Позднее Ctrl + ↑

Что почитать на выходных — 107

Дизайнерский спецвыпуск:

  1. 13 Ways Designers Screw Up Client Presentations. Майк Монтейро. Многое из этого, если не всё, было у него в книжке Design is a Job (крайне рекомендую, заметка сгодится в качестве затравки). Оказывается у него есть ещё и вторая книжка.
  2. Три способа закрыть прямоугольник. Игорь Штанг.
  3. The laws of shitty dashboards. Всё так.
  4. Visceral Apps and You.
  5. Voice interfaces. Дастин Кертис. Кстати, да.
  6. Side drawer navigation could be costing you half your user engagement.

Однажды в Википедии: Long s

Естественный бег

Прошлым летом я начал понемногу бегать, а этим — научился пробегать за один раз шесть километров, и до сих пор жив (о своих отношениях со спортом я писал в заметке о сноуборде). Мой друг, основатель школы бега «Ай лав раннинг» Максим Журило дал почитать книжку:

Главная мысль книги — вместо того, чтобы бежать естественно, с приземлением на переднюю часть стопы, многие бегут с нерациональным и разрушительным приземлением на пятку, а производители обуви добавляют под пятку всё новые амортизационные слои, что только усугубляет проблему. Передняя часть стопы существует как раз для амортизации, а современная обувь отучает людей пользоваться ею. Пятка совершенно не приспособлена для приземления, удар пяткой в землю — насилие над всем организмом.

Дальше куски с цитами — это фрагменты из разных частей книги, а не связный текст.

Приземление на пятку характерно для ходьбы, когда мы ставим ведущую ногу перед собой, но для бега оно нерационально:

Бег шагом ходьбы приводит к удлинению шагов, торможению, увеличивает ударные и ротационные силы, характеризуется низкой частотой движений из-за увеличения временного промежутка между приземлением на пятку и переходом в среднюю фазу, необходимостью значительных дополнительных мышечных усилий для отталкивания и поддержания момента движения в начале следующего шага.

Каждое приземление на пятку впереди центра тяжести отбрасывает верхнюю часть тела назад. Такая поза заставляет вас дольше находиться в контакте с поверхностью, начиная с фазы касания до момента вертикали.

Плохие кроссовки заставляют тратить ещё больше сил зря:

При беге в традиционных кроссовках стопа проваливается в мягкую подошву. Материалы подошвы сдавливаются и рассеивают прилагаемую энергию в стороны, она не возвращается обратно к бегуну.

Вам необходимо энергично оттолкнуться, чтобы сделать следующий шаг. Это вызывает вертикальное колебание (подпрыгивание), ведущее к крайне нерациональной механике бега. В итоге вы тратите гораздо больше энергии и гарантируете себе более сильные ударные нагрузки.

Если у вас недостатки в технике, вы заставляете своё тело работать на повышенных оборотах, усваивать больше кислорода, интенсивнее прокачивать его по сосудам, чем если бы бежали в том же темпе, но с более рациональной техникой.

В большинстве современных беговых кроссовок трудно бегать естественно. Из-за того, что пятка сильно поднята, вы неизбежно приземляетесь на неё:

«Найк» наметил направление, повлиявшее на весь последующий дизайн беговой обуви, — и разрушил естественную технику бега у миллионов бегунов на последующие четыре десятилетия.

Конкуренция, активная маркетинговая раскрутка различных брендов только усугубляли тенденцию к использованию мягких материалов для подошвы и повышению амортизации в задней части.

Если вы носите беговые кроссовки с высокой пяткой, то вам, подобно большинству бегунов-любителей, очень сложно бежать в естественной технике.

Форма кроссовок влияет на баланс всего тела:

Что произойдёт, если вы поднимете пятку на полтора-два сантиметра? Ваше тело приспособится к этому, сдвинув центр тяжести назад. Таз сдвинется вперед, поясница изогнётся, верхняя часть тела отклонится назад. Попытка приземлиться параллельно земле во время бега будет затруднительна.

Передняя часть ступни очень чувствительна к характеру поверхности, мгновенно подстраивается под её форму при приземлении. При этом мозг отправляет сигналы всему остальному телу, чтобы оно приняло сбалансированное положение. При приземлении на пятку эти механизмы не работают, нога приземляется кое-как, из-за этого и происходят травмы — у мозга просто нет данных, чтобы поставить ногу и распределить вес правильно. То есть чем больше амортизации в кроссовках, тем беспорядочнее движения тела:

Между тем гиперпронация (чрезмерное отклонение стопы внутрь) возникает именно из-за удара пяткой при приземлении, делающего стопу и голеностопный сустав нестабильным адаптором и ослабляющего устойчивость к ротационным силам. Слабые стопы, голеностопные суставы, мышцы голени, дополненные чрезмерно высокой постановкой пятки, только усугубляют эту проблему.

