«Концерт для оркестра» Белы Бартока

«Концерт для оркестра» Белы Бартока:

В это было сложно въехать, но в итоге я въехал (если не считать пару фрагментов).

I. Introduzione. Andante non troppo — Allegro vivace. Прекрасное вступление (0:12...1:44). Вообще, если произведение начинается с контрабасов, должно быть хорошо. Как будто несколько попыток начать бросаются. Вместо контрабасов появляется флейта (1:45), кажется, что ну теперь-то начало, — но фиг (1:58). Дальше кайф и наглость: 2:55...3:36. Наверное, во времена Моцарта такое бы не простили никому? Всё собрано из лоскутков, постоянно кажется, что это уже финал, а на самом деле оно всё никак не начнётся. Вот снова: 3:40...4:07. Красиво: 4:53...5:37. Внезапно: 6:25. И ещё лоскуток, похожий на финал: 7:44...8:40. Красиво: 9:08...9:23. Финал: 10:02...10:32. Ничего не понятно? Да, надо переслушать раз 20, чтобы всё связалось.

II. Giuoco Delle Coppie. Allegretto scherzando (10:40). Тут моё любимое. 10:54...11:17 — ну вот это не сказка ли? Я не знаю, может у меня крыша едет, но по-моему тут очень много идейно как у Шостаковича сделано. Вот если послушать Алегретто в 5-й симфонии даже (написана на 6 лет раньше), вроде есть какое-то едва уловимое сходство, тоже всё играется дискретными штуками, всё время сменяющими друг друга инструментами. Вот в 12:02 контрабасы такие: Бу-бу-бу-бу, бу-бу-бу-бу — это же хорошо? Или вот кусочек 12:14...12:20? Вот все эти басовые мелодии на полутонах: 12:46...12:50. Красиво: 13:35...13:41. И снова сказка из начала: 14:45...15:17. Вот это прям ну ваще. Контрабасы: 16:00. Диссонанса и эпатажа тут у Бартока, конечно, побольше, чем у Шостаковича, ну так и писал он это в Штатах, а не в СССР.

III. Elegia. Andante non troppo (17:30). Начало с контрабасов — это правильно, да. Но дальше я пока плохо понимаю, что происходит и почему. Во: 19:20...19:58 — крутая идея. А вот 22:08...22:28 явно намёк на наглость в первой части. Снова контрабасы, но чуть иначе: 23:01...23:20. В общем, в эту часть ещё предстоит окончательно въехать.

IV. Intermezzo Interrotto. Allegretto (24:50). Сразу же клёво и прекрасно. Диалог разных дудок (простите, я пока совсем не отличаю музыкальные инструменты). Мелодия для обычных людей: 25:44...26:19. Веселье начинается тут: 26:35. Я вычитал, что Барток за что-то не любил 7-ю симфонию Шостаковича, и тут всячески передразнивает её главную тему: 26:44...27:34. И потом возврат к темам из начала части. Люблю, когда заканчивается вот так — 29:00. Фанфары ни к чему. Прям как в техно, кончился такт очередной — и конец, не надо к нему готовить слушателя загодя, не испугается.

V. Finale. Presto (29:07). Тут много всего грандиозного, ну например: 29:30...29:53. Хорошо: 31:00...31:19. Совсем отлично: 32:00...33:04. Вообще почти классика-классика, если не считать последних нескольких секунд этого куска. Намёки на основную тему в разных октавах: 33:15...34:00. И ещё: 34:12...34:23. Дальше долго разное, что я пока не понимаю. А вот это понятно: 37:58 ...38:16, на это и были все намёки. Потом крутота: 38:15...38:24. И — финал: 38:46...38:56.

У Бартока ещё второй фортепианный концерт очень крутой, кстати.

Дальше
Мои книги