Позднее Ctrl + ↑

Книга Джима Кемпа «Сначала скажите „нет“»: часть 1

Когда читал по второму кругу, делал пометки. Это не осмысленный конспект, а просто штуки, которые я выделял для себя, поэтому что-то может оказаться непонятно без контекста. Книгу стоит прочитать. Публикую по частям, слишком уж много получилось.

Вин-вин:

Какой же яд таится в этой большой лжи под названием «выиграть-выиграть»? Вы, несомненно, слышали об этом смертельном трюке: он называется компромисс. На переговорах многие используют игру «выиграть-выиграть» для того, чтобы неявно провоцировать неосмотрительного противника на подрывающий его силы ранний компромисс.

Играл ли Хо Ши Мин в игры «выиграть-выиграть» на тех роковых переговорах по вьетнамскому вопросу?.. Не было мысли более далекой от проницательного ума Хо Ши Мина, чем вести переговоры к «разумному соглашению», как определяется основная цель переговоров в книге Р. Фишера и У. Юри «Переговоры без поражения». Сегодня это книга — самая популярная из посвященных подходу «выиграть-выиграть». Даже беглый взгляд на одно определение оказывается в высшей степени поучительным. Оно гласит: «Разумным можно назвать такое соглашение, которое максимально отвечает законным интересам каждой из сторон, справедливо регулирует сталкивающиеся интересы, является долговременным и учитывает интересы общества». Звучит прекрасно. Но кто именно решает, какие интересы являются «законными»? В чьих глазах сталкивающиеся интересы регулируются «справедливо»? Что означает «максимально отвечает»? И что значит «долговременное» соглашение — оно имеет силу в течение месяца, года или заключено навеки? О каких «интересах общества» идёт речь? [...] В основе подхода «выиграть-выиграть» нет никаких точных принципов; он держится на всякой ерунде, подобной определению «разумное соглашение», которое я процитировал выше.

Подход «выиграть-выиграть» не является системой и не предлагает никаких реальных критериев для оценки тех, кто его «использует». И поэтому посредственность под его сенью процветает, не опасаясь разоблачения.

Нужда:

Вы не нуждаетесь в этой сделке, потому что нуждаться, испытывать нужду — значит потерять контроль и начать принимать неудачные решения. [...] За столом переговоров необходимо преодолеть любую нужду.

Кроме того, и это особенно важно, на переговорах продавец — определенно зависимая сторона. Он должен быть готов уступать, идти на компромисс, а покупатель тем временем берёт всё, что хочет. В конце концов, в большинстве случаев покупатель может просто отправиться в другой магазин, но несчастный продавец нуждается именно в этой сделке. Восприятие себя в роли продавца загоняет человека в ловушку нужды, и в результате он часто соглашается на невыгодные сделки.

Есть другое слово для обозначения всего этого юношеского нахальства и самоуверенности: нужда. В этих «переговорах» с инструктором мне было необходимо взять верх, показать себя всезнайкой, быть правым.

Разговорчивость также может быть явным проявлением нужды.

Знакомы ли вам люди, которые никому не дают вставить слово? Эти люди невероятно болтливы — и этим невольно выдают свою нужду.

Окажите себе услугу: относитесь к каждому «горячему» звонку так, будто он самый «холодный» на свете.

Когда переговоры становятся слишком эмоциональными и напряженными, высокий и пронзительный тембр голоса — верный признак нужды. Поспешные ответы — другой несомненный её признак. Участники переговоров, испытывающие нужду, повышают тембр голоса, а те, кто держит ситуацию под контролем, понижают его.

Страх отказа — ещё один признак нужды, особенно желания всем нравиться.

Если по какому-либо вопросу переговоров он мог пойти на компромисс, то делал это. Он даже рискнул очень дорогим оборудованием, без всякой страховки. Но транснациональная корпорация отказалась от этой грабительской сделки. Почему? В конце концов, мы выяснили, что её исполнительный директор стал испытывать недоверие, потому что компания, которая была теперь моим клиентом, слишком легко шла на компромисс. Он подумал, что здесь, должно быть, что-то не так, если они так сильно демонстрирует нужду.

В следующий раз, когда будете смотреть по телевизору или на видео какой-нибудь научно-популярный фильм о хищниках, внимательно понаблюдайте за сценами охоты. Вы обязательно увидите один или два случая, когда лев или гепард терпят неудачу. Каждый раз сценарий один и тот же: хищник несётся вслед за добычей, он все ближе к добыче… ближе… ближе. Вот он начинает немного отставать — и вдруг неожиданно прекращает преследование. Немедленно. Когда расстояние между хищником и добычей начинает увеличиваться, охотница сдаётся. Если она видит (а охотятся в основном самки), что ситуация проигрышная, то никогда не станет тратить силы впустую. Она лениво уходит прочь, потому что это не имеет значения. Есть другие антилопы, другие газели. Точно так же подготовленный участник переговоров не испытывает никакой нужды, потому что проигрыш просто не имеет значения — есть другие сделки.

