Позднее Ctrl + ↑

Автобусная система Лондона

28 мая 2020 года я загрузил фотографии в более высоком разрешении

Я выкладывал видеорассказ о лондонских автобусных остановках, но решил, что хорошо бы сделать нормальный пост.

Каждая лондонская автобусная остановка — праздник продуманности и информативности. Для того, чтобы пользоваться автобусом, клиенту не требуется ничего знать заранее: всё, что необходимо для принятия решения, есть прямо на остановке.

Остановка «Селфриджес» BB на Оксфорд-стрит

Во-первых, посмотрим на саму конструкцию павильона. У неё есть лавка во всю длину — достаточно удобная, чтобы посидеть 5-10 минут, но не настолько, чтобы кому-то пришло в голову на ней спать.

Более распространённая конструкция павильона — с названием на красном овальном торце:

Остановка «Грейт-Титчфилд-стрит» (OP) на Оксфорд-стрит
Остановка «Грейт-Титчфилд-стрит» OP на Оксфорд-стрит

Часто павильоны стоят «спиной» к дороге. Это позволяет занять минимум ширины тротуара и обезопасить клиентов от брызг.

На «спине» у остановки нанесён логотип автобусов, а в Сити — ещё и герб Сити:

Остановка «Станция „Ливерпуль-стрит“» (E) в Сити
Остановка «Станция „Ливерпуль-стрит“» E в Сити

Рядом с павильоном стоит столб с индексом, флагом и расписанием:

Остановка «Станция „Энджел“» (F) в Ислингтоне
Остановка «Станция „Энджел“» F в Ислингтоне

На флаге изображён знак автобусов, название остановки, направления движение и список маршрутов.

Индекс помогает разобраться в остановках, расположенных недалеко друг от друга. Особенно индексы полезны на автобусных станциях, сложных перекрёстках и площадях. Вот сколько остановок расположено на Трафальгарской площади и в её окрестностях:

Схема остановок в районе Трафальгарской площади и вокзала «Черинг-кросс»
Схема остановок в районе Трафальгарской площади и вокзала «Черинг-кросс», см. ПДФ на сайте «Транспорт-фор-Лондон».

Допустим, мы на Стрэнде около вокзала «Черинг-кросс», рядом с остановкой H и хотим съездить посмотреть на Тауэрский мост (делать там нехрена совершенно, но например мы там не были и хотим поставить туристскую галочку). Вот остановка:

Остановка «Станция „Черинг-кросс“» (H)
Остановка «Станция „Черинг-кросс“» H

Внутри павильона нас ждёт схема маршрутов от «Черинг-кросса» с алфавитным указателем остановок, до которых отсюда идут автобусы. Важно, что это не маршруты с этой остановки H, а все маршруты, на которые можно сесть в округе. Видите, там на кусочке в середине эти красные кружки:

Схема маршрутов от вокзала «Черинг-кросс»

На схеме в виде карты изображён только небольшой кусок в центре — зона пешеходной доступности, на которой обозначены другие остановки с их индексами. Всё, что за пределами этой зоны, изображено упрощённо, без географической привязки. Если знаешь город, нетрудно найти на схеме Тауэр, но проще обратиться к списку:

Список остановок, до которых идут автобусы от вокзала «Черинг-кросс»

Видим, что к Тауэру идёт 15-й автобус, и он останавливается на остановках B и F. По схеме видим, что остановка B далеко, а вот F — через дорогу, чуть ближе к Трафальгарской площади:

Фрагмент схемы автобусных остановок в районе вокзала «Черинг-кросс»

О, вон же она (а чуть дальше E, всё как на схеме):

Остановка (F) видна с другой стороны Стрэнда

Эх, как раз 15-й автобус уходит. Переходим дорогу, идём к остановке, смотрим на табло, обнаруживаем, что следующий 15-й будет через три минуты — ну и славно:

То есть найти нужный автобус и дождаться его — проще простого.

