Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Найки, Адоби и Тафти

Название компании Nike читается «Найки». По-русски Найк называет себя Найком, а не «Найки», потому что так удобнее: Найк понятно как склонять. Молодцы! Не то, что Микросо́фт, который зачем-то насилует русский язык и называет себя «Ма́йкрософтом».

Название компании Adobe читается «Эдоуби». Не знаю ничего о том, как они себя называют по-русски, но от людей регулярно слышу что-то вроде «Эдоуб». Меня не смущают варианты «Адоб», «Адобе», «Адоби», но «Эдоуб» — это как «Эйпл», так говорить нельзя.

Фамилия профессора Tufte читается «Тафти». Тут, слава богу, все говорят правильно — видимо, потому, что слышат это слово раньше, чем видят.

Но заметка не об этом. Дело в том, что я откуда-то взял, что название компании Bose (колонки там всякие) тоже из этой серии и читается «Боузи». И даже сказал об этом нескольким человекам. Но это не соответствует действительности: я посмотрел несколько источников, и везде сказано, что это «Боуз». Так что прошу прощения у всех, кого ввёл в заблуждение.

Добавлено в сентябре 2017-го. А, ещё Moscone.

Классический Мак в браузере

Хотите потыкать в настоящий чёрно-белый Мак в браузере?

Архив.орг теперь даёт это сделать. По ссылке — музей эмуляторов разных классических программ, включающий, например, Мак ОС 6.0.8. Причём это не то, что там кто-то нарисовал 10 экранов и даёт вам между ними переключаться — нет, это прям настоящая операционная система в браузере (до чего техника дошла!).

Сначала сам эмулятор грузится несколько минут. Потом грузится Мак:

Классический Мак в браузере

Добро пожаловать:

Классический Мак в браузере

Рабочий стол!

Классический Мак в браузере

Разрешение экрана — 512 × 342. Скриншоты почему-то мыльные получаются — ну фиг знает.

Можно зайти в яблоко и открыть Эбаут:

Классический Мак в браузере

Раньше не было стандарта, что первый пункт меню после яблока — это название текущей активной программы, поэтому навигация немного взрывает мозг.

Моя любимая деталь — это то, что когда кликаешь в кнопку закрытия окна, вокруг места клика рисуются такие штришочки, как в комиксах вокруг чего-то, что движется:

Классический Мак в браузере

Я это слизал для иллюстрации на 180-м развороте интерфейсной книги:

Пока кликал, вообще какой-то инсталлятор запустил:

Классический Мак в браузере

Ну, дальше сами.

Живой микс: Дизайн

21 апреля сыграл техно в Студии Лебедева. Так:

Живой микс: Дизайн

Есть две грубых помарки. Грязь в районе 31:20 и забытый открытым канал в 1:20:11.

Плейлист:

0:00:00 Artefakt Tidal
0:01:52 Conrad Van Orton & VSK Angular Momentum
0:05:35 Shlømo Obsession
0:09:01 Antonio De Angelis Polar
0:11:58 Roman Flügel Pattern 13
0:17:45 Planetary Assault Systems Whistle Viper (Live Edit)
0:20:55 Sleeparchive Window 092 (Oscar Mulero Remix)
0:24:14 Tensal Achievement 3
0:26:50 Axkan Fear (Israel Toledo Remix)
0:29:01 Sleeparchive 1
0:30:26 P.E.A.R.L. Desolation (I/Y Reduction)
0:33:12 Ilya Birman Glass
0:35:21 Israel Toledo Standing
0:38:15 Developer Hooked In
0:41:31 Planetary Assault Systems Bell Blocker
0:45:06 Shifted Clairvoyance Part II
0:49:00 Truss Beacon (Original Mix)
0:50:59 Rumah & Progression SC3
0:54:18 Dense & Pika Lack Of Light
0:58:22 Robert Hood Shaker
1:02:38 NoizyKnobs Really Deep
1:07:13 Woo York Siberian Night
1:10:20 Sector Y Hit Control
1:14:34 Exium Monopoles
1:18:04 Ilya Birman I Will Always
1:19:10 Orion Forerunner (Original Mix)
1:23:43 Conrad Van Orton & VSK DP
1:26:56 Sleeparchive 7
1:27:52 Birth Of Frequency Gate (Oscar Mulero Remix)
1:31:08 Jen Series Shadow Dancer
1:33:08 Tørmented Sins Of Prophets (Original mix)
1:35:36 Ilya Birman Octomore
1:41:48 Alderaan Disturbed
1:44:13 Planetary Assault Systems Bawoo Bawoo
1:49:04 Birth Of Frequency Design
1:53:52 Sleeparchive Roses
1:55:19 Oscar Mulero Inclination

Кстати, все мои миксы называются по названию какого-нибудь из треков в них.

Есть страница микса на Промодиджее.

Предыдущий похожий микс: Уловка.

Уличные таблички Берлина

Основной дизайн:

1

Снизу — место для нанотаблички с диапазоном номеров:

2

Табличка с какой-то красной кляксой — готовый логотип:

3

Если улица названа в чью-то честь, про него крепят минитабличку сверху:

4

Самый кайф — лигатуры (это две разных):

5
6

Хорошее название:

7
8

Альтернативный дизайн:

9
10

Совсем редкая крутота:

11

Бонус. Номерные таблички на доме:

12

Двуслойная, похожая на таллинскую:

13

Номер-светильник как в Хельсинках:

14

См. также уличные таблички:

Берлин:

Фотографии 12, 13 и 14 добавлены 9 ноября 2021 года, когда заметка «Берлин в марте 2016» переносилась из раздела «Мир» в блог и сокращалась

Эгея 2.6

Готова Эгея 2.6 (сборка v3101) с автосохранением, новым поиском и платными фичами. Эта заметка частично повторяет анонс беты и заметку о платных фичах, чтобы всё было в одном месте.

Локальное автосохранение заметок

Заметки теперь непрерывно сохраняются в браузере, пока их пишешь, поэтому изменения не потеряются, если пропадёт интернет или отрубится электричество. В анонсе беты я в деталях писал, как это работает.

Эгея 2.6 бета

Красная точка слева — признак того, что есть несохранённые изменения. Если закрыть редактор, а потом открыть заново, он откроется ровно в таком же состоянии: с тем же текстом, с той же красной точкой, означающей, что данные не сохранены, и с курсором, мигающим в том же месте. Чтобы вернуться к сохранённой версии, нажмите ⌘ Z.

Красная точка помогает найти заметки, в которых есть несохранённые изменения:

Эгея 2.6 бета

Локальное автосохранение работает только для заметок и черновиков. Его нет у тегов и комментариев.

Автосохранение запрограммировал Игорь Адаменко — он же ранее помогал мне с новой версией моего сайта. Игорь крутой.

Новый поиск

Поиск научился склонять слова, а выдача стала намного удобнее: вместо простыни заметок она показывает небольшие «сниппеты», содержащие найденный фрагмент текста и все картинки из заметки. Узнать нужную заметку по картинкам — самый кайф:

Эгея 2.6 бета

Избранные заметки имеют больше веса при поиске.

Поиск работает на «Розе» — встраиваемом поисковом движке Романа Парпалака, об использовании которого я недавно писал.

Если у вас много заметок, Эгее понадобится несколько минут после обновления, чтобы сначала всё проиндексировать. Результаты поиска в это время будут показываться по старой технологии. Вам ничего не нужно делать, Эгея управляет индексацией сама.

Картинки и обложки в редакторе

Эгея с прошлой версии отдаёт картинки в качестве «обложек» при отправке ссылок в соцсети. Но теперь она умеет отдавать так и стоп-кадры видеороликов с Ютюба и Вимео. Ну и заодно у заметок с видеороликами появился шаринг в Пинтерес.

Кстати, эти стоп-кадры попадают и в выдачу поиска наравне с другими картинками, что тоже упрощает нахождение глазами нужной заметки.

При загрузке файлов колечко теперь не просто крутится, а заполняется, показывая прогресс. Удобно, если вы загружаете кучу больших фоток или 15-мегабайтную песню.

Раньше Эгея считала, что картинка используется в заметке, только если её упоминание было в тексте заметки. А если удалить упоминание из текста, то картинка «терялась» и из превьюшек снизу. Теперь это независимые вещи: заметка помнит загруженные в неё картинки, даже если они не используются в тексте.

