Rose debug info
---------------

Я в интернете

РСС    Джейсон-фид

Есть автоматические трансляции в Тумблер и Же-же. Если не работает, напишите мне: ilyabirman@ilyabirman.ru.

Избранное

На курсе: улучшаем эстетику с помощью контраста и прямоугольности

Как сделать более эстетичный интерфейс без «чутья» и волшебства, а просто механическими движениями? Показываю несколько нехитрых приёмов, включая поиск по Гугль-картинкам (годится только для учебных заданий). 12 минут:

00:00 Ощущение чертежа и что с ним не так
02:11 Убираем плашки, утоньшаем линии
04:38 Делаем окно главным: добавляем небо
05:48 Добавляем контраст текстовым блокам и собираем прямоугольники

Это фрагмент № 42 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 20 января 2020 года.

Сейчас запись на курс закрыта, но на его странице можно оставить почту, чтобы мы вам написали, когда запись откроется:

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Доклад «Автоматический дизайн»

Автоматизация — важная тема. Весной я прочитал в Новосибирске доклад «Автоматический дизайн», где рассказал о том, как автоматизировал генерацию адресных указателей в Челябинске и вёрстку рекомендаций в Эгее:

Спасибо организаторам, что отдали видеоисходники, и я смог смонтировать по-нормальному.

Смотрите и обязательно покажите знакомым дизайнерам и программистам, чтобы настроить их на нужный лад.

Быстрый редизайн настройки Виндоуса

Обсуждали новую Винду, где таскбар выровняли по центру из-за чего тыкать в угол в кнопку «Пуск» стало неудобно. Читатели подсказали, что в настройке можно вернуть выравнивание по левому краю:

Ахтунг, это вот так выглядит настройка Винды в 2021 году?

Во-первых, её просто механически можно вдвое уменьшить, перенеся подписи к чекбоксам:

Во-вторых, весь текст можно сократить и разложить по полочкам, чтобы в нём можно было разобраться:

В-третьих, можно расставить пункты в том же порядке и снабдить иконками, чтобы было понятнее, что есть что:

Если вернуться к выбиралке выравнивания таскбара: читатели подсказывают, что там всего два варианта Left и Center. Нафига тогда выпадайка? Но не буду же я всю Винду щас передизайнивать. Микрософт мог бы и сам дизайнера в отдел интерфейса на работу взять.

Радиокнопки вместо вкладок

В нашей таблице синтаксиса интерфейса есть такой кусочек, где у вкладки зачёркнута функция «выбор»:

О чём речь. Иногда начинающие дизайнеры интерфейса рисуют вкладки для выбора, например в форме заказа делают вкладки «Доставка» (и в ней поля адреса) и «Самовывоз» (и в ней карта точек самовывоза). Ошибка тут в том, что вкладки — это элемент навигации. Переключаясь между табами мы ничего не выбираем; есть как бы и то, и другое, просто мы сейчас смотрим на что-то одно.

Скажем, если мы переключим в настройке вкладку из Desktop в Screen Saver, то это не значит, что мы вместо рабочего стола хотим заставку использовать. Для выбора нужно использовать радиокнопки.

Вчера нашёл пример обратной ошибки:

В Фотошопе вот эти радиокнопки в группе Tone Balance должны быть вкладками. Здесь мы не выбираем, в какой части тонов мы хотим настроить цветовой баланс, как можно было бы подумать. На самом деле, переключение между ними просто показывает CMY-двигунки для соответствующей части тонов; каждая из таких троек бегунков настраивается независимо, а при нажатии на OK применятся они все.

Семейные ценности и репрессивные режимы

Почему репрессивные режимы любят пропагандировать семейные ценности? Им же совершенно плевать на людей, они охотнее других отправляют своих граждан на войну. А семейные ценности — это же вроде про любовь и всё такое. Какая связь вообще?

Дело в том, что те, кому повезло родиться в хорошей семье и вырасти окружённым заботой и любовью, и так ценят семью. Безо всякой государственной пропаганды мы стремимся быть с близкими людьми, которые делают для нас добро.

