Позднее Ctrl + ↑

На интерфейсном курсе: вопрос о грани, после которой нужна пошаговость

Участница курса спрашивает, как найти грань, после которой длинную форму пора переделать на пошаговую. А я отвечаю уклончиво и философско. 6 минут:

Это фрагмент № 180 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 29 марта 2024 года.

Открыли запись на курс, который пройдёт 4 октября — 2 ноября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Думаем дальше № 46 — «Живые люди нужны чтобы трогать» с Мишей Нозиком

С Мишей Нозиком обсуждаем внедрение ИИ в повседневную жизнь, дизайн в условиях сопротивления и связь умения презентовать с умением писать.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Внедрение ИИ в повседневную жизнь. Миша о проблеме со шрифтами на разных компах и о тупом календаре
6:20 Может, лучше ИИ поможет с нормальным проектированием алгоритмических программ?
8:41 Как ещё использовать ЧатГПТ. Как с новыми технологиями забываются старые. ИИ всегда на фоне
18:59 Взаимопонимание с компьютером и с женой
26:02 Идея ИИ-подслушивальщика с перманентным поиском
27:46  Дизайн и сопротивление среды к изменениям. Случай с дизайном графика рейтинга
34:58 Всегда успеешь вернуться к тому как было
37:20 Сложившаяся картина мира разрушается
41:29 Решение всегда есть
45:02 Откуда взять авторитет
47:56 Презентация каждый день
51:20 Презентование и умение писать
1:05:05 Обсуждаем пост Саши Реушкина о том, в каких случаях надо заниматься дизайном

Виспер и ЧатГПТ послушали выпуск за вас и делятся выводами:

В разговоре Ильи и Миши тема началась с бытовой раздражающей ситуации — разных версий одного и того же шрифта в Фигме. Из этого выросла фантазия о том, как искусственный интеллект мог бы незаметно подчищать такие мелкие нестыковки в операционной системе, устраняя последствия небрежности разработчиков и дизайнеров. Миша мечтает о «невидимом слое» ИИ, который бы понимал контекст и исправлял глупости, не требуя вмешательства человека. Илья возражает: это не задача для искусственного интеллекта, а пример плохого проектирования, и если бы интерфейсы строились на фундаментальных принципах, то не пришлось бы латать их «умными» надстройками. Они оба сходятся на мысли, что ИИ полезен тогда, когда встроен естественно, как автозаполнение в Фигме, без промтов и заметности.

От этого они переходят к философскому разговору о доверии к технологиям и желании, чтобы компьютер помогал так же интуитивно, как человек, который тебя хорошо знает — например, жена на кухне, которая подаёт нужный ингредиент, не спрашивая. Миша говорит, что он не хочет объяснять машине, что и когда делать; хочет, чтобы она сама понимала контекст. Но его пугает мысль, что в таком мире может стать непонятно, зачем тогда нужны живые люди.

Потом разговор плавно уходит к профессиональным историям про дизайн. Илья рассказывает, как на встрече с клиентом им удалось убрать всплывающую подсказку на графике, которую все считали необходимой, и шаг за шагом доказать, что можно сделать чище и понятнее. Это становится примером того, как среда всегда сопротивляется хорошему дизайну и как важно уметь это сопротивление преодолевать. Молодые дизайнеры часто сдаются при первых возражениях, а опытный должен держать курс, доказывать, искать решение и не бояться показаться упрямым. Миша добавляет, что сам когда-то боялся, но понял: авторитет появляется только тогда, когда начинаешь действовать, а не ждёшь, пока его «дадут».

Дальше они обсуждают умение излагать мысли — от понимания задачи до презентации. Многие дизайнеры просто не умеют писать и из-за этого не могут убедительно объяснить ни задачу, ни решение. Илья и Миша проводят параллели между умением писать и умением выступать: и то и другое требует последовательности и ясности. Миша вспоминает, как этому, возможно, учат школьные сочинения и изложения, а Илья признаётся, что научился писать через многолетний опыт ведения блога. Они сходятся, что презентация — это не про слайдики, а про умение связно излагать мысль, и что этому нужно учиться так же, как письму — через постоянную практику.

В конце они обсуждают короткий пост Саши Реушкина: «Учиться дизайну надо только если вам нравится сам процесс». Миша соглашается, что это точное попадание — дизайн должен быть любимым делом, а не просто способом заработать. Илья уточняет: пост не о снобизме, а о честности к себе — если делаешь то, что не нравится, просто потому что «модно» или «платят», тратишь жизнь зря.

