Позднее Ctrl + ↑

Трафик

Года два назад по рекомендации Артёма Горбунова я почитал прекрасную книжку Тома Вандербильта «Трафик»:

Тут я почерпнул невероятное количество сведений о вождении и дорогах. Горячо рекомендую её всем дизайнерам и вообще всем всем. Плотность информации дикая — в каждом абзаце тебе рассказывают про что-нибудь, что переворачивает представление о вождении. Четверть объёма книги — ссылки на исследования и другие источники.

Пока читал, делал пометки. Сейчас нашёл их и решил опубликовать, не особо изменяя (там коряво, ну я для себя записывал на скорую руку, так что простите). Часть пришлось выкинуть, потому что по моей записи только я смогу понять, о чём там речь.

Если, вы, например, не верите Кацу, что для уменьшения пробок пропускную способность улиц надо снижать, а не увеличивать, то начните процесс прозрения с чтения этой книги (см. группы тезисов про парковки и увеличение числа дорог ниже).

Тут всё в том порядке, в котором это упоминается в книге.

Соседний ряд всегда едет быстрее:

  • отличие восприятия пешехода и водителя, даже если это один и тот же человек в разное время; только что вышедший из машины пешеход ещё какое-то время чувствует себя неуязвимым;
  • мы хотим что-то сказать, но не можем; мы видим, но не можем быть услышанными; нас могут понять неправильно; нас это бесит; больше 3/4 людей реагируют вербально, когда им сигналят, хотя этого никто и не услышит;
  • мы видим ошибки других, но почти никогда — свои собственные; желание «наказать» другого за ошибку бессмысленно, ведь он может даже быть не в курсе, что он её совершил, и тогда наше наказание будет тупой провокацией;
  • театральность: из-за того, что мы не можем нормально говорить, нам приходится драматизировать, орать, сигналить, изображать жуткое недовольство лицом, если нам удаётся поймать взгляд «врага»;
  • поскольку мы не видим людей, то человечность тоже подавляется, это провоцирует агрессию (палачи закрывают лица людей перед казнью, чтобы было не так трудно казнить);
  • анонимность даёт безнаказанность и агрессию, прямо как в интернете; чуваки в кабриолетах с открытым верхом менее агрессивны и меньше сигналят;
  • мы сигналим не едущей на зелёный машине, если: она нам мешает проехать, больше и быстрее, если это отстойная машина; если мы на крутой машине; если за рулём женщина (даже женщины сигналят женщинам чаще в этой ситуации); если на машине знак, что за рулём новичок (!), если машина из другого региона;
  • ещё про деперсонализацию машин, на уровне языка, мы говорим «мотоциклист, велосипедист», но «машина» («мотоциклист уступил дорогу машине», но не «водитель уступил дорогу велосипеду»);
  • очереди и справедливость: несколько очередей или одна общая очередь одинаковы с точки зрения среднего времени ожидания, но люди готовы даже ждать больше, если будет first come first served; отдельно раздражает ожидание с неясной причиной, с неясным временем;
  • мы отмечаем потери сильнее, чем выигрыш, поэтому нам всегда кажется, что соседний ряд едет быстрее; кроме того, когда мы стоим, время идёт медленнее, и нам кажется, что больше по времени опережают нас, а не мы;
  • 85% погибших в авариях в местах дорожных работ — водители и пассажиры, а вовсе не рабочие;

Мы плохие водители:

  • водить машину сложно: приходится анализировать много вещей за короткое время; робот даже по пустыне водит машину с трудом, хотя имеет намного больше источников данных (напр., точную скорость впереди идущей машины против стопсигналов, которые видит человек);
  • большинство водит «лучше среднего»; можно быть плохим водителем и даже не догадываться об этом, так как жизнь тебе этого не демонстрирует (везение);
  • «ДрайвКам» снимает водителя и дорогу, запоминая 20 секунд видео вокруг каждого резкого движения автомобиля; у тех, у кого установлено, ДТП снижается на 40%; люди занимаются ерундой, не видят пешеходов; водитель бензовоза спал 8 секунд;
  • обратная пирамида: на 1 катастрофу приходится 29 небольших аварий и 300 случаев, когда аварии удалось избежать; вероятность, что ты знаешь, что ты плохой водитель — 1/329 (если ты выжил);
  • слово accident, используемое в прессе, предполагает непредсказуемости и случайность аварий, но в действительности они носят неслучайный характер: алкоголь, превышение скорости, болтание по телефону — всё это ведёт к аварии; случайность — это если дерево упало на дорогу перед тобой;
  • в рекламе автомобилей никогда не используется пьянство за рулём как фан, но езда с диким превышением скорости — сколько угодно, и это никак не наказывается;
  • опыт «ДрайвКама» показывает, что в большинстве аварий дело не в том, что произошло что-то непредсказуемое, а в том, что люди постоянно делают вещи, ведущие к авариям;
  • траектория движения глаз у молодых и опытных водителей — разная: молодые всё смотрят прямо перед собой и на края дороги, а опытные — в зеркала; при просмотре видео с авариями опытные водители помнят больше деталей того, что произошло перед аварией.

Глаза и ум нас подводят:

  • мобильник мешает водить сильно, когда набираешь, но почти незаметно, когда говоришь; проблема в том, что набираем мы несколько секунд, а говорим подолгу, поэтому почти незаметное умножается на много;
  • пешеходы тоже медленнее и рассеяннее, когда болтают по телефону;
  • большинство не помнят, какие видели знаки на дороге, хотя и видели их (просто сразу же забыли); вспоминают важные знаки; мы лучше видим те знаки, которые ожидаем увидеть, т. к. ищем их глазами;
  • аналогично, мы не видим велосипедистов и мотоциклистов из-за того, что ожидаем увидеть машину, как в том ролике, где все не видели гориллу, так как считали число бросков мяча;
  • двум группам людей в симуляторе сказали ехать по знакам со стрелками; у одних стрелки были жёлтыми, у других синими; при этом синий или жёлтный мотоцикл выезжали из-за угла; мотоцикл цвета знаков видели раньше, чем противоположного цвета, так что неверно, что мы видим отличающиеся штуки, наоборот, видим то, что ожидаем увидеть;
  • в Голландии велокатастроф меньше именно из-за того, что там больше велосипедистов, и все водители привыкли их видеть;
  • мы едем на машине очень быстро, а расстояние между чёрточками в разметке, очень большое, кажется обычным — это специллюзия, чтобы мы не охреневали от скорости; оптикал-флоу и зависимость восприятия скорости от высоты над дорогой, от «текстуры» окружающего пространств (поле, деревья, противошумовые ограждения);
  • опасность тумана в снижении контраста; менее контрастное кажется медленнее (эксперимент с светлым и тёмным квадратами на полосатом фоне); ещё в тумане хочется ехать ближе к другой машине, чтобы не потеряться, а надо наоборот.

Муравьи не попадают в пробки:

  • секрет успеха муравьёв — в кооперации;
  • о выпускании на хайвей ограниченного кол-ва машин в единицу времени; если насыпать в воронку кучу риса, то он будет сыпаться еле-еле, а если сыпать по чуть-чуть, то он посыпется быстро; то же самое с машинами, после определённой плотности они начинают мешать друг другу;
  • в одном тоннеле в Нью-Йорке проезжало 1100 машин в час, а когда их стали пускать «порциями» по 44 машины в 2 минуты с 10-секундными паузами, стало проезжать 1300;
  • при торможении одного от него назад распространяется «волна торможения», а разбиение на группы обеспечивает нераспространение этой волны за пределы группы.

Женщины и пробки:

  • правило «одного часа в движении» — именно столько люди готовы перемещаться, это влияет на размер городов;
  • женщины создают пробки (и страдают от них) в большей степени, чем мужчины; мужчины ездят на работу и домой, а женщины делают кучу домашней работы, развозя детей, заезжая в химчистку и т. д.; «цепочный трафик», заехать туда-сюда;
  • увеличение размеров магазинов означает, что они обслуживают больше людей, т. е. больший радиус, поэтому поездки в магазин в среднем вырастают;
  • парадокс: на вопросы «водите ли вы больше, чем хотите» и «чем нужно» все отвечают «да»; кажется, что люди действуют против собственных интересов, но возможно то вождение, которого не хочется — это как раз то, что нужно;
  • длина передвижения как цена за хорошие условия; люди готовы жить насколько-то дальше, но зато в лучшем доме, однако с какого-то момента плата в виде расстояния становится неприемлемой.

Парковки и пробки:

  • как люди паркуются на стоянках больших магазинов; плохая геометрия; выбор между «быстрее припарковаться», «лучше припарковаться», «сэкономить время на всём вместе»;
  • оказывается, женщины тратят больше времени на выбор парковочного места;
  • цена за парковку должна быть такой, чтобы 85% мест были заняты; вообще, парковка должна быть платной хотя бы для того, чтобы её использовали рационально;
  • нередко пробки создаются людьми, ищущими место где бы припарковаться; достаточно одного такого на парковке вдоль двухрядной дороги, чтобы урезать её пропускную способность вдвое;
  • 20% аварий происходит на парковках;
  • парковки неэффективно используют площадь, т. к. количество парковочных мест втрое больше кол-ва водителей (это про Америку, где каждый супермаркет строит парковку исходя из максимально возможной нагрузки праздничные дни).

Увеличение числа дорог увеличивает пробки:

  • увеличение пропускной способности дорог приводит к увеличению трафика;
  • закрыли порт в Лос-Анжелесе на 10 дней — 9000 грузовиков исчезли с дороги, ведущей в порт, но дороги разгрузились всего на 5000 машин, 4000 новых машин выехали на дорогу, воспользовавшись её разгруженностью (трафик на соседних дорогах не снизился);
  • откуда взялись 4000 машин? это люди, которые до того ездили на общественном транспорте или сидели дома; люди очень быстро реагируют на изменения улично дорожной сети;
  • если бы, скажем, добавились две новых полосы, эффект был бы тот же;
  • если убрать дорогу, сначала водители начнут пользоваться другими, но постепенно общее количество машин на дорогах снизится;
  • загруженные дороги ведут туда, где интересно; сравнение с переполненным и пустым ресторанами; удалённость играет бо́льшую роль в сервисах знакомств в регионах с пробками, но с другой стороны именно в этих регионах больше вероятность найти себе пару;
  • миллиарды, которые «теряются на пробках», хрен знает как считают и с чем сравнивают; полностью свободными от стеснения дороги не были и в юлианском Риме; не факт, что время, потраченное на дорогу, в отсутствие пробок было бы потрачено разумно; так можно посчитать сколько теряется денег на том, что люди смотрят Ютюб вместо работы;
  • парадокс Бресса (Braess’s paradox): больше дорог усугубляют трафик даже если новых машин не добавляется;
  • если есть местная улица, по которой гарантированно ехать час, и шоссе, где, если повезёт, можно проскочить быстрее, люди делают вредный для всех выбор между ними (все думают, что им повезёт, поэтому реально все едут час);
  • если между двумя шоссе есть соединяющая улица, то многие водители, недовольные тем, как им ехалось по одному шоссе, пытаются по ней переехать на второе (где, допустим, ситуация не лучше), в результате всё едет ещё хуже;
  • рядом с дорогами дома дешевле, а в тихих местах — дороже; при этом больше трафика создают более богатые (им чаще куда-то надо, у них больше машин и т. д.); несправедливый налог;
  • чем больше людей ездят на машине, тем больше пробок, и автобусы дороже, поэтому у людей всё меньше мотив пользоваться автобусом (замкнутый круг);
  • плата за стеснение работает хорошо (Лондон, Диснейленд, касса для спешащих покупателей);
  • когда по радио в Лос-Анжелесе объявляют, что где-то жопа и не проехать, возможно, это трафик-инженеры попросили так сказать, чтобы где-то разгрузить дорогу;
  • распространение информации о трафике само по себе очень сильно влияет на него, поэтому рассказывая «прогноз пробок» мы автоматически делаем его неверным.

Опасные дороги безопаснее:

  • в 1967 году Швеция перешла на правостороннее движение, после чего дороги стали существенно безопаснее на целый год, так как водители были существенно внимательнее;
  • раундэбауты безопаснее светофоров ещё и потому, что они непривычны (американцам);
  • страшная горная дорога без знаков и разметки, возможно, безопаснее, потому что ты в каждую секунду ощущаешь её опасность и едешь еле-еле;
  • «проектная скорость дороги», это которая комфортна для большинства; иногда не соответствует ограничению; её постоянно превышают, рассчитывая на то, что есть запас безопасности;
  • хорошо, чтобы хотя бы раз в минуту водитель поворачивал;
  • ширина полос не очень влияет на безопасность, так как более широкие полосы мотивируют ехать быстрее и не так внимательно к соседям; вообще, если ситуация кажется опасной, то всё ок, а если кажется безопасной, стоит напрячься;
  • предупреждающие дорожные знаки (дети, олени и т. д.) не работают; смешная история со знаком «внимание, скоро знак про оленей!»;
  • когнитивный диссонанс при проезде через деревню: дорога кажется точно такой же, с теми же знаками, поэтому никто не снижает скорость; стоило бы отделить мир автобанов от мира дорог в деревнях;
  • скверэбаут вместо раундэбаута: машины и люди равны, нужно притормаживать, объезжать друг друга, ловить взгляды других; никаких табличек и знаков, смотри как ведут себя другие и учись; в Макдональдсе ведь нет знака «не лезь вне очереди»;
  • светофоры не обеспечивают безопасность, они лишь определяют приоритеты; раундэбаут круче, чем перекрёсток со светофором; в городах больше пешеходов погибают на переходах, чем перебегая дорогу в неположенном месте; на необозначенных перешеходных перекрёстках безопаснее, хотя водители и реже пропускают;
  • дорога с одним рядом в каждом направлении оказывается безопаснее, когда ряды не разделены белой полосой: водители проезжают дальше друг от друга, притормаживают;
  • вырубают деревья, чтобы машины в них не въезжали, но тогда машины начинают ездить ещё быстрее, приходится делать лежачих полицейских; лучше сохранить деревья, они повышают стоимость района.

Трафик в мире:

  • чем демократичнее режим, тем лучше все ездят, а в Китае на дорогах полный беспредел;
  • большинство людей праворукие; в Японии водят слева, потому что у самураев ножны были слева, они доставали меч правой рукой, и по левой стороне безопаснее было идти; в США водят справа, потому что обычно шли слева от лошади и вели её, или ехали на левой лошади из пары, чтобы лучше контролировать остальных;
  • в Копенгагене фиг кто перейдёт дорогу на красный, а в Нью-Йорке на зелёный переходят только не местные (хотя правила одинаково запрещают переход на красный и там и там);
  • бардак в вождении в Италии и порядок в Германии: немцы водят так, потому что так же водят остальные немцы;
  • превышение скорости в 2 часа ночи может быть намного опаснее, чем проезд на красный свет, однако второе воспринимается как намного более серьёзное нарушение, так никто не делает;
  • в Финляндии штраф за нарушения правил дорожного движения пропорционален годовому доходу, может составлять десятки тысяч долларов;
  • с 1997 по 2002 годы в Нью-Йорке дипломатам выписывали штрафы, но не было механизма принуждения их к их оплате; оказалось, что количество тикетов, полученных дипломатами определённой страны, зависит от положения этой страны в рейтинге коррумпированности «Трансперенси-интернешенал»;
  • в Мехико в дорожной полиции всех мужчин заменили женщинами, так как они меньше подвержены коррупции.

Риск:

  • в большинстве ДТП с грузовиками виноваты не водители грузовиков, хотя для них такие ДТП почти безболезненны;
  • риск реальный и ощущаемый: иногда чувства обманывают нас, при виде выскочившего оленя лучше не пытаться резко объехать его;
  • немного алкоголя в крови понижает вероятность разбиться насмерть, потому что человек ещё не пьяный, но уже ведёт намного внимательнее;
  • мужчины чаще разбиваются насмерть, чем женщины, однако из этого трудно сделать выводы о том, кто лучший водитель, например несмертельных аварий больше у женщин; «мужчины могут быть или не быть лучшими водителями, чем женщины, но похоже, что они умирают чаще, пытаясь доказать, что они таковыми являются»;
  • алкоголь с тестостероном плохо сочетаются: мужчины реже используют ремни, чаще ездят на мотоциклах (чаще без шлема);
  • наличие пассажира снижает вероятность фатальной аварии (особенно женщины), но только не у тинейджеров, у них наоборот; в некоторых местах тинейджерам даже запрещено ездить с пассажирами;
  • гёлфренд-эффект: в израильской армии специально тренируют девушек («ангелов»), которые ездят с парнями в машинах, чтобы снизить шанс фатальной аварии;
  • машины с антиблокировкой тормозов ездят быстрее и не соблюдают дистанцию, так что эта функция не улучшила безопасность;
  • во время снегопада кол-во аварий возрастает, но количество смертей в них — снижается.

Уф. Представляете, сколько всего в книге, если это только часть того, что выписал я.

Что почитать на выходных — 50

Во:

  1. Осторожно, манипуляции. Максим Кац предупреждает.
  2. The Patent Protection Racket. Джоел Сполский протестует.
  3. Bitcoin vs Gold. Олег Андреев сравнивает.
  4. Why Bitcoin Is Poised To Change Society Much More Than The Internet Did.
  5. A Short Translation from Bullshit to English of Selected Portions of the Google Chrome Blink Developer FAQ. Про «новый» браузерный движок Гугла без булшита.
  6. The Management-free Organization. «Management exists to minimize the problems created by its own hiring mistakes».

Спасибо спонсору рубрики — компании Гетвеар. Джисы с ножничками на лейбаке — вот это круто, я понимаю.

Первоапрельская статистика

Шутили на первое апреля:

  • Гугль,
  • Яндекс,
  • Студия Артемия Лебедева

Воздержались от первоапрельских шуток:

  • Эпл,
  • Дизайн-бюро Артёма Горбунова,
  • Илья Бирман.

Что почитать на выходных — 49

Вуаля:

  1. The Case for a True Mac Pro Successor. Джон Сиракьюса рассказывает, зачем Эплу Мак-про.
  2. Crossrail For Cycling. В Лондоне планируют построить новую велодорогу длиной 15 миль, она соединит Шефердс-буш, набережную Виктории, Кенери-ворф и Баркинг.
  3. A Day in the Life of a Freelance Journalist—2013. Переписка между журналистом и изданием, которое хочет бесплатно опубликовать его материал.
  4. Apple’s broken promise: why doesn’t iCloud «just work»?
  5. Why Developers Shouldn’t Use iCloud Syncing, Even If It Worked.

Ещё вот в предпоследнем, 34-м выпуске «Ток-шоу» Грубера было интересно, они с Эм-Джи Сиглером обсудили судьбу РСС и очень мило поржали над самсунговым эвентом, где был представлен новый Галакси СИВ, ой, просите, С4.

Хотите стать спонсором рубрики? Пишите: ilyabirman@ilyabirman.ru

Эксперимент с биткоинами

Олег Андреев прекрасен тем, что объяснил мне по скайпу уже две необъяснимых вещи. Сначала это был Гит (кстати, используйте его замечательный Гитбокс). Теперь вот Биткоины (обязательно все используйте биткоины).

Так вот, теперь эксперимент. У вас есть биткоины? Переведите любое количество их, скажем, на развитие этого блога или просто за то, что я молодец: 12tg2npNuSXjqyW2mHrYf6Tq1LHwnLdPbP. Спасибо!

Куар-код для тех, у кого кошелёк на телефоне:

Также объявляется специальная акция: следующую рекламу по средам я размещу за биткоины со скидкой 20%. Скептики будут посрамлены!

Мои три пары гетвеаровских джинсов

Гетвеар попросил опубликовать рекламный пост, в котором бы я рассказал про свои джинсы.

Реклама

Вот у меня есть три пары Гетвеара:

Неглаженные джинсы

Левые я купил первыми. Тогда решил поэкспериментировать и заказал джинсы с низкой талией. Оказалось, что такой формат немного не по мне, поэтому я всякий раз не знал, надеть ли мне эти гетвеары (потому что они самые кайфные на вид) или обычные джинсы (потому что более привычного фасона).

Потом заказал ещё две пары, уже без экспериментов, классического фасона. Я не люблю всякие там вышивки или дырки на джинсах. Можно подумать, что мне надо вообще самые обычные джинсы, и в принципе мне плевать на всё, но на самом деле это не так. Я уже писал (по ссылке выше), как я балдею от цвета первых своих гетвеаровских джинсов. Вторые и третьи тоже оказались приятного цвета. Почему-то все другие мои джинсы не таких правильных цветов. А может это просто на меня дружба с ребятами так действует, и я воспринимаю реальность неадекватно — не знаю.

Так что у джинсов очень важен цвет ткани. А ещё очень важен цвет ниток, точнее, само сочетание ткани и ниток. В интерфейсе конструктора Гетвеара почему-то нельзя выбрать белые нитки, а я хотел попробовать именно белые в светлых штанах. Написал в комментарии к заказу, что нитки хочу белые — получил белые (см. самые правые на фотке):

Ткань и нитки

Сейчас у меня самые любимые как раз вот эти светлые с белыми нитками, но вообще я их все по очереди ношу. За следующими джинсами я, ясное дело, тоже пойду в Гетвеар. Хочу теперь тёмные с белыми нитками, чтобы был адский контраст, чтобы нитки прям торчали. А, ещё у Гетвеара на сайте есть специальная крутая страница о качестве, почитайте там.