«Мне нужно» — это смерть, «я хочу» — жизнь. Поверьте мне, люди по ту сторону стола переговоров немедленно почувствуют разницу.

Не в порядке:

Этот контракт необходимо было пересмотреть, в противном случае банкротство наступило бы неминуемо. Однако никто в этой компании не решался поднять вопрос о пересмотре контракта: все думали, что этот шаг будет выглядеть «непрофессионально». Они говорили: «Мы будем выглядеть глупо».

Позволить людям помочь вам — превосходный способ дать им чувствовать себя «в порядке».

Нет:

На переговорах решения полностью, на все сто процентов, лежат в области эмоций.

Наш так называемый рациональный ум вступает в игру только после того, как решение уже принято. Он находит ему оправдание после того, как всё уже произошло.

«Может быть» ничего не стоит. «Да» — опасно. Поэтому нам остаётся только «нет» — реальное решение. Моё «нет» заставляет противника с той стороны стола действовать рационально. Простая мысль о том, что он сам может сказать «нет», тоже заставляет его действовать рационально. Требуются объяснения, и теперь вы можете обсуждать реальные проблемы. Когда бедуин сказал «нет» в ответ на просьбу продать верблюда, американец из истории Росса Перо должен был обрадоваться, а не расстроиться.

Через восемнадцать месяцев после того, как тема пересмотра контракта была поднята впервые, эта проблема наконец-то достигла ушей руководства японской компании. Американская фирма предложила новый контракт, поощряя японцев просто говорить «нет», если они этого хотели. Наше соглашение должно быть пересмотрено, сказали мои клиенты. Но если условия нового контракта вас не устраивают, просто скажите «нет». Просто скажите: «Мы не можем этого сделать». Японцы заскрипели зубами — в буквальном смысле — и совещались между собой по крайней мере двадцать минут. Потом они ушли на перерыв. Мои клиенты спокойно ждали. Наконец японцы вернулись и сказали, что готовы принять наше предложение [...] Если бы они всё-таки сказали «нет» — что ж, прекрасно, мы бы углубились в детали нашего предложения и стали бы вести переговоры, отталкиваясь от этого.

Переговоры — соглашение между двумя или большим количеством сторон, где каждая из сторон имеет право вето.

Мой клиент должен был попросить оплатить ему авиаперелёт первым классом, лимузин в аэропорту и гонорар из расчета 500 долларов в час, с обязательным минимумом рабочих часов в течение двух дней — общей стоимостью 8000 долларов за шестнадцать часов. Эти деньги должны быть немедленно перечислены на его счёт. В этом предложении не было ничего выходящего за рамки обычной практики — для эксперта высочайшего уровня оно было совершенно адекватным. Однако когда он перезвонил клиенту, перечислил свои условия, а затем пригласил собеседника сказать «нет», если это для него слишком дорого, то почувствовал себя крайне неудобно. Мой клиент заверил противника, что поймёт его отказ, никаких обид; он уверен, что они могут обратиться к другому хорошему эксперту где-нибудь на Западном берегу. Он даже может порекомендовать такого эксперта, если ему дадут немного времени. Так что, сказал он, просто скажите мне об этом.

Другой клиент недавно спросил меня: «Как моя компания может кому-то понравиться, если не будет снижать цены?» [...] Он не спросил: «Как сделать так, чтобы моя компания получала хорошую прибыль?» — или: «Что нужно делать, чтобы нас считали эффективной, динамичной компанией, которая хорошо делает своё дело?» Он спросил: «Как я могу им понравиться?» Этот клиент, несомненно, был новичком и ещё не прошёл обучения.

Два процента здесь, два процента там, и вы бросаете на ветер серьёзные деньги — только ради того, чтобы противник хорошо себя чувствовал и чтобы спасти его от ответственности за собственные решения. [...] Без всяких сомнений, одна из самых опасных ошибок, которую можно сделать на переговорах, — это пытаться спасти противника, как я это называю. Вы просто не в состоянии спасти его ни эмоционально, ни интеллектуально, ни материально, ни на каком другом уровне.

Спасение противника — всего лишь один пример множества стилей поведения, которые часто называют сохранением отношений на переговорах.

Этот коллега заявил моей знакомой: «Не важно, обоснована ли твоя позиция! Нельзя так вести дела с ведущим продюсером танцевальных коллективов!». Боясь испортить отношения с противником, коллега моей знакомой не хотел выглядеть слишком требовательным. Он не хотел задевать чувств противника, например, сказать: «Нет контракта — нет гастролей». Из-за своей потребности в одобрении он не смог увидеть реальную проблему этих переговоров. Он стал настоящим внутренним саботажником готовым подвергнуть мою знакомую и её танцевальный коллектив значительному финансовому риску, чтобы спасти отношения с директором театра.

