Некоторые музыкальные звукорежиссёры (или кто они там) делают жуткое стерео. Они расставляют инструменты и музыкантов по «сцене», просто сдвигая звук в левый или правый канал. Гитара справа громко, барабан слева громко, вот и типа получается, что барабанщик стоит на сцене слева от гитариста.
Это невозможно слушать в наушниках без боли. Любимый пример — ремастеринговый альбом Битлз «1». Послушайте, как невменяемо звучит там Yesterday:
В правом ухе начинает играть гитара, а в левом нет почти ничего! То ли я оглох на левое ухо, то ли штекер недовоткнул — жесть.
Ведь не надо много ума, чтобы понять, что источники звука, находящиеся на сцене левее или правее центра, по прежнему находятся примерно на одном и том же расстоянии от наших ушей. Мы ощущаем их пространственное расположение не по громкости, а по характеру звука: он по-разному фильтруется, отражается и искажается в зависимости от того, как он попадает в наши уши. Если заткнуть правое ухо пальцем, мы всё ещё будем слышать все инструменты, просто хуже. И да, те которые слева от центра сцены, мы тоже будем слышать хуже, потому что правое ухо играет настолько же важную роль в их восприятии, как и левое. Более того, оно играет не меньшую роль и в понимании их пространственного расположения.
Кстати именно поэтому проблемы с таким кривожопым стерео не проявляются, если слушать в колонках: левое ухо прекрасно слышит то, что играет правая колонка, и наоборот.
В общем, если хочешь сделать хорошее стерео, надо не баланс влево-вправо двигать, а реально заморочиться с детальной настройкой звука, в первую очередь — фильтров и реверберации.
Удивительно, насколько ценители «живой музыки» не понимают эту очевидную вещь из настоящего живого мира. Ни один техномузыкант не допустит такой лажи.