Позднее Ctrl + ↑

Морская миля

Одно из недавних морских открытий — физический смысл морской мили. Я был уверен, что мили — для древних людей, которые ещё не перешли на метрическую систему. А то, что морская миля отличается от сухопутной, делало её в моих глазах совсем уж левой единицей измерения.

Но оказалось, что это как раз километр — левая единица измерения: столько проходит свет в вакууме за 3,335640952·10−6 секунды. Очень удобно!

А вот морская миля — это всего лишь одна минута широты. Надо проплыть на один градус на север — значит тебе плыть 60 миль. Любой отрезок на карте можно взять циркулем, а потом померить, приложив к широтам, обозначенным сбоку. Соответственно, узлы — логичная единица измерения скорости. Один узел равен одной морской миле в час.

Основы экономики: действие и закон добавленной пользы

Я уже делился с вами несколькими цитатами из книги «Человек, экономика и государство» Марри Ротбарда (Man, Economy and State; Murray Rothbard). Пока что я её не дочитал — она совершенно безграничных размеров, да и читаю в фоновом режиме. Но начну постепенно пересказывать, что узнал из неё.

Сначала часть того, что я выписал из первой главы «Основы действия человека» (Fundamentals of Human Action) вплоть до закона добавленной пользы.

Понятие действия:

  • Действие — это поведение человека, имеющее целью получить результат.
  • Аксиома действия: люди действуют.
  • Экономика изучает действия людей.

Первые следствия:

  • Действия могут быть предприняты только отдельными людьми, так как только у отдельных людей есть цели, желания. Не существует действий «групп», «коллективов», «государств», «обществ», есть только действия людей, их составляющих. Когда мы говорим о действии «государства», мы имеем в виду, что действуют отдельные люди, которые лишь находятся в некоторых отношениях с другими людьми, в результате чего кто-то может считать их действия действиями «государства».
  • Чтобы выполнить действие, недостаточно иметь желаемый результат; ещё нужно ожидать, что некоторое поведение приведёт к этому результату. Чтобы действовать, нужен «план», идея того, какое поведение поможет достигнуть результата.
  • Человек находится в ситуации, на которую он может влиять лишь частично. То, на что человек не может влиять, называется общими условиями; то, на что может — средствами действия.
  • Результат может быть получен лишь спустя некоторое время, то есть в будущем (иначе бы результат был сразу получен и действовать бы не пришлось). Действуя, человек стремится сделать так, чтобы условия в будущем стали более удовлетворительными, чем они были бы, по его представлению, без действия.
  • Время — одно из средств, оно всегда ограничено, так как человек смертен.
  • Приходится выбирать, каких целей достигать в первую очередь, а какие откладывать на потом. Какую бы цель не выбрал человек для очередного действия, остальные в это время останутся неудовлетворёнными. Поэтому человек постоянно сравнивает свои цели, на предмет их значимости для него, чтобы выбрать очередное действие.
  • Не только время, но все средства ограничены (если что-то есть в неограниченном количестве, ему не придают значения, не учитывают в планировании действия, а значит это не средство, а общее условие).
  • Человек в первую очередь тратит средства на действия, направленные на получение наиболее значимых для него результатов. Необходимость выбора очередного действия, на которое будут потрачены средства, можно назвать экономией. Можно сказать, что человек составляет рейтинг значимых для него результатов, такую шкалу ценностей (value scale). Разумеется, средств может хватить на достижение нескольких результатов из рейтинга, но остальные останутся невыполненными. Чем больше средств, тем больших результатов можно достичь.
  • Чтобы действовать, необязательно что-то делать активно физически, иногда выбором человека в соответствии с его шкалой может быть «продолжить сидеть на диване и смотреть футбол», сам факт такого выбора уже является действием в данном смысле.
  • Будущее неизвестно (иначе действие было бы бессмысленно и невозможно). Люди стараются, насколько возможно, спрогнозировать его. Действуя, человек предполагает, что получит результат, но никогда не знает точно. Поэтому возможны ошибки, когда по результатам действия результат оказывается не достигнут.