В основе этого подхода лежит невысказанное — а иногда и высказанное — предписание начинать переговоры с попыток установить дружеские отношения, а потом стремиться к тому, чтобы этим отношениям ничто не угрожало до самого конца переговоров. Классическая дилемма подхода «выиграть-выиграть» такова: сколько денег я должен оставить за этим столом, чтобы поддержать отношения?

Вам нужно уважение, а не дружба.

Каждый может вспомнить ситуацию, когда предпочитал иметь дело с неприятным, но эффективным человеком, а не с милым, но неэффективным.

Уступка в 28% была неудачным решением, ужасным решением, катастрофическим решением. Но это был не конец света. На следующей неделе мой клиент снова обратился к противнику, вновь начал переговоры и сказал, что не сможет поставлять продукцию по такой низкой цене: «Сожалею, но это соглашение было серьёзной ошибкой».

Но слишком часто, компании, обременённые невыгодными контрактами, заключенными в стиле «выиграть-выиграть», даже не рассматривают возможности их пересмотра. Это дурной тон, говорят они.

Если противник чувствует, что говорить «нет» — безопасно, он чувствует себя в безопасности, услышав «нет» и от вас.

Миссия:

Но, получив от него всестороннее, тщательно продуманное предложение, команда управления закупками производителя чипов захотела выделить некоторые фрагменты предложения и обсудить их по отдельности. Зачем? Конечно, чтобы спровоцировать компромисс. Мой клиент отказался это сделать. Его миссия состояла в том, чтобы производить продукцию на самом высоком технологическом уровне, сводя к минимуму возможный брак для производителя чипов. Имея такую миссию и учитывая, что отдельные элементы этого технологического контейнера были специально разработаны для совместной работы, позволяющей свести к минимуму брак производителя чипов, мой клиент не мог согласиться рассматривать своё предложение о поставках отдельных элементов контейнера по частям, потому что это не соответствовало его миссии.

Что происходит, если у вас нет адекватной миссии? Безошибочный способ привлечь всеобщее внимание на семинаре — ответить на этот вопрос так: если вы не действуете в соответствии с собственной миссией, то содействуете выполнению чьей-то чужой. Это заставляет каждого задуматься. Содействовать кому-либо — прекрасно. Но только когда вы понимаете, что делаете: если вы добровольно признали и приняли миссию этого человека как собственную или создали свою миссию для поддержки этой.

Деньги и власть не подходят. «Я хочу заработать миллион долларов, прежде чем мне исполнится двадцать один год», [...] «Я хочу быть самым влиятельным политиком штата». Вот некоторые распространенные заявления о миссии: именно так многие владельцы бизнеса и служащие интерпретируют свою жизнь и работу своей компании. [...] Но их основная проблема — не в том, что они выражают узкие, недальновидные цели. Основная проблема состоит в том, что они центрированы на себе, направлены на себя. Они обращены только к тому замкнутому миру, в котором живёт создатель подобной миссии. Именно поэтому они абсолютно неадекватны и ничего не дадут ни одному человеку, ни одному предприятию, ни одним переговорам.

На переговорах вы по определению никуда не двинетесь без своего противника.

Часто бывает необходимо помочь противнику увидеть ситуацию и принять решение. С какой точки зрения он видит ситуацию и принимает решения? С точки зрения своего собственного мира, конечно. Следовательно, ваша миссия должна обращаться к его миру — это основной критерий адекватной миссии.

См. также заметку о миссии.

Продолжение

Непоследовательность и обучение

Однажды я начал читать книгу, и первые несколько страниц мне казалось, что автор не очень-то последователен в своих рассуждениях. Когда я дошёл до места, где два подряд идущих предложения прямо противоречили друг другу, я закрыл книгу и больше не возвращался к ней. Я решил, что автор не заслуживает моего внимания, раз у него всё так нелогично.

Моё недавнее открытие состоит в том, что логичность и последовательность материала необязательны для того, чтобы учиться. Учитель тебе ничего не должен. Хочешь — учись, не хочешь — не учись.

Не каждый человек в состоянии писать как Эдвард Тафти или Марри Ротбард. Да, когда автор стройно излагает, учиться у него намного проще, но это не повод даже не пытаться учиться у других. Оказывается, я просто был избалован хорошими учителями и из-за этого не мог учиться у плохих. Смешно вспоминать: я как будто делал одолжение тому автору, читая его книгу. А ведь это меньше чем год назад было.

Теперь к книгам подход другой. Плевать на противоречия. Если, когда читаешь, в мозгу образуются новые нейронные связи, появляются неожиданные мысли, меняются взгляды, вещи начинают видеться под другим углом — есть смысл продолжать.

Лучше бы я, конечно, в двадцать лет до этого допёр, чем в тридцать, но хоть так.

Сохранить как Untitled-1.psd? Хрен там

На дворе 2015 год, а компьютеры по-прежнему тупые как дрова. Вот Фотошоп предