О моей работе над схемами московского метро

Фрагмент новой схемы метро

Я первый дизайнер, кто серьёзно занялся схемой московского метро. Свою первую схему я нарисовал в 2007 году. Я просто не мог не нарисовать схему для прекрасного метро, изуродованного ужасной схемой. Как другие дизайнеры это терпели — ума не приложу. Ту схему я поддерживал до октября прошлого года:
http://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro-old/

Кроме того, в 2012 году я сделал проект «Перезагрузка московского метро», в котором показал, насколько проще могла бы выглядеть схема и указатели в метро, если бы в системе были исправлены допущенные проектировщиками серьёзные ошибки:
http://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro-reloaded/

Когда в ноябре 2012-го объявили конкурс схем метро, оказалась, что моя схема 2007 года не соответствует целой куче его условий: например, на ней не было латиницы и реки. Поэтому пришлось сделать новую (её фрагмент на рисунке выше). Схема получилась ещё лучше:
http://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro/

Я собирался опубликовать новую схему после завершения работы уже с учётом комментариев конкурсной комиссии, но, к сожалению, вчера в нескольких изданиях были опубликованы мои предыдущие работы под видом схемы, отправленной на конкурс. Пришлось остановить распространение дезинформации и опубликовать схему. Уже после публикации новой схемы множество журналистов и блогеров написали нелепицу, будто бы я «доработал» свою до соответствия условиям конкурса, хотя невооружённым глазом видно, что у новой нет ничего общего со старой, она делалась с нуля.

Всё это, конечно, мой пиаровский провал. Пока опыта не хватает, чтобы предугадывать такие вещи. Пожалуйста, относитесь к опубликованной схеме как к бета-версии.

При разработке схемы я руководствовался тем, что пассажиру важно максимально наглядно и чисто представить информацию для принятия решения о выборе маршрута. Многие дизайнеры ошибочно считают важными географическую точность, реку, нюансы устройства пересадочных узлов. Всё это приятные мелочи, но на выбор маршрута они не влияют, поэтому не должны идти в ущерб читаемости линий и переходов.

Моя схема лучше других своей визуальной лёгкостью и простотой: для переходов используются максимально скромные, чистые и однозначные конструкции. Особенно я горжусь решением сложного узла Библиотеки имени Ленина. На моей схеме он выглядит легче, чем на любой другой, при этом нигде не пришлось идти на компромисс вроде сжатия шрифта в тесных местах. У меня в переходах нет лишнего чёрного цвета, геометрических сложностей.

Дополнительная приятность — тени от переходов. Они незаметно выводят переходы на отдельный визуальный слой, облегчая их восприятие. При этом если тени отключить (скажем, если особенности печати в каких-то случаях не позволяют их качественно передать), то смысла не убудет.

Главный кайф в том, что все мои дизайнерские находки увидят только профессионалы-дизайнеры, а обычному пассажиру эта схема покажется просто схемой. На мой взгляд, к этому и следует стремиться.

Я думаю, моя схема на сегодня лучшая, хотя работа коллег из студии Лебедева заслуживает самого тщательного изучения всеми дизайнерами, там есть чему поучиться.

Некоторые мои заметки о схеме метро:

  1. О географии на транспортных схемах (когда важна, а когда — нет).
  2. Лёгкое метро (этот термин избыточен).
  3. О нумерации линий метро (я против неё).
  4. О переходе на Боровицкой (важность его «корректного» отображения переоценена).
  5. Многочисленные рассказы о лондонском метро.
Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
Мои книги