Позднее Ctrl + ↑

Потыкать в интерфейс автомобиля онлайн

Я давно жалуюсь, что все сайты автомобилей — ужасны. Из них ничего нельзя понять. Начиная с того, что в интернете нереально даже найти подробную спецификацию. Если очень повезёт, будет бесконечный список пунктов типа «Интеллектуальная система управления бардачком», но нигде не будет объяснено, что конкретно и как она делает.

С одной стороны, не исключено, что это всё специально, чтобы человек в любом случае ехал в салон, и его там уже окучивали. Но с другой стороны, мы знаем, что не нужно объяснять злым умыслом то, что легко объясняется глупостью.

Короче, мне пришла в голову такая идея. У современных машин значительная часть элементов управления находятся на экране. Уж настройка-то всяких систем точно делается через экран. Почему бы не дать на сайте симулятор этого экрана? Вот прям чтобы я походил по меню, посмотрел, какие там есть параметры. Да, если я изменю оттенок подсветки салона, в моей реальной комнате ничё не изменится, но я хотя бы увижу, что там такое есть.

Без обучения

Парижский Нотр-Дам сгорел из-за интерфейса. Датчик возгорания штатно и вовремя сработал, и сотрудник службы безопасности увидел на экране код: ZDA-110-3-15-1. Это идентификатор конкретного места, где сработал датчик — ценнейшее знание. Однако почти полчаса сотрудник искал, где же горит, потому что не знал, что значит код, а начальник не отвечал на телефон.

По мнению многих людей, дизайн — это что-то поверхностное и необязательное. Если инженеры спроектировали и установили продвинутую систему пожаротушения, зачем звать дизайнера? Зачем тут оформление или украшение? Ладно ещё в продукте для массового потребителя — там надо пустить пыль в глаза и повысить продажи, — но в таком специальном интерфейсе как панель управления системой пожаротушения это точно лишнее?

В заметке «Инструкция против интерфейса» я писал о своём опыте работы с промышленными интерфейсами, где постоянно появляются подобные магические сообщения. Инженеры говорят с пользователями на инженерном языке, а на любые слова о непонятности отвечают примерно одно и то же:
— Сотрудники проходят обучение перед работой, а случайный человек и не должен понимать это.

Это ошибочное мнение. Компании теряют на нём деньги. Начиная с того, что само обучение обходится дорого, и заканчивая тем, что в критический момент оказывается, что сотрудник забыл, чему его там учили.

В случае с Нотр-Дамом цена такого мнения — миллиард долларов.

Я предлагаю принцип «Без обучения». Прям декларировать его как основу для всех принимаемых в дизайне решений. Я прямо отвечаю инженерам:
— Понимаю, но у нас в интерфейсах используется принцип «Без обучения». То есть мы делаем интерфейсы такими, чтобы как раз таки случайный человек мог подойти и выполнять работу. Да, без опыта он будет делать медленнее, но нужно добиться, чтобы он в итоге сделал всё правильно.

В системе пожаротушения необходимо было нарисовать план собора и расставить на нём эти датчики. Каждому датчику кроме кода нужно было поставить в соответствие текстовое описание типа: «левый шкаф за алтарём». При срабатывании датчика на экране должен появляться план с обозначением точки и текстовой подписью, а не набор бессмысленных букв и цифр. И конечно должно быть словами написано, что именно в этой точки произошло: температура выше нормы, задымление или что-то ещё.

Очень важно настроить культуру разработки, чтобы сам этот довод «Сотрудники проходят обучение» не считался валидным. Считайте, что не проходят. Что тогда?

На интерфейсном курсе: крутой интерфейс кассы и крутая его презентация

Обычно я публикую кусочки курса, где я что-то говорю про работы участников или отвечаю на вопросы, но тут я оставил исходную презентацию целиком. Потому что любо-дорого смотреть и слушать! Интерфейс автоматической кассы в супермаркете — очень красивый и с полезной развлекухой в конце. 14 минут:

0:00 Никита рассказывает про свой интерфейс
8:40 Я комментирую

Это фрагмент № 165 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 января 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 1—30 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Что послушать — 80

