Тебе говорят: «Пришлите макет в размер».

Дело в том, что у тебя размер, например, был указан в пикселях, а при сохранении в миллиметры они перевелись по неведомой формуле, и поэтому в файле где-то в метаданных указано, что он, допустим, 74,1×104,7 мм. И кому-то по необъяснимой причине до этого есть дело!

Я, честно говоря, даже не знаю, где печатники это смотрят, и почему им не наплевать, что там написано. Какая разница, что там за цифры? Макет векторный, пропорция правильная, чё вам ещё надо? О размере договаривались, когда вы счёт выставляли. Можно подумать, если я в файле пропишу 297×420 миллиметров, вы за те же деньги напечатаете мне на А3! Нет ведь.

Понятно, что если бы я делал в Иллюстраторе, я бы мог выбрать там миллиметры, но, например, в Фигме вообще такого нет. Так что мне теперь, использовать неудобный инструмент из позапрошлой жизни просто чтобы в метаданных вы увидели цифры, которые вы и так знаете?

Код региона

Одна из вещей, которые взрывают мне мозг — это код региона на российских номерах.

На советских номерах были буквы: в Челябинске было ЧБ, потом ЧВ и вроде даже ЧГ, но это я могу уже выдумывать. Так или иначе эти буквы имели какое-то отношение к названию.

Потом придумали новый формат номеров — видимо ёмкости старых номеров перестало хватать. Вместо букв придумали бессмысленные коды регионов. Зачем, почему? Причём регионы как-то расположили примерно по алфавиту, но не совсем, а Москву и Санкт-Петербург поставили примерно в конец списка, но не совсем, с кодами 77 и 78. Код 99 отдали Байконуру.

Ну и придумали эту систему так, что уже через несколько лет номеров для Москвы перестало хватать, и Москва захватила коды 97 и 99 (пофиг на Байконур), а потом и 197, и 199, а сейчас этих кодов в Москве столько, что никто их полного перечня не знает.

Челябинской области 74-го региона хватило, может, лет на десять, потом появился 174, а щас и 774. Почему после 1XX вводят 7XX? Потому что 7 влезает легче, чем другие цифры! Реально, код региона выбирают исходя из того, какая цифра занимает меньше места, поэтому в Москве бывает и 799, и 797, и 977.

Это классический пример ситуации, которая в интернете называется you had one job. Людям надо было придумать новый стандарт номеров, которого бы хватило на дольше, а его хватило на меньше, и при этом в его частях нет никакого смысла.

Если код региона в принципе хоть для чего-то нужен, то у каждого региона он должен быть ровно один, а нужная номерная ёмкость должна обеспечиваться другими средствами.

Бахилы

Везде, где нужно надевать бахилы, я вместо этого просто снимаю обувь, потому что носить бахилы в сто раз противнее, чем просто пройти в носках по полу.

См. также «Фак зонту».

Глагол понятнее

Недавно в связи с появлением Game Mode мы обсуждали проблемы режимов.

Есть общеинтерфейсное знание, что модальность (то есть «режимность») — зло. Суть режима в том, что он изменяет поведение привычных элементов управления. Из-за этого страдает предсказуемость и надёжность: ты вроде делаешь всё как обычно, а система работает иначе. Оказывается, там другой режим. Про это подробно написано у меня в книге.

Но помимо этой проблемы есть ещё чисто лингвистическая: режимы часто называются существительными. Например, отключение экрана у часов называется «режимом кино». А в обсуждении фототерминологии мы выяснили, что функция «Никогда не пересвечивать» может вдруг называться Highlight exposure mode. Функция «если блин я нажал кнопку фоткать, то надо фоткать!» называется Release priority. В машинах тоже дурдом: функция «соблюдать дистанцию автоматически» называется Adaptive cruise control.

Когда человек хочет, чтобы что-то как-то работало, он думает об этом глаголами: выключить экран, не пересвечивать, фотографировать по команде несмотря ни на что, притормаживать за другой машиной. Чтобы понять, что определённый паттерн действия называется существительным, в голове приходится проделывать некую работу.

Глагол — понятнее. Многие модальные интерфейсы выиграли бы от простого переименования режимов с использованием глаголов. Название Do not disturb — хорошее, а Silent mode — хуже. Кстати, это два разных независимых режима, что совершенно не укладывается у меня в голове.

Ранее Ctrl + ↓