Позднее Ctrl + ↑

«Пригласитьки» Эпла и сопротивление

Эпл выпустил приложение «Пригласитьки» (это я пытаюсь перевести слово Invites вместо Invitations). С помощью него можно кого-то пригласить на мероприятие — день рождения или свадьбу.

Проблем несколько:

  • нужно быть в экосистеме Эпла, чтобы приглашение прошло бесшовно, а если у тебя Андроид, то будет трахотень с кодами подтверждения через почту (мы-то с вами понимаем, что даже в экосистеме Эпла бесшовно ничего не бывает);
  • интерфейс максимально нестандартный, пытается тебя всеми силами удивлять и развлекать, ломая привычки и ожидания;
  • в приложении можно даже совместный плейлист составить на мероприятие, но нет интеграции с чатом — даже с дебильным Аймесседжем!

В 626-й выпуск подкаста АТП слушатель написал, как из 12 приглашённых на его день рождения только трое смогли принять приглашение в этом приложении. Короткий кусочек начиная с 5:10.

Если вы делаете приложение специально для какого-то жизненного сценария, то вы конкурируете не с другими такими приложениями, а с тем, как люди успешно это делают безо всяких специальных приложений. Договориться можно просто в чате! Даже если ваше приложение лучше, чем просто чат, намного ли оно лучше, чтобы кто-то стал заморачиваться, преодолевать это сопротивление?

Что почитать на выходных — 191

Вот:

  1. Плотность интерфейса. Понятие «плотность пользы» меня очень порадовало.
  2. Архитектоника ценностного предложения. Как думать о ценности продукта и вот этом всём.
  3. Beware Trivial Inconveniences. Важное объяснение того, почему даже мелкие преграды в интерфейсе сильно снижают его эффективность (это про сопротивление интерфейса).
  4. Behind the feature: The multiple lives of multi-edit. Как в Фигме изобрели новое поведение выделения. Вот это интересно, и тут понятно, зачем нужно всё тестировать.
  5. Можно ли ставить заголовок ровно посередине между абзацами. Игорь Штанг. Забавно, что я на курсе про это говорил прям то же самое, причём тоже показывал Брингхерста сначала! Не помню, чтобы мы это обсуждали с Игорем вообще.
  6. Founder Mode. «Their advice could be optimistically summarized as „hire good people and give them room to do their jobs“. He followed this advice and the results were disastrous».
  7. Choices. Пост Джоела Сполского аж из 2000 года, который всплыл в обсуждении моей недавней заметки. О том, где пользователю нужно давать выбор, и это хорошо, а где не нужно, потому что это мешает.
  8. This message does not exist. Забавное философское рассуждение о странном сообщении об ошибке.
  9. Зуузве — квазиспутник Венеры. Тред

Однажды в Википедии: Парадокс Абилина · Многорукий бандит

Искусственно длинные коридоры в аэропортах

Пока писал про замедление интерфейса для солидности вспомнил такую штуку. Людей бесит подолгу ждать выдачи багажа в аэропорту, и поэтому архитекторы искусственно делают более длинные пути из самолёта. Пока человек дойдёт до багажа, его, глядишь, уже и выдавать начнут. Получается, что как будто и не ждёшь.

Это крутое решение похожее на всякие интерфейсные фокусы с созданием иллюзии быстроты. Пока мы не можем придумать, как на самом деле выдавать багаж быстрее, мы можем хотя бы снизить раздражение от медлительности с помощью трюка.

А вот теперь представим. В аэропорту изобретают способ мгновенно выдавать багаж. Пассажиры выходят из самолёта по телетрапу, проходят в зал, а там уже их чемоданы крутятся. И тут обнаруживается, что они не врубаются, что это их чемоданы. По камерам видно, что они не идут к ленте, а стоят растерянно и ждут чего-то. Пошли исследовать, а пассажиры говорят: «Это наверное с прошлого рейса, мы ж только вышли». И тогда руководство аэропорта принимает решение подольше не выдавать багаж, чтобы не смущать пассажиров.

Как мы назовём авторов такого решения?

Замедление интерфейса для солидности

Технологии несовершенны, поэтому иногда компьютерам нужно время, чтобы выдать результат. Иногда тормозит сеть, иногда нужны длительные вычисления.

Работа дизайнера интерфейсов — сделать так, чтобы тормоза были как можно менее заметны пользователю. То есть создать ощущение, что всё работает быстро, даже если в реальности это не так. Часть примеров этого были в моём минском докладе об обратной связи. К сожалению, бывает и наоборот: технологии быстрые, но дизайнер перемудрил с анимациями и эффектами, и в результате создаётся, наоборот, ощущение, что всё тормозит. Такие беспричинные тормоза бесят больше всего.

