Позднее Ctrl + ↑

Аэропорт Хитроу

Когда я летал в 2018 году в Дублин, я делал пересадку в лондонском аэропорту Хитроу. Про сам Дублин я написал всё, что мог, а вот Хитроу пока не показывал.

Во-первых, оказывается, до этого у меня нигде не встречался знаменитый пересадочный олень:

Вот, если я говорю про пересадочного оленя, я имею в виду вот этого чувака с рогами-самолётами.

Тут я впервые обратил внимание на то, что для всего сценария пересадки используется свой отдельный сиреневый цвет:

Аккуратные, простые и красивые таблицы рейсов:

Они же, но уже ближе к зоне вылета со всякой цветовой разметкой:

Заботушка и схема гейтов терминала 5, который на самом деле состоит из трёх отдельных зданий, соединённых подземными переходами и поездом:

Указатель того, к каким гейтам ведёт поезд:

На станции встречает гигантский указатель того, с какой стороны придёт следующий поезд:

Сценарии прилёта и пересадки разделяются в навигации очень сильно. Ты быстро понимаешь, какая расцветка про тебя, и игнорируешь «чужие» указатели:

Имеются схемы линии. Раз:

Тут как раз видно, что если ты прилетел, то тебе верхние обозначения, а если пересаживаешься, то нижние.

Два:

Три:

Внутри поезда:

Тут тоже есть схема:

И ещё один олень:

Когда выходишь из поезда:

Конфигурация зданий может быть сколь угодно сложной, но твой путь по сути линейный — просто последовательно проходишь разные шаги. Это показано на схеме. Для прилетевших:

Для пересаживающихся:

Деление граждан на первый и второй сорт:

Сиреневая вывеска — значит, мне сюда, я ж пересаживаюсь в Дублин:

Понять это невозможно, но хоть Ирландия и не входит в Соединённое Королевства, а вообще является частью Евросоюза (но не Шенгена!), однако перелёт Лондон — Дублин считается внутренним! Поэтому чтобы попасть на него, мне пришлось сначала пересечь границу Соединённого Королевства, а после этого «внутренним» рейсом пересечь её обратно. Очень странная фигня.

Указатель гейтов:

О, а вот и мой гейт:

Когда летел обратно, пофоткал ещё другой зал вылета:

Клёвые мегазнаки с номерами гейтов:

Экраны:

Фотографии из поездки в мае-июне 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Лондон или в Дублин!

Первосентябрьская скидка на Эгею

С этого момента и до конца воскресенья, 3 сентября, объявляется акция — скидка на год Эгеи.

А именно 2999 ₽ вместо обычных 3999 ₽:
— за лицензию на год при установке на вашем сервере;
— за продление такой лицензии на год (можно продлить хоть на сколько, даже если у вас ещё действующая, но вы собираетесь пользоваться ещё долго);
— за продление сервиса Эгеи на год (можно заплатить только один раз, но тоже независимо от того, сколько у вас осталось до истечения действующей).

Воспользуйтесь специальными условиями на специальной странице.

Вот, купите на сэкономленные деньги себе учебник. День знаний же!

ЧатГПТ «просто придумывает следующее слово»

В любом подкасте и тексте про работу ЧатГПТ звучит одна и та же мысль, что на самом дела он генерирует текст «просто придумывая наиболее вероятное следующее слово». Каждый эксперт по нейросетям и машинному обучению говорит это! И каждый журналист и интервьюер это принимает и делает вид, что это что-то объясняет!

Ау, очнитесь. Почему вы это хаваете? Это ж ничего не объясняет. Когда вы пишете ЧатуГПТ «привет», он отвечает «привет»! В каком тексте на земле после «привет» самое вероятное следующее слово — «привет»? Что за чушь? Вообще почему ответ на что-то — это самое вероятное следующее слово, почему эта идея кого-то устраивает?

Вот вопрос: «сколько стоит доллар». Какие вероятные следующие слова? Вот такие: «США», «сегодня», «на валютном рынке», «в обменнике». Какие наиболее невероятные следующие слова? Вот такие: «сто рублей». Потому что ну что это вообще за предложение «сколько стоит доллар сто рублей»? Это же бред.

Но все делают вид, что а, ну теперь поняно, как работает ЧатГПТ. А на самом деле нихрена непонятно, и никто даже не делает попытки объяснить.

