Позднее Ctrl + ↑

На курсе презентаций: презентация редизайна М.Видео

Участник курса презентаций Даниил Володин презентует клиенту редизайн сайта М.Видео. Обратите внимание, что собственно показ нового дизайна занял две минуты спустя аж семь минут всяких подготовительных ритуалов. Это позволило добиться того, чтобы все помехи вниманию слушателей сначала были устранены. Но мы всё равно разыграли несколько типичных проблем на презентациях и потом разобрали их.

Подробный пример, аж 32 минуты:

0:00 «Клиент опаздывает»
2:20 Начало презентации: контекст, задача, формирование ожиданий, обсуждение старого дизайна. «Клиент отвлекается»
7:13 Показ нового дизайна и плана внедрения
9:08 Что дальше? «Клиент всё неправильно понял», «Клиент недоволен степенью проработки»
17:35 Разбор! Вопрос о фильтрах
21:05 Проблема с согласованиями ожиданий от следующей презентации
24:45 Проблема с пропуском мелких замечаний
25:40 Проблема с перебиванием клиента
27:30 Что делать, если клиент всё неправильно понял
32:05 А вообще-то хорошая презентация

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 9 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 28 октября 2024 года.

До 12 января идёт запись на курс, который пройдёт 13 января — 2 февраля.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

На интерфейсном курсе: вписываем кусок карты в виджет

Участник курса нарисовал виджет, часть которого занимает карта под обрез. Получилось некрасиво. Объясняю, что не так, и как можно сделать лучше. 6 минут:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 161 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −10% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ценовые категории в «Букинг.коме»

На днях я рассказывал про проблему возрастных категорий. А вот другой пример — ценовые категории в «Букинг.коме»:

Слева нужно выбрать «бюджет за ночь», и для этого используется самый неадекватный интерфейс в мире: цены разделены на категории с шагом по 2000 рублей. Мало того, что их совершенно ни для чего не нужно в принципе делить на категории, так тут ещё и интерфейс позволяет настроить, например, что мне подходит от 4000 ₽ до 6000 ₽ и от 8000 ₽ до 10000 ₽, а вот 6031 ₽ или 7915 ₽ — не подходит. Не существует ни одного человека в мире с такими требованиями к цене.

Надо было сделать просто один ползунок максимальной цены, который бы занял одну строку вместо восьми.

Без возрастных категорий

Когда бегаешь в Эпл-часах, они измеряют некий параметр VO₂ max, который характеризует твою кардиовыносливость. Я бегаю по чуть-чуть, и вот однажды прошлой весной этот VO₂ max у меня упал ниже среднего. Я расстроился и стал думать, как бы мне бегать получше, чтобы вырос обратно. Бегал-бегал, но всё лето он болтался вокруг того же значения, никак не становясь выше среднего.

И вот после очередной тренировки VO₂ max чуть-чуть упал, но Эпл показал, что он стал выше среднего! А благодаря теореме Коши, Вейерштрасса или кого-то из этих ребят мы понимаем, что если значение непрерывной функции было ниже некоторого значения, а потом упало, то оно ну никак не может стать выше этого значения. Я пошёл разбираться, что там произошло.

Оказалось, что с прошлой тренировки мне успело исполниться сорок лет, и я перешёл из категории 30—39 лет в категорию 40—49 лет, и среднее для меня резко уменьшилось — с 43 мл/кг/мин до 38 мл/кг/мин. То есть в логике Эпла между людьми 30 и 39 лет нет никакой разницы, но конкретно в день, когда тебе исполняется сорок, нормативы для тебя резко снижаются.

Делить людей на категории может быть необходимо, если у вас есть ограниченное количество различных предложений для них. Вы можете сделать только два правовых статуса, только три типа билетов, только пять размеров носков — вам приходится искусственно делить всех на категории, потому что писать каждому индивидуальные правила или делать индивидуальное предложение нерационально.

Но если вы работаете с большими данными, то нет причин искусственно снижать разрешение в тысячи раз. Вы можете показать каждому среднее именно для его возраста, или среди всех людей с разбросом 3 месяца вокруг него, или что угодно ещё. Это среднее будет не резко меняться в случайные моменты жизни раз в десять лет, а плавно падать естественным образом.

На интерфейсном курсе: двигаем иконки в виджете

Это видео, где я просто в прямом эфире думаю, как можно было бы улучшить виджет, используя тот материал, который в нём уже есть. Никаких озарений, просто ход мысли в реальном времени. 10 минут:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 160 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −20% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Фридберг

Фридберг — городок неподалёку от Франкфурта-на-Майне.

Центральная улица и торчащая башня местной церкви, или как это там правильно называется:

Церковь видна с разных сторон:

Немецкий домик и церковь:

Вид из другого района на церковь:

Вид от самой церкви на небо:

Также в городе есть крепость:

Прямо со рвом, как положено:

Детская площадка:

Другая детская площадка:

Фридберг знаменит тем, что тут раньше была американская военная база, в которой когда-то служил Элвис Пресли. По этому поводу в центре города есть площадь — Элвис-Пресли-плац — а пешеходные переходы вокруг неё оборудованы элвисофорами. Стой:

Танцуй:

Просто какая-то площадь, не Элвиса Пресли:

Загончик для мусорки:

Самолёт тащит рекламный банер по небу:

Ещё тут город разрезает на две части железная дорога, которая проходит по мостам:

Один старый кирпичный, другой новый бетонный:

Вокруг города ездит автобус:

А это подземная парковка:

Фотографии из поездки в апреле-мае 2022 года. Слетайте во Фридберг!

В погоне за метриками компании разрушают сами себя

Это заметка не очень внятная, такой черновик с мыслями, но я пока не в силах лучше написать, так что пусть так.

Раз за разом компании повторяют путь, когда сначала они делают хороший продукт, набирают популярность, а потом увлекаются оптимизацией метрик и не замечают, как продукт превращается в говно. Метрики этого поначалу не отражают, потому что из-за первоначального успеха аудитория слишком большая, а конкурентов нет. Но в какой-то момент конкурент всё-таки появляется, и пользователям становится очевидно, насколько сильно качество упало, и насколько лучше оно может быть. И тогда всё — начинается процесс умирания.

Если поговорить с корпоративными всякими продуктовыми дизайнерами, у них очень большое самомнение, потому что у них всё научно обосновано, везде исследования, графики, цифры. Они говорят всякие умные слова про то, что у них все решения неслучайны. Они обязательно считают себя в иерархии дизайнеров выше, чем «непродуктовые» дизайнеры, которые не смотрят на метрики с утра до ночи. Типа, те всё делают на глазок, а мы — по уму. Хотя их работа чаще всего сводится к тому, чтобы сидеть и не дышать на работающий продукт, который они ещё и не сами придумали.

Вот эти ребята, которые сидят и следят за метриками — они медленно убивают компании, хотя в Экселе всё выглядит просто отлично. Причём виноваты-то не они сами, виновато в первую очередь руководство и основатели. Те, кто смогли создать что-то успешное, начинают бояться это испортить. Строят многослойную бюрократию, системы защиты от ошибок. На любой чих проводят эксперименты, фокус-группы. При любой неуверенности действуют консервативно. В таких компаниях как раз любители исследований и процветают. Они выглядят надёжными хранителями успеха и начинают сами считать, что они реальные молодцы.

Недавно у Грубера была заметка про Интел, который всё просрал за последние годы, очень показательно. Или вот Гугль. Когда-то был лучшим поиском, а сейчас — в основном рекламная помойка. Долгое время они не замечали, что занимаются фигнёй, потому что это приносило кучу денег. А сейчас, когда появился ЧатГПТ, вдруг поняли, что отстали от потребностей людей на десятилетие. Просто некому было сказать: «Ребята, у нас вроде как поиск, но мы занимаемся не повышением качества поиска». Люди, способные это сказать, не становятся ведущими менеджерами продукта. Потому что если кто скажет, его на смех поднимут с такой аргументацией.

Можно предположить, что вся эта ситуация — не ошибка, а нормальный, прагматичный бизнес-подход: сначала мы делаем могучий продукт, а потом выжимаем из него максимум бабла, пока можем. Какой смысл пытаться делать хорошо и зарабатывать на этом X, если можно делать кое-как и зарабатывать на этом 2X, пусть даже это и ведёт к гибели через сколько-то лет? В сумме-то всё равно поди больше заработаем!

Но у меня большие сомнения в том, что это осмысленная стратегия. Мне кажется, обычно невозможно заметить конкретный момент, когда всё начинает идти не туда.

Взять вот Эпл. Сейчас они совершенно не стесняются рекламировать свои дурацкие сервисы во всех дырах, а ведь когда-то это было невозможно представить. Я думаю, когда-то кто-то робко сказал, что рассказать об Эпл-музыке в приложении Айтюнса вполне «полезно» и «уместно». Или что рассказать про увеличенное место в Айклауде, когда кончается память, «релевантно». Не прорекламировать, боже упаси, а просто рассказать! Нет такого, что Эплы однажды приняли решение «ну всё, дальше вместо работы над качеством мы доим нашу корову». Скорее оно как-то само получилось, потому что все себя убеждали, что так можно. Ну и вот.

В больших компаниях нужен какой-то отдельный человек, который не будет смотреть на метрики, а будет смотреть на суть. Мне было бы суперинтересно поговорить со всякими успешными основателями и верховными менеджерами, чтобы понять, как они смотрят на это, как принимают такие решения.

Рекламодатели принимают условия, потом пытаются оспорить

Я уже много лет понемногу размещаю у себя рекламу. И в моём стандартном письме рекламодателям есть несколько пунктов, например реклама всегда помечается как реклама в начале заметки или сразу после заголовка, а текст должен быть не от первого лица. Редко кто пытается предлагать другие условия, обычно все их принимают, мы переходим к оформлению заявки.

Договор, согласование текста, счёт... и тут рекламодатель говорит: «Ой, а можно как-нибудь без пометки?» или «Можно пометку хотя бы в конце?» А когда я говорю, что нельзя, иногда даже пытаются давить, изображая разочарование или нарушение ожиданий. Бывает ещё так, что пишет не сам рекламодатель, а какой-то его представитель по теме рекламы, и этот представитель говорит: «Я вас могу понять, но мой клиент не поймёт, поэтому прошу сделать шаг навстречу».

Однажды мне пришлось отказать рекламодателю в размещении рекламы, просто потому что меня утомили эти манипуляции. Я сказал: «Если вы следующим сообщением не напишете, что безоговорочно принимаете мои условия и больше не станете оспаривать их, то я не смогу больше обсуждать с вами размещение рекламы, в том числе в будущем». В следующем сообщении было что-то другое, поэтому разговор я продолжать не стал.

Нет проблем, если вам не подходят мои правила. Я же для этого их сразу чётко и излагаю, чтобы вы могли решить, нормально вам так или нет.

После новогодних каникул цена на рекламу вырастет.

На интерфейсном курсе: поле поиска — это не часть полей формы

В интерфейсе участницы курса была форма, в ней поля выбора адреса, а в нём — поле поиска. И она хотела, чтобы значение этого поля использовалось как часть общей формы. Объясняю, почему это не очень удачное решение. 2 минуты:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 159 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −20% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Пара заметок из Японии

Когда я в сентябре был в Токио, я записал себе в блокнотик штуки, которыми хотел поделиться. Вот только сейчас дошли руки.

После ночного клуба я зашёл в супермаркет, а там нет никого. Я взял воды, что-то перекусить, подхожу на кассу, и понимаю, что тут реально вообще никого — нет даже сотрудников. Странные дела, думаю, может отошёл в туалет? Кто-то же должен быть? Стою, жду, ничего. Потом замечаю звоночек, типа как в гостиницах, чтобы звать человека на ресепшен. Жму. Через полминуты какой-то сонный японец выходит из подсобки.

Все дни на улице была жара за 30° и фигачило солнце. Сижу, значит, в кафе, отхожу под кондиционером от этой бани, и тут вдруг заходит девушка в пуховике! Мне от одного этого вида плохо. Я смотрю на неё, пытаясь понять, как это вообще возможно, и тут замечаю, что это пуховик со встроенными вентиляторами по бокам, и они крутятся! Она быстро хватает какой-то заказ, выходит на улицу, садится на мотоцикл с символикой какой-то доставки и уезжает. Чё бывает!

А ещё бывает чехол для телефона со встроенным вентилятором сверху. Люди ходят и тыкают в свои телефоны, а им в лица дует ветерок.

Вайфай нигде не требует никакой идентификации.

Ранее Ctrl + ↓