Основные идеи и выводы:
— Искусственный интеллект ценен, когда незаметно помогает, а не подменяет мышление.
— Проблемы интерфейсов чаще решаются не ИИ, а здравым проектированием.
— Хороший дизайнер должен уметь преодолевать сопротивление среды и не бояться идти против всех.
— Умение ясно излагать мысли — основа презентации и важнейший профессиональный навык.
— Делать стоит то, что по-настоящему нравится.

Такой выпуск будет интересен дизайнерам всех уровней, особенно тем, кто ищет в профессии смысл, а не просто способ заработка; преподавателям, которые учат презентации и мышлению; и вообще всем, кто задумывается о том, как технологии, искусственный интеллект и любовь к делу переплетаются в современной работе.

Переносится поздним прибытием

А вот в аэропорту Сочи, в котором я вообще не планировал оказываться этим утром, уважаемым пассажирам объявляют так:

Вылет вашего рейса переносится поздним прибытием самолёта.

Вылет вашего рейса переносится подготовкой самолёта.

Вылет вашего рейса переносится ограничениями аэропорта назначения.

Вы знаете, что я обычно такие заметки пишу, когда слышу что-то кривое или безграмотное. Но тут другой случай. Первая реакция у меня была, конечно, «разве так можно вообще сказать?» Сначала кажется, что просто выкинули обязательное «в связи с», но всё не так просто. Вообще-то мне нравится, что тут происходит. Это случай, когда возможности русского языка расширены, а не сужены, причём расширены довольно естественным для него способом.

Творительный падеж указывает на инструмент, средство действия: кем? чем? Когда я думаю о чём-то лингвистическом, я часто задаюсь вопросом, как бы это было на токипоне? Это иногда помогает увидеть вещи в чистом виде, без тумана заморочек конкретного языка. Вместо инструментатива там используется слово kepeken, которое можно перевести как «используя» или «с помощью». Русское «как?» в токипоне превращается в kepeken nasin seme? (букв. «используя путь какой?»). Так вот такое буквальное kepeken тут не подойдёт. Нельзя сказать, что взяли позднее прибытие и «с помощью него» перенесли рейс. Тут больше подойдёт tan («от»), который указывает на источник, причину действия. Например, «почему?» — это tan seme? (букв. «от чего?»). С этой точки зрения более просто по-русски было бы «из-за позднего прибытия».

Но конструкция с творительным падежом круче, потому что в ней не нужен предлог! И вообще-то по-русски творительный падеж вполне может указывать не только на инструмент, но и на источник и причину. Вот с одушевлённым существительным вообще легко: «переносится начальником авиакомпании». Начальник — не инструмент, а источник переноса. А с неодушевлённым можно было бы вот так: «переносится решением начальника авиакомпании». Нам совсем не обязательно говорить «в связи с решением», это даже как-то ослабляет решение, будто было отдельно решение, а отдельно, уже в связи с ним, опосредованно, произошёл перенос. Формулировка «переносится решением» наделяет «решение» самостоятельной силой, делает буквальной и прямой причиной переноса. Ну так вот тут позднее прибытие, подготовка и ограничения наделяются теми же качествами, как решение.

В общем, берём.

В целях сохранности

В аэропорту объявляют: «В целях сохранности вашего имущества, что-то там». Я не знаю, может, по каким-то нормам так можно сказать, но мне это режет слух. Или «в целях сохранения», или уж «в целях обеспечения сохранности».

На курсе презентаций: призыв коллег обратиться за дизайном внутренних коммуникаций

Участница курса Евгения Савкина рассказывает коллегам о своей дизайнерской команде. Она рассказывает, почему красота важна для успеха компании; показывает, что дизайн нужен не только в книгах и продуктах, но и во внутренних коммуникациях — в письмах авторам, переговорах с партнёрами, презентациях для пиара, продаж и HR. Её команда может помочь коллегам создавать визуально привлекательные материалы, которые формируют правильное впечатление о компании. После рассказа преподаватели курса Илья и Михаил изображают слушателей: один скептик, другой прослушал часть рассказа. А Евгения спокойно разбирается с обоими. 16 минут:

0:00 Интро и контекст
1:35 Выступление
7:22 Типа комментарии типа аудитории, которая не особо врубилась
12:38 Обсуждение

Это фрагмент № 14 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 7 апреля 2025 года.

До 30 ноября идёт запись на курс, который пройдёт 1—22 декабря.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

Оценки приложений по разным аспектам

Отельные сайты после поездок присылают приглашение дать оценку жилью, но не просто так, а по разным аспектам: расположение, чистота, оснащённость техникой, вежливость персонала и так далее. А вот Апстор предлагает приложения просто оценивать целиком. Понятно, что нюансы можно было бы описать в отзывах, но это делать влом, как и читать их. Кажется, было бы полезно, если бы Апстор спрашивал о приложении не вообще, а по аспектам: польза, удобство и скорость, стабильность, адекватность уведомлений, красота.