Посоветуйте мне машину

В прошлый раз я просил вас посоветовать мне машину двенадцать лет назад. Тогда я в итоге купил Опель Астру в полном фарше, езжу на нём до сих пор и очень доволен. Но всё-таки когда машине двенадцать лет, то начинаешь думать, а не пора ли поменять? Ну и вот я лениво об этом думаю последнее время.

Opel Astra J / Опель Астра

Проблема в том, что Опель слишком прекрасен. Такое ощущение, что человечество разучилось делать машины, на которые приятно смотреть, и этот Опель был последним. Окей, ещё Мерседесы некоторые выглядят нормально, но они слишком дорогие.

Что я хочу? От машины мне надо, чтобы в ней хорошо играла музыка, были беспроводные Карплей и зарядник, подогрев руля и лобового стекла, а также возможность удалённого запуска штатными средствами без установки всяких левых сигнализаций. Мне нравятся хэтчбеки, но в целом я готов рассмотреть и что-то ещё.

Во-первых, я съездил на тест-драйв такой вот Кии Сиида. Это редкий современный автомобиль, на который можно смотреть без боли и на котором я бы ездил:

В целом машина неплохая. Но у Кии какая-то странная ситуация со всякими сервисами удалённого управления автомобилем. По идее они есть и они хорошие: можно и двигатель удалённо завести, и подогрев руля включить, и на карте машину увидеть, и остаток бензина узнать. Но при этом сейчас их как-то вполсилы блокируют в России. Официальный дилер прям говорит: мы можем гарантировать, что это всё будет работать в день покупки автомобиля, но дальше — как повезёт; иногда если отваливается, удаётся починить заменой сим-карты, а иногда ничего не помогает. А мне это важно, я не хочу лотерею.

Для тест-драйва был доступен только вариант «средней» комплектации с 130-сильным двигателем, и после моего 180-сильного Опеля он прям ощутимо тупой. Я вообще не гонщик, но хотя бы из соображений безопасности хочу быть уверен, что если я нажал газ, автомобиль поедет, а тут такого эффекта не было. Вероятно, это решается покупкой топовой комплектации, но вопрос с ненадёжностью удалённого управления никуда не девается.

Во-вторых, знакомый посоветовал мне рассмотреть китайскую «электричку». Электричка — это кайф: после того, как я однажды покатался на Тесле, я мечтаю перейти на электричку. Но мне казалось, что это для богачей, живущих в частном доме, а не для дизайнеров. А знакомый говорит, что сейчас это всё доступно, инфраструктуры становится больше, да и во дворе организовать розетку можно.

Посмотри, говорит, на Хонду ЕНС-1:

Так, ну это типа кроссовер, но выглядит ничего так. Только лишний вырез вокруг логотипа спереди портит картину. Это там лючок для зарядки, что тоже, кажется, не очень удобно. Но в целом вид отторжения не вызывает.

Тут проблема в другом: это всё как-то неофициально привозят из Китая. Гарантии нет, сервиса нет, а главное — тест-драйва тоже нет! Как же покупать кота в мешке? Кстати, сервисов удалённого управления тоже нет. Но вроде как с электрическими машинами это не так критично. Все утверждают, что они «заводятся» в любые морозы, а печка сразу начинает дуть тёплым воздухом.

В-третьих, в раздумьях об электромобиле я съездил на тест-драйв автомобиля Эволют Ай-Джой. Картинку показывать не хочу, потому что автомобиль некрасивый. Вроде как это какой-то русский электромобиль — кто бы мог подумать, что такое бывает! Он продаётся официально, поэтому можно взять покататься.

Ну, ездит он классно. У него 163 лошадиных силы, но разгоняется резвее моего Опеля. И ощущения от электродвигателя снова волшебные, хоть это и не Тесла. Я катался в идеальный день, когда не нужна была ни печка, ни кондиционер, поэтому отключил все воздуходуйки и наслаждался полной тишиной... пока что-то не начало дребезжать. Пока я катался, дребезжание постепенно усиливалось. Что же будет через год эксплуатации? У меня в Опеле до сих пор всё нормально. Кроме того, у этого Эволюта нет Карплея, музыка вообще играет очень плохо, руль и стекло не греются. Ну и некрасивый он.

