Дизайн голосовых объявлений в аэропортах

Голос — один из самых плохих каналов передачи информации с точки зрения пропускной способности. Поэтому к дизайну голосовых объявлений в навигации стоит относиться с особым вниманием. К сожалению, чаще всего голосовые объявления очень плохи.

Вот что я записал позавчера в Шереметьеве:

Прям послушайте целиком, почувствуйте боль.

Мало кто держит в голове номер рейса, но все знают, в какой город летят. Смысл этого объявления — сообщить мне, что пора идти в самолёт, и напомнить, в какой идти выход. Мне нужно прослушать двадцать шесть секунд, чтобы только понять, относится ли это объявление ко мне. И после этого номер моего выхода на посадку звучит лишь на 31-й секунде. А если я не говорю по-русски, то я узнаю номер выхода больше, чем через минуту! Трудно придумать более бестолковое объявление.

И это я ещё не записал другой дебилизм. Если самолёт вылетает после полуночи, то после каждого из нескольких его номеров рейса звучит текст «за такое-то апреля». Трудно поверить, что кто-то мог такое утвердить, но вот.

Эти объявления звучат каждые несколько минут. Из-за их чудовищно низкой информативности быстро привыкаешь игнорировать их, как шум дождя. Тем более, что в этих объявлениях не звучит ничего такого, чего бы ты не знал без них: время и номер выхода на посадку есть в посадочном талоне и на экранах; скорее всего ты их посмотришь, как только попадёшь в зону вылета.

Выходит, важнейшая функция этих объявлений — просто сообщить, что пора идти. При этом хорошо бы сообщить о том, сколько времени осталось: хочется понимать, успеваю ли я сходить в туалет или нужно мчаться в самолёт, расталкивая других пассажиров.

Предлагаю поменять текст на такой:

Челябинск, выход одиннадцать, до конца посадки десять минут. Челябинск, выход одиннадцать. Chelyabinsk, gate eleven, boarding for ten more minutes. Chelyabinsk, gate eleven.

Тимур Чикенов озвучил красивым голосом:

Номера рейсов объявлять не нужно. Если в радиусе трёх часов от данного рейса есть другой рейс в тот же город, стоит добавить время вылета:

Челябинск на 22:15, выход одиннадцать, до конца посадки десять минут. Челябинск на 22:15, выход одиннадцать. Chelyabinsk at 22:15, gate eleven, boarding finishes in ten minutes. Chelyabinsk at 22:15, gate eleven.

Напомню ещё, что из Челябинска часто летят несколько рейсов в Москву подряд, и всё равно вместо бессмысленного номера рейса объявляют аэропорт назначения. Респект неизвестному автору объявлений из Челябинска.

Есть и ещё один класс объявлений: об изменении выхода на посадку. Изредка бывает, что выход на посадку меняется в последний момент (это если мы говорим о Шереметьеве; в Домодедове, кажется, вообще ничего не происходит кроме перманентной смены выходов на посадку). Эти объявления существенно важнее, ведь я мог прочитать номер в посадочном, пойти на выход и спокойно ждать начала посадки, не глядя на часы. Но объявления настолько же бесконечно длинные и убаюкивающе водянистые, как предыдущие, поэтому прозевать их проще простого. Кстати, в случае смены выхода на посадку, информация об этом должна появляться на экране старого выхода. Потому что если я сижу и спокойно жду в наушниках, голосового объявления я не услышу,

Было бы круто, если бы Шереметьево или любой другой аэропорт пришло ко мне за их переделкой. Меня эта тема давно волнует. Передайте там, если вы кого-то знаете.

См. также:

Дальше
6 комментариев
Sergey Kirienko 2018

Возможно, дело тут в Челябинске, куда летит немного самолётов, и их шарит сразу несколько компаний. Но бывает, что в один и тот же город летит три разных рейса в течение, скажем, часа (летом куда-нибудь на Кипр или в Турцию). Причём два рейса могут быть очень похожими и отличаться на 15 минут. И ещё из-за суеты их могут двигать по времени. А вот номер рейса обычно не трогают. Нормальные объявления. Кое-что можно поменять, но проблема не так страшна. И мне голос и произношение нравятся в SVO.

Илья Бирман 2018

Если есть сценарии, когда номер рейса действительно важен и его реально знают, нужно их чётко идентифицировать и объявлять рейс только в этих сценариях.

Evgeny Bulgakov 2018

Шереметево — невероятно шумный аэропорт. Объявления голосом идут практически без перерыва.

Более загруженный аэропорт в Бомбее практически начисто лишен объявлений. Они так и пишут на табло, что борются за звание самого тихого аэропорта. Там только объявляют неожиданные переносы ворот посадки (впрочем, тоже плохо усваивыемые для неаудиалов). И ничего, как-то справляются.

Илья Бирман 2018

Это правильный путь, да, но слишком радикально, чтобы вот так сразу предлагать.

wreckin shit 2018

В Москве на МЦК с этим полный трэш. Станций много, поезда быстрые — остановка каждую минуту-две. В итоге получается, что из любой минуты, проведённой в поезде, объявления звучат секунд 40.

«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Дубровка. Платформа слева. The next station is Dubrovka. The platform is on the left. Станция Дубровка. Платформа слева. Наземный переход на станцию Дубровка Люблинско-Дмитровской линии метрополитена. This is Dubrvka. Change here for Dubrovka metro station, line 5. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Автозаводская. Платформа справа. The next station is Avtozavodskaya. The platform is on the right. Уважаемые пассажиры, будьте бдительны, сообщайте по связи пассажир-машинист о забытых вещах и подозрительных лицах».

Ааааа. Мало того, эта вся фигня ещё громкая капец. Как так?

Мне кажется, люди просто не представляют, НАСКОЛЬКО комфортнее ехать в поезде, если объявлений нет. Я недавно был в Нью-Йорке, там в метро машинист полушепотом говорит раз в три минуты «36 улица», и все (да и то не всегда вроде). По контрасту с этим у нас вообще какое-то аудионасилие :)

А в аэропортах (и на вокзалах) в Нью-Йорке (и в Лондоне) объявлений, кроме внеплановых, вообще нет!

wreckin shit 2018

Алсо, для слабослышащих людей можно транслировать специальные подробные объявления прямо в их слуховой аппарат по воздуху.

Сергей Педан 2018

Всё так

just-boris 2018

А что делать с задержанными рейсами? Объявлять их по изначальному времени (которое у пассажиров в билетах) или по актуальному (которое пассажиры должны как-то узнать до прослушивания объявления)?
С постоянными идентификатором проще, тем более что самолеты обычно строго по времени не вылетают, а как минимум на 10-15 минут позже.

Илья Бирман 2018

С задержанными можно и номер объявить, но всё равно считать основным идентификатором время. Это ж название рейса. «Челябинск на 22:15 задерживается, вылет ожидается в 22:50».

Мои книги