В обсуждении этой проблемы читатель прислал статью об искусственном замедлении интерфейса для солидности. Типа, во многих продуктах интерфейс замедляют даже не по ошибке дизайнера, а целенаправленно, чтобы создать у пользователя впечатление, что компьютер «очень постарался» и тем самым повысить доверие к результатам.

Это и плохая статья, и плохая практика.

Что не так со статьёй

В начале статьи автор рассказывает об окне проверки безопасности акаунта в соцсети. Проверка — мгновенная операция, но окно специально изображает, будто процесс занимает некоторое время. Глядя на это, автор статьи, по его собственным словам, «думает, что о нём внимательно заботятся». Я не верю. Я думаю, дело было так: автор узнал про идею искусственного замедления для солидности, решил написать про это статью, нашёл это окно в качестве примера, и уже потом выдумал вступление о якобы возникающем у него чувстве заботы. Такое вступление нужно было, потому что такой подаче учит американская журналистская школа.

Дальше автор приводит примеры интерфейса, где результат отображается мгновенно. Он пишет: «such speed can make users skeptical or even confused» — «такая скорость может вызвать у пользователь скепсис или растерянность». Утверждение бессодержательно: может вызвать, а может и не вызвать; у каких-то пользователей вызовет, у каких-то нет. Или вот фраза: «Human brains expect things to take longer» — «Мозг человека ожидает, что вещи занимают больше времени». Утверждение не просто не доказано, оно недоказуемо. Сколько секунд занимают «вещи» по ожиданию мозга человека? Неужели это касается всех «вещей»? Как это вообще померить?

Нашлось в статье место и аналогии: «Let’s say you sit down at a restaurant, you order your food, and it comes out one minute later» — «Садитесь вы в ресторан, заказываете еду, и её вам приносят через минуту». Типа, раз ты тут заподозришь, что качество еды не очень, то и в интерфейсе при слишком быстром получении результата тоже засомневаешься в его качестве. Аналогия неудачная: если еду невозможно было приготовить за минуту, значит её просто разогрели; это не «ощущение», а понимание. Но если эспрессо тебе несут пятнадцать минут, вряд ли ты уверуешь в его высокое качество.

Что надо делать вместо шоу с замедлением

В конце автор приходит к правильной мысли, что у пользователей есть ожидания, и интерфейс их иногда нарушает. С этого можно было бы как раз начать и написать нормальную статью. Что делать, если интерфейс нарушает ожидания?

Слабый ответ — подстроиться под ожидания.

Сильный ответ — сделать хорошо и приучить к хорошему, перенастроив ожидания. Лучшие продукты превосходят ожидания, а не просто имитируют привычное-плохое.

Возьмём то же окно проверки безопасности акаунта в соцсети. Автор пишет, что его медлительность даёт возможность человеку изучить и понять каждый шаг проверки по ходу дела, а мгновенный результат бы такого не дал. Но это чушь. Можно сделать мгновенно и при этом объяснить человеку суть сделанного сколь угодно подробно. А вот изучение «по ходу дела» как раз и не гарантирует, что человек успеет прочитать и понять.

В статье автор аналогичным образом защищает тормозной интерфейс системы, рекомендующей оптимальный тариф сотовой связи. Он пишет, что при выдаче мгновенной рекомендации пользователи считали, что система не учитывала их реальную статистику, а лишь выдавала шаблонную одинаковую для всех рекомендацию. И снова проблема решается объяснением, а не замедлением. Представьте мгновенный, но подробный отчёт: «Рекомедуем вам тариф СуперПлюс. Вы в среднем делаете 3 звонка на городские номера в месяц, например в январе вы звонили... Интернет вы используете в пределах... Единственное исключение за три года было в июле, когда вам пришлось заплатить за превышение, но это меньше, чем стоил бы более дорогой тариф за все эти годы». Какому пользователю бы пришло в голову, что шаблонная рекомендация?

Наконец, автор приводит пример переделки интерфейса заявки на ипотечный кредит. В первой версии он мгновенно выдавал заключение. Пользователи воспринимали мгновенное одобрение как «предварительное» и ожидали, что настоящее решение последует позже. Тогда дизайнеры добавили поддельный медленный прогрессбар, и пользователи стали «верить» результату! Хорошо, но при чём тут «особенности человеческого мозга»? У людей есть привычка, что в банках всё медленно. Статья американская, всё понимаю, но в России банки давно приучили людей к мгновенности всего. Мы на практике знаем, что если людям однажды показать, что что-то быстро, они перестанут ожидать, что это долго!

Да, с непривычки люди могут быть удивлены мгновенности ответа. Но кем надо быть, чтобы увидев такую реакцию, из всех решений выбрать именно «сделать медленнее»? Что мешает признать в интерфейсе удивительность этого факта, написав «Your loan has been instantly approved. What’s next: ...» — «Для вас кредит одобрен мгновенно. Что дальше: ...». Нужно сразу дать человеку то, что он ожидает увидеть после окончательного решения: документы на заполнение или назначение встречи в банке. Нужно взять пользователя за руку и повести, чтобы ему в голову не пришло, что надо чего-то ещё ждать.

