Позднее Ctrl + ↑

О моей работе над схемами московского метро

Фрагмент новой схемы метро

Я первый дизайнер, кто серьёзно занялся схемой московского метро. Свою первую схему я нарисовал в 2007 году. Я просто не мог не нарисовать схему для прекрасного метро, изуродованного ужасной схемой. Как другие дизайнеры это терпели — ума не приложу. Ту схему я поддерживал до октября прошлого года:
http://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro-old/

Кроме того, в 2012 году я сделал проект «Перезагрузка московского метро», в котором показал, насколько проще могла бы выглядеть схема и указатели в метро, если бы в системе были исправлены допущенные проектировщиками серьёзные ошибки:
http://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro-reloaded/

Когда в ноябре 2012-го объявили конкурс схем метро, оказалась, что моя схема 2007 года не соответствует целой куче его условий: например, на ней не было латиницы и реки. Поэтому пришлось сделать новую (её фрагмент на рисунке выше). Схема получилась ещё лучше:
http://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro/

Я собирался опубликовать новую схему после завершения работы уже с учётом комментариев конкурсной комиссии, но, к сожалению, вчера в нескольких изданиях были опубликованы мои предыдущие работы под видом схемы, отправленной на конкурс. Пришлось остановить распространение дезинформации и опубликовать схему. Уже после публикации новой схемы множество журналистов и блогеров написали нелепицу, будто бы я «доработал» свою до соответствия условиям конкурса, хотя невооружённым глазом видно, что у новой нет ничего общего со старой, она делалась с нуля.

Всё это, конечно, мой пиаровский провал. Пока опыта не хватает, чтобы предугадывать такие вещи. Пожалуйста, относитесь к опубликованной схеме как к бета-версии.

При разработке схемы я руководствовался тем, что пассажиру важно максимально наглядно и чисто представить информацию для принятия решения о выборе маршрута. Многие дизайнеры ошибочно считают важными географическую точность, реку, нюансы устройства пересадочных узлов. Всё это приятные мелочи, но на выбор маршрута они не влияют, поэтому не должны идти в ущерб читаемости линий и переходов.

Моя схема лучше других своей визуальной лёгкостью и простотой: для переходов используются максимально скромные, чистые и однозначные конструкции. Особенно я горжусь решением сложного узла Библиотеки имени Ленина. На моей схеме он выглядит легче, чем на любой другой, при этом нигде не пришлось идти на компромисс вроде сжатия шрифта в тесных местах. У меня в переходах нет лишнего чёрного цвета, геометрических сложностей.

Дополнительная приятность — тени от переходов. Они незаметно выводят переходы на отдельный визуальный слой, облегчая их восприятие. При этом если тени отключить (скажем, если особенности печати в каких-то случаях не позволяют их качественно передать), то смысла не убудет.

Главный кайф в том, что все мои дизайнерские находки увидят только профессионалы-дизайнеры, а обычному пассажиру эта схема покажется просто схемой. На мой взгляд, к этому и следует стремиться.

Я думаю, моя схема на сегодня лучшая, хотя работа коллег из студии Лебедева заслуживает самого тщательного изучения всеми дизайнерами, там есть чему поучиться.

Некоторые мои заметки о схеме метро:

  1. О географии на транспортных схемах (когда важна, а когда — нет).
  2. Лёгкое метро (этот термин избыточен).
  3. О нумерации линий метро (я против неё).
  4. О переходе на Боровицкой (важность его «корректного» отображения переоценена).
  5. Многочисленные рассказы о лондонском метро.

Что почитать на выходных — 40

У меня следующие предложения:

  1. How to get attention from internet celebrities. Хоть Коэн и пишет про неких «селебритис», его соображения применимы универсально. Проявлять уважение к адресату следует независимо от его популярности.
  2. Спасибо, пожалуйста. Максим Ильяхов про благодарность.
  3. Mark’s notes on Shostakovich Symphony Nos. 5, 6 & 10. Тут пишут про первую часть 10-й симфонии, что «Structurally it is the most perfect single orchestral movement he ever wrote», как если бы кто-то другой написал что-то лучше. И Mark’s notes on Shostakovich Symphony No. 7. В седьмой симфонии тоже нахожу всё больше интересного.
  4. 30 Ways You Can Spot Fake Online Reviews. Несколько признаков поддельных интернет-обзоров.
  5. This mom gave her son an 18-point contract with his iPhone. Мама подарила 13-летнему сыну айфон при условии соблюдения условий контракта. No porn.
  6. 9 Beliefs of Highly Ineffective People.
  7. Keeping Safari a secret. Как удавалось держать в секрете разработку Сафари. Там ещё вокруг несколько постов про историю Сафари, любопытно.
  8. Shooting dead people. Крутые заголовки про убийство мёртвых людей.

