Позднее Ctrl + ↑

Сюзан Кер рассказывает о своей работе

Сюзан Кер на конференции «Лейерс-2015» рассказывает о своей работе:

Она рисовала иконки и шрифт для первого Мака, а потом ещё много всего, что вы видели в разных интерфейсах.

Сюзан Кер рассказывает о своей работе

Больше всего понравилось про знак кнопки Комманд (⌘). Я знал, что это знак достопримечательности, но никогда бы не догадался, что это схематичное изображение замка, вид сверху:

Сюзан Кер рассказывает о своей работе

В конце Джон Грубер задаёт ей разные вопросы. Отвечает на вопрос о том, думала ли она в 1984-м, что люди будут использовать её шрифт спустя 20-30 лет:

«You’re trying to do something that won’t have to be redesigned. You’re trying to do a good job. Like, I usually say, look at the stop sign, nobody’s saying every two years, we’ve got to do better, this is looking old, let’s get some shading in there.»

Зализняк о русском ударении

Одна из интереснейших лекций Зализняка:

Оказывается, ударение в русском языке неслучайно, а даже имеет некую логику. Другое дело, что для того, чтобы её объяснить, ему приходится первые минут сорок рассказывать об истории и вводить терминологию.

Мои записи:

  • 06:30. Откуда-то русскоговорящий человек, впервые увидевший слово «маздеизм», знает, куда поставить в нём ударение. Значит версия, что мы просто «выучили» ударения, не годится — должен быть закон.
  • 10:10. Есть морфемы, которые всегда несут на себе ударение, например, суффикс -ат-. Горба́тый, конопа́тый, борода́тый — -ат- всегда под ударением.
  • 19:15. Фонетика. Про редуцированные гласные. Ер и ерь в древнерусском были гласными. Часть «прояснились» и дали о или е, а часть исчезли, «пали». Это сильные и слабые редуцированные. Для акцентологии важно.
  • 31:40. Есть три класса морфем: плюсовые самоударные, плюсовые правоударные и минусовые.
  • 37:24. Самоударные приставки: вы-, па-, пра-, су-. Все остальные — минусовые.
  • 38:32. Правило определения ударения в древнерусском языке. Ударение определяется самой левой в слове плюсовой морфемой. Если это самоударная морфема, ударение падает на неё. Если правоударная — на следующую морфему. Если в словоформе нет ни одной плюсовой морфемы, ударение падает на первый слог всей словоформы. Если по этому правилу ударение должно оказаться на слабом редуцированном, то оно сдвигается на слог влево.
  • 41:41. Плюсовость — это некая оценка «силы» данной морфемы в борьбе за ударение.
  • 62:20. Пере- — минусовая приставка, а вы- — самоударная. Поэтому пе́редал / передала́, но вы́дал / вы́дала.
  • 66:47. Правило распространяется не на отдельные словоформы, а на отрезок речи со словоформой и примкнувшим к ней словам, не имеющим собственного ударения (клитики). Например: «на голову». Всё минусовое, поэтому «на́ голову». Проклитики (всё, что перед словом) — всегда минус. Энклитики (что после) — всегда самоударные. В древности: «и́ на голову», «не́ на голову», «и́ не на голову», но «и на голову же́» (из-за самоударности же).
  • 71:50. Поэтому пе́редал, но не́ передал. «Слышать слышал, но́ не передал». А -ся — энклитика, сохранилось до сих пор. «Но не передался́», «начался́».
  • 80:20. В ед. ч. жена́, во мн. ч. было жены́. Почему сейчас в р. п. нет жены́, но во мн. ч. жёны? В древней системе такого не было. Появился эффект противопоставления р. п. и мн. ч. в женском роде, взявшийся от минусовых корней, в которых этот эффект был и раньше (нет головы́, но го́ловы). И сейчас, если взять слово мерзлота́, нам захочется во мн. ч. сказать мерзло́ты, даже если мы первый раз в жизни сталкиваемся с таким словом.
  • 84:35. В современном языке появились доминантные суффиксы, которые берут на себя ударение несмотря ни на что. В старой системе тоже такого не было. Это тоже следствие аналогии с теми словами, где эти суффиксы оказывались под ударением. Например суффикс -ята- (зверята). Раньше были ку́рята, у́тята, я́гнята, медве́жата. Суффикс -ивый- в древности был плюсовый, сейчас почти стал доминантным. Был зло́бивый. Есть исключения юро́дивый, ми́лостивый. В течение веков идёт движение от старой системы к новой. «На́звал», «бе́з четверти» сейчас немыслимо. Ударение не уйдёт за пределы словоформы. Это уже соблюдено в западно-славянских языках.

