Тупое стерео

Некоторые музыкальные звукорежиссёры (или кто они там) делают жуткое стерео. Они расставляют инструменты и музыкантов по «сцене», просто сдвигая звук в левый или правый канал. Гитара справа громко, барабан слева громко, вот и типа получается, что барабанщик стоит на сцене слева от гитариста.

Это невозможно слушать в наушниках без боли. Любимый пример — ремастеринговый альбом Битлз «1». Послушайте, как невменяемо звучит там Yesterday:

В правом ухе начинает играть гитара, а в левом нет почти ничего! То ли я оглох на левое ухо, то ли штекер недовоткнул — жесть.

Ведь не надо много ума, чтобы понять, что источники звука, находящиеся на сцене левее или правее центра, по прежнему находятся примерно на одном и том же расстоянии от наших ушей. Мы ощущаем их пространственное расположение не по громкости, а по характеру звука: он по-разному фильтруется, отражается и искажается в зависимости от того, как он попадает в наши уши. Если заткнуть правое ухо пальцем, мы всё ещё будем слышать все инструменты, просто хуже. И да, те которые слева от центра сцены, мы тоже будем слышать хуже, потому что правое ухо играет настолько же важную роль в их восприятии, как и левое. Более того, оно играет не меньшую роль и в понимании их пространственного расположения.

Кстати именно поэтому проблемы с таким кривожопым стерео не проявляются, если слушать в колонках: левое ухо прекрасно слышит то, что играет правая колонка, и наоборот.

В общем, если хочешь сделать хорошее стерео, надо не баланс влево-вправо двигать, а реально заморочиться с детальной настройкой звука, в первую очередь — фильтров и реверберации.

Удивительно, насколько ценители «живой музыки» не понимают эту очевидную вещь из настоящего живого мира. Ни один техномузыкант не допустит такой лажи.

Дальше
3 комментария
Жорж 2021

Абсолютно согласен. Не могу такое слушать тоже, слава богу хоть редко попадается. Наверное, это для меломанов, которые хотят похвастаться перед бабушками и дедушками: «Смотрите, гы, в этой колонке скрипка, а в этой гитарка!!!!!!1»

Василий 2021

Если кратко, 100%-я панорама в этих треках — следствие технических ограничений на момент записи и издания. А упомянутое ремастеринговое издание почистило шумы и с большим качеством оцифровать оригиналы, не меняя подход к сведению. Это как возмущаться публикацией в журнале старых фото в оригинальном ч/б: неужели не могли колоризовать!?

Илья Бирман 2021

Я возмущаюсь не этим конкретным произведением, а подходом, которые встречается и более новых записях. Но даже если говорить об этом: нафиг такой ремастеринг нужен, если не убрали очевидный дефект, делающий прослушивание физически неприятным?

Вася Петров 2021

Вау, а круто звучит! Раньше всегда через колонки слушал, теряется, конечно, большая часть эффекта.

Такую возможность предоставляет студийная запись, а вон пришёл такой техномузыкант и нос воротит. Вживую ж так не сделаешь! Вообще, всегда удивляло, когда ругаются на студийные приёмчики: на дабл-треки, на развёрнутые звуки, на си-форвард эффекты, сэмплирование, — да вот хотя бы как тут, на суровую панораму.

Мои книги