Расскажите, что вы об этом думаете? Какие машины, как вам кажется, мне стоит рассмотреть? Может, кто-то из вас уже катается на электричке и счастлив? А может кто-то купил китайскую и пожалел? Как у вас дела с удалённым управлением? Я не хочу платить за машину больше трёх миллионов, но пока кажется, что придётся (ну или дальше ездить на Опеле).

Тоннель под Эльбой в Гамбурге

В Гамбурге есть старый тоннель под Эльбой, ему больше ста лет. Сейчас он больше работает как аттракцион, но в целом функцию свою выполняет.

Вход:

Схема лифтов:

Да, кайф в том, что вниз ты опускаешься на лифте, потом идёшь или едешь по тоннелю, а потом снова поднимаешься на лифте. Лифт:

Грузоподъёмность лифта:

Кнопки управления лифтом:

Лифты огромные и с сеткой, потому что в них же опускают и поднимают автомобили, у которых включены двигатели. Вид на лифтовую шахту снизу:

Пешеходная часть тоннеля:

Середина тоннеля:

Фотографии из поездки в мае-июне 2019 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Гамбург!

Ещё Гамбург:

Плохой интерфейс в угоду «безопасности»

Многие интерфейсные тупости объясняют требованиями безопасности. Иногда в этом есть смысл, а часто — нет. Например, нет смысла заставлять человека постоянно перелогиниваться. В Эгее вот если вы залогинились, то вас никогда не разлогинит.

Единственная потенциальная польза от разлогина — необходимость вспомнить пароль. Ведь если годами не логиниться, его забудешь. Если в вашем продукте важно не забыть пароль, об этом стоит подумать. Тут снова Телеграм молодец: он просто периодически предлагает тебе убедиться, что ты помнишь пароль, не разлогинивая тебя.

А самое тупое требование «безопасности» — это требование периодически менять пароль. Это не только не повышает уровень безопасности, это его снижает, так как вынуждает человека придумывать очень предсказуемый пароль, чтобы самому с ума не сойти, пытаясь его вспомнить.

На интерфейсном курсе: собираем табличку с диапазоном и разной точностью

Показываю на кусочке, как можно было бы сверстать таблицу с диапазоном и числами, данными с разной точностью. 8 минут:

Это фрагмент № 112 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 24 марта 2023 года.

До 25 августа идёт запись на курс, который пройдёт с 26 августа по 24 сентября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Онбординг

Часто при запуске приложения нас встречает экран, призванный рассказать о приложении в целом или о недавно добавленных фичах. Экран может состоять из нескольких страниц, которые нужно просмотреть по очереди. Как правило, есть кнопка, чтобы пропустить это всё и перейти к основному интерфейсу приложения. Обычно это называют «онбординг».

Делать так — плохая практика.

Утверждение может показаться вам абсурдным, ведь онбординги делают очень многие. К сожалению, вопросом «а не фигню ли мы делаем?» в основном даже не задаются. В моей практике бывало, что я спрашивал, зачем это, и слышал: «ну как, это ж онбординг!». Люди даже не замечали, что это не отвечает на мой вопрос — настолько сильно́ убеждение, что надо делать именно так.

Давайте разберёмся, что плохого в онбординге, какую задачу он призван решать, и как решать эту задачу хорошо.

Если совсем коротко, то онбординг появляется не вовремя, мешает воспользоваться приложением, а когда информация из него действительно понадобится, её уже будет не найти. Это вызывает фрустрацию и закрепляет привычку пропускать сообщения, не читая. Лучше элементы обучения делать частью интерфейса и предусматривать в нём постоянное место для информирования об обновлениях.

Рассказ о приложении в целом

Сначала рассмотрим онбординг с рассказом о приложении в целом.

В наиболее тупом случае это реклама: страницы онбординга нахваливают приложение и его фичи. Но рекламировать приложение, которое человек уже и так установил и запустил, глупо: мы уже получили искомое внимание; пора переставать за него бороться и начать конвертировать его в пользу. Сам пользователь также имеет ожидания от приложения, хочет начать им пользоваться, и вынужден с раздражением преодолевать нашу преграду. Так что рекламу нужно просто убрать.