И из ответов на вопросы:

  • 93:00. Просторечия и жаргоны идут впереди по векторам развития языка, потому что они не подвергаются нормативной цензуре. Желание сказать «по-новому» возникает у любого носителя. Но он может подвергнуться критике.
  • 95:95. Про сле́сари → слесаря́. В Пушкинское время таких было мало, свежее явление. Дальше будет так же.

Помощь с Лайкли

Тут такое дело: мне нужна помощь с Лайкли. Это единственные нормальные социокнопки.

Когда проект стал опенсорсным, его поддерживал Евгений Стеблинский, но зимой Евгений пропал с радаров, и про него больше никто не слышал. Видимо, с ним что-то случилось, потому что мне писали несколько человек с вопросом о том, что мне известно — но мне ничего не было известно.

Тем временем появились три пулреквеста: с добавлением Телеграма, Линкедина и ХТТПСа в Одноклассниках. А я поскольку ничего не понимаю в опенсорсе, то я даже не знаю, как мне проверить, что это всё работает, перед тем, как принимать.

И ещё там какие-то шесть ишшусов.

Короче, мне, наверное, нужен бы мейнтейнер, который бы мог это разгребать. Ну или хотя бы однократно посмотреть на эти пулреквесты и сказать, что с ними всё окей. На самом деле, Линкедин я не хочу, а вот Телеграм бы добавил, он очень хороший и родной.

Плюс у меня есть ещё свои пожелания по развитию проекта — было бы круто, если бы вы пришли и сделали (я всё расскажу).

Пишите мне письма: ilyabirman@ilyabirman.ru.

Что почитать на выходных — 130

Вот:

  1. Кафе «Асинхронность».
  2. О детерминированности. «Почему снаряд, вылетев из пушки, не может ещё какое-то время разгоняться, и только потом начать тормозить? Наш жизненный опыт не опровергает такой возможности — трудно измерить на глаз, как меняется скорость мяча или снаряда в первые секунды. Но согласно принципу детерминированности, мяч может „помнить“ от секунды к секунде только своё (1) положение и (2) скорость, но никак не (3) ускорение. Если нет внешних причин (т. е. сил, действующих на мяч) разгонять мяч, то он не может разгоняться сам по себе, потому что он не может „помнить“ про себя, что ему нужно разгоняться».
  3. 6 уроков от нацистов, как из личностей сделать биомассу.
  4. 77 Ways to Design the Letter «M». Mass transit agencies around the world face the same conundrum: How to make what amounts to four straight lines distinctive.
  5. Школа редимага про сетки.

Однажды в Википедии: Звёздный ветер · Углеродный шовинизм

Прочёл лекцию о понимании задачи в Киеве

Прочёл лекцию о понимании задачи в Киеве

Съездили с Мишей Нозиком на выходные в Киев и прочитали по лекции. Миша рассказал об управлении вниманием при помощи вёрстки, а я — о понимании задачи.

Спасибо Андрею Гулясу и Алексею Зинченко за приглашение, организацию и сумасшедшее гостеприимство. В Киеве хорошо.

Видео не планируется. Фотография Александра Кравчука.

Что почитать на выходных — 129

Вот:

  1. Time’s Interview With Apple CEO Tim Cook. Круто, что он говорит «я», а не «мы» всё время.
  2. How Many Decimals of Pi Do We Really Need? Оказывается, не так уж много: «by cutting pi off at the 15th decimal point... our calculated circumference of the 25 billion mile diameter circle would be wrong by 1.5 inches»
  3. Why I love ugly, messy interfaces  —  and you probably do too. «The answer is that these products do an incredible job of solving their users’ problems, and their complex interfaces are a key reason for their success».
  4. У нас женщин воспитывают как проституток. Довольно поверхностно, но ладно. «Люди называют любовью то, когда без этого человека жить не можешь. А это не любовь, а нужда».
  5. Спасибо без спасибо.

Посоветуйте диджейские наушники

Долгое время пользовался классическими Техниксами RP-DJ1210, но они умерли. Что купить? Хочу закрытые, громкие, с прямым длинным проводом и чтобы не ломались. Ну и недорогие чтобы.

Что посоветуете? Работают комментарии.

Улучшаем бегущую строку в московском метро

Как-то я писал про плохие голосовые объявления в московском метро. А ещё в некоторых поездах московского метро есть бегущая строка. И она показывает любую хрень кроме того, что надо:

Как и в случае с голосовыми объявлениями, сюда допустили любителей засрать эфир. Вместо того, чтобы спроектировать систему, метро использует этот экран, чтобы показывать всё, что придёт в голову.

Этот экран должен показывать три вещи:

  1. Название следующей станции.
  2. Название текущей станции.
  3. Когда платформа справа.

Для отличения текущей станции от следующей использовать цвет, опираясь на светофорные привычки. Жёлтый значит приготовьтесь, а зелёный значит пора идти. Если зелёный мигает, значит стоит поспешить:

Улучшаем бегущую строку в московском метро

В момент открытия дверей на станции её название зажигается зелёным. С начала произнесения фразы «Осторожно, двери закрываются», зелёное название текущей станции начинает мигать. Как только поезд трогается — жёлтым загорается название следующей станции. С момента начала торможения и до открытия дверей название станции, на которой останавливается поезд, меняет цвет туда-сюда.

Бегущую строку надо запретить. Все названия должны отображаться статично. На экране 16 символов. Для самых адских станций тесновато, но всё же сократить лучше, чем показывать бегущей строкой.

Выравнивание используется для обозначения расположения платформы. То, что Библиотеке имени Ленина не удалось выровняться по левому краю — не беда. Информация о платформе второстепенна.

См. также: Умножение названий станций московского метро.

Знаки мероприятий «Сенсума» и метро Будапешта

В проекте мобильной навигации на мероприятиях «Сенсума» нам нужно было обойтись без стрелок по двум соображениям:

  1. Универсальность. Навигация должна работать в любом здании, где «Сенсум» проводит мероприятия — заранее направления неизвестны. А делать набор со всеми возможными стрелками — слишком расточительно.
  2. Антивандальность. Мобильную навигацию легко передвинуть, а стрелки как раз вдохновляют участников на неуместные шутки.

Это даже не считая того, что в хорошей навигации в принципе число стрелок обычно стремятся сократить.

Но куда ставить знак «Туалет» без стрелки, чтобы было понятно расположение туалета? Прямо рядом с туалетом ставить большого смысла нет — на двери и так висит табличка. А из других мест знак будет плохо видно.

Поэтому мы придумали принцип двух взглядов: знак должен стоять в таком месте, из которого виден искомый объект; сам знак должен быть виден с максимальной площади.

Например, в чебоксарском дворце культуры, где прошла первая конференция с новыми знаками, туалеты находятся в небольших коридорчиках, а знаки мы разместили около поворотов в эти коридорчики:

Знаки мероприятий «Сенсума»

Знаки видно из всего фойе (пардон, фотка не очень):

Знаки мероприятий «Сенсума»

Буквально через несколько дней после завершения проекта я отправился на выходные в Будапешт, где обнаружил, что подобный принцип используется для обозначения станций метро. Знак метро ставится не на входе, а где-нибудь на высоком столбе в середине перекрёстка или на площади:

Знак метро Будапешта

Это просто значит «в этом месте есть метро». Сами же входы расположены в подземных переходах, которые видны вокруг.

Или вот:

Знак метро Будапешта

В данном случае вход прямо за столбом, с жёлтым заборчиком и знаком Földalatti («подземка»). Это, кстати, первая линия метро — самая старая линия метро в континентальной Европе. Такой же вход расположен и с противоположной стороны дороги.

Ранее Ctrl + ↓