Долгосрочные последствия шоу с замедлением

Такие практики берутся из поверхностных исследований без понимания фундаментальных причин возникающих эффектов. Ответственный за продукт слышит от пользователя: «я удивился, что слишком быстро» или «я подумал, что результат некачественный» и принимает решение замедлить. Ему кажется, что он открыл интересную особенность мозга и ловко её использовал, но на самом деле он просто сдался в том месте, где даже препятствия особого не было.

Все знают фразу Генри Форда, что если спрашивать покупателей, то они бы сказали, что им нужна более быстрая лошадь. И даже в случае Форда нормальное решение — не лошадь допингом кормить, а автомобиль конструировать. А у наших героев покупатели хотят более медленную лошадь, и они покорно делают! Точнее даже не так, всё ещё хуже. Покупатели даже не просят медленную, они просто удивляются быстрой, — и всё, продавец уже бежит делать медленную!

Пока я читал статью про замедление, я вспомнил, как лет десять назад читал статью про электромобиль, где инженеры занимались эмуляцией звука обычного мотора через аудиосистему. Там прям были фотки какой-то особой студии звукозаписи, где куча микрофонов висели вокруг машины, и фотка какого-то звукоинженера, который делился тонкостями этой работы. И я думал: боже, насколько нужно вообще не понимать ничего, чтобы тратить свою жизнь на такую херню! Как же можно не видеть, что если не через год, так через два все будут воспринимать бесшумность электромобиля как само собой разумеющуюся вещь? Как же можно не видеть, что реально крутые инженеры, которые хотят вкладывать свои силы в развитие электромобилей, не пойдут к вам работать, увидев этот цирк?

Я не отрицаю, что в примерах без замедления была какая-то проблема, которую нужно было решить. И, действительно, могло быть так, что шоу с замедлением «сработало» — привлекло внимание, заставило пользователей задуматься, и всё это принесло какой-то выигрыш. Но замедление может быть лишь быстрым и дешёвым способ спасти какие-то метрики, пока все думают над настоящим решением.

На месте хороших дизайнеров, я бы не работал в компании, где нужно рисовать поддельные прогрессбары. На месте хороших программистов, я бы не работал в компании, где менеджеры замедляют твою работу. Использование подобных фокусов приводит к тому, что в команде теряются компетенции делать хорошо и способность конкурировать. На работу приходят люди, не особо ценящие свой труд.

Когда шоу уместно

Бывает, что для того, чтобы произвести некоторое впечатление на клиента, создают бессмысленный антураж. Типа, на входе в ресторан специальный мужчина в костюме открывает перед тобой дверь. На столах уже стоят пустые тарелки и лежат приборы, половину из которых унесут, когда ты сядешь. Тебе приносят специальную раскладную подставочку для сумки. В конце ты не можешь просто оплатить еду у кассы — нужно обязательно дождаться официанта. Весь этот спектакль позволяет брать вдвое больше денег за еду.

Здесь всё в порядке, потому что никто никого не обманывает. Если я раз в три года захочу сходить в такой ресторан, я буду готов, что потрачу больше времени и денег — я буду понимать, что для меня разыгрывают целый спектакль, и что я сам на него пришёл. Но если я узнаю, что еду там разогревают в микроволновке, а выносят через 15 минут, чтобы я ощутил премиальность, то к таким мудакам я больше не приду.

Думаем дальше № 32 — «Волшебный акт развиртуализации» c Костей Горским

С Костей Горским обсуждаем удалённую работу и человеческие отношения.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Разница менеджерского и мэйкерского режимов работы
3:23 Как правильно ставить лайки
4:29 Помогает ли офис в онбординге?
15:37 Как мы ведём каналы в телеграме
21:32 Социальные игры на знакомство с коллегами и как разные люди могут их воспринимать
29:57 Ворк-лайф-бэлэнс
35:27 Коротко о размерах экранов
37:55 Офисные против фрилансеров: кто свободнее?
47:57 Полное отключение от рабочей коммуникации
54:22 Как не терять сообщения в телеге
59:37 Подготовка к конференциям
1:05:18 Необязательные регулярные созвоны
1:07:58 Как не отвлекаться на созвонах
1:13:45 Что жутко раздражает на созвонах

Костин канал · Разговор Кости с Владом Зелинским

Под косинусом

На случай, когда что-то неровно, у моей бабушки было прекрасное фирменное выражение: «под косинусом». Она преподавала электротехнику в институте и техникуме, так что была в курсе.

Готовы оставить заявку?