Гиперпронация, как и гиперсупинация (чрезмерный поворот стопы наружу), не является проблемой при беге лёгкими шагами с приземлением под центр тяжести. В этом случае голеностоп и пятка остаются зафиксированными и стабильными, поскольку тело бегуна поддерживается мышцами корпуса, фасцией передней части и свода стопы, полусогнутым коленом. Всё это предотвращает подворачивание.

Другая проблема — мягкая вспененная средняя часть подошвы, сказывающаяся на ослаблении сенсорных свойств стопы (ей становится сложнее почувствовать поверхность) и мешающая в итоге правильно позиционировать корпус.

Поскольку тело постоянно находится в балансе с силой гравитации, всё, что находится под стопой и изменяет её горизонтальное сбалансированное положение, заставляет тело реагировать в попытке найти баланс.

Сильный корпус помогает перераспределять нагрузку при удержании тела в равновесии, отводя её от мышц ног.

Если снять обувь и сойти с асфальтовой дорожки, вы сразу побежите правильно — нереально приземляться на голую пятку:

Представьте, что вы бежите босиком по мягкой траве футбольного поля или гладкому мягкому песку пляжа... Вы будете мысленно бежать плавно, рационально, ваше тело будет двигаться свободно, конечности — в гармонии со стопами, едва касающимися поверхности земли. Почему? Да потому что именно так предназначено двигаться человеческому телу.

Одна из главных причин мировой славы бегунов из Кении, Эфиопии и других восточноафриканских стран за ключается в том, что они ходят и бегают босиком вплоть до подросткового, а подчас и взрослого возраста.

Вообще, я всегда с опаской отношусь к доводам вроде «это естественно, поэтому это хорошо» — естественно умирать в 15 лет от укуса насекомого, а делать спасительные уколы — неестественно. Поэтому сначала вся эта тема про «естественный бег» вызывала у меня скепсис. Но здесь автор не делает выводы о предпочтительности такого бега из самого факта естественности; он подробно объясняет механику того, что происходит с телом, и объясняет, почему бежать, приземляясь на носок, безопаснее и эффективнее.

При этом он не предлагает бегать без обуви, поскольку необходимость защиты стопы от повреждений никто не отменял. Пробежка босиком — лишь способ вспомнить правильные движения. А от обуви, как я понял, для оптимального бега требуется, с одной стороны, защита стопы, с другой, способность честно передавать ей информацию о характере поверхности.

Как правильно бежать:

Если ваша стартовая позиция находится в равновесии с силой тяжести и стопы параллельны земле, ваше тело в безопасности. Слегка наклонившись вперед, вы начнёте падать. Поднимите ногу и поставьте стопу параллельно поверхности под туловище. Повторяйте наклоны и подъёмы стоп — и вы будете бежать естественно!

У меня есть ощущение, что я так и бегаю, хотя, конечно, интересно было бы, если бы на меня взглянул кто-то, кто в этом понимает. Раньше я и не задумывался, а вот после книжки попробовал пробежать, приземляясь на пятку — блин, бред какой-то, выходят весьма карикатурные движения.

В детстве я много времени проводил в саду с бабушкой, дедушкой и тётей, которая приучила меня ходить и бегать босиком. До озера, например, надо было топать метров двести по тропинкам с корягами и камнями, и ничего. А «современных беговых кроссовок» у меня нет, купил какие-то самые простые. Вроде бы неоткуда у меня взяться неестественной технике.

Ну и любимая цитата:

Это мнение разделяет, в частности, доктор медицины Марк Кукузелла.

Мне кажется, мнению, которое разделяет Кукузелла, нельзя не доверять.

Как обновиться на 8.0.2? А никак

Позавчера Эпл выпустил Ай-ОС 8.0.1, который поломал нескольким десяткам тысяч людей такую немаловажную функцию телефона как «сотовая связь», ну и заодно тач-айди. Спустя пару часов после того, как твиттер рассказал друг другу, что обновляться нельзя, Эпл чудесный апдейт отозвал. А сегодня вышел 8.0.2, который, по слухам, как 8.0.1, только работает.