Но для репрессивного режима совершенно неприемлемо, чтобы наша лояльность зависела от его добродетели. Гражданам полощут мозги: ты должен любить свою семью, семья очень большая ценность, кто не с семьёй — тот плохой человек и так далее.

Это целенаправленное разрушение естественной связи «я поддерживаю тех, с кем мне хорошо», и создание искусственного морального долга перед абстрактной группой лиц. Человеку внушают, что в самом понятии «семья» уже кроется некая великая добродетель, не связанная с личными качествами конкретных людей, которые эту семью составляют, хотя в общем случае это просто биологическая случайность.

Обратите внимание, чем более людоедский режим, тем меньше в обществе любви и больше семейных ценностей.

Оплата сейчас или при получении

Нередко на сайтах есть выбор вариантов оплаты:

Оплата
картой онлайн
картой курьеру
наличными курьеру

С таким дизайном две проблемы. Одна простая: нефиг заставлять меня заранее решать, предпочту ли я наличные или карту, когда придёт курьер. Курьеры уже давно всегда с терминалами ездят (а если ваши не ездят, то пусть заездят), так что не грузите.

Остаётся два варианта:

Оплата
онлайн
курьеру

Вторая проблема более тонкая: вариант «онлайн» плохо называется. Суть выбора, который я делаю, не в том, плачу я «онлайн» или «офлайн». Когда приедет курьер, и я буду пикать часами по его терминалу, это тоже будет онлайн-оплата.

Суть выбора — вот:

Оплата
сейчас
при получении

Выбирать проще — конверсия выше.

Разрешить «бессмысленные» действия в интерфейсе

В одном из недавних видосов я говорил:

В интерфейсах не нужно запрещать действия, которые вам как проектировщику кажутся бессмысленными. Если они сами по себе ничем не вредят, пусть человек их делает, если захочет.

Я там привёл несколько примеров.

Как не надо

В Файндере несколько лет назад появилась команда New Folder with Selection (⌃⌘N). Если выделить несколько файлов или папок и вызвать её, она создавала новую папку, перемещала в неё всё выделенное и давала назвать папку. Похоже на функцию «Сгруппировать» в графических программах. Когда эта функция появилась, она работала только если изначально было выделено хотя бы два файла. Если просто курсор стоит на файле, «завернуть» его в папку этой командой было нельзя. Видимо, программист решил, что группировать один файл «нет смысла».

А у меня как у пользователя руки привыкли жать ⌃⌘N независимо от числа выбранных файлов, и для меня совершенно необъяснимо, почему в каких-то ситуациях это не работает. В более поздних версиях Макоса нелепое ограничение убрали.

В Фотошопе есть команда Copy Merged (⇧⌘C). Обычное Copy копирует выделенное изображение из текущего слоя, а Copy Merged копирует область выделения целиком, как если бы картинка была плоской, без слоёв. По загадочным причинам эта функция перестаёт работать, если картинка и так плоская, из одного слоя. Видимо, программист решил, что раз в этом случае обычное Copy делает то же самое, то делать Copy Merged «нет смысла».

А у меня как у пользователя руки привыкли жать ⇧⌘C независимо от количества слоёв в документе. Я вообще не осознаю, сколько там слоёв, я же их постоянно добавляю или склеиваю. То есть снова, для меня это просто выглядит так, будто функция иногда не срабатывает. Тут проблема усугубляется тем, что при копировании нет никакой обратной связи, поэтому ты даже не знаешь, что команда не сработала. Копируешь, идёшь в телеграм кому-то отправить, вставляешь — а там вставляется что-то, что у тебя до того в буфере обмена было.

В Гитхабе нельзя сделать ревью своего собственного пулреквеста. Про это я ничего не знаю, это мне рассказали.

И вот я вспомнил про ещё одно такое псевдобессмысленное действие.

На Маке есть сочетание клавиш ⌘H, которое означает скрыть текущее приложение. Я им пользуюсь постоянно: приложение остаётся в списке ⌘Tab, и если в него переключиться, то оно снова появится. Для сравнения, вызволять из Дока свёрнутое через ⌘M окно приходится с помощью мыши, да и анимация там утомляет. Так вот, Мак не даёт скрыть приложение, если оно последнее не скрытое. Видимо, программист решил, что в ситуации, когда не видно ни одного приложения, «нет смысла».

