Позднее Ctrl + ↑

Египетская вёрстка, факап с Доком Биг Сура, разбор дизайна круга наследования по закону

Древний логотип, дырявый Док и дизайн-делёжка наследства. Обзор недели 27 декабря 2020 — 3 января 2021 года:

00:00 Интро
01:07 Про мои книжки
02:11 Открытое письмо мэру Челябинска
03:23 Красивый телефон, самая дорогая шахматная фигура
04:02 Дизайн-позор нового Макоса
05:36 Японская телефонная будка под снегом
05:42 Продолжение фоторассказа о нью-йоркском Мете. Египтяне, египетская типографика и древний логотип. Зачем дизайнеру музей
09:48 Не думай о белой обезьяне!
12:03 Три видоса про Фигму
12:46 Разбор домашки! Круг наследников по закону

Новость недели: наступил новый год! Рассказываю про адресные таблички Челябинска и почему написал открытое письмо мэру. Как Эпл эпически облажался с дизайном Дока в новом Биг Суре. Продолжение фоторассказа о нью-йоркском Мете. Египтяне, египетская типографика и древний логотип. Зачем дизайнеру музей. И — ура! — разбор домашки про наследство.

Что послушать — 44

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. The God Debate II: Harris vs. Craig. Целиком то, кусочек чего давал в прошлый раз. Чувак, защищавший бога как источник морали, повторил свой аргумент раз 50, потому что всё время переживал, что люди неправильно его понимают, а отвечая на вопросы говорил, что люди не понимают разницы между эпистемологической и какой-то ещё чем-то там. Бррр.
  2. The Machine That Changed The World. Интервью с Ларри Теслером (который умер в том году). И сразу мой конспект. Ксерокс вообще взялся заниматься интерфейсами, потому что все начали говорить о «безбумажном офисе» будущего, а у Ксерокса весь бизнес был вокруг бумажности офиса. Чтобы не потерять релевантность, Ксерокс решил возглавить эту революцию. Тогда считалось, что многомесячное изучение компьютера перед работой было неизбежно, но типа это стоило того. Но продажники сказали, что так мы ничего не продадим, и возникла необходимость делать всё проще. Теслер организовал юзер-тесты, чтобы доказать, что мышь избыточна и только всё усложняет, но оказалось, что люди предпочитают всё делать мышью. В начале 80-х Ксерокс столкнулся с большой конкуренцией среди японских производителей копировальных аппаратов, поэтому вынужден был направить максимум ресурсов в основной бизнес, а на компьютерные исследования подзабить. Сотрудничество с Эплом началось, потому что они искали себе производителя недорогой электроники, сами-то умели только большие сложные механические дивайсы делать.
  3. Крег Федериги выступает про прайвеси. Понравился термин Data Industrial Complex.
  4. Провал Ильяхова: роковая ошибка «Новых правил деловой переписки». Клёвая история про то, как дизайнер может ошибиться — и исправиться.
  5. «Вера, замолчи»: солистка «АлоэВера» о свободной любви, отвращении к своему телу и войне с устоями. Вера классная. А вот Залина умудрилась аж два раза за первую минуту упомянуть, что Вера — жена Ильи Яшина, хотя это не имеет никакого отношения к сути. Получается, что к главной борщице за сильность и независимость женщин пришла сильная и независимая женщина, чтобы начать разговор с того, чья же она жена. Фейспалм.

Три видоса про Фигму, которые дизайнеру интерфейса стоит посмотреть на каникулах

Что дизайнеру посмотреть на каникулах: октябрьские видосы Фигмы.

Вот это — обзор новых недавних фич Фигмы. Варианты — самое полезное, хотя когда ими уже попользуешься, понимаешь, что там не всё идеально. Но всё равно круто:

А вот это видео — крутяк про то, как делали интерфейс нового продвинутого авто-лейаута. Все дизайнеры интерфейса должны смотреть и вдохновляться тем, как сложное можно упорно упрощать и упрощать без ущерба для функциональности:

И вот ещё интересно — как в Фигме принимают продуктовые решения:

Не думай о белой обезьяне

Когда говорят о мыслях, от которых трудно отмахнуться, всегда приводят в пример фразу «не думай о белой обезьяне». Мол, если её произнести, слушатель ну никак не сможет не подумать о белой обезьяне!

