Позднее Ctrl + ↑

Лайкли 2.1 с Телеграмом

Теперь за Лайкли отвечает Иван Акулов.

Сегодня у нас первый релиз под его руководством — Лайкли 2.1:

  • добавилась кнопка Телеграма;
  • кнопка Одноклассников использует ХТТПС, когда нужно;
  • уважается link rel="canonical";
  • улучшены тапы на Ай-ОСе.

Подробно на Гитхабе.

Иван ещё просил передать:

Когда будешь писать пост, сможешь упомянуть, что пакет в нпме ещё старый? В бовере уже всё свежее.

Кроме Ивана спасибо Софии Хлыниной, Кори Мейлеру и Виктору Карпову. И вообще спасибо всем, кто отозвался на призыв помочь.

Что почитать на выходных — 131

Вот:

  1. Реальность данных и примеры.
  2. Flag Stories. Офигительное исследование-анализ дизайна флагов стран.
  3. Как перестать бояться и начать командовать.
  4. Книга «Дизайн — это работа». Я её тоже читал, но не законспектировал, хотя книга бесконечно крутая. Александр Сарычев законспектировал вот.
  5. Как с первого взгляда определить, на каком языке текст.
  6. Шутка: What’s so unpleasant about being drunk?
  7. Порнобизнес.

Обновил коллекцию голосовых объявлений лондоского метро и нашёл линейные схемы

Вчера обновил свою огромную коллекцию голосовых объявлений лондонского метро.

Захотелось поставить к каждой линии её линейную схему — оказалось, что и такое тоже Транспорт-фор-Лондон даёт скачать всем желащим. Если что, это называется CLD — Car Line Diagram.

Там не просто линейные схемы всех линий, а вся их история с 1996 года! Можно проследить, как на станциях пересадок постепенно избавлялись от ненужных фиговин. В 1997 ещё рисовали такие цветные штуки с заострениями:

Я помню, что в мой первый приезд в Лондон эти хрени ещё были. В 1999 они стали контурными:

А в 2003 их вообще убрали без ущерба для смысла:

С тех пор — так.

Но и это ещё не всё. Там есть даже все временные наклейки. С ума сойти! Например:

Зачёркивания разные что-то. А ещё на «Эджвер-роуд» написано не просто «Станция закрыта», а «Станция линии Бейкерлоо закрыта». Потому что там рядом есть станция «Эджвер-роуд» кольцевой линии и линий Дистрикт и Хаммерсмит-Сити. Чтобы никто случайно не подумал, что и та тоже закрыта.

Хочу, чтобы на сайте Дептранса Москвы можно было найти все ПДФы всех схем метро хотя бы за последние три года.

Теперь чтобы послушать все объявления целиком нужно слишком много времени, поэтому у меня для вас несколько интересных. Сервис-апдейт на «Бейкер-стрит» (линия Бейкерлоо; помогите разобрать недостающие слова):

Travel information. There is no Metropolitan line train services between Wembley Park and Northwood (?) For the fastest journey to any station north (of?) Harrow-on-the-Hill you should use the Chiltern Railways services from Marylebone. Thank you

Как интонацией разделить три разных and подряд? «Следующая — Банк» (линия Централ):

The next station is Bank. Please mind the gap between the train and the platform. Change here for the Circle, District, Northern and Waterloo & City lines, and the DLR

Длинное объявление на Кольцевой:

Please mind the gap between the train and the platform. This is Tower Hill. Change for the District line, DLR from Tower Gateway and National Rail services from Fenchurch Street. Exit here for the Tower of London, Tower Bridge and riverboat services from Tower Pier. This is a Circle line train via Liverpool Street and King’s Cross St. Pancras

Машинист взял микрофон:

This is Farringdon. Change for National Rail services. This is a Circle line train via Liverpool street and Tower Hill... This is a Circle line service via Liverpool street and Tower Hill. This train is ready to depart, please stand clear of the doors, mind the closing doors

На линиях Джубелии и Виктория объявляют конечные, хотя они и не разветвляются. Джубелии, другой голос:

This station is Canary Wharf. Change here for the DLR. This train terminates at Stratford

Формулировка «this train terminates at» не придёт в голову иностранцу. Но в Будапеште продублированные на английском объявления в метро используют именно такой текст.

Машинист на «Канари-ворф»:

This train is now ready to depart, please stand clear of the closing doors

Линия Нозерн не просто разветвляется на концах — этим никого не удивишь. У неё есть две разных внутренних части — Charing Cross branch и Bank branch. Чтобы было совсем весело, станции «Юстон» и «Кемден-таун» есть на обеих половинках:

Northern line
This station is Euston, Bank branch. Change here for southbound Northern line services via Charing Cross from platform 2, Victoria line and mainline intercity and suburban rail services. This train terminates at Morden via Bank.

Последняя фраза тоже примечательна, люблю эту ёмкую формулировку.