Такое табло с графиком ближайших отправлений есть не на всех остановках. В некоторых местах может даже не быть павильона, только столб. Но на столбе есть вертикальная схема и расписание:

Столб с расписанием автобусов на Сассекс-гарденс
Остановка «Сассекс-гарденс»

Вертикальная схема на столбе, в отличие от большой схемы в павильоне, показывает только те автобусы, которые отправляются непосредственно с этой остановки, и оставшуюся часть маршрута. Указано время движения до остановок по пути:

Вертикальная схема автобусов на Сассекс-гарденс

В расписании полно деталей, исключений и объяснений:

Расписание автобусов на Сассекс-гарденс

Информации на столбе хватает на маленьких улочках, где в остановках запутаться невозможно — одна тут, другая через дорогу. В этом случае подробная схема с индексами клиенту ни к чему — для выбора правильного направления достаточно вертикальной.

Вся эта система хорошо масштабируется на большие конечные остановки и даже автовокзалы, где есть множество платформ. Эти платформы так же обозначаются буквенными индексами, не нужно изобретать какую-то отдельную систему:

Большая автобусная остановка «Воксхолл»
Большая автобусная остановка «Воксхолл»

Схема большой остановки и указатель маршрутов с неё:

Если остановка не работает, то на флаг надевают специальный жёлтый чехол, а вместо расписания вставлена специальная жёлтая бумажка:

Остановка «Бич-стрит» в Баркбикане не работает
Остановка «Бич-стрит» в Баркбикане

Ночью остановки освещаются:

Остановка «Марбл-арч» ночью
Остановка «Марбл-арч»

Новые фирменные автобусы выглядят особенно шикарно сзади, причём издалека, когда в кривом окне не видны потроха, а кажется, что это просто такая чёрная полоса. Пришелец из будущего в городе настоящего:

Новый автобус

У Ильи Варламова много фотографий этого автобуса. Наверняка вам бросилось в глаза, что вместо привычного слова «пассажиры» я использовал слово «клиент» в рассказе. Прошедшим летом мне повезло побывать офисе «Транспорт-фор-Лондон» в гостях у дизайн-руководителя Пола Марчанта, он рассказал мне миллион интересных вещей, и я не мог не заметить, что он ни разу не называл пассажиров пассажирами, только клиентами (customers). Эта деталь, как мне кажется, многое объясняет в отношении его и его коллег к работе.

Что почитать на выходных — 77

Вот:

  1. How New York city developed its wayfinding signage.
  2. Motherfucking Website.
  3. A ’Shrewdness’ of Apes and Other Odd Group Names. Названия групп животных по-английски. Ох, ну и жесть. (См. также пост у Рахима Давлеткалиева)
  4. The Mission of Tesla. «First, we have rolled out an over-the-air update to the air suspension that will result in greater ground clearance at highway speeds». Они настоящие фрики.
  5. Why an 80% market share might only represent half of smartphone users.

Эмёрдж: теперь для всех

Первые одиннадцать копий Эмёрджа разлетелись за пару дней, после чего я продажу поставил на паузу (я обещал продать десять, но из-за криворукости умудрился сбиться со счёту). Смысл ограничения был в том, чтобы исправить все страшные проблемы, пока пользователей не очень много. Никто из покупателей пока не пожаловался и не попросил деньги назад, чему я очень рад (разумеется, вы всё ещё можете это сделать, если столкнулись с проблемами).

Теперь Эмёрдж продаётся по полной цене ($19 или 0,014 BTC) без ограничений. Обратите внимание, что цена в биткоинах по сегодняшнему курсу — это около $16 долларов. Покупайте за биткоины!

Механизм покупки пока ультратупой: вы жмёте кнопку, пишете мне письмо с желанием купить, я вам отправляю инструкцию. Понимаю, что это жесть, но сделать умнее пока некогда.

В качестве дополнительной благодарности первым покупателям — нехитрая акция. С удовольствием напишу пост со ссылками на каждый из ваших сайтов. Если хотите ссылку, напишите мне письмо (ссылку и пару слов о том, что за ней). На сайте должен быть установлен Эмёрдж. Если желающие будут, пост выйдет в следующую среду, 4 декабря; дедлайн для подачи заявок — понедельник, 2 декабря.