Я давно заметил, что хоть я и слышал эту фразу сто раз, но я никогда при этом на самом деле не думал о белой обезьяне, причём я не предпринимал для этого никаких усилий. Просто когда я слышал этот пример, я с ним внутренне сразу соглашался: ну разумеется, как тут выбросишь эту обезьяну из головы! Но в реальности никакой обезьяны в этот момент в моей голове даже не появлялось.

Пока писал эту заметку, сделал специальное сознательное усилие, чтобы нарисовать в голове белую обезьяну, чтобы впервые в жизни о ней подумать. Это было не так просто: я не помню ни одной фотографии или картинки с белой обезьяной, поэтому пришлось прям усиленно синтезировать этот образ.

Так что не верьте всему, что вам говорят.

Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Часть 3

Часть 1 · Часть 2 · Часть 3 · Часть 4 · Часть 5

Чё там дальше. Какие-то петухи и ангелы:

1

Снова вазы!

2

И ещё. Каждую — надо:

3

Чёрон-белая — крутая. Рядом с картиной Поллока из предыдущей части её:

4

Инструменты и обломки чего-то:

5

Вроде пошли всякие египетские дела. Египтяне:

6

Офигенная письменность:

7

Надо такое можно смотреть бесконечно:

8

Древний логотип. Текст в капсуле:

9

В заметке про Нефертити показывал подобное на папирусе (или что это было), а тут прям камни:

10

Дальше всякие сюжеты с фигурками. Морские:

11

Производственные:

12

Фермерские:

13

Опять графдизайн:

14

Сцена с изображением жены короля, написано на табличке справа:

15

Цвета и состояние:

16

Рядом висят всякие плакаты, объясняющие, как что читается:

17
18

Я ни во что не успевал вникнуть, потому что у меня было всего часа три на весь музей. Просто жадно смотрел красивое и фоткал подряд:

19

Камни-камни:

20

Красиво расставлено и развешано:

21

Типографика и вёрстка:

22

Продолжение рассказа: Часть 4

Фотографии из поездки в октябре 2018. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Нью-Йорк! (Когда дадут)

Ещё Нью-Йорк:

Ещё музеи и выставки:

Лецплей № 10: техно

Вчера так:

0:00:26 Mersel: Asorted
0:05:18 Ness: Sidereal Cycle
0:10:28 Infinity: Recap (Vanoni Remix)
0:14:34 Kaiser: Anesthesia
0:17:58 Rene Wise: Sling Jockey
0:22:21 Ausgang: BS82
0:25:10 Alignment: Convulsions
0:26:28 Shifted: Clairvoyance Part II ★
0:31:12 Ray Kajioka: Constant
0:33:40 b.mod: Raw Uluz
0:37:50 Denise Rabe: Don’t Leave
0:40:48 Hedustma: Existence
0:45:48 Claudio PRC: Ost
0:48:11 Kaspiann: Cave Of Escher
0:54:18 Truss: Beacon (Original Mix)
0:55:33 Robert Hood: Shaker
1:00:40 Woo York: Black Soul
1:03:32 The Ripped: The Arquitectural Uncanny
1:06:00 Psyk: Voyager
1:09:43 TWR72: X2
1:11:25 Troy: Algol
1:14:42 Technasia: Final Quadrant
1:18:19 Dorian Gray: Stellar Wanderer
1:22:05 Blazej Malinowski: Drifting
1:26:08 Conrad Van Orton & VSK: Interaction

Комментарий к комментарию Павла Крутолапова

В «Деловом квартале» вышел комментарий главного архитектора Павла Крутолапова к моему открытому письму главе города об адресных табличках.

Тезисы Павла:

  1. «Для начала следовало уладить вопрос с правообладателем шрифтов». Верно. Поэтому мы ещё весной подготовили с нашими юристами и согласовали с дизайнером шрифта лицензию. Павел попросил меня оплатить эту лицензию самому из тех денег, которыми город, как тогда предполагалось, оплатит нашу с Игорем работу по приданию стандарту формального вида, мы с этим согласились.
  2. «Наши юристы запросили документы, которые дали бы нам право на использование шрифтов». Это не так. Никакие юристы УАГП ни разу ко мне не обращались, но документы мы передали и без этого — очевидно же, что они нужны. Более того: я сам просил Павла связать меня с юристами, чтобы я объяснил, как работает наша лицензия. Павел несколько раз обещал это сделать, но так и не сделал.
  3. «Параллельно с этим к нам обратились известные дизайнеры — Андрей Брохман и Юрий Пономарёв». У меня другая информация. Брохман и Пономарёв позвонили мне в конце ноября с вопросом «Что случилось у вас с Крутолаповым, что он пришёл к нам с просьбой срочно придумывать новый дизайн?»
  4. «Таблички авторства Бирмана, появившиеся на Лесопарковой, на „Белом рынке“ — они там висят без получения прав на шрифт». Это не так.
  5. «Мы обсуждали вопрос предоставления городу его наработок по уличным указателям, он выставил нам определённый ценник». Тут подмена. Никаких денег за предоставление городу «наработок» я не просил. Павел попросил оценить создание документа с формальным описанием стандарта (из этих денег, как предполагалось, я должен был оплатить лицензию на шрифт), и мы назвали сумму именно за эту работу.
  6. «Мы хотели сохранить именно синий цвет на табличках». Любопытно! Вариант с синим цветом мы обсуждали ещё с предыдущим главным архитектором Николаем Ющенко. Мы даже согласовали тогда конкретный оттенок синего, который будем использовать, если поймём, что горожане активно против чёрного, но по умолчанию оставили чёрный. Этот вопрос не был для нас принципиальным, просто мы сами предпочитаем чёрный.

По существу Павел не сказал ничего, что хоть как-то изменило бы суть моего обращения к главе города, поэтому по-прежнему жду реакции Натальи Петровны Котовой.

Глава «Подписи» четвёртой части книги «Дизайн транспортных схем»

Продолжает выходить четвёртая часть книги «Дизайн транспортных схем» — «Детали». Вышла самая длинная глава в книге пока что — «Подписи».

Я снял видео с рассказом о новой главе:

Подписывайтесь сами и дарите подписку друзьям, знакомым и коллегам.

Из новости издательства о новой главе:

Получился мини‑справочник по набору и типографике подписей на любых графических схемах, из которого вы узнаете:

  • как ставить подписи станций, которые не влезают, как аккуратно выравнивать, а когда надо — сокращать или переносить;
  • что делать, когда нужно подписать не только станцию, но и вокзал рядом, и ещё это всё на двух языках;
  • фокус с наклоном схемы вместо наклона подписей;
  • тонкости оформления плашек на пересечении подписи и линии;
  • о шрифтах и цвете текста, подборе отступов и интерлиньяжа;
  • опасность слишком сильного шрифтового выделения конечных;
  • выводы о том, как люди читают подписи, которые можно сделать из тестирования на айтрекере.

Как обычно, глава полезна, даже если вам никогда не придётся рисовать транспортную схему — примеры и приёмы из неё пригодятся при создании любой инфографики.

Айтрекинг

Отдельная часть главы «Подписи» посвящена айтрекингу и написана совместно с дизайнером Марком Родионовым, который работал над официальной схемой московского метро.

Айтрекинг — это когда мы фиксируем, как взгляд человека перемещается по схеме при её чтении. Когда испытуемый читает станции линии по порядку, а мы видим, куда он смотрит, удаётся не только найти отдельные ошибки, но и заметить закономерности в них. В неудачных местах люди одинаково пропускают станции или случайно читают станции соседних линий.

Марк тестировал разные версии схемы московского метро на айтрекере и любезно поделился результатами. В главе мы не просто разбираем конкретные треки взгляда участников теста, а делаем из этого выводы, которые смогут использовать дизайнеры даже без доступа к айтрекеру.