Что послушать — 83

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Дэвид Хайнемайер Хенсон у Лекса Фридмана. Всё правильно и про программирование, и про бизнес, и про отношение к жизни, а также интересно про гонки, особенно после того, как посмотришь эпловскую «Формулу 1».
  2. What To Do When The World Is Falling Apart. Недавно открыл для себя такого классного ютюбера-психотерапевта. Тут он отлично прочищает мозги людям со взглядами типа «мир нам всё должен» вместо того, чтобы начать самостоятельно чё-то решать.
  3. ATP 644: You Have to Invert. В этом выпуске любимого подкаста АТП обсуждают новый дизайн Макоса, и там много классного, особенно речь Сиракьюсы о том, как тупо отрывать панели от краёв экрана в районе 1:08.
  4. The Talk Show 428: Michigan-Starred Fine Dining. А это выпуск шоу Джона Грубера, где они с гостем Луи Мантией ситуацию с дизайном интерфейсов в Эпле и тот факт, что у Алана Дая, оказывается, даже нет образования на эту тему.
  5. Сэм Альтман о боге, Илоне Маске и загадочной смерти своего бывшего сотрудника. Интервью Такера Карлсона! Ребята стоят друг друга, конечно.

На интерфейсном курсе: мы не заставим пользователя перепроверить данные, если ему самому это не надо

Участница курса говорит, что ей хотелось добавить экран для проверки и исправления ошибки. Объясняю, почему в хорошем интерфейсе так делать не надо. 4 минуты:

ЧатГПТ от моего лица: «В этом фрагменте я рассуждаю о соблазне вставить в интерфейс специальный экран подтверждения: мол, пользователь загрузил документ (например, СНИЛС), и теперь давайте попросим его перепроверить, всё ли он сделал правильно. Но такие экраны, как правило, не работают: если человек сам не заинтересован в проверке, он просто нажмёт „ОК“ и пойдёт дальше. А если заинтересован — он и без нас перепроверит. Мы не ведомство, которое может заставить. Поэтому лучше не навязывать действия, а встроить обратную связь прямо в рабочий процесс. Например, при съёмке паспорта сразу показать, какие поля распознаны, какие — нет. Или, если документ загружен, но с ошибками, — пометить его где-нибудь в списке. Тогда пользователь сам решит, хочет ли он в это вникать. Главное — не мешать и не бесить, а деликатно держать в курсе»

Это фрагмент № 179 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 22 марта 2024 года.

Открыли запись на курс, который пройдёт 4 октября — 2 ноября. Сейчас −10% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Думаем дальше № 45 — «Комната интеллектуальной разгрузки» c Михаилом Руденко

С Михаилом Руденко обсуждаем его модель ДКЦП, принятую в ней терминологию, а также её возможное приложение к Эгее.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Что такое ДКЦП
7:55 Что вообще значит «модель»
12:32 Польза лингвистических инструментов анализа
15:43 «Проблема», «задача» или «конфликт»? Объяснение на сырке
24:11 Обсуждаем эфир с Кириллом Мышкиным и какие там конфликты в его боте
40:17 Инварианты обмена: зачем так называть и почему их именно девять
55:51 Как применить ДКЦП к Эгее
1:04:19 Эгея и «маниакальное внимание к мелочам»
1:12:03 Аудитория Эгеи и что у неё общего с Роллс-Ройсом

Виспер и ЧатГПТ послушали выпуск за вас и делятся выводами:

В этом выпуске обсуждается «Дворец культуры ценностного предложения» (ДКЦП) — методология и модель, созданная Михаилом. Илья читает статью Михаила и делится впечатлением: идея кажется очень интересной и полезной, но изложение чрезмерно сложным, будто бы его можно было объяснить проще. Михаил соглашается, что тема действительно непростая, и рассказывает, что намеренно сделал акцент на нюансах, которые обычно теряются при упрощениях, пусть и ценой усложнения. Суть модели — рассматривать любую продажу или обмен как систему взаимосвязанных элементов, которые помогают понять, что именно мешает или помогает сделке состояться.