Поездка на ДЛР (видео)

Прокатился на ДЛР — лондоских легкорельсовых, что бы это ни значило, поездах. Это очень загадочная транспортная система. Я слышал, что вроде бы там поезда беспилотные, как на 14-й линии в Париже.

Захожу я в поезд, смотрю, а там машинист сидит. Но любопытно, что сидит он не в кабине, а просто на левом переднем сиденьи, а справа сидят пассажиры. Достаю телефон и начинаю это дело снимать:

И тут машинист встаёт, закрывает весь свой пульт управления крышкой — и как ни в чём не бывало уходит, а поезд при этом едет дальше. Дальше я там ещё немного поснимал. Уже в другом поезде сижу себе спереди, снимаю вид из окна, хоп, подходит мужик, просит отвалить. Я отваливаю, он открывает крышку, жмёт какие-то кнопки, при этом просит не снимать (1:30).

Дальше еду себе, вдруг кто-то начинает объявлять про то, какие линии не работают и что к чему. Причём явно не предзаписанное объявление, а прямо сейчас в микрофон кто-то говорит. Но за машинистским сиденьем никого нет. Гляжу вокруг — сотрудник ДЛР стоит около двери, открыл там крышку своим ключом, достал микрофон и говорит туда. Кто бы мог подумать.

А вот вам схема маршрутов ДЛР, висящая над дверьми в поездах:

Лондонская автобусная остановка (видео)

Вот ещё видео, где я хожу вокруг автобусной остановки и показываю разные её фичи:

Я чё-то затупил, и когда снимал не осознал, что самый правый постер в павильончике рекламирует тот факт, что по 9-му маршруту теперь ходят новые автобусы, а как раз именно такой попался в самом конце видика.

Хотите рассмотреть карту, которая висит на остановке (2:20 в видике) — добро пожаловать на сайт Транспорт-фор-Лондон, где есть ПДФ-версии более-менее чего угодно и разные онлайн-сервисы. Вот карта с остановки «Грин-парк-стейшен», которая снялась в моём видике. Вот онлайн-табло прибытия автобусов. Я там ввёл код 52053, он был на СМС-железяке (5:20 в видике), и мне показали остановку «Грин-парк-стейшен» с индексом J.

Поездка на метро в Лондоне — 2 (видео)

Вот вам ещё немного метро, на этот раз покороче, от станции Грин-парк до станции Вестминстер и обратно (Джубели-лайн):

Просто невероятно, что видео можно снять и смонтировать на телефоне. Прошлые видики тоже полностью были сделаны на телефоне. Люди, которые делали интерфейс Аймуви — настоящие гении. Будет ещё кино про поездку на автобусе и устройство автобусных остановок.

Полёт на Эмирейтс-эйр-лайн (видео)

Остросюжетный сериал про транспорт продолжается.

В Лондоне есть канатная дорога имени авиакомпании «Эмирейтс-эйрлайнс». Она является частью транспортной системы, работает по Ойстер-картам, изображается как линия на схеме метро, называется Эмирейтс-эйр-лайн и соединяет станции Эмирейтс-Гринвич-пенинсула (переход на станцию Норт-Гринвич) и Эмирейтс-роял-докс (переход на станцию Роял-Виктория). Окей, на самом деле там никакого перехода нет. Как сказал Егор Жгун, там такой же «переход», как со станции ВДНХ на станцию Выставочный центр (нужно выйти на улицу и протопать ярдов триста).

Таким вот нехитрым способом Эмирейтс рекламирует себя на каждой схеме метро.

Станция Эмирейтс-Гринвич-пенинсула:

Полёт от Эмирейтс-роял-докс до Эмирейтс-Гринвич-пенинсула:

Страшное дело. Жутко думать, что всё, на чём держится твоя жизнь — трос между матчами, расположенным на расстоянии хрен знает сколько метров. Намного круче было бы, конечно, если бы такую штуку построили не на отшибе в Гринвиче, а где-нибудь в Вест-энде, чтобы на парламент смотреть с неё.

Поездка на метро в Лондоне (видео)

Вот снял вам кино, как ехать на метро в Лондоне от станции Долстон-джанкшен до станции Лейстер-сквер. Как-то я пока снимал, автоматически перешёл на «мы», как будто вы все со мной едете.