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Подкастус с Марком Родионовым, который был дизайнером в Студии Лебедева, а стал арт-директором в Сбердивайсах.
  2. Richard Dawkins Teaches Evolution to Religious Students. Добрый Докинз! Вот чё бывает.
  3. Синельников в подкасте «Кто студента» учит, как говорить с работодателями, которые спрашивают про натальную карту.
  4. SNEAKOs Full Therapy Session With HealthyGamerGG. Какой-то неизвестный мне стример общается с психотерапевтом. Он начал разговор с нападок, мол, психотерапия — чушь собачья, лучше помолиться богу и заняться работой. А терапевт аккуратно разбирается, откуда у него это говно в голове. Суперинтересно и хочется поучиться у терапевта просто ведению разговора с такими людьми. Но стримеру всё-таки мини-респект за то, что он хотя бы произнёс в начале слова, что допускает, что неправ.
  5. Дебаты Мэтт Диллаханти c Крисом Кнехтле про религию. После прошлого выпуска «Что послушать», где были аналогичные дебаты с Джорданом Питерсоном, мне посоветовали это, и я не пожалел. Крис отвратительный и злой тип — отличная иллюстрация того, что вера делает плохого человека только хуже. А Мэтт классный.

На интерфейсном курсе: виджет умного дома с иконками

Обсуждаем виджет умного дома. Я увлекаюсь рисованием иконок стиралки и посудомойки, а потом говорим про всё остальное. 23 минуты:

0:00 Рисуем иконки стиралки и посудомойки
6:45 Расставляем их по-другому, подписываем
11:55 Важность прямоугольности
13:00 Как показывать примерный остаток времени: лаконичность против взгляда новичка. Как сделать оберег от воров.
17:22 Какие действия стоит делать кнопками прямо на виджете.
19:27 Сравниваем круги прогресса стирки и заряда наушников

Это фрагмент № 164 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 12 января 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 1—30 марта. Сейчас −10% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Мелодия обесценивает тембр

Эта мысль в виде трёх слов давно лежит у меня в черновиках: «мелодия обесценивает тембр». Вот вам попытка раскрыть эту мысль. Это не что-то, с чем нужно спорить, это просто один из способов взглянуть на вещи.

Мелодия — это простая и очевидная штука, она на поверхности. Её можно записать нотами, поставить рингтоном на Нокию и подпеть у костра. Тембр — это сложная и глубокая штука. Его никак не записать кроме как описанием волнового процесса.

По классике тембр — это просто следствие физического устройства музыкального инструмента. Скрипка звучит вот так, а фагот — вот так, потому что вот такие колебания воздуха происходят, когда с этими предметами что-то делаешь. Тембр не является предметом композиторства; ты просто выбираешь его из набора существующих.

Когда у тебя компьютер, ты можешь записать разные инструменты и потом использовать эти записи в качестве материала для написания музыки. Это называется сэмплирование. Но ещё ты можешь создать тембр, моделируя любые волновые процессы. Это называется синтез. Тембр бесконечно глубже и разнообразнее, чем любая мелодия, но это куда более тонкие нюансы.

Когда у меня спрашивали, почему в техно нет мелодий, я всё время чувствовал, что с идеей использования мелодий в техно что-то не то, как будто мелодия всё опошлит и испортит. Казалось бы, почему нельзя заморочиться и тембром, и мелодией? Почему нельзя сыграть интересую мелодию интересным тембром?

А именно потому, что мелодия — это намного, намного более «грубая» сила. В ней разрешение в тысячу раз ниже, она перетянет на себя всё внимание, полностью обесценив всю работу над тембром. Это как взять бриллианты и собрать из них сарай для дров. Такая вам аналогия.

На курсе презентаций: презентация участка земли сельхозназначения

Участник курса презентаций Владимир Джанелидзе презентует семейной паре участок земли сельскохозяйственного назначения. Не удаётся открыть фотографии участка. «Муж» скорее скептичен, а «жена» хочет сразу покупать. Видео на 25 минут:

0:00 Контекст: что и кому презентует Владимир
1:10 Презентация и куча вопросов по ходу
16:41 Разбор. Как быть, если картинки или слайды не открылись
19:22 Про «жену», которая сразу готова купить
20:54 Про необычное имя «мужа»

Я в платочке в роли жены. На актёрский кружок надо будет походить ещё.