Если подписаться на книгу до её полного выхода, то четвёртый месяц будет в подарок. А книгу при этом уже можно начать читать прямо сейчас. Срок подписки пока не тикает.

Для тех, кто уже подписан на другие книги бюро, действует спеццена. Чтобы скидка подействовала, войдите в Бюросферу, используя адрес, с которым вы подписывались на любую из других книг.

Кстати, подписку можно подарить.

См. также:

По какому-то недоразумению эта заметка была опубликована задним числом только 19 мая 2021 года в 13:24

Главе города Челябинска Котовой Наталье Петровне о ситуации вокруг стандарта адресных табличек

Уважаемая Наталья Петровна!

Происходящее с адресными табличками в Челябинске вызывает возмущение и непонимание людей. Прошу вас публично прояснить ситуацию и взять её под личный контроль.

Я и мой коллега дизайнер Игорь Штанг в 2019 году по своей инициативе разработали проект дизайна адресных табличек для Челябинска, о котором много писали в СМИ:

Адресные таблички Челябинска

Таблички понравились людям: многие собственники с удовольствием производят и размещают их на зданиях.

Весной 2020 года по просьбе главного архитектора Павла Крутолапова мы подготовили техническую и юридическую базу, чтобы начать внедрять указатели системно. Большая часть этой работы сделана бесплатно; мотив нашей работы в другом, и причина моего обращения также не связана с деньгами. Сейчас всё готово, чтобы запустить процесс.

Почему требуется ваше вмешательство:

  1. 9 декабря неожиданно в СМИ опубликован новый сырой «стандарт» со скруглёнными сторонами, сделанный, как мне удалось выяснить, за один день. Говорится, что его «утвердили», но кто, когда и почему его утвердил — неизвестно. Это вызвало возмущение и непонимание людей, но УАГП не даёт комментариев.
  2. Адресные таблички — важнейший визуальный атрибут города, они будут на каждом доме. Решения по ним не должно приниматься тайно и за один день.
  3. «Стандарт», принятый таким образом, вызовет сопротивление у тех, на кого будет возложено его внедрение, а значит с этим возникнут проблемы. Непонятная процедура принятия создаёт ощущение, что этот стандарт может отмениться или измениться. Никто не захочет делать работу по два раза.

Теперь обо всём подробнее.

О качестве и глубине проработки нашего проекта

Я изучаю городской дизайн всю сознательную жизнь, известен проектами транспортных схем, в том числе для Челябинска, лекциями и книгами о навигации и информационном дизайне. Игорь Штанг — известный дизайнер и преподаватель в области типографики и вёрстки. Вместе мы сделали проект, которым гордимся, и всегда хотели, чтобы наши таблички стали частью облика Челябинска.

Ещё в 2019 году мы представляли проект предыдущему главному архитектору Николаю Ющенко, дорабатывали макеты по замечаниям его и коллег, делали альтернативные версии.

В результате к ноябрю 2020 года по просьбе УАГП сделано:

  1. Детальная документация по размещению указателей на пешеходной части ул. Кирова. Есть графический макет каждой таблички, фотопривязка (как именно на каждом из домов крепится). Документ согласован с главным художником Екатериной Силиной.
  2. Программа для автоматического создания графических макетов табличек для определённого адреса или даже списка адресов. Это нужно, чтобы городу не тратить ни копейки и ни секунды на то, чтобы все таблички выглядели хорошо и стандартно. Программа создана как приложение к документации по принципам вёрстки и размещения указателей, которая может быть использована по всему городу — фрагмент этого документа приведён ниже.
  3. Юридическое сопровождение передачи прав на используемый шрифт «Мотор 4Ф» (специальная лицензия для Челябинска). Это нужно, чтобы город был защищён от возможных правовых претензий при использовании его на макетах в масштабах города.
  4. Шаблон технического задания на производство и монтаж указателя. Это нужно для ускорения подбора исполнителя, передачи макетов в производство и чёткого контроля качества работ.
Стандарт оформления и размещения адресных указателей в Челябинске, подготовленный по просьбе главного архитектора

Также фактически у нас уже есть опытные образцы: как я уже сказал, таблички постепенно появляются в городе. В частности, наши таблички уже висят на «Белом рынке», «Мегаполисе» и нескольких жилых домах. На днях мне прислали свежую фотографию с Лесопарковой:

О загадочных событиях декабря 2020 года

С апреля 2020 года мы работали по заданиям главного архитектора Павла Крутолапова. Павел не отвечал месяцами, а когда появлялся — приносил новые «срочные» требования. Мы всё быстро делали, и Павел снова пропадал. С нашей стороны не было претензий: вероятно, у Павла было много других задач.