Это даёт несколько приятностей:

  1. Обложкой для соцсети может быть картинка, которая не используется в самой заметке. Просто загрузите картинку в заметку, но не вставляйте её название в текст. Для этого перетащите её на страницу заметки, но за пределы текстового поля (раньше можно было перетащить только в текстовое поле).
  2. Если вы перетаскивали картинку, но файл с таким именем уже был на сервере, Эгея переименовывала его, добавляя в конец число. В прошлой версии добавилось перетаскивание с зажатым Альтом — в этом случае старая картинка заменялась новой. Теперь работает чуть умнее: если на сервере файл есть, но это тот же самый файл, то она просто добавляет его в ту заметку, куда вы его перетаскиваете, не делая бессмысленную копию на сервере.
  3. Когда вы удаляете картинку из превьюшек в редакторе, раньше Эгея просто удаляла файл на сервере. Теперь так делать нельзя, ведь «официально» поддерживается использование одного файла в нескольких заметках. Эгея смотрит, не используется ли файл где-то ещё, и удаляет его только, если он больше нигде не нужен.
  4. Наконец, Эгея не «потеряет» картинку просто из-за того, что вы убрали её имя текста заметки.

Ещё теперь можно загружать картинки в СВГ.

Всё, что я написал про картинки, верно и для аудиофайлов. Но аудиофайл или СВГ не могут быть обложками для соцсетей.

В анонсе беты ещё рассказывал про залипание лейблов больших полей и про то, что кнопка удаления переехала из подвала формы редактирования заметки в правый верхний угол.

Теперь стандартное форматирование Эгеи поддерживается внутри тегов div, table и blockquote. Если вы хотите поставить текст на плашку или разбить на колонки, можете это сделать, а внутри продолжать использовать привычный синтаксис.

Фичи для платных пользователей

Фичи из этого раздела доступны пользователям с коммерческой лицензией. Такая лицензия нужна, если вы ведёте коммерческий блог или просто хотите такие фичи.

В настройке появились поля Яндекс-метрики и Гугль-аналитики:

Эгея 2.6 и платные фичи

В бесплатной версии эти штуки можно — и всегда можно было — прикрутить по-старинке, через допблоки. В платной просто чуть удобнее.

При просмотре черновиков снизу появилась «Секретная ссылка»:

Эгея 2.6 и платные фичи

Это ссылка на черновик, которую можно дать кому-то, чтобы он увидел черновик. Я этим пользуюсь, когда публикую рекламу: присылаю рекламодателю, чтобы он утвердил заметку перед публикацией. Если черновик отредактировать, ссылка «сгорает», нужно взять новую.

С бесплатной версией можно — и всегда можно было — просто прислать скриншот.

Теперь вы можете легко прикрутить свою кнопку «Подписаться» (см. у меня под заметкой). Это реализовано через допблок subscribe-sheet. Вы пишете ХТМЛ того, что будет внутри окна подписки, а кнопка под заметками появляется сама. При этом там есть готовые куски, чтобы сделать логотипы фейсбуков и прочего.

Так выглядит комплектное, не настроенное окно подписки:

Эгея 2.6 и платные фичи

Заходите в шаблон, убираете лишнее, вставляете свои ссылки — и готово. Если нужны другие соцсети, иконку придётся нарисовать свою. Бардак с русским и английским тут связан с тем, что выбран русский язык интерфейса, но локализованы только заголовок окна и слово «РСС» . Я решил, что локализовывать названия соцсетей смысла нет, потому что вы всё равно сможете написать тут что хотите.

В бесплатной версии можно — и всегда можно было — сверстать это вручную.

И ещё одна фича — глобальные стили. Это немного облегчает прикручивание Эгеи в качестве одного из разделов большого сайта, где уже есть свои стили. Например, на моём сайте с ранних бет 2.6 Эгея использует ЦСС от основного сайта. Для этого надо в файле theme-info.php от вашей темы оформления прописать ключ global_styles. У меня этот файл выглядит так:

<?php return array (
  'display_name' => 'Минвайл',
  'max_image_width' => '1200',
  'global_styles' => '../css/main.css',
); ?>

В бесплатной версии можно — и всегда можно было — в своей теме оформления копировать стили от основного сайта. Я это раньше делал «Галпом», чтобы два раза не писать, а теперь вот не надо.