В чуть менее тупом случае онбординг пытается обучать тому, как пользоваться приложением: вот так у нас заказать пиццу, вот так сделать перевод за рубеж; нажмите вот тут, и случится вот это. Если пользователь это и так знает, то это снова просто раздражающее препятствие на пути к цели. Если же пользователь не знает, то мы ставим его в идиотское положение: получается, ему сейчас нужно внимательно это прочитать и запомнить, чтобы потом применить полученные знания в настоящем интерфейсе, которого он даже ещё не видел. Невозможно даже оценить, насколько внимательным нужно быть и как тщательно запоминать: может, в реальном интерфейсе я и без этого разберусь?

Просто представьте, какой это абсурд: вы купили новую стиральную машину, а вам насильно вручают инструкцию и говорят: «вы можете её выкинуть, но если потом что-то будет непонятно, никто не поможет». А что, там без инструкции не разобраться? Не знаем. Ну, а нельзя просто, чтобы инструкция лежала в коробке, и я её возьму, если понадобится? Нет, нельзя: нужно или прочитать сейчас, или выкинуть.

Тут стоит внимательно проанализировать основной интерфейс. Как сделать его понятнее без обучения? А если без обучения не обойтись, то как его организовать, чтобы оно не мешало пользоваться приложением? Может, где-то нужно добавить текстовые подсказки. Может, в сложных местах нужна кнопочка-вопросик, за которой прячется более подробное пояснение. А может, вообще нужен собственный обучающий канал на Ютюбе, на который ведут всякие ссылки из интерфейса.

Рассказ об обновлении

Теперь рассмотрим онбординг с рассказом об обновлении.

Здесь те же проблемы стоят ещё острее. Если при первом запуске у человека часто нет ожиданий, то вот давно установленное приложение человек запускает с конкретной целью: проверить трекинг доставки или оплатить коммуналку. Скорее всего, у него есть «план»: он помнит, в какой угол сейчас нажмёт, что там появится, куда именно он перейдёт дальше. И вдруг вместо привычного интерфейса он видит рассказ о новых фичах, который прямо сейчас ему совершенно не нужны!

В такой ситуации желание просто пропустить этот экран ещё сильнее, а значит о новшествах многие пользователи просто не узнают. И снова, не потому что они им не нужны, а потому что они им не нужны в этот момент. Если ваше приложение живое и регулярно обновляется, то постоянные рассказы об обновлениях будут бесить, а привычка пропускать их будет закрепляться с каждым разом всё сильнее.

Чтобы держать пользователей в курсе изменений, хорошо предусмотреть в приложении постоянное место для этого. Мой любимый пример — Телеграм:

Дизайнеры ловко воспользовались тем, что это мессенджер, и присылают пользователю рассказы об обновлениях сообщениями в одном из чатов. Когда заходишь в приложение, видишь эти сообщения наравне другими. Можешь сначала поболтать с людьми и почитать каналы, а уж потом и про сам Телеграм разузнать. О каждой фиче ещё и рассказывают отдельным сообщением с красивым видосом. Сообщение можно переслать кому-то, кому, на ваш взгляд, фича будет полезна — рекламный эффект бесплатно усиливается. И, конечно, никто не мешает вернуться к этим сообщениям в любое время позже. Собственно, я так и поступил, чтобы сделать эти скриншоты.

Даже если у вас не мессенджер, можно найти какое-то постоянное место для рассказа о новых штуках. А чтобы люди не забывали туда зайти, можно зажигать красный кружочек, когда появляется непрочитанное. Самое главное, чтобы остальные функции приложения были доступны даже пока человек всё не прочитал.

Хороший интерфейс и хороший бизнес

Мы начинаем курс пользовательского интерфейса с темы человечности: интерфейс должен быть для человека, а не наоборот. Когда интерфейс стоит на пути и бесит, это плохой интерфейс. В лекции о привычках я рассказываю о проблемах с окнами подтверждений и блокирующими сообщениями, частным случаем которых является онбординг. Они закрепляют привычку ничего не читать и со всем соглашаться.

Однако как и окна подтверждения и несмотря на похожие проблемы, такие экраны-онбординги очень распространены. Дело в том, что в продуктовой разработке редко стоит задача «сделать пользователя довольным». Как правило, ответственные за продукт смотрят на другие метрики. Допустим, онбординг смотрят 10% людей и в результате продажи растут на 1%. Кого тогда волнует, что онбординг бесит и мешает остальным? Выигрыш оказался больше, чем проигрыш, ну и отлично.