Главное в подходе — мыслить через девять «инвариантов», составляющих структуру обмена. Это как чертёж или глобус: глядя на модель, можно увидеть целое явление, которое иначе слишком абстрактно. В центре внимания оказывается конфликт — противоречие между желанием и препятствием. На примере белкового сырка Михаил показывает, что ценность продукта проявляется именно в том, как он помогает разрешить конфликт (хочу восполнить белок, но неудобно готовить коктейли). Такие конфликты не всегда очевидны и формулируются не сразу, а часто обнаруживаются в исследовании клиентского опыта.

Много внимания уделено и терминам. Илья сомневается в словах «модель» и особенно «инварианты», ведь они звучат тяжеловесно и неочевидно. Михаил поясняет, что «инвариант» здесь не содержание, а форма: как неизменные категории обмена, которые всегда есть (участники, объект, коммуникация и т. д.), даже если их наполнение меняется. В повседневной работе он чаще говорит «блоки» или «элементы дворца». Также они обсуждают, зачем нужны редкие термины — иногда это вопрос брендинга, иногда — способ точнее схватить смысл.

Под конец Илья предлагает применить ДКЦП к его собственному проекту — движку для блога «Эгея». Он делится историей его появления и сомнениями: проект для души, но хочется понять, как из него можно получать больше пользы и денег, не разрушая его смысл. Михаил показывает, как модель может помочь: выявить ценности (например, внимание к мелочам и аутентичность), определить вклад клиента (не только деньги, но и усилия при установке), найти сегменты аудитории (редакторы, дизайнеры, айтишники) и увидеть, какие конфликты продукт решает.

Основные идеи и выводы:
— ДКЦП — это модель обмена, позволяющая увидеть структуру и взаимосвязи в любой продаже или сделке.
— Центр модели — конфликт: противоречие между «хочу» и «мешает», которое продукт должен разрешать.
— Девять «инвариантов» — неизбежные элементы любого обмена; термин спорный, но отражает идею постоянных категорий.
— Лексика и термины важны: язык задаёт рамку мышления и помогает точнее видеть смысл (гипотеза Сепира—Уорфа).
— Модель полезна не только для бизнеса, но и для личных проектов: помогает выявить ценность, аудиторию, сценарии применения.
— Необязательно менять продукт под рынок — можно искать аудиторию, у которой ценности совпадут с твоими.
— Подражание и символический смысл (например, использовать инструмент «как у Бирмана») тоже могут быть драйверами ценности.

Такой выпуск будет интересен предпринимателям, продакт-менеджерам, дизайнерам и редакторам, а также всем, кто делает свои проекты и хочет системнее понимать, как формируется ценность и что мешает продукту находить отклик у людей.

Презентация с понятной задачей

У одного участника нашего курса о презентациях и выступлениях была очень необычная задача. Ему представилась возможность выступить перед руководством крупной компании с целью изменить подход к созданию новых продуктов. Он не просто хотел предложить необычную идею продукта; он хотел перенастроить ход мысли, поменять критерии для выбора направления.

В начале курса мы просим всех участников выбрать тему и сформулировать, каким должен быть идеальный результат выступления. Что должны сделать слушатели после выступления? Он сказал, что они должны «занять позицию» в соответствии с предложенной системой взглядов.

Мы с Мишей долго думали, как это конкретизировать. В каких конкретно действиях или хотя бы словах руководства должно выразиться то, что они эту позицию заняли? В начале было сложно, ведь мы и сами не понимали, в чём там идея и подход, что за позиция вообще. Там довольно нетривиальное рассуждение с историко-философским уклоном. Так что первые 2-3 репетиции мы просто вникали в содержание рассказа, пытались упростить его, сделать чётче и последовательнее.

К тому моменту, как мы поняли, какую такую позицию мы хотим, чтобы руководство заняло, к участнику возник глупый вопрос — а тебе-то что с того? Ну займут они позицию. И допустим даже в итоге продукты начнут делать лучше. А ты-то как от этого выиграешь? Может, ты рассчитываешь как-то поучаствовать в этом продуктовом планировании потом?..

И точно. Обсуждения привели нас к тому, что нам не так важно, чтобы руководство прям уж заняло какую-то позицию, как то, чтобы наш участник получил на их решения некоторое влияние.

То есть настоящая цель не в том, чтобы какой-то ход мысли руководству настроить сразу, а скорее в том, чтобы «втереться в доверие»; чтобы руководство увидело, что наш участник умеет системно думать о продуктах, что у него интересная оптика и опыт, и что есть смысл с ним подружиться на эту тему. В общем, идеальный результат выступления — это если позовут на следующую встречу поговорить про это всё поподробнее!

Снова оказалось, что понимание задачи очень важно и в случае с презентацией.

Ближайший курс — в декабре, записывайтесь заранее.

Ранее Ctrl + ↓