Если у вас уже есть платная лицензия, и вы хотите сборку беты 2.6 с этими фичами, напишите мне письмо.

Теперь снова о том, что доступно всем.

Автомиграция при подключении к старой базе

Когда вы обновляли Эгею, она меняла структуру базы данных для совместимости с новой версией — так было всегда.

Но раньше движок конвертировал базу только при обновлении, а вообще исходил из того, что база в актуальном формате. Поэтому если вы просто подключали его к существующей базе, а она была в старом формате, возникали ошибки.

Теперь движок наоборот исходит из того, что данные в базе могут быть в любом формате, начиная с формата Эгеи 2.0. Если вы устанавливаете движок начисто, а не обновляетесь, но при этом говорите, что данные в базе уже есть, или просто подключаетесь к другой базе в настройке, движок сконвертирует базу в актуальный формат.

Остальное

Исправлена куча багов. Но этим никого не удивишь.

При редактировании описания тега теперь тоже можно загружать файлы. Короче, описание тега теперь может выглядеть как полноценная заметка, у него тоже работают всякие обложки. Редактор тега открывается по Alt+E на странице тега, как у заметки. А сохранение изменений в описании тега заработало в сто раз быстрее.

Для залогиненного автора быстрее открываются заметки с кучей комментариев.

Изменилась логика включения комментариев. Раньше был глобальный флаг «разрешить комментарии», но можно было выключить индивидуально у отдельных заметок. Теперь глобального флага нет, комментарии настраиваются у заметок по отдельности. А глобально настраивается, врубать ли комментарии заметкам во время публикации по умолчанию или нет.

Основной кегль текста в комплектной теме увеличен с 15 до 16 пунктов. Знаки валют прикрепляются к суммам неразрывным пробелом. Форма логина заадаптивилась (в 2.5 недоглядели).

На странице удаления заметки появилась кнопка «Вернуть в черновики». На страницах архива, где показывают заметки списком ссылок, избранные заметки помечаются звёздочками. Добавилась поддержка шаринга в Линкед-ин (потому что обновился Лайкли).

Технические детали

Движок лучше распознаёт, что работает по ХТТПС, и отдаёт по этому же протоколу всякие скрипты и картинки.

Добавилась поддержка Апача 2.4, у которого с какого-то бодуна изменился на полностью нечитаемый синтаксис некоторых опций конфигурации. Движок должен работать под ПХП 7.0 и 7.1 — я теперь тестирую локально под семёркой. А на моём сайте, наоборот, крутится ПХП 5.3 — это теперь низшая из поддерживаемых версий.

Все скрипты теперь минифицируются.

Файл, в котором хранятся параметры настройки теперь называется не settings.psa, а settings.json. Если вдруг захочется вручную что-то отредактировать, теперь это удобнее.

Если вы делали свою тему оформления, посмотрите, что изменилось в комплектной, и аккуратно повторите эти изменения у себя.

Где скачать

Свежий дистрибутив — на сайте движка.

Вёрстка неформатированного текста

Первый навык вёрстки, который должен приобрести дизайнер — использование неформатированного текста. Например, в электронной почте.

Когда в твоём распоряжении разные шрифты, кегли, начертания и цвета, можно сделать текст намного выразительнее, чем без этого. Но намного проще превратить его в беспорядочную кашу.

В то же время, самый важный инструмент вёрстки — это отступы. А в неформатированном тексте это просто единственный способ показать структуру. Причём отступы ещё и обязательно кратны высоте строки. Так что если дизайнер не в состоянии аккуратно написать электронное письмо, то уж тем более нельзя ожидать от него аккуратного текста с бо́льшим числом выразительных средств.

Поэтому рекомендую вёрстку неформатированного текста в качестве первого упражнения всем, кто осваивает дизайн. Возьмите какой-нибудь документ средней сложности и сверстайте его в письме.

Как взять иконку любого приложения на Маке

Чтобы нарисовать картинку ко вчерашнему совету про синтаксис, мне понадобилась иконка маковского почтового приложения. Где я её взял?

