Интерфейс и поток данных

Это черновик, который я решил опубликовать.

Поток данных — один из моих методов проектирования интерфейса. Он помогает избавиться от ненужных экранов и шагов.

С точки зрения ТРИЗа, идеальный интерфейс — это интерфейс, которого нет, но его функция выполняется. И об этой функции можно думать как о функции посредника на пути потока данных: данные текут между людьми и машинами, а интерфейс как-то в этом участвует.

Простой пример

Человек собирается в поездку и хочет узнать погоду в городе назначения. В идеале должно быть так: человек только подумал об этом, и хоп — уже знает погоду. Но пока что это недостижимо, нужен интерфейс.

Интерфейс помогает данным о запросе человека попасть в машину; данным ответа попасть к человеку. Не прозевайте: предыдущее предложение — ключевое, ведь в нём написано, зачем нам вообще этот интерфейс! Так данные на входе — это город, а на выходе — погода. Отсюда получаем интерфейс: поле ввода города, и рядом — погода в нём.

Дальше уже его улучшаем автодополнением, обновлением по мере ввода, историей; помним город или даже несколько с прошлого раза, чтобы даже не вводить. Это просто применение базовых принципов.

А как было бы неправильно? Ну, например, начать анализировать предметную область, из каких параметров складывается погода и как их сгруппировать, или там как города объединяются в страны, а страны в континенты, проектировать навигацию по этой базе. Это всё «логично», но не должно быть основой интерфейса, так как не помогает потоку данных.

Сложный пример

Я делал интерфейс «Секьюриджа», программы для мониторинга объектов пультовой охраны. В магазинах, банках, квартирах установлены сенсоры и передатчики. По городу дежурят группы быстрого реагирования — «бойцы». Оператор следит за событиями и руководит перемещением бойцов с помощью программы.

В версии, которая была до меня, да и у конкурентов, были «модули»: в одном отображались сигналы, в другом — карта города с расположением бойцов, в третьем — картотека самих охраняемых объектов с поиском, в четвёртом — какой-то журнал, куда оператор должен записывать свои действия. Снова, всё «логично», но не помогает потоку данных.

Здесь в идеале не нужен не только интерфейс, но и пользователь! Если где-то сработала сигнализация и это не ложная тревога, то ближайшие бойцы должны поехать туда безо всякого оператора, а если ложная, то хозяева должны договориться об удобном времени прихода техника, который будет знать все подробности сбоя и придёт чинить. Но пока что это недостижимо, нужен оператор, и только поэтому и нужен интерфейс.

Интерфейс должен помочь данным о сигналах с объектов пройти через оператора и дойти до бойцов в виде инструкции или хозяев и техников в виде информации. Получается, оператор должен получить какие-то данные, что-то сделать с ними, что машина сделать не может, принять решения, и отправить данные обратно в систему. Данные системы для оператора: что за сигнал, где это, как там дела с электричеством и связью, какая там ближайшая группа быстрого реагирования, кто хозяин объекта и какой его телефон, какие датчики есть на объекте и как он выглядит на плане. Оператор вникает, что произошло, инструктирует бойцов или связывается с хозяевами и техником. Данные от оператора для системы: ложная ли была тревога, были ли выявлены неполадки, требуется ли работа техников, что сделано, устранена ли проблема.

Ну и всё, исходя из этого и строим интерфейс:

Нет никакой причины оператору по крупицам собирать информацию по разным модулям и потом заносить результат в ещё один модуль «журнал». Вся информация должна сразу быть перед глазами, как и кнопки записи итогов в журнал. Оператор видит всю картину и как с кем связаться; разбирается в ситуации; здесь же жмёт на итоговую кнопку.

Применимость

Такой способ думать об интерфейсе подойдёт, когда речь о конвейерном, транзакционном взаимодействии. На этом сложно построить интерфейс Гугль-дока или программы 3д-моделирования, ведь там процесс работы слишком творческий, нелинейный. Но всё же всегда полезно думать не модулями и не «бизнес-сущностями», а сценарием и ролью интерфейса в нём.

Ещё эти идеи где-то рядом с технозависимостью. В лекции о технозависимости мы говорим о том, что технические условия не должны влиять на интерфейс, ну а тут — что и логическое устройство чего бы то ни было, организация данных, отделов в компании в общем-то тоже не должны влиять на интерфейс.

Дальше
2 комментария
Николай Иванов 7 мес

Моя компания не готова тратить ресурсы на обработку данных и перевод на «человеческий язык», т. е. избавляться от технозависимости. Был ли у тебя похожий опыт и как бы ты поступил, если бы оказался в такой ситуации?

Илья Бирман 7 мес

Ну так может это правда и не нужно им. Можно просто попробовать внимательно отнестись к тексту в какой-то одной следующей задаче, где мы верим, что он влияет на успех. И потом, если подтвердится, сделать где-то ещё. А если не подтвердится, то признать правоту вашей компании :-)

Андрей 7 мес

В какой ситуации — в состоянии «не готовы»? Он бы, вероятно, поступил так, что стал бы готовым.

Мои книги