Сайт: getwear.com

Приходите в замечательный джинсовый интернет-магазин Гетвеар. Не забывайте, что лучше всего не лениться и покупать джинсы по меркам (там сайт объясняет подробно, как себя мерить, когда заказываешь).

Эйндховен и Нидерланды вообще

Опубликовал рассказы про Эйндховен и про поездку по Нидерландам вообще (там дороги, знаки, вот это всё).

Посты в блоге по теме:

Остались ещё долги: Кёльн, Вена, Хальштатт, Зальцбург.

Эгея 2.3

Так, ну вот вам Эгея 2.3, сборка v2741.

Напоминаю, что движок, наконец, перешёл на УТФ-8 — это самое главное, ради чего существует новая версия.

Про урлы:

  • появился интерфейс изменения урла заметки, причём, если сохранить без перезагрузки, то урл меняется прямо в адресной строке;
  • урлы черновиков теперь тоже текстовые — сразу видно, под каким опубликуется;
  • у внутренних системных урлов исчезли дуракцие собаки.

Про внешний вид:

  • всё поприятнее выглядит;
  • поле поиска показывается крупно сверху в выдаче, чтобы можно было запрос подкрутить;
  • вместо темы «Вотсоуэвер» теперь более клёвая тема «Просторная»;
  • подчёркивания ссылок стали тонкими.

Про всё остальное:

  • время публикации теперь изменяется прямо в редакторе, а не на отдельной странице;
  • язык интерфейса (русский или английский) теперь выбирается в настройке;
  • загрузка картинок работает на Ай-ОСе;
  • если перетащить в текст заметки несколько картинок, в текст раньше вставлялась только одна;
  • добавилась загрузка мп3-файлов в заметки;
  • всё работает быстрее (в т. ч. «Черновики»).

Ещё материалы по теме:

За последнее время несколько человек пожаловалось, что перестали работать почтовые уведомления. Я не понимаю, как это можно починить. Вчера попробовал у себя — всё работает. Если у вас есть какие-то идеи, почему они могут сломаться у некоторых, пишите, пожалуйста.

В этот раз я не буду писать документ о том, что изменилось в темах оформления. Это занимает слишком много времени. Те, кто делает собственные темы — посмотрите дифф самостоятельно, пожалуйста.

А я приступаю, наконец, к работе над следующей версией.

Пунктирное и тонкое подчёркивание в Фотошопе

Недавно узнал, что все люди дико мучаются, чтобы добиться пунктирного подчёркивания в Фотошопе. На прошедшем в те выходные курсе «Пользовательский интерфейс и представление информации» показал в перерыве участникам свой способ —оказалось, никто не в курсе.

Учу:

Достаточно создать маску один раз, чтобы все пунктирные ссылки в макете делались мгновенно.

Уже после того, как я записал кино, я понял, что, наверное, там много всяких движений по ходу непонятны начинающим пользователям, поэтому вот вам справочник:

0:18 Взять карандашик — B.

0:22 Скопировать слой на 10 пикселей правее — Альт+Шифт+вправо.

0:23 Скопировать слой на 1 пиксель влево — Альт+влево. У меня специально три пикселя закрашено и два пусто, чтобы кратно 10 пикселям всё было, так быстрее делать, и выглядит хорошо.

0:24 Склеить слой с тем, что под ним — ⌘E.

0:37 Склеить выделенные слои — тоже ⌘E.

0:40 Двигать и копировать — Альт+двигать.

0:58 Быстро зазумиться — Пробел+⌘+выделить нужную область.

1:20 Подчеркнуть выделенный текст обычным подчёркиванием — Шифт+⌘U.

1:36 Закрасить выделенную область передним цветом (в данном случае чёрным, чтобы маска в этих местах не пропускала) — Альт+бэкспейс.

2:00 Выключить маску — Шифт+клик в маску.

2:19 Случайно закурсивить текст — Шифт+⌘I.

2:55 Редактировать маску, видя саму маску — Альт+клик в маску. Ещё бывает Альт+Шифт+клик в маску — тогда маску показывают красным цветом поверх слоя.

3:10 Закрасить выделенную область передним цветом (в данном случае серым) — Альт+бэкспейс

У меня по тегу Фотошоп много там всякого полезного было, если что.

Ранее Ctrl + ↓