Позднее Ctrl + ↑

Установить для всех или для меня

Когда на Маке устанавливаешь программу, она может спросить: «Установить для всех пользователей компьютера или только для меня?»

В голове программиста всё просто: обычный же вопрос, не технический никакой — для всех установить или только для тебя? Просто выбери да и всё.

Да вот только это невозможно выбрать. В подавляющем большинстве случаев у компьютера один пользователь. Даже когда доступ к компьютеру есть у нескольких людей, чаще всего они не заморачиваются разделением акаунтов. А раз так, что два этих варианта выглядят равнозначными.

То есть проблема выбора состоит уже хотя бы в том, что его нужно как-то сделать, хотя у тебя нет вообще никаких причин что-либо выбрать. Ты просто сидишь и тупишь: а на что это влияет? И отвечаешь каждый раз случайным образом, формируя бардак. А ведь на самом-то деле эти варианты ещё и не равнозначны. Даже если пользователь один, установить для одного и для всех — разные вещи. В зависимости от этого выбора, программа попадёт в разные папки; возможно у неё будут какие-то разные права или особенности поведения в хитрых случаях. И всё это полностью скрыто от пользователя.

То есть суть выбора совершенно не том, что написано, а в чём именно — нигде не объяснено. Это мало того, что сложный технический вопрос, но вдобавок даже не написано, в чём он состоит.

Хорошо бы постановить, что есть какой-то правильный способ устанавливать программы, и вообще не задавать вопросов, пока пользователь на компьютере один. Если пользователей несколько, то вопрос можно переформулировать в виде отклонения от стандартного курса, скажем, с помощью чекбокса: Make this app available to John and Sarah as well.

Каждый раз, когда вы в интерфейсе задаёте вопрос пользователю, задумайтесь, что вы на самом деле спрашиваете, понимает ли это пользователь, и как он будет принимать решение. Иногда кажется, что вы задаёте простой безобидный вопрос, но на него совершенно невозможно ответить.

Презентация руководству

В корпорациях есть такой формат — презентация руководству («бизнесу», «стейкхолдерам», это уж у кого как).

Вообще, презентовать работу руководству и коллегам — важнейшее умение, и мы даже этому учим на нашем с Мишей курсе. Но тут речь не о презентации как процессе, а о документе со слайдами. Исполнитель сделал какую-то содержательную работу, но вместо того, чтобы пойти и рассказать о ней, он сидит и оформляет это в красивую ПДФку с корпоративными атрибутами, вёрсточкой и всеми делами.

Часто так оформляется даже не какой-то законченный проект, а просто наброски идей, которые надо обсудить. Это всё называется «исследование концепций чего-нибудь там», приправляется разными картинками про рынок и конкурентов, и вообще всячески накачивается как значимый этап большого дела, хотя на самом деле исполнитель просто хочет высказать пару идей и понять, насколько они в тему.

К исполнителям вопросов нет — они делают так, как от них требуют или как заведено в компании.

Но я хочу обратиться к руководству. Возможно, вы — важные лица, сидящие в высоких кабинетах. Обычный сотрудник не осмелится показать вам просто черновик или вообще прийти обсуждать мысли без ПДФки, ведь выглядит, будто он не поработал. Возможно, вы так и не думаете, но ведь это важно ещё и до исполнителей донести! Они-то не хотят плохо выглядеть на фоне других.

Поэтому я рекомендую буквально запретить исполнителям оформлять работу для внутреннего обсуждения в презентацию со слайдами. Если для иллюстрации мысли нужны картинки, пусть показывают просто картинки прямо в Фигме или как быстрее.

А если же вы сами всерьёз хотите, чтобы вам всё показывали только в виде красиво свёрстанной презентации, то вдумайтесь, сколько времени исполнителей, за которое вы им вообще-то платите, тратится на эту чепуху. Они могли бы придумать пять вещей, но придумывают две только из-за того, что вам приятнее смотреть ПДФки!

Ну а если ваши исполнители прячутся за ПДФкой, потому что сами не могут нормально идею донести, то отправляйте их на наш курс.

Про солидность и человечность

Из моего комментария к работе студентки:

Выглядит по-деловому. Как будто компании 20 лет, в офисе у директора висят дипломы и сертификаты всякие. Иногда можно услышать довод, что такой вот «надёжный» вид кого-то привлекает, типа что это не какая-то хипстерская фирма-однодневка, а что-то серьёзное. Но я в это и раньше-то не верил, а уж когда даже все банки отказались от этого казённого вида и стали человечными, совсем верить перестал. Меня-то всё-таки волнует не солидность компании, а довезут ли мою хрупкую вещь. А страница как будто вообще не об этом.

А то вдруг вы всё ещё солидный сайт хотите.