Как-то мне написал Егор, аналитик из Яндекса:

Считаешь ли ты, что а/б-тест может точно ответить на этот вопрос? Половине новых пользователей мы показываем онбординг, половине не показываем, после этого смотрим на две метрики: конверсия первой сессии в заказ и время от запуска приложения до заказа. Если конверсия с онбордингом выше, а время до заказа не вырастает (то есть время, которое пользователь тратит на чтение онбординга, он отыгрывает потом), то согласился бы ты с тем, что онбординги имеют право на жизнь? И как ты вообще относишься к валидации продуктовых гипотез при помощи а/б-тестов?

Я и без теста соглашусь. Но этот тест в лучшем случае докажет, что лучше рассказать о приложении онбордингом, чем никак. А я говорю, что можно рассказать лучше, чем онбордингом.

Валидация продуктовых гипотез — это не совсем про хороший интерфейс. Иногда можно ухудшить интерфейс, но поднять метрики: снизив информативность для принятия невыгодного человеку решения; запутав в вариантах; усложнив отписку. Хороший интерфейс иногда важен для успеха продукта, а иногда — нет, достаточно посмотреть на Фейсбук или Букинг.ком. Я бы не хотел иметь ничего общего с созданием этих очень успешных продуктов.

В большом продукте с прагматичным менеджментом онбординг может быть действительно наиболее подходящим решением. Он никак не взаимодействует с остальным приложением, не добавляет никаких новых логических связей, его можно «просто поставить», за него даже может отвечать отдельная команда. Это намного проще, быстрее и дешевле, чем думать, как улучшить образовательные свойства самого продукта.

Но не все бизнесы работают на выжимание метрик любой ценой. У некоторых другая система ценностей, где-то качество и удовольствие пользователей имеют значение. Иногда получается подумать, а не просто сделать как все.

Я вижу, что часто онбординг делают вовсе не из прагматичных соображений, приведённых выше, а просто потому что искренне считают что это хорошая практика. Никто даже не смотрит вот эти метрики, не пытается сравнивать раздражение пользователей и выигрыш в конверсии — просто ставят заставку потому что прям ну очень хотят рассказать про новые фичи. И в таких случаях, когда я рассказываю о минусах, люди с удовольствием включаются в обсуждение альтернатив.

Да, сделать хорошо обычно сложнее, чем сделать как придётся, но и эффект может оказаться больше.

А можно ещё вопрос

— Илья, всё логично, но у нас появилась действительно крутая фича, над которой мы работали два года. Мы даже сняли видеоролик про неё! Мы хотим поставить его в онбординг, потому что нам важно, что его посмотрели все-все-все!

Здорово, что вы сделали действительно крутую фичу, гордитесь ею и хотите всем рассказать! Если вы поставите её в онбординг, вы просрёте эту возможность. Как рассказать о фиче так, чтобы все были в восторге? Уделите этому вопросу хотя бы долю того внимания, которое вы уделили самой фиче.

Уличные таблички Милана

В Милане я был в 2010 и 2015 годах, о чём писал изначально в разделе «Мир». Те заметки я перенёс в блог (раз, два). Часть уличных табличек были в первом, часть я пока не публиковал — в общем, решил сделать отдельный пост.

Сначала те, которые публиковал. Невозможно не завидовать тем, кто видит такую красоту каждый день, скажем, по пути на работу:

Обалденная табличка с названием площади в Милане
1
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
2
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
3
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
4

Остальные ранее не публиковал.

Обалденная табличка с названием улицы в Милане
5

Интересно, что на табличках есть какие-то их инвентарные номера, и этого никто не стесняется:

Обалденная табличка с названием улицы в Милане
6
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
7
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
8
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
9
Обалденная табличка с названием улицы в Милане
10

Фотографии из поездок в июле 2010 и октябре 2015 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Милан!

Ещё Милан:

Ещё уличные таблички:

Отдельный вид искусства

Заметил, что люди употребляют выражение «отдельный вид искусства» не по делу. Теперь это такой изощрённый комплимент чему угодно. «Твои шутки про говно — это отдельный вид искусства!» Нормально, вид, ладно. «О, этот стул — это отдельный вид искусства!» Да это не вид искусства, это предмет! Вид искусства — это хотя бы изготовление стульев, но не сам стул. «Встречать гостей как Ивановы — это отдельный вид искусства!» Окей, допустим, вид. «Её глаза — это отдельный вид искусства». Да при чём тут вид искусства?

Ранее Ctrl + ↓