Позднее Ctrl + ↑

Об официальной схеме московского метро от сентября 2023 года

Недавно в Москве открылась ещё куча метро и диаметров и обновилась официальная схема. Стала вот такой:

Мне несколько человек написали узнать, что я думаю.

Что не нравится

В целом, на мой взгляд, так и не получилось красоты. Диагональ Останкино — Перово D3 справа сверху слишком навязчива, побеждает вообще всё. Не решены проблемы в районе Сити, там каша.

Внешние кольца слились в одно, особенно в районе Хорошёва. На нашей схеме мы специально нашли такую форму колец, чтобы они уходили со своей орбиты достаточно далеко друг от друга, чтобы глаз не считал их продолжением друг друга:

Ещё непонятно, что происходит с аэропортом Внуково, почему его два:

В новостях рассказали, что метро приехало прямо в аэропорт, а на схеме почему-то есть сам аэропорт, а есть отдельно от него станция метро «Аэропорт Внуково». Расстояние между ними сравнимо с расстоянием между другими станциями, никакого шаттла или хотя бы пешеходной тропинки не нарисовано.

Но психотерапевты учат: не сравнивай других с собой; сравнивай других с тем, какими они были вчера!

Что нравится

В целом, конечно, стало лучше, чем было до этого — раньше была перекособоченная хрень со страшным синим аппендиксом слева. Сейчас хоть какой-то относительный баланс достигнут.

Пересадки теперь обозначены нормально. Наконец-то внедрён принцип «Одно название — один кружок», который я использовал в своей схеме ещё в 2013 году. Посмотрите на Парк культуры, Октябрьскую, Павелецкую на новой официальной схеме:

Кстати, градиентные кружки я использовал ещё в 2012-м.

Раньше, напомню, было так:

Зачем было столько времени упираться и рисовать по два кружка там, где можно было обойтись одним? Нигде в мире так не делали, эта была чисто московская придурь.

Напомню теоретические основы обозначения пересадок на транспортных схемах. Дизайн обозначений на схеме должен помогать пассажиру соотносить объекты и их подписи; находить объекты; прокладывать маршруты. Логика же обозначения Октябрьской двумя кружками была такая: «ну, там же две разных станции, они просто называются одинаково». Если это и так (это не так), то что с того, как это связано с задачей?

Если два кружка иногда подписаны двумя раздельными словами («Серпуховская», «Добрынинская»), а иногда одним («Октябрьская»), то решительно никак невозможно догадаться, почему это происходит и что это значит. Если ты уже знаешь всё про эти станции, то такой дизайн помогает тебя почувствовать себя хорошо, но, ещё раз: дизайн обозначений на схеме должен помогать пассажиру соотносить объекты и их подписи; находить объекты; прокладывать маршруты, а не: «успокаивать знатоков московской терминологии метро, где платформу называют станцией». Когда линии проходят через один кружок и около него стоит одна подпись, ты сразу видишь пересадку и не сомневаешься в том, как она называется. Глазу, скользящему взглядом по линии, легче «пересесть» на такой станции.

Самое страшное происходило на станциях типа Третьяковской и Таганской, где трём кружкам соответствовало две подписи. На что тут был расчёт, как это вообще можно было осмыслить? В новом дизайне всё встало на свои места — стало как у меня было десять лет назад.

Пара разворотов по теме из главы «Детализация» в моей книге «Дизайн транспортных схем»:

Ещё умер руль на Библиотеке имени Ленина. Много лет считалось очень важным обозначить, как там именно переходы устроены, что между голубой и серой веткой нет «прямого» перехода. Про это тоже в книге есть:

Пассажирам как было плевать, «прямой» переход или «непрямой», так и осталось: они просто ищут указатель к нужной линии и идут по нему. Теперь это место на схеме выглядит проще.

Покупайте и читайте мою книгу «Дизайн транспортных схем», конечно.

И не забудьте изучить нашу схему московского метро, которая и красивее официальной, и обозначения использует хорошие. Аэропорт Внуково и новые диаметры откроем на ней следующим постом.