Комманд-клик по любому приложению в Доке открывает Файндер с курсором на нём. Комманд-кликаю в Мейл и жму ⌘I, чтобы открыть его панель Info:

Маленькая иконка сверху — живой объект. Если в неё ткнуть, она выделяется:

Осталось нажать ⌘C и потом ⌘V в Фотошопе — вставится полноразмерная иконка 1024×1024 на прозрачном фоне:

Если вы про такое не знали, то вы, вероятно, тем более не знали, что так же можно поменять плохую иконку любого приложения (например, Сублайм-текста) на хорошую. Для этого нужно так же выделить иконку в панели Info, но вместо ⌘C нажать ⌘V (предварительно скопировав хорошую иконку в буфер обмена, конечно).

Девальвация техно

Бывает, прочитаешь, что кто-то играет техно, обрадуешься, включаешь, а там текхаус. Причём это ещё года три назад так было, а сейчас-то и вовсе прогрессив-хаус за техно выдают. Я с удовольствием слушаю и тек, и прогрессив, но зачем же меня обманывать? Нет ничего стыдного в том, чтобы писать или играть тек. Просто не называйте его словом «техно»!

Техно:

Не техно:

Слишком сильно подчёркивается разница между сильной и слабой долями, звучит «медленнее», чем техно.

Техно:

Не техно:

Слишком «сухо».

Я выделяю несколько условных признаков техно. Не обязательно, чтобы они присутствовали все.

Важнейший признак — наличие механизма. Звучит так, как звучит, не потому, что кто-то именно так расставил звуки, а потому что иначе и не могло. Вращаются какие-то штуки и вот так само собой получается.

При этом техно можно быть очень-очень мягким. Диптехно:

Главное — механизм. Поэтому в техно спокойно живут полиритмические конструкции (см. The Four Patterns, 2016):

Тек так не может — у него доли собираются в такты, такты — в квадраты:

Нота играет вроде бы независимо от тактовой сетки, но в конце квадрата всё равно сворачивается так, чтобы новый квадрат начался с того же места.

Техно может наплевать на сетку:

Почему хеты вступили именно в 0:11? Нипочему. Это техно, детка.

Конечно, восприятие зависит от подачи. Я играл «Метеоры» в техносете, и ничего. Некоторые тековые треки можно сыграть как техно и наоборот, у этих направлений много общего.

Техно обычно не противопоставляет по весу сильную и слабую доли — это убивает механическую природу, звучит искусственно. Барабан или хлопок на слабой доле — это атрибут хауса:

Техно стремится заполнить пространство. Если вообще все звуки отрывисто-острые, это не похоже на техно, хотя и есть явный механизм:

Это не значит, что это плохо. Это великий трек. Лучшее, что я слышал в жанре текхауса. Просто это не техно. От силы это минимал.

Здесь сильная и слабая доли отличаются, но это похоже на техно:

Для технового ощущения хватает механистичности, заполнения пространства и характера самих звуков. При этом противопоставление долей формальное, невыраженное.

Техно (снова полиритмия):

Не техно:

Слишком длинная и слишком смыслообразующая мелодия на первом плане, какой уж тут механизм? Плюс сухой электрический звук. Это тек.

Техно:

Не техно:

Звуки слишком разные, не соединяются в механизм.

Главное в техно — ощущение полностью безразличного к слушателю движения вперёд. Последнему треку от меня чё-то надо, поэтому нет.

Это я к чему всё. В эту пятницу, 21 апреля играю техно в Студии Лебедева. Будет тру. Чтобы послушать мой сет, надо работать в Студии Лебедева.

Зум на Маке

Одна из лучших фич Мака, про которую как обычно никто не знает — зум. Я им пользуюсь очень часто, и когда кто-то видит, все сразу спрашивают: «Как ты это сделал???».

Как выглядит со стороны:

То есть хочешь что-то рассмотреть — скролишь с зажатым Контролем, и система приближает это место на экране. Дизайнеру всё время нужно рассмотреть, как пиксели устроены. Но это ещё и инструмент фокуса. Я всё время зумлюсь в разные штуки, когда над ними нужно подумать, чтобы ничего вокруг не отвлекало. Пока я жил на неретине это было не очень, потому что пиксели слишком уж крупными получались даже при небольшом увеличении. На ретине всё стало прекрасно.

Включить здесь:

Важно убрать галочку Smooth images, чтобы пиксели оставались честными-квадратными.

Ранее Ctrl + ↓