Захватывающий сюжет отсутствует, это документальный фильм:

В конце я воспользовался функцией замедленной съёмки для драматизма.

Что такое Биткоин

Говорят, что Биткоин — это виртуальная валюта. Но это плохое определение: кажется, будто это валюта, но не настоящая, а виртуальная. Это сбивает с толку, потому что такое определение как бы предполагает, что все знают, какие качества делают валюту настоящей, и Биткоин этими качествами не обладает. Но явно этого нигде не говорится. В то же время, если попытаться найти хоть сколько-то осмысленные признаки «реальности» валюты, то выясняется, что Биткоин обладает ими чуть ли не в наибольшей степени.

Я тот ещё экономист, поэтому, возможно, что, мои рассуждения — полный вздор. Но я вот решил ими поделиться, вдруг кому-то будет полезно. Опять же, если я думаю неправильно, вы обязательно мне напишете письмо об этом. Польза.

Чтобы понять, почему Биткоин как раз настоящая валюта, а все государственные валюты — виртуальные, мне проще думать о нём не как о валюте, а как о таком редком веществе. Это сразу снимает многие вопросы.

По мере развития разделения труда, бартер всё меньше работал как инструмент обмена, и люди стали искать товары, которые бы легко делились на части, легко оценивались (по весу), были редкими, трудно подделывались и не портились со временем. Постепенно сошлись на золоте: его покупали в основном не для использования, а для того, чтобы хранить и иметь возможность купить что-то другое в будущем. То есть золото — это не валюта, а вещество, которое стали использовать в качестве валюты, потому что это оказалось удобно.

Так вот Биткоин — виртуальное вещество, которое обладает всеми качествами золота и ещё несколькими: нулевой вес, безопасность и мгновенность транспортировки, удобство хранения, невидимость. Биткоин — редкое вещество, которое трудно добыть. Редкие вещества — дорогие. Причём по мере того, как о веществе и его ценности узнают больше людей, цена растёт.

Биткоин имеет шанс стать или не стать валютой, в зависимости от того, насколько много людей захотят им так пользоваться. Кто-то уже пользуется, но пока очень мало людей. Постепенно людей будет больше, и Биткоин будет всё в большей степени валютой. Никто не скажет: «теперь это валюта»; это просто само собой произойдёт — или не произойдёт. Но даже если этого не произойдёт, веществом Биткоин быть не перестанет.

Ещё важно, что Биткоин мы тут не сравниваем с государственной валютой, потому что государственная валюта вообще не обладает качеством «трудно подделать». Вся государственная валюта — поддельная, её ведь просто напечатали, и могут напечатать сколько угодно ещё. То, что правом печатать обладает лишь ограниченный круг людей, которые ещё и могут насильственно пресечь аналогичные действия других людей, не меняет ситуацию качественно.

Используя аналогию с веществом, можно понять и некоторые другие вещи. Например, не получится ли так, что Биткоин вдруг резко подешевеет?

Когда хакеры взламывают какую-нибудь очередную биткоиновую биржу, и цена Биткоина падает — это просто потому, что многие купившие Биткоин не понимают, что произошло, им кажется, что взломали саму валюту, и они на всякий случай её продают по дешёвке. Но с ценностью самого вещества ничего не произошло: подумаешь, украли с какого-то склада вагон золота. Очень неприятно, особенно если там лежало твоё. Но о самом золоте как веществе это вообще ничего не говорит, и нет никакого повода бежать продавать своё золото.

В то же время, если люди придумают способ синтезировать золото из воздуха со скоростью несколько тонн в секунду, то тут цена золота, конечно, быстро окажется нулевой. Оно потеряет качества, которые сделали его валютой. Тут уже станет совершенно неважно, наколько надёжно оно хранится на складах. Стало быть, если математики научатся подделывать Биткоин, его цена тут же упадёт. И тут будет неважно, насколько надёжны биржи.

Короче, когда смотришь на Биткоин как на вещество, становится как-то сильно спокойнее. Подделывать его вроде бы не получается, а то, что кто-то где-то ворует или теряет — ну что ж теперь, с любым веществом бывает.

Ранее Ctrl + ↓