Когда 8.0.1 вышел, я сразу зашёл в обновлялку и нажал на кнопку скачивания. К тому моменту как апдейт скачался и предложил установиться, я уже прочитал, что соглашаться не стоит, и отказался, оставшись на 8.0. В результате Айфон оказался в состоянии, когда у него скачан апдейт, и он больше не проверяет, есть ли ещё апдейты. Когда я захожу в соответствующий экран, вместо традиционной ромашки и текста про проверку наличия обновлений, я сразу вижу предложение установить 8.0.1:

Как обновиться на 8.0.2? А никак

Перезапустил «Сеттингс», попробовал ещё раз — то же самое. Пришлось смириться с тем, что буду ставить сначала 8.0.1, а потом сразу его обновлять до 8.0.2.

Но тут меня ждала новая засада. Я нажал Install now, телефон покрутил ромашкой и сказал, что версия 8.0.1 не верифицированна, потому что я больше не подключён к интернету:

Как обновиться на 8.0.2? А никак

Видимо, Эплы отозвали прошивку настолько, чтобы она не могла поставиться даже тем, кто успел её скачать, но не предусмотрели, что в этом случае человеку вообще никак не обновиться до следующих версий. Ну, про то, что текст сообщения об ошибке вообще не о том, я уж молчу.

Чую, придётся расчехлять Айтюнс.

Добавлено через час

В твиттере научили, как обновиться без Айтюнса. Оказывается, надо пойти аж вот сюда:

Как обновиться на 8.0.2?

Среди приложений, занимающих место, показывают скачанный апдейт до 8.0.1. Его можно удалить:

Как обновиться на 8.0.2?

Догадаться до этого, конечно, невозможно никак. После этого апдейт до 8.0.2 уже отображается и его можно скачать:

Правда, во время скачивания он путается в языках:

Как-то так оно и just works.

Внутренний дедлайн

Дедлайн — важнейшее ограничение проекта. Часто он обусловлен внешними факторами: выставка в Германии, выход нового Ай-ОСа, выборы. Иногда дедлайн одного проекта связан с планами в параллельном: сайт должен быть запущен к началу продаж; указатели должны быть размещены к открытию торгового центра.

Но бывает, что никаких внешних ограничений нет. Не принципиально, откроется ли сайт через месяц или два. Конечно, хочется поскорее, но нет никакой специальной причины, почему должно быть готово ровно 24 октября.

Многие дизайнеры в такой ситуации расслабляются. А мы сразу напрягаемся. Отсутствие дедлайна — опасность, потому что приводит к проектным бедам: из-за фичеризма страдает качество, бесконечные переделки демотивируют команду. К тому времени, как продукт, наконец, выходит, всем уже на него наплевать.

Если внешних ограничений нет, необходимо ввести и чётко объявить внутренний несдвигаемый дедлайн: запускаемся 24 октября. Но если чуть-чуть не успеем, то что мешает доделать и выпуститься 30-го? А то, что пуск — 24-го! Все сотрудники имеют право с 25 октября брать отпуска или браться за другой проект. Опции «не успеть» нет.

Жизнь слишком коротка, чтобы работать без дедлайна.

Словари для людей

Почему-то словари пишут для профессиональных пользователей словарей, а не для людей. Вот Яндекс пытается ответить на вопрос о том, как по-английски «стать»:

Что такое треб. to+pass. inf.? Почему я должен это расшифровывать? Чего экономить бумагу на вебе, почему на написать внятно? Где пятьдесят примеров?

Что почитать на выходных — 106

Вот:

  1. Apple Watch: Initial Thoughts and Observations. Джон Грубер: «That they’ll have severely limited lifespans compared to traditional timepieces will only make them more notable in terms of fashion and as personal statements. What’s the more ostentatious purchase — a $20,000 Rolex that will last a lifetime, or a $5,000 Apple Watch Edition that will be technically obsolete in four years? If you think Apple is polarizing today, you haven’t seen anything yet». Отличный обзор. Порадовала мысль про то, что показали только малую часть возможностей.
  2. The iPhones 6. Джон Грубер: «I’ve said it before, and I’ll say it again: I’d rather have an iPhone that couldn’t make phone calls than one that couldn’t take photographs. It’s far more of a camera to me than it is a telephone, and I think that’s true for most of us».
  3. Why I Just Bought Another Bitcoin.
  4. Вопросы. Женя Арутюнов советует задавать в любой непонятной ситуации.