Как я перестал пользоваться Дуолинго

Раньше Дуолинго было классным приложением, в котором я занимался практически каждый день. Но потом они поменяли дизайн:

Редизайн выкатывался постепенно — видимо, тестировали. Был период, когда Айфон уже был сломан, но через Айпад или веб ещё можно было заниматься. Я какое-то время гонялся за старым дизайном, но вскоре после окончательного перехода на новый потерял интерес к занятиям.

В интернете было много возмущения по поводу изменения, в том числе в комментариях под этим видео. Но дизайн не откатили, а значит с цифрами у Дуолинго всё хорошо.

Было — стало:

В старом дизайне по мере прохождения уроков, следующие открывались пачками. На примере слева на выбор: основы, фразы, животные, еда, семья. Иногда было настроение узнать что-то новое, и я тыкал в нетронутую тему. Иногда наоборот, хотел дополнительно потренироваться в чём-то, о чём уже имел представление, и заходил туда. Когда я сам выбирал, что изучать, то как хозяин своего выбора я был мотивирован это изучить. Интерфейс был информативным и увлекал разнообразием тем. Иногда было приятно прокрутить чуть выше и порадоваться тому, сколько я уже знаю. Иногда было интересно прокрутить чуть ниже, к закрытым пока урокам, чтобы вдохновиться тем, что ждёт дальше. Может, оставшийся обязательный урок не сильно привлекает, но зато после него откроется вон чё!

В новом дизайне нет ничего из этого. Бесконечная волна из одинаковых монеток ничего не значит, в ней нужно просто нажать на зелёную: предыдущие ты уже прошёл, а следующие пока недоступны. Если крутить выше или ниже, там продолжается бесконечная волна уже пройденных или ещё недоступных неподписанных монеток, причём даже появится кнопка, чтобы прокрутить обратно к зелёной монетке. Информативность этого экрана буквально равна нулю, выбора на нём нет, он существует только для того, чтобы ты нажал в одну единственную кнопку! Даже айпадные игры для кошек интереснее.

В видосе они рассказывают, что это и было целью:

We’ve redesigned the home screen to better guide you through lessons.

В переводе с маркетологического: «теперь мы будем решать, что тебе учить».

Follow a path crafted by our learning experts to help you better reach your goals.

У всех по-разному, но для меня «достижение цели» — слабейший из мотиваторов в жизни. Я хочу беззаботно наслаждаться процессом, а потом вдруг с восторгом обнаруживать собственные достижения. Дуолинго больше такого мне не даёт.

And don’t worry, we’ve kept all the progress you’ve made so far

Не знаю, о чём это вы. Я больше не вижу огромного списка тем, которые я прошёл. С моей точки зрения, весь прогресс я как раз потерял.

В общем, очень жаль, хорошая была программа.

Опера в Осло

В Осло есть оперный театр. Он странной формы:

Можно просто взять и подняться по нему на его крышу:

Внутри такой деревянный кокон:

Элементы навигации сделаны в таком же стиле, как во всех скандинавских вокзалах и аэропортах:

Проход в гардероб и туалет:

Есть и какие-то свои стелы:

Историческая справка:

Здание стоит прямо у воды. Рядом в воде — какой-то арт-объект из стекла:

Фотографии из поездки в сентябре 2019 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Осло!

Ещё Осло:

Недизайнеры замечают плохой интерфейс

Стендап-комики Дима Гаврилов и Владимир Бухаров говорят про всё подряд, но в середине (1:18:52) Дима рассказывает, что качество интерфейса отлично замечают и не дизайнеры:

Вырезал для вас аудио:

Покажите этот кусочек своему менеджеру, который говорит, что это только дизайнерам важно, чтобы всё было плавно и аккуратно.

На интерфейсном курсе: рекомендую жирную, а не бледную шапку в таблице

Рассказываю, почему, на мой взгляд, шапку таблицы лучше сделать жирной, а не бледной. Заодно упоминаю головохвостую табличную терминологию Мильчина. 3 минуты:

Это фрагмент № 113 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 24 марта 2023 года.