Пропаганда и бдительность

У пропагандистов иногда слышна идея, мол, враги пытаются дестабилизировать нашу кукуху, внедряют всякие неправильные мысли. Типа важно фокусироваться на том, что даёт тебе спокойствие и ощущение устойчивости, а если ты слышишь что-то, что заставляет тебя переживать — это плохая информация, её надо избегать.

Не позволяйте себя одурачить. Хорошая информация — не та, от которой тепло на душе, а та, что соответствует действительности. Если правда состоит в том, что у тебя проблема, то лучше её знать. А то так можно доуспокаиваться, не глядя анализы и заключения врачей, а потом умереть из-за несвоевременного лечения. Кукухе тоже надо уделить внимание, если она правда страдает от информационного фона, но именно ради того, чтобы она смогла рационально действовать в стрессовой ситуации, а не чтобы засунуть её в песок.

Если кто-то пытается усыпить вашу бдительнось, то подозрение в недобрых намерениях должно ложиться именно на него.

На интерфейсном курсе: много стилей и плохие тени

Разбираем интерфейс заправки. Одна из проблем — перебор с количеством стилей. Не надо выделять всё разными шрифтами по важности, ведь получается каша. А ещё тени должны падать вниз и не быть чисто серыми. 6 минут:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 152 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 3 ноября 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 7 декабря — 5 января. Всё ещё аж −30% из-за очень ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Интерфейс объясняет интерфейс

Иногда внутри интерфейса нужно иллюстративно показать какой-то кусок интерфейса, типа когда объясняешь, как что-то будет в реальном интерфейсе. Вот Айфон объясняет, как будут выглядеть уведомления:

Тут нарисовано очень условно, но всё-таки целые айфончики с часами и прочими атрибутами. Без этого было непонятно, что именно нам пытаются показать, где и как эти уведомления будут отображаться. В самой левой иллюстрации, правда, кажется, что не отображается ничего — нижняя фигня воспринимается не как строчка текста, а скорее как хоум-индикатор.

На Маке эти же штуки чуть более иллюстративны:

Тут показывать весь экран бессмысленно, но чтобы было понятно, о какой части экрана речь, пришлось нарисовать и часы, и поиск, Важно, что всё это нарисовано бледно-голубым, чтобы невозможно было даже предположить, что внутри картинки реальный интерфейс, с которым можно взаимодействовать или часы, которые показывают реальное время.

В более поздней версии Макоса оказалось, что всё-таки без часов понятно, если использовать разные цвета фона:

Тут ещё и стрелочкой показали, как банер появится, а потом уедет.

А вот в моей книге об интерфейсе разворот про браузерную навигацию:

Как-то так рисуют браузер дизайнер в портфолио, когда показывают сайты. Это должно восприниматься не как настоящий браузер, а как «представьте, что тут у нас браузер».

А вот Гугль использует другой приём для объяснения экспериментальных фич Ютюба:

Надо показать, как будет выглядеть интерфейс Ютюба, если включить эту фичу. Но если нарисовать сам интерфейс, то пользователь подумает, что перед ним реальный видос! Вместо того, чтобы рисовать элементы управления бледно и минималистично, их рисуют карикатурно-мультяшно. Тоже вариант.

А у вас какие примеры?

Думаем дальше № 27 «То удочка, то арбалет» с Сергеем Стеблиной

С Сергеем Стеблиной обсудили роль Корела и роль арт-директора.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Гугль-подкасты · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Уметь «делать плохо»: эстетика объявлений у подъезда, юридических документов и вывесок дешёвых продуктовых
10:44 Должна ли упаковка выделяться на полке
16:03 Неряшливость считывается как срочность
18:19 Корел существует
21:18 Серёжа проводит для Ильи ликбез по полиграфии
29:20 Серёжа посмотрел плагины для печати из Фигмы
33:54 Как Илья настраивал ЦМИК автобусной наклейки на днях
38:48 Принципиальная разница между нахваткой DPI, отсутствием вылетов и меток реза и неправильными единицами измерения
41:24 Серёжин взгляд на роль арт-директора
45:38 Взгляд Ильи
49:30 Обмен мнениями: туманные комментарии «иди ещё подумай» против чётких объяснений; артдир как источник клиентов или как источник знаний; самостоятельность, готовность к жестокому миру и присвоение результата
1:06:48 Про дедлайны
1:11:19 Про умение дизайнера знать, за что хвататься
1:13:50 Про наши транспортные схемы: Гданьск и Ташкент
1:17:53 Серёжина работа с дизайнерами
1:20:58 Проекты без указания имени дизайнера

На интерфейсном курсе: про хоум-индикатор

Короткий фрагмент про хоум-индикатор — эту полоску внизу экрана Айфона, что не надо бояться, если под неё что-то попадает при прокрутке, а вот статичные элементы стоит ставить с достаточным отступом. 2 минутки:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 151 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 3 ноября 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 7 декабря — 5 января. Сейчас аж −30% из-за очень ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ранее Ctrl + ↓