Все подряд специалисты по продажам и робо-менеджеры систематически используют закрытые вопросы. Звонят или пишут сообщение в Вотсапе, рассказывая о своём продукте или услуге, а в конце задают вопрос о том, готов ли я прямо щас воспользоваться:

— Готовы оставить заявку?
— Запланируем встречу со специалистом?
— Готовы записать ребёнка на пробный урок?
— Готовы выступить на нашей конференции?
— Оформляем подключение?

Очень часто именно в формулировке со словом «готовы».

Это радикально противоречит всей теории переговоров, но распространение этого явления слишком широко, чтобы считать его просто ошибкой. Такое ощущение, что есть какая-то специальная альтернативная теория продаж или чего-то, которая учит делать именно так.

Я вот думаю, может достаточно большое число людей не в состоянии ответить «Нет», и поэтому такой напор имеет смысл? Конверсия нормальных переговоров была бы выше, но они заняли бы намного больше времени и потребовали бы мозгов, а тут можно дать бестолковому студенту скрипт на полминуты и получать клиентов помаленьку.

Или всё-таки это тупизм? Что вы об этом знаете?

Думаем дальше № 31 — «Слово „тупой“ не очень правильное» c Мишей Нозиком

С Мишей Нозиком обсуждаем дедовское ворчание, отношение к критике работы и работника, а также корпоративные презентации руководству.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Догонка про музыку и картины
1:07 Что не так с комментариями в духе «опять дед ворчит», «окей бумер» или «откройте форточку» (и лайками под ними)
9:15 Реальные изменения в технологиях и обществе
12:30 Что не устаревает: музейные экспонаты. Таскание окон на старых компьютерах и прокрутка с шахматным узором на первом Айфоне
17:10 Размеры кнопок в промышленных интерфейсах
19:20 Изобретение полностью прозрачной пелены
23:40 Экономичный рендеринг в Эпл-Вижене-про и ленивая загрузка Мэри Трюфеля и Овена
27:44 Принцип «книга ждёт читателя» и статичный предоалер на основе оптической иллюзии
31:51 Переосмысление лекций о прицеливании, Фиттсе и кликабельности
34:35 Критика работы или критика дизайнера?
41:48 «Твоя работа говно» против «Ты не чувствуешь этот нюанс»
43:36 «Ты чё-то тупишь» против «Ты чё, тупой?»
46:20 Критика из предположения, что ты не подумал
48:35 Миша обратил внимание, что Илья иначе смотрит работы дизайнеров
50:30 Холодный душ критики
55:38 Презентации в виде слайдов для руководства: трата времени и иллюзия качества
1:03:04 Дизайнеры не умеют рассказывать о своей работе
1:06:33 Макетики со стрелочками
1:10:02 Комментируем пару цитат про презентации
1:17:02 В чём для нас кайф курса по презентация

На интерфейсном курсе: про компасную стрелку, стороны света и смелость

На посиделках после разбора заданий участник курса поднимает тему моей «компасной» стрелки на схемах метро Москвы и Минска. Типа, показал друзьям, а они не врубились. Я толкаю речь о том, что не обязательно, чтобы в твой дизайн сразу врубались — иногда нужно сперва приучить, чтобы начали ловить кайф. 9 минут:

Это фрагмент № 163 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 1—30 марта. Сейчас −30% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Прямая линия из Индии в США и сумма углов треугольника

Как-то мне попалась такая картинка:

Автор твита утверждает, что можно добраться из Индии в США не касаясь суши по «полностью прямой линии». И мы видим комментарии, мол, с херов ли это прямая линия? Я присоединяюсь с комментариям: с херов ли это прямая линия?

Очевидно, картинка призвана выставить дурачкам комментаторов, которые не понимают, что Земля круглая, проекция всё искажает, но в настоящей жизни эта линия реально прямая. Да вот только это не так! Эта линия не прямая ровно именно потому, что Земля круглая! Эта линия загибается, потому что вся поверхность земли загибается!

Причём достаточно было бы переформулировать, сказав что-то вроде «не меняя курса» или даже «в строго прямом направлении», и всё было бы чётко. Но тут сказано даже не просто straight line, а прям completely straight line, как будто она вообще безоговорочно прямая.

Это мне напоминает мою фрустрацию в момент, когда в школе однажды говорят, мол, сумму углов треугольника может быть и не 180°. Нет, не может. Если мы рисуем треугольник на шаре, то это уже не треугольник, это другая фигура. Понятно, что в неевклидовой аксиоматике эту другую фигуру может быть очень естественно назвать треугольником, но в любом случае слово треугольник с этого мгновения значит не то, что значило только что. Другая фигура может обладать другими свойствами углов, и если «фокус» тут в том, что мы её назвали тем же словом, то это не очень сложный фокус, я его сразу раскусил.

Ранее Ctrl + ↓