А у меня как у пользователя руки привыкли жать ⌘H независимо от того, сколько в данный момент в системе скрыто приложений, а сколько нет. Я вообще понятия не имею об этом! Вот передо мной последнее окно Файндера, я жму ⌘H, ожидая увидеть рабочий стол, а окно не пропадает! Можно было бы подумать, что это потому что рабочий стол сам является Файндером, но нет: если нажать ⌘H в Файндере, когда есть другие видимые приложения, окна Файндера без проблем исчезают.

Как надо

Если вы разработчик, и вы считаете какое-то действие в вашем интерфейсе бессмысленным, просто сэкономьте себе время, не пишите код, который его запрещает! Этот код не приносит никакой пользы. В лучшем случае эффект этого кода никто не заметит, а в худшем он будет мешать работать. А дальше если действие, которое вы считает бессмысленным, используют люди, самое время задаться вопросом: почему? Что вы упустили? Какой сценарий не приходил вам в голову? Возможно, люди видят в этом действии какой-то другой смысл, который вы сами в него даже не вкладывали.

Например, всю жизнь можно было отправить сообщение самому себе по электронной почте. Некоторые стали этим пользоваться как инструментом напоминания. Кто-то скажет: «нет смысла», есть же специальные программы для напоминания. Но, во-первых, даже если нет смысла, не нужно людям мешать, а во-вторых, неплохо бы разобраться, почему некоторым людям почта оказывается удобнее. Что такое важное упускают авторы программ для напоминания, что люди предпочитают им «не предназначенную для этого» почту?

В Телеграме сообщения самому себе не только не запрещены, а логично называются Saved Messages и имеют собственное сочетание клавиш ⌘0. Более того, продуман сценарий сохранения: если нажать ⌘0 в окне пересылки сообщения, оно мгновенно перешлётся в сохранённые без перехода в сами сохранённые.

Ilya Birman: Give Me a Window

Спустя два с половиной года после прошлого трека я, наконец, написал новый:

Ilya Birman: Give Me a Window

Или на Саундклауде.

Невероятно, но я преодолел Эйблтон и написал в нём трек! Раньше я всё делал в ФЛ-cтудии. При этом последние лет десять, или сколько там у меня Мак, я мечтал с неё слезть. Наконец-то критическая масса знаний про Эйблтон набралась. В целом после ФЛ-студии в каких-то местах я просто прусь от того насколько легко и приятно всё в Эйблтоне; а в каких-то просто бешусь от того, насколько через жопу сделаны простые вещи.

Ещё техно:

Внесение асимметрии

Если какие-то вещи симметричны, логично и обозначать их симметрично.

А вот несколько примеров того, что иногда полезно внести асимметрию.

На знаках вылета и прилёта самолёт взлетает и приземляется:

Можно было бы просто направить самолёты вверх и вниз, но в хорошей навигации у приземляющегося самолёта рисуют шасси. Взлёт и посадка хоть и похожи на симметричные процессы, но связаны с очень разными сценариями вылета и встречи гостей.

Твой ряд и встречные ряды:

Из поездки Артемия Лебедева

Обычно стрелки отличаются только направлением, а здесь твой ряд ещё и выделен длиной. Направления туда и обратно формально хоть и симметричны, но для водителя, к которому обращён знак, имеют принципиально разное значение: рядом можно пользоваться или нельзя.

Промежуточный сигнал светофора при переключении на зелёный и на красный:

Картинка Пиксабай

Между красным и зелёным огнями находится жёлтый, но при переключении с красного на зелёный загораются красный и жёлтый вместе. Благодаря асимметричному дизайну мы даже в промежуточном состоянии понимаем направление переключения. Кроме того, промежуточное состояние ещё и немного разный смысл имеет: просто жёлтый разрешает проехать, если это необходимо для избежания слишком резкого торможения, а жёлтый с красным только сообщает, что вот-вот загорится зелёный, но ехать не разрешает ни при каких обстоятельствах.

Математические знаки «плюс» и «минус», кстати, тоже несимметричны.

А у вас какие примеры есть?

Ранее Ctrl + ↓