На линии Нозерн на станции «Кингс-кросс» есть пересадка на линию Хаммерсмит-Сити, но в объявлениях её называют просто Хаммерсмит:

Change here for Circle and Hammersmith, Metropolitan, Piccadilly and Victoria lines and mainline intercity, suburban and international rail services. This train terminates at Morden. Stand clear of the doors

Линия Пикадилли ходит в аэропорт Хитроу (см. также мою давнюю заметку про это). При этом часть поездов останавливаются в терминалах 1, 2, 3 и 5, а другие поезда — в терминалах 4 и 1, 2, 3:

Piccadilly line

За несколько остановок до конца линии пассажирам начинают рассказывать об этом. На станции «Хаунслоу-вест», в зависимости от поезда:

Please mind the gap between the train and the platform. This is Hounslow West. Customers for Heathrow Terminal 5 should change here and wait on this platform for a train to Terminals 1, 2, 3 and 5. This is a Piccadilly line service to Heathrow Terminals 4 and 1, 2, 3. The next station is Hatton Cross
Please mind the gap between the train and the platform. This is Hounslow West. Customers for Heathrow Terminal 4 should change here and wait on this platform for a train to Terminal 4. This is a Piccadilly line service to Heathrow Terminals 1, 2, 3 and 5

И на следующей, «Хэттон-кросс»:

This is Hatton Cross. Customers for Heathrow Terminal 5 should change here and wait on this platform for a train to Terminals 1, 2, 3 and 5. This is a Piccadilly line service to Heathrow Terminals 4 and 1, 2, 3

Пассажиры — это customers, а не passengers.

На линии Виктория объявляют, с какой стороны откроются двери:

The next station is Green Park. Doors will open on the right-hand side. Change for Jubilee and Piccadilly lines. Exit for Buckingham Palace. This station has step-free access

Пара объявлений во время уикенда, когда много всего закрыто.

The next station is Warren Street. Doors will open on the left-hand side. Change for the Northern line. National Rail services from Tottenham Hale are suspended. The Hammersmith & City line is part-suspended between Moorgate and Barking. London Overground is part-suspended between Highbury & Islington and New Cross Gate and Clapham Junction
The next station is King’s Cross St. Pancras. Doors will open on the left-hand side. Change for Circle, Hammersmith & City, Metropolitan and Piccadilly lines, national and international rail services. Exit for the British Library. This station has step-free access. The Northern Line is suspended due to planned engineering works. Please use alternative routes. The Hammersmith & City line is part-suspended between Moorgate and Barking

Во втором случае интересно, что линию Нозерн даже не перечислили среди пересадок в первой части, поскольку пересадки на неё именно сейчас — нет.

Брикстон — конечная:

The next station is Brixton where this train terminates. All change please. Change for National Rail services. This station has step-free access. Please remember to take all your personal belongings with you when you leave the train. All change please

Лондон Оверграунд. Подключается девушка:

The next station is West Brompton. Change here for London Underground District line and National Rail services. Alight here for Earl’s Court exhibition centre. Please mind the gap between the train and the platform... Good morning ladies and gentlemen. Currently District line is partly closed between Barking and Tower Hill due to planned engineering works. Good service operating on the rest of the line. Thank you

Больше нигде не говорят alight here вместо exit here.

Объявление на станции Хайбери-энд-Ислингтон, которое однажды помогло мне не опоздать на самолёт:

Customer information. Arsenal are playing home tomorrow, Tuesday, 26th November. This station will be extremely busy between the hours of 1730 and 1945. Also between the hours of 2100 and 2230. If you have any alternative route, please use it. Thank you. Once again...

Лекция о понимании задачи: «Рамблер и ко», 26 мая

Прочёл лекцию о понимании задачи в Киеве

26 мая (четверг) в 19:00 прочту лекцию о понимании задачи в «Рамблере и ко» (м. Тульская, Даниловская Мануфактура). Лекция для дизайнеров. Займёт около двух часов, в конце отвечу на вопросы. Участие платное.

Записаться:
http://edu.rambler-co.ru/

Фиолетовая корова и жизнь и достижения Форда

Послушал на Смартридинге краткие пересказы книг Сета Година «Фиолетовая корова» и Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» (Михаил Иванов дал бесплатный доступ).

Годин говорит, что делать продукты, приводящие в восторг небольшую группу людей, которые будут трубить про них, выгоднее, чем делать продукты «для всех».

Форд говорит, что время, освобождаемое оптимизацией производства, должно тратиться не на увеличение объёмов производства, а на нюхание цветов.

Ещё послушал книги Дэниела Сиберга «Цифровая диета» и Сэма Харриса «Ложь».

Цифровая диета — вата.

Про ложь в описании было написано, что автор против лжи всегда, включая «ложь во спасение» (что я поддерживаю). Но в реальности автор тему слил: он хоть и против лжи, но всё-таки считает, что иногда можно и соврать, хотя лучше и не врать (о чём книгу можно было и не писать).