Соображения о средствах:

  • Средства для удовлетворения желаний человека называются благами (вообще, я балдею от языка Ротбарда и оголённой простоты в формулировках; он прямо так и пишет: «The means to satisfy man’s wants are called goods», кажется, что фиг напишешь так просто и хорошо по-русски).
  • Некоторые средства применяются напрямую для удовлетворения желаний — потребительские блага. Другие средства используются для создания потребительских благ — факторы производства. Факторы производства, которые сами не нуждаются в производстве, разделяются на человеческую энергию — труд и остальную природу — землю. Остальные факторы производства нужно сначала произвести.
  • Способ производства (план действия, о необходимости которого шла речь выше) — особенный фактор; если однажды он получен, то дальше он не изнашивается и не тратится, и, таким образом, становится общим условием.
  • Единственное, что делает потребительские блага ценными — их способность удовлетворять желания человека. Благом не обязательно должна быть материальная вещь. Всё, что ценится человеком и удовлетворяет его желания, скажем, дружба — это блага. Даже материальная вещь, скажем, хлеб, ценна не сама по себе, а только лишь своей способностью удовлетворять потребность человека в пище.
  • Факторы производства ценны, соответственно, лишь своей пользой для создания потребительских благ или других факторов производства, которые, в свою очередь, полезны для создания потребительских благ.
  • Стремление человека к удовлетворению всё большего количества желаний обретает две формы: увеличение доступных ему факторов и улучшение способов производства.

Соображения о времени:

  • Действие происходит в настоящем и нацелено на ожидаемый в будущем результат. Поэтому факторы производства ценятся человеком в соответствии с их текущей пользой, а не тем, что происходило с ними в прошлом.
  • Фундаментальная истина о времени: действуя, человек стремится получить результат за минимальное время. Это следует из ограниченности времени и необходимости его экономить. Соответственно, для каждой цели предпочтителен тот способ её достижения, который требует кратчайшего времени.
  • Кроме времени производства, для действия важно «время полезности», в течение которого благо способно удовлетворять желания человека (бутера хватит на пару часов, дом прослужит десять лет). При прочих равных человек предпочтёт более долгоиграющее благо.
  • Человек планирует производство благ на некоторое время вперёд с учётом времени производства и времени полезности. Кто-то живёт ото дня ко дню, а кто-то и о старости внуков беспокоится.

Дальнейшие соображения:

  • При любом действии ограниченные средства применяются для достижения наиболее ценного, результата. Человек постоянно сопоставляет различные возможные результаты своих действий на предмет пользы для него, чтобы выбирать очередное. При этом пользу нельзя измерить, нельзя поставить каждому возможному результату в соответствие числовое значение, а потом использовать его для сравнения или сложения и умножения. Можно сказать о любых двух возможных результатах, что один предпочтительнее другого, но нельзя выразить числом, насколько.
  • Любое действие есть попытка обмена менее предпочтительного состояния на более предпочтительное.

Подступаемся к закону добавленной пользы:

  • Каждое средство оценивается по его пользе в достижении желаемых результатов. При этом каждая единица средства оценивается отдельно. Человек выбирает не между классами, а между объектами. Если у человека две коровы и три лошади, и ему надо выбрать, какое из животных обменять на какое-то другое благо, он может обменять корову, решив, что ему хватит и одной, но при этом если у него загорятся конюшня и коровник, он может побежать спасать коров, потому что совсем без коровы он остаться не готов, а без лошадей ещё куда ни шло.
  • Этот пример отвечает на вопрос о том, почему платина дороже хлеба, хотя хлеб вроде бы представляется более полезным, чем платина. Человеку не важна «платина вообще» или «хлеб вообще». Человек думает, имея некое количество хлеба и платины, что ему полезнее: ещё унция платины или ещё булка хлеба. Поэтому же нельзя сказать, что две булки хлеба вдвое полезнее для человека, чем одна (напомню, численное сравнение пользы вообще невозможно, можно лишь сказать, что две булки лучше, чем одна).
  • Оценивая ценность возможного приобретения некоторого средства (или печаль от его возможной утраты), человек принимает во внимание то, сколько у него в данный момент есть единиц этого средства. Первая единица идёт на достижение наиболее ценного результата, вторая — следующих в шкале и т. д., то есть каждая следующая единица менее ценна.
  • Аналогично с уменьшением. Кайфная цитата: «Assume that a man has a supply of six (interchangeable) horses. They are engaged in fulfilling his wants. Suppose that he is now faced with the necessity of giving up one horse».