До 6 октября идёт запись на курс, который пройдёт с 7 октября по 5 ноября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Когда тебе жалуются, прояви уважение

Мужчин учат, что когда у женщины проблема, не надо пытаться её решить и провоцировать негодование, а надо женщину просто пожалеть. На эту тему куча и мемов, и книг.

Это вредный совет, потому что он не объясняет природу негодования и ошибочно противопоставляет мужчин и женщин. В результате мужчины, если и следуют ему, то с фоновой мыслью, что «эти женщины какие-то странные». А на самом деле механизм тут одинаковый независимо от пола, а половые отличия находятся в другом месте.

Если человеку плохо и он жалуется на проблему, рассказывает о какой-то боли, сложности, то вероятно, для этого человека эта проблема — большая и значимая. Если вы как слушатель вдруг увидели «простое решение», и поспешили им поделиться, то этим вы полностью обесценили саму проблему: «Что ж это получается? То, из-за чего я в печали третий день, для тебя — вообще не проблема? Я тупой, что сам не догадался так решить? Значит моя проблема — ерунда?» В такой момент трудно даже оценить, насколько решение реально подходящее, потому что с твоей стороны кажется совершенно немыслимым, что человек так быстро его нашёл.

Представим такую же ситуацию без сильных эмоций. Вы дизайните что-то сложное, много часов обсуждали с клиентом, много часов думали сами, и никак не можете найти решение в какой-то детали. Вы приглашаете коллегу посоветоваться, пытаетесь его погрузить в подробности, а он, даже не дослушав все нюансы до конца, говорит: «Так просто поставь кнопку вот сюда!» Может быть, это гениальное озарение, которое вы сразу примете со словами «Вот я идиот, три дня голову ломал, а можно было так просто сделать!», но это маловероятно. Скорее, советчик не вник, а про этот вариант вы сами тоже подумали первым делом, и вот пятнадцать причин, почему он не подходит.

Очевидно, что если в подобном ключе обсуждается не рабочий, а личный вопрос, завязанный на эмоции, то «простое решение» почти гарантированно свидетельствует о нежелании вникать в проблему, то есть безразличии. Неудивительно, что это вызывает негодование. Это не женская какая-то странность, а совершенно нормальная реакция любого человека.

Настоящий вопрос в том, почему именно мужчины часто оказываются в роли таких генераторов «простых решений». А это потому, что многие мужчины искренне чувствуют себя более умными, чем женщины. Они убеждены, что им виднее, как поступить. Женщина, прежде чем давать простой совет, скорее подумает: «наверняка он и сам догадался, а проблема сложнее». А мужчина скорее подумает: «наверняка она сама не догадалась, а проблема яйца выеденного не стоит».

Так что нормальный совет — это не «пожалеть женщину» как-то снисходительно, а уважать женщину и не считать, что тебе виднее. А уже из этой позиции вполне можно и помогать с решениями, если это нужно и получается.

Аэропорт Хитроу

Когда я летал в 2018 году в Дублин, я делал пересадку в лондонском аэропорту Хитроу. Про сам Дублин я написал всё, что мог, а вот Хитроу пока не показывал.

Во-первых, оказывается, до этого у меня нигде не встречался знаменитый пересадочный олень:

Вот, если я говорю про пересадочного оленя, я имею в виду вот этого чувака с рогами-самолётами.

Тут я впервые обратил внимание на то, что для всего сценария пересадки используется свой отдельный сиреневый цвет:

Аккуратные, простые и красивые таблицы рейсов:

Они же, но уже ближе к зоне вылета со всякой цветовой разметкой:

Заботушка и схема гейтов терминала 5, который на самом деле состоит из трёх отдельных зданий, соединённых подземными переходами и поездом:

Указатель того, к каким гейтам ведёт поезд:

На станции встречает гигантский указатель того, с какой стороны придёт следующий поезд:

Сценарии прилёта и пересадки разделяются в навигации очень сильно. Ты быстро понимаешь, какая расцветка про тебя, и игнорируешь «чужие» указатели:

Имеются схемы линии. Раз:

Тут как раз видно, что если ты прилетел, то тебе верхние обозначения, а если пересаживаешься, то нижние.