Сюзан Кер рассказывает о своей работе

Сюзан Кер на конференции «Лейерс-2015» рассказывает о своей работе:

Она рисовала иконки и шрифт для первого Мака, а потом ещё много всего, что вы видели в разных интерфейсах.

Сюзан Кер рассказывает о своей работе

Больше всего понравилось про знак кнопки Комманд (⌘). Я знал, что это знак достопримечательности, но никогда бы не догадался, что это схематичное изображение замка, вид сверху:

Сюзан Кер рассказывает о своей работе

В конце Джон Грубер задаёт ей разные вопросы. Отвечает на вопрос о том, думала ли она в 1984-м, что люди будут использовать её шрифт спустя 20-30 лет:

«You’re trying to do something that won’t have to be redesigned. You’re trying to do a good job. Like, I usually say, look at the stop sign, nobody’s saying every two years, we’ve got to do better, this is looking old, let’s get some shading in there.»

Зализняк о русском ударении

Одна из интереснейших лекций Зализняка:

Оказывается, ударение в русском языке неслучайно, а даже имеет некую логику. Другое дело, что для того, чтобы её объяснить, ему приходится первые минут сорок рассказывать об истории и вводить терминологию.

Мои записи:

  • 06:30. Откуда-то русскоговорящий человек, впервые увидевший слово «маздеизм», знает, куда поставить в нём ударение. Значит версия, что мы просто «выучили» ударения, не годится — должен быть закон.
  • 10:10. Есть морфемы, которые всегда несут на себе ударение, например, суффикс -ат-. Горба́тый, конопа́тый, борода́тый — -ат- всегда под ударением.
  • 19:15. Фонетика. Про редуцированные гласные. Ер и ерь в древнерусском были гласными. Часть «прояснились» и дали о или е, а часть исчезли, «пали». Это сильные и слабые редуцированные. Для акцентологии важно.
  • 31:40. Есть три класса морфем: плюсовые самоударные, плюсовые правоударные и минусовые.
  • 37:24. Самоударные приставки: вы-, па-, пра-, су-. Все остальные — минусовые.
  • 38:32. Правило определения ударения в древнерусском языке. Ударение определяется самой левой в слове плюсовой морфемой. Если это самоударная морфема, ударение падает на неё. Если правоударная — на следующую морфему. Если в словоформе нет ни одной плюсовой морфемы, ударение падает на первый слог всей словоформы. Если по этому правилу ударение должно оказаться на слабом редуцированном, то оно сдвигается на слог влево.
  • 41:41. Плюсовость — это некая оценка «силы» данной морфемы в борьбе за ударение.
  • 62:20. Пере- — минусовая приставка, а вы- — самоударная. Поэтому пе́редал / передала́, но вы́дал / вы́дала.
  • 66:47. Правило распространяется не на отдельные словоформы, а на отрезок речи со словоформой и примкнувшим к ней словам, не имеющим собственного ударения (клитики). Например: «на голову». Всё минусовое, поэтому «на́ голову». Проклитики (всё, что перед словом) — всегда минус. Энклитики (что после) — всегда самоударные. В древности: «и́ на голову», «не́ на голову», «и́ не на голову», но «и на голову же́» (из-за самоударности же).
  • 71:50. Поэтому пе́редал, но не́ передал. «Слышать слышал, но́ не передал». А -ся — энклитика, сохранилось до сих пор. «Но не передался́», «начался́».
  • 80:20. В ед. ч. жена́, во мн. ч. было жены́. Почему сейчас в р. п. нет жены́, но во мн. ч. жёны? В древней системе такого не было. Появился эффект противопоставления р. п. и мн. ч. в женском роде, взявшийся от минусовых корней, в которых этот эффект был и раньше (нет головы́, но го́ловы). И сейчас, если взять слово мерзлота́, нам захочется во мн. ч. сказать мерзло́ты, даже если мы первый раз в жизни сталкиваемся с таким словом.
  • 84:35. В современном языке появились доминантные суффиксы, которые берут на себя ударение несмотря ни на что. В старой системе тоже такого не было. Это тоже следствие аналогии с теми словами, где эти суффиксы оказывались под ударением. Например суффикс -ята- (зверята). Раньше были ку́рята, у́тята, я́гнята, медве́жата. Суффикс -ивый- в древности был плюсовый, сейчас почти стал доминантным. Был зло́бивый. Есть исключения юро́дивый, ми́лостивый. В течение веков идёт движение от старой системы к новой. «На́звал», «бе́з четверти» сейчас немыслимо. Ударение не уйдёт за пределы словоформы. Это уже соблюдено в западно-славянских языках.

И из ответов на вопросы:

  • 93:00. Просторечия и жаргоны идут впереди по векторам развития языка, потому что они не подвергаются нормативной цензуре. Желание сказать «по-новому» возникает у любого носителя. Но он может подвергнуться критике.
  • 95:95. Про сле́сари → слесаря́. В Пушкинское время таких было мало, свежее явление. Дальше будет так же.
Ранее Ctrl + ↓