Это фрагмент № 11 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 28 октября 2024 года.

До 16 марта идёт запись на курс, который пройдёт 17 марта — 6 апреля. Сейчас −20%.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

«Пригласитьки» Эпла и сопротивление

Эпл выпустил приложение «Пригласитьки» (это я пытаюсь перевести слово Invites вместо Invitations). С помощью него можно кого-то пригласить на мероприятие — день рождения или свадьбу.

Проблем несколько:

  • нужно быть в экосистеме Эпла, чтобы приглашение прошло бесшовно, а если у тебя Андроид, то будет трахотень с кодами подтверждения через почту (мы-то с вами понимаем, что даже в экосистеме Эпла бесшовно ничего не бывает);
  • интерфейс максимально нестандартный, пытается тебя всеми силами удивлять и развлекать, ломая привычки и ожидания;
  • в приложении можно даже совместный плейлист составить на мероприятие, но нет интеграции с чатом — даже с дебильным Аймесседжем!

В 626-й выпуск подкаста АТП слушатель написал, как из 12 приглашённых на его день рождения только трое смогли принять приглашение в этом приложении. Короткий кусочек начиная с 5:10.

Если вы делаете приложение специально для какого-то жизненного сценария, то вы конкурируете не с другими такими приложениями, а с тем, как люди успешно это делают безо всяких специальных приложений. Договориться можно просто в чате! Даже если ваше приложение лучше, чем просто чат, намного ли оно лучше, чтобы кто-то стал заморачиваться, преодолевать это сопротивление?

Что почитать на выходных — 191

Вот:

  1. Плотность интерфейса. Понятие «плотность пользы» меня очень порадовало.
  2. Архитектоника ценностного предложения. Как думать о ценности продукта и вот этом всём.
  3. Beware Trivial Inconveniences. Важное объяснение того, почему даже мелкие преграды в интерфейсе сильно снижают его эффективность (это про сопротивление интерфейса).
  4. Behind the feature: The multiple lives of multi-edit. Как в Фигме изобрели новое поведение выделения. Вот это интересно, и тут понятно, зачем нужно всё тестировать.
  5. Можно ли ставить заголовок ровно посередине между абзацами. Игорь Штанг. Забавно, что я на курсе про это говорил прям то же самое, причём тоже показывал Брингхерста сначала! Не помню, чтобы мы это обсуждали с Игорем вообще.
  6. Founder Mode. «Their advice could be optimistically summarized as „hire good people and give them room to do their jobs“. He followed this advice and the results were disastrous».
  7. Choices. Пост Джоела Сполского аж из 2000 года, который всплыл в обсуждении моей недавней заметки. О том, где пользователю нужно давать выбор, и это хорошо, а где не нужно, потому что это мешает.
  8. This message does not exist. Забавное философское рассуждение о странном сообщении об ошибке.
  9. Зуузве — квазиспутник Венеры. Тред

Однажды в Википедии: Парадокс Абилина · Многорукий бандит

Искусственно длинные коридоры в аэропортах

Пока писал про замедление интерфейса для солидности вспомнил такую штуку. Людей бесит подолгу ждать выдачи багажа в аэропорту, и поэтому архитекторы искусственно делают более длинные пути из самолёта. Пока человек дойдёт до багажа, его, глядишь, уже и выдавать начнут. Получается, что как будто и не ждёшь.

Это крутое решение похожее на всякие интерфейсные фокусы с созданием иллюзии быстроты. Пока мы не можем придумать, как на самом деле выдавать багаж быстрее, мы можем хотя бы снизить раздражение от медлительности с помощью трюка.

А вот теперь представим. В аэропорту изобретают способ мгновенно выдавать багаж. Пассажиры выходят из самолёта по телетрапу, проходят в зал, а там уже их чемоданы крутятся. И тут обнаруживается, что они не врубаются, что это их чемоданы. По камерам видно, что они не идут к ленте, а стоят растерянно и ждут чего-то. Пошли исследовать, а пассажиры говорят: «Это наверное с прошлого рейса, мы ж только вышли». И тогда руководство аэропорта принимает решение подольше не выдавать багаж, чтобы не смущать пассажиров.

Как мы назовём авторов такого решения?

Ранее Ctrl + ↓