Два:

Три:

Внутри поезда:

Тут тоже есть схема:

И ещё один олень:

Когда выходишь из поезда:

Конфигурация зданий может быть сколь угодно сложной, но твой путь по сути линейный — просто последовательно проходишь разные шаги. Это показано на схеме. Для прилетевших:

Для пересаживающихся:

Деление граждан на первый и второй сорт:

Сиреневая вывеска — значит, мне сюда, я ж пересаживаюсь в Дублин:

Понять это невозможно, но хоть Ирландия и не входит в Соединённое Королевства, а вообще является частью Евросоюза (но не Шенгена!), однако перелёт Лондон — Дублин считается внутренним! Поэтому чтобы попасть на него, мне пришлось сначала пересечь границу Соединённого Королевства, а после этого «внутренним» рейсом пересечь её обратно. Очень странная фигня.

Указатель гейтов:

О, а вот и мой гейт:

Когда летел обратно, пофоткал ещё другой зал вылета:

Клёвые мегазнаки с номерами гейтов:

Экраны:

Фотографии из поездки в мае-июне 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Лондон или в Дублин!

Первосентябрьская скидка на Эгею

С этого момента и до конца воскресенья, 3 сентября, объявляется акция — скидка на год Эгеи.

А именно 2999 ₽ вместо обычных 3999 ₽:
— за лицензию на год при установке на вашем сервере;
— за продление такой лицензии на год (можно продлить хоть на сколько, даже если у вас ещё действующая, но вы собираетесь пользоваться ещё долго);
— за продление сервиса Эгеи на год (можно заплатить только один раз, но тоже независимо от того, сколько у вас осталось до истечения действующей).

Воспользуйтесь специальными условиями на специальной странице.

Вот, купите на сэкономленные деньги себе учебник. День знаний же!

ЧатГПТ «просто придумывает следующее слово»

В любом подкасте и тексте про работу ЧатГПТ звучит одна и та же мысль, что на самом дела он генерирует текст «просто придумывая наиболее вероятное следующее слово». Каждый эксперт по нейросетям и машинному обучению говорит это! И каждый журналист и интервьюер это принимает и делает вид, что это что-то объясняет!

Ау, очнитесь. Почему вы это хаваете? Это ж ничего не объясняет. Когда вы пишете ЧатуГПТ «привет», он отвечает «привет»! В каком тексте на земле после «привет» самое вероятное следующее слово — «привет»? Что за чушь? Вообще почему ответ на что-то — это самое вероятное следующее слово, почему эта идея кого-то устраивает?

Вот вопрос: «сколько стоит доллар». Какие вероятные следующие слова? Вот такие: «США», «сегодня», «на валютном рынке», «в обменнике». Какие наиболее невероятные следующие слова? Вот такие: «сто рублей». Потому что ну что это вообще за предложение «сколько стоит доллар сто рублей»? Это же бред.

Но все делают вид, что а, ну теперь поняно, как работает ЧатГПТ. А на самом деле нихрена непонятно, и никто даже не делает попытки объяснить.

Посоветуйте мне машину

В прошлый раз я просил вас посоветовать мне машину двенадцать лет назад. Тогда я в итоге купил Опель Астру в полном фарше, езжу на нём до сих пор и очень доволен. Но всё-таки когда машине двенадцать лет, то начинаешь думать, а не пора ли поменять? Ну и вот я лениво об этом думаю последнее время.

Opel Astra J / Опель Астра

Проблема в том, что Опель слишком прекрасен. Такое ощущение, что человечество разучилось делать машины, на которые приятно смотреть, и этот Опель был последним. Окей, ещё Мерседесы некоторые выглядят нормально, но они слишком дорогие.