Последняя моя встреча с Павлом прошла 16 ноября. Там я получил новое «срочное» задание, которое быстро сделал, но передать его результаты Павлу мне уже не удалось — он снова пропал.

А 9 декабря в СМИ вышла статья о дизайне неких новых, «закруглённых» табличек:

В Челябинске разработали новый дизайн адресных табличек

Павел больше не ответил ни на одно моё сообщение, а его коллеги по УАГП, с которыми мы тоже успели познакомиться за время работы, отказывались комментировать ситуацию, поскольку сами не понимают, что произошло.

14 декабря вышла ещё одна статья:

Плату повесят на жителей. В Челябинске хотят поменять все адресные таблички

Если верить статье, разъяснения со стороны УАГП должны были появиться «до среды», то есть 16 декабря. Сегодня 28 декабря, но разъяснения так и нет.

Авторы нового закруглённого дизайна неформально рассказали мне, что сделали их за один день по срочной просьбе Павла. Оказалось, что Павел наговорил им, что со мной «невозможно работать», так как я «постоянно всё затягиваю». То же самое Павел говорил обо мне и своим коллегам.

О моём ответственном отношении к договорённостям и срокам вы можете узнать у любого из моих клиентов. Истинных причин резкого прекращения работы и контактов со мной я не знаю. Мне Павел ни разу не выражал недовольства моей работой.

Дизайнеры новых закруглённых табличек даже предлагали Павлу помочь с внедрением наших табличек, потому что сами не понимали, зачем нужно рисовать новые. Но Павел поставил им задачу «сделать дизайн, чтобы не было ничего общего с дизайном Бирмана» (с их слов).

Итак, ситуация следующая:

  1. Наши таблички, которые называют лучшими в России, технически и юридически подготовлены к внедрению, но их не внедряют по секретной причине. Главный архитектор не даёт комментариев.
  2. Новые таблички сделаны на скорую руку с ошибками, при этом их мгновенно «утвердили». О том, как в них решены задачи массового производства и лицензирования шрифтов, не сказано ни слова. Если верить статье, таблички будет производить не сам город, а «жители», так что совершенно непонятно даже технически, каким образом в принципе этот стандарт может быть воплощён в жизнь. Возможно, в статье ошибка, но опровержения в течение двух недель не поступало.

В связи с этим прошу:

  1. Остановить какие-либо процессы, связанные с новым сырым дизайном до выяснения обстоятельств и причин его появления.
  2. Взять на себя дальнейшее ведение вопроса об адресных табличках.
  3. Организовать короткую встречу, где я расскажу вам о нашем проекте: почему он лучший как с точки зрения информативности и дизайна, так и с точки зрения технической и юридической готовности к внедрению.
  4. Обеспечить публичность принятия дальнейших решений по этому вопросу. Если кто-то хочет изменить дизайн, пусть в СМИ будет опубликована мотивация.

Наталья Петровна! Понимаю, что такое моё письмо — лишняя головная боль и неудобство для вас, и приношу извинения. Прошу отнестись с пониманием: мы вложили в этот проект много любви и знаний, добросовестно работали над ним. За последние две недели я исчерпал другие возможности прояснить ситуацию, поэтому вынужден обратиться к вам.

Выражаю готовность сотрудничать с городом по этому вопросу. Если вам известно о каких-либо преградах, которые мешают внедрению нашего проекта, мы готовы приложить все усилия к их устранению.

Пользуясь возможностью, выражаю благодарность за вашу работу. Очень приятно видеть, как город становится лучше в этом году.

Ранее Ctrl + ↓