Доклады на 404фесте — 2014

В этом году я снова еду на 404фест. А вы?

На этот раз я доложу про Ангстрем, начиная с базового принципа, лежащего в основе его дизайна. Меня определили в секцию «Мобильные приложения», но доклад будет полезен и стационарным дизайнерам.

Сам я думаю сходить вот на это:

На сайте фестиваля полный список докладов. На что ещё стоит сходить? На что вы собираетесь? Есть ли мне смысл поиграть какой-нибудь музычки в музыкальной зоне или ну её?

Как вообще планируете провести выходные в Самаре? Какой план на послеафтепати? Может, кто-то знает новые одноразовые игры? Колитесь в комментариях.

Вот, ещё вопрос москвичам. Я в этот раз, похоже, на самолёте лечу через ваш город. Кто из вас каким рейсом летит?

Ещё у меня есть всякие заметки про предыдущие 404фесты.

Основы экономики: насилие и добровольный обмен

Продолжаю пересказ книги «Человек, экономика и государство» Марри Ротбарда (Man, Economy and State; Murray Rothbard). В предыдущих сериях:

Мы добрались до второй главы (из двенадцати), «Прямой обмен».

Есть два типа действий с участием двух людей — насилие и добровольный обмен.

Насилие:

  • Пусть Робинзон нашёл на другом конце острова другого мужика, Джека. Робинзон может захотеть поселиться в доме, который построил Джек. Он может осуществить своё желание, убив Джека. Или он может использовать угрозу: приложить нож к горлу Джека и заставить его освободить дом.
  • Хотя убийство и угроза убийства — не одно и то же, оба эти действия являются проявлением насилия. Оба действия направленны на осуществление желаний Робинзона, в результате них Робинзон планирует оказаться в ситуации более предпочтительной для себя, чем прежде. Но в обоих случаях желание Робинзона осуществляется за счёт Джека. Джек понесёт издержки, то есть окажется в ситуации, худшей для себя, чем до действия Робинзона.
  • Человек может воздержаться от насилия по следующим причинам: 1) точка зрения, что насилие аморально (то есть, в наших терминах, воздержание от насилия само по себе является одним из его желаний, причём в шкале ценностей человека оно оказывается выше, чем то, что могло бы дать насилие); 2) страх, что, создав прецедент, он сам скорее станет жертвой насилия; 3) мнение, что издержки на насилие (например, изготовление ножа для угроз) не окупятся; 4) мнение, что живой Джек окажется для него полезнее, чем мёртвый (раз Джек построил дом себе, то, может, лучше, чтобы он построил ещё один для Робинзона).
  • Последняя причина может привести Робинзона к идее поработить Джека, то есть, используя постоянную угрозу убийства, заставлять его работать на себя, превратив, таким образом, в фактор производства. Если человек выбирает труд в ситуации, когда другая альтернатива — насилие по отношению к нему, такой труд называется принудительным. Довод, что рабы рады работать на хозяина, поскольку он снабжает их едой и прочим, что они не смогли бы добыть сами, ошибочен хотя бы потому, что если бы он был правильным, насилие со стороны хозяина бы не требовалось.
  • Повторяющийся паттерн действий между людьми называется обществом.
  • Принятие человеком решения о насилии в отношении другого человека приведёт к одному из четырёх результатов: 1) начнётся длительная борьба, результатом которой станет восстановление мира в исходном состоянии — это докажет ошибочность решения о насилии, так как цель не будет достигнута; 2) насилуемый будет убит и дальнейших действий между этими людьми не будет; 3) насильник отберёт что-то у насилуемого и уйдёт, также без дальнейших действий; 4) будет установлена постоянная гегемония насильника над насилуемым, то есть будет образовано общество.
  • Термин общество может описывать только паттерны обменов, действий между людьми, наделять общество способностью к самостоятельному действию — абсурд. Нет ничего, что составляло бы общество, кроме отдельных людей и их действий.

Добровольный обмен:

  • Человек А отдаёт некое благо человеку B в обмен на другое благо, которое человек B отдаёт человеку A. Ключевое значение имеет то, что оба участника рассчитывают оказаться в результате обмена в лучшем положении, чем до него. Иначе обмена бы не было. Таким образом, необходимое условие добровольного обмена — блага должны находиться в шкале ценностей A и B в противоположных отношениях.