Что я хочу? От машины мне надо, чтобы в ней хорошо играла музыка, были беспроводные Карплей и зарядник, подогрев руля и лобового стекла, а также возможность удалённого запуска штатными средствами без установки всяких левых сигнализаций. Мне нравятся хэтчбеки, но в целом я готов рассмотреть и что-то ещё.

Во-первых, я съездил на тест-драйв такой вот Кии Сиида. Это редкий современный автомобиль, на который можно смотреть без боли и на котором я бы ездил:

В целом машина неплохая. Но у Кии какая-то странная ситуация со всякими сервисами удалённого управления автомобилем. По идее они есть и они хорошие: можно и двигатель удалённо завести, и подогрев руля включить, и на карте машину увидеть, и остаток бензина узнать. Но при этом сейчас их как-то вполсилы блокируют в России. Официальный дилер прям говорит: мы можем гарантировать, что это всё будет работать в день покупки автомобиля, но дальше — как повезёт; иногда если отваливается, удаётся починить заменой сим-карты, а иногда ничего не помогает. А мне это важно, я не хочу лотерею.

Для тест-драйва был доступен только вариант «средней» комплектации с 130-сильным двигателем, и после моего 180-сильного Опеля он прям ощутимо тупой. Я вообще не гонщик, но хотя бы из соображений безопасности хочу быть уверен, что если я нажал газ, автомобиль поедет, а тут такого эффекта не было. Вероятно, это решается покупкой топовой комплектации, но вопрос с ненадёжностью удалённого управления никуда не девается.

Во-вторых, знакомый посоветовал мне рассмотреть китайскую «электричку». Электричка — это кайф: после того, как я однажды покатался на Тесле, я мечтаю перейти на электричку. Но мне казалось, что это для богачей, живущих в частном доме, а не для дизайнеров. А знакомый говорит, что сейчас это всё доступно, инфраструктуры становится больше, да и во дворе организовать розетку можно.

Посмотри, говорит, на Хонду ЕНС-1:

Так, ну это типа кроссовер, но выглядит ничего так. Только лишний вырез вокруг логотипа спереди портит картину. Это там лючок для зарядки, что тоже, кажется, не очень удобно. Но в целом вид отторжения не вызывает.

Тут проблема в другом: это всё как-то неофициально привозят из Китая. Гарантии нет, сервиса нет, а главное — тест-драйва тоже нет! Как же покупать кота в мешке? Кстати, сервисов удалённого управления тоже нет. Но вроде как с электрическими машинами это не так критично. Все утверждают, что они «заводятся» в любые морозы, а печка сразу начинает дуть тёплым воздухом.

В-третьих, в раздумьях об электромобиле я съездил на тест-драйв автомобиля Эволют Ай-Джой. Картинку показывать не хочу, потому что автомобиль некрасивый. Вроде как это какой-то русский электромобиль — кто бы мог подумать, что такое бывает! Он продаётся официально, поэтому можно взять покататься.

Ну, ездит он классно. У него 163 лошадиных силы, но разгоняется резвее моего Опеля. И ощущения от электродвигателя снова волшебные, хоть это и не Тесла. Я катался в идеальный день, когда не нужна была ни печка, ни кондиционер, поэтому отключил все воздуходуйки и наслаждался полной тишиной... пока что-то не начало дребезжать. Пока я катался, дребезжание постепенно усиливалось. Что же будет через год эксплуатации? У меня в Опеле до сих пор всё нормально. Кроме того, у этого Эволюта нет Карплея, музыка вообще играет очень плохо, руль и стекло не греются. Ну и некрасивый он.

Расскажите, что вы об этом думаете? Какие машины, как вам кажется, мне стоит рассмотреть? Может, кто-то из вас уже катается на электричке и счастлив? А может кто-то купил китайскую и пожалел? Как у вас дела с удалённым управлением? Я не хочу платить за машину больше трёх миллионов, но пока кажется, что придётся (ну или дальше ездить на Опеле).

Ранее Ctrl + ↓