Новая схема метро

Так выглядит моя новая схема московского метро:

В соответствии с требованиями департамента транспорта, она включает реку, железнодорожные пересадки, латиницу и легенду. На схеме используется суперпростой принцип: один кружок — одна подпись. Это решает проблему, когда непонятно, какое название к чему относится, особенно на станциях с названиями типа 2+1 (Третьяковская-Новокузнецкая). В моём дизайне связь станций с названиями однозначна.

Кстати, пока ни одному дизайнеру в истории не удалось так же просто показать схему пересадок на Библиотеке имени Ленина.

Объявление парижских станций

Вот, сто лет собираюсь опубликовать. Или, может, я об это уже писал — есть ощущение, что писал. Но найти не могу. Короче, в парижском метро смешно объявляют станции. За несколько секунд до станции произносят её название с вопросительной интонацией, а при остановке — с утвердительной:

Очень мило.

Кстати, если не читали — рассказ о Париже.

Доклад на конференции фермеров

Докладчик Марк Лайнас рассказывает о том, почему ГМО — это хорошо. Он начинает с извинений за то, что много лет был противником ГМО, что сразу же подкупает, естественно. Оторваться невозможно (стенограмма):

Пара цитат:

If you look at the situation without prejudice, much of the debate, both in terms of anti-biotech and organic, is simply based on the naturalistic fallacy — the belief that natural is good, and artificial is bad. This is a fallacy because there are plenty of entirely natural poisons and ways to die...

И вот:

We no longer need to discuss whether or not it is safe — over a decade and a half with three trillion GM meals eaten there has never been a single substantiated case of harm. You are more likely to get hit by an asteroid than to get hurt by GM food. More to the point, people have died from choosing organic, but no-one has died from eating GM.

Помимо того, что любопытно то, о чём он рассказывает, отдельно радует уровень подготовки. Сразу стыдно становится за все свои потуги. Вот бы на дизайнерских конференциях все мы так доклады читали, цены бы нам не было.

О треке Skin Care

Одна из самых важных вещей, которые я сделал на новом сайте — это музыкальный раздел. Наконец-то я навёл порядок в своей музыке и дал её слушать прямо на сайте. Теперь я бы хотел вас провести за ручку через два самых важных для меня результата моего музыкального творчества — пситрансовые альбомы Skin Care и Inverse Axiomatics.

Начнём с первого трека Skin Care, который называется Skin Care:

Весь альбом Skin Care — про наивный попсовый развлекательный фулон (фулон — это такой пситранс, когда коммерческо, весело и все танцуют). Трек Skin Care самый неприлично сладкий. Здесь незамысловатые темы сменяют друг друга через запредельное количество стопов-стартов. В начале там даже некое заигрывание с ломаными ритмами, что трансу вообще непозволительно. Надо сказать, не так просто было сделать переход в прямую бочку в 1:06, чтобы он звучал нормально — тут сильно помогли тарелочки, вступившие раньше.

В 1:32 нагло вылезает звук, из которого будет собираться всё потом. Он даже не пытается никакой мелодии изображать, а вроде как просто прощупывает почву, но позже он будет противостоять всем остальными инструментам в треке. Постепенно ему удаётся взять себя в руки, и в 2:02 появляется первая тема. Уже в 2:52 ритм прерывается, и тема постепенно трансформируется в другую; в 3:10 ритм возвращается. Но в 3:35 мелодия начинает искажаться, обретая яхелевско-космическо-мечтательный привкус. Это потому что в 3:43 очередной рызрыв. Звук, из которого всё собирается, снова теряет форму, и вынужден опять нащупывать почву, к 4:03 собравшись в новую мелодию, на этот раз чуть менее беззаботную и чуть более недовольную постоянными разрывами. В 4:32 его недовольство поддерживает другой похожий синтезатор.

Самый смешной разрыв — в 4:56. Здесь карусель резко останавливается, и оба синтезатора вываливаются из люльки, отправляясь в свободное падение. Впрочем, волевым усилием главному звуку удаётся преодолеть гравитацию и собраться в 5:00 в новую тему. В 5:36 — последний разрыв перед главной темой. Главная тема вступает в 5:56, а потом к ней присоединяются дружественные. В 6:35 там даже подключаются электрогитары — если вы хоть немного в теме транса, вы поймёте, какой это моветон.

Этот трек — шутка и попытка соединить все признаки пушистого фулона. Он называется Skin Care, потому что если есть много сладкого, кожа портится и покрывается всякой фигнёй. Много сладкого есть плохо, но очень хочется.

Ранее Ctrl + ↓