Тут я прервусь и дальше объясню на айфонах, так понятнее, чем про лошадей. Например, есть у дизайнера один айфон. Он его использует как телефон, айпод и интернет-коммуникатор. Ценность второго айфона для него намного меньше, но всё же она не равна нулю: например, на него можно поставить Ай-ОС 8 и тестировать свои приложения. Третий айфон вроде уже совсем ни к чему, ну можно использовать в поездках, чтобы вставлять местную сим-карту, оставаясь на связи по основному номеру.

Сами айфоны, все три, могут быть совершенно одинаковыми, взаимозаменяемыми, но ценность айфона определяется тем, какую службу он служит, поэтому имеет смысл говорить об айфонах как о средствах решения трёх указанных задач. Если дизайнер с тремя айфонами потеряет любой один из своих айфонов, то он фактически потеряет наименее ценный из трёх. Даже если дизайнер потеряет тот айфон, который был основным, он не станет продолжать использовать два оставшихся для тестов и поездок. Он тут же возьмёт из ящика телефон для поездок, и сделает его основным, чтобы продолжать решать две из самых важных задач в его шкале. В результате он потеряет только возможность брать с собой в поездки запасной телефон, но не возможность быть на связи каждый день и тестировать приложения.

Дальше про закон добавленной пользы:

  • Добавленная польза — это польза, которую приносит последняя («добавленная», marginal) единица из запасов некоего блага, то есть, в нашей ситуации с айфонами — возможность использования для местных сим-карт в поездках.
  • Закон добавленной пользы (The law of marginal utility, «предельной полезности», как зачем-то пишут в русских текстах): чем больше запасы некоего блага, тем меньше добавленная польза этого блага.
  • Когда человек принимает решение о действии, он учитывает добавленную пользу блага, с которым связано действие (когда мы думаем, купить ли айфон, мы учитываем, сколько айфонов у нас уже есть, и, соответственно, пользу очередного айфона оцениваем именно исходя из этой данности, а не «вообще»).
  • Именно добавленная польза разных благ определяет действие. Скажем, выбирая благо для приобретения, человек остановится на том, добавленная польза которого выше всего по его шкале ценностей.

Далее: закон убывающей доходности, ценность факторов, труд и отдых

Что почитать на выходных — 98

Вот:

  1. An interactive exploration of Boston’s subway system. Обалденные интерактивные визуализации работы бостонского метро, интегрированные в текст, объясняющий их и рассказывающий о выводах из них. Дизайнерская журналистика такая.
  2. Visualizing Algorithms. А тут крутейшие визуализации алгоритмов, тоже с текстом. Прям ах.
  3. Относительно лёгкий способ определить качество кириллицы в шрифте.
  4. A Closer Look at the Photos «Adjustments» Bar. Чувак взял эпловский скриншот будущего приложения «Фотос» для Мака и разобрал по косточкам.

Однажды в Википедии: Диаграмма Вороного

Где и как захостить мой сайт?

Я спрашивал у твиттера, где мне захостить сайт, но там невозможно что-либо потом найти или  систематизировать ответы. Поэтому я хочу попробовать ещё раз, но уже здесь, у себя. Для этого я воспользуюсь функцией комментариев к заметкам.

Итак, сейчас мой сайт живёт на Мастерхосте, я плачу что-то вроде 300 рублей в месяц за хостинг, за что получаю ФТП-доступ к серверу, куда можно закачать ПХП-скрипты, и они работают. Ещё есть база данных Май-эс-ку-эл. Насколько я могу понять, Мастерхост — из нормальных хостингов. Я регулярно читаю письма от пользователей Эгеи, которые пытаются пользоваться чем-то другим, и там, такое ощущение, вообще ничего толком не работает. И всё же в последнее время меня всё меньше устраивает мой вариант:

  • при моей посещаемости сервер постоянно умирает под нагрузкой;
  • я постоянно упираюсь в ограничение места на диске (1,5 ГБ);
  • я не могу устанавливать на сервер софт, который хочу (правда, я и не умею);

При этом я всё чаще публикую заметки с фотографиями, хочу чаще выкладывать что-то из музыки. Мне нужно, чтобы всё работало хорошо и быстро. И при этом я не хочу разориться.

В твиттере мне рекомендовали такое:

  • Амазон (× 4),
  • Диджитал-оушен (× 4),
  • хранить фотки на Фликре (× 3),
  • Линод,
  • Дримхост.ком,
  • hetzner,
  • 5gps.com,
  • transip.eu.

У меня даже уже есть акаунт на Амазоне, настраивали с Колей Митиным для одного неудавшегося эксперимента. Но там всё так заморочено устроено, что сначала всё дёшево, но стоит только начать чем-то пользоваться, как ты сам не понимаешь, за что тебе Амазон уже выставляет адский счёт. Мне бы не хотелось попасть на кучу бабла, если на меня, скажем, поставит ссылку Варламов. Как от этого защититься? Что вы бы порекомендовали?

Ещё проблема такая: если вместо шаред-хостинга использовать вариант с типа собственным сервером, то получается, что надо уметь его администрировать, устанавливать там что-то. Я не представляю, что такое SSH, чем отличается ФриБСД от Линукса и вот это всё. Понятия не имею, как на удалённой машине заставить что-то работать так, как мне надо. А мне что-то хочется гит поставить на собственный сервер, чтобы свои проекты там держать. Как с этим быть?

Что почитать на выходных — 97

Вот:

  1. The Fermi Paradox. «Moving back to just our galaxy, and doing the same math on the lowest estimate for stars in the Milky Way (100 billion), we’d estimate that there are 1 billion Earth-like planets and 100,000 intelligent civilizations in our galaxy... Where is everybody?».
  2. What is it like to work with Elon Musk?
  3. Landing pages are for wimps.
  4. Основные ошибки при выключке текста по левому краю, по центру и по формату. Игорь Штанг сделал наглядную памятку.

О рекламе на сайте Зерулс.ру

Мне постоянно приходят какие-то левые предложения об обмене ссылками или размещении банеров на сайте Зерулс.ру. Жалко уродовать сайт всяким мусором. В то же время, разместить рекламу хорошего я не против. Если у вас есть что-то, что будет кстати на сайте правил русского языка — книги, курсы, обучающие игры — пишите. Рекламе я точно не дам перекричать содержание, всё должно быть очень скоромно и благородно. Будет правильно, если вы начнёте письмо не с количества долларов за клик, а с того, почему вы искренне верите, что пользователям моего сайта ваш продукт будет полезен и интересен.

Что почитать на выходных — 96

Вот:

  1. Good looking emails are killing your customer conversations. Всегда вот чувствовал, что письма надо в плейнтексте или с минимумом декораций писать и всех клиентов убеждал.
  2. Принципы управления проектами в Бюро Горбунова. Максим Ильяхов подробно рассказывает про ФФФ. «У бюро не бывает „адовых клиентов“».
  3. Why Apple doesn’t do «Concept Products». «A commercial company’s ability to innovate is inversely proportional to its proclivity to publicly release conceptual products».
  4. See Maxipad Maker Bodyform’s Brilliant Reply to a Man’s Facebook Rant. Крутая история. Соушел-медиа-маркетинг эт итс бест.

Однажды в Википедии: Дельные вещи · Прикол

Ранее Ctrl + ↓