Это суперважная мысль, на которой стоит остановиться. Если у вас есть айфон, а у меня — айпад, и я вам предлагаю поменяться, то это значит, что ваш айфон в моей шкале ценностей выше, чем мой айпад. Точнее, добавленная польза айфона выше, чем добавленная польза айпада. Но если вы соглашаетесь поменяться, то потому, что для вас, наоборот, мой айпад ценнее вашего айфона (снова, по добавленной пользе).

Причины для этого могут разные быть, но проще всего представить, что у меня есть ещё один айпад, а у вас — ещё один айфон, и тогда по закону добавленной пользы ясно, что второй ни вам, ни мне, особо не нужен, и обмен, очевидно, будет взаимовыгодным. Но даже если у нас ничего второго нет, обстоятельства могут быть разными, например, мне надо часто звонить, а вы любите читать. Конечно, может иметь место и ошибка одного из нас: после обмена кто-то подумает, что зря поменялся.

Свободный рынок:

  • Из существования добровольного обмена (далее — просто обмена) между людьми следует, что у блага есть не только прямая ценность, но и обменная ценность (может, мне нафиг не нужен ваш айфон сам по себе, но я знаю, что я всегда смогу поменять его на кучу конфет).
  • Благодаря обмену людям есть смысл производить товары не только для себя, но и в расчёте на их обменную ценность, и, в конечном счёте, на обмен на те блага, которые им нужны.
  • Любое благо может иметь и прямую, и обменную ценность для своего обладателя. Но бывают крайние случаи, например, очки, сделанные под конкретного человека, имеют для него только прямую ценность; для производителя же — только обменную.
  • Повторяющийся паттерн действий между людьми, заключающийся в добровольных обменах, называется рынком. Общество, образованное только рынком, называется свободным рынком.

Собственность:

  • Кто-то контролирует ограниченные блага, решает, как их использовать. На свободном рынке это те, кто их произвёл, первым начал использовать или получил в подарок. В насильственной системе такие решения могут принимать и другие люди. Эти люди называются собственниками соответствующих благ (независимо от определения собственности в законе).

Обмен и разделение труда:

  • Если у Робинзона и Джека есть совершенно одинаковые ягоды, им нет смысла меняться. Единственный вид добровольного действия, которое между ними может быть, — это подарок.
  • Если же у них разные блага, и они собрались меняться, значит у них благ больше, чем нужно каждому из них для себя. Когда человек производит блага сверх собственных прямых нужд с целью обмена, — это называется специализация. Разные люди специализируются на производстве разных благ (в зависимости от обстоятельств, имеющихся средств производства, умений и предпочтений), что приводит к разделению труда.
  • Степень разделения труда зависит от размера рынка. Чем больше рынок, тем больше обменная ценность благ. Если Джек знает, что сможет после охоты поменять часть добычи на фрукты, выращенные Робинзоном, он может посвятить себя полностью охоте. В то же время, Робинзон сможет полностью посвятить себя садоводству. Но если Робинзону добыча Джека не нужна (например, он вегетарианец), то Джек уже не сможет рассчитывать на обмен на фрукты, а значит ему придётся выращивать их самому.
  • Очевидно, что разделение труда произойдёт, когда каждая из сторон сильна в чём-то своём, то есть стороны продуктивны в производстве разных благ. Однако возможна ситуация разделения труда даже тогда, когда один из участников продуктивнее другого во всём. Например, врач, который, к тому же, хороший садовник, может предпочесть нанять садовника, даже если тот не так хорош, чтобы уделить всё своё время врачеванию.
  • Чем больше людей участвуют в обменах, тем больше оказывается размер рынка для каждого из продуктов их труда, и тем большее значение будет приобретать их обменная ценность.
  • Каждый участник рынка, производящий продукты с целью обмена, делает это добровольно, без принуждения, и это приносит пользу всем членам общества. Это происходит независимо от отношений между людьми. Например, Джек может специализироваться на охоте и обменивать добычу на продукты, произведённые другими жителями острова, считая их всех полными уродами. Но независимо от его мнения о них, польза другим жителям становится неизбежным следствием пользы для Джека. «It is this almost marvelous process, whereby a man in pursuing his own benefit also benefits others, that caused Adam Smith to exclaim that it almost seemed that an „invisible hand“ was directing the proceedings».
  • Вероятно, дружба — не причина, а следствие кооперации в обществе.

Далее — условия обмена и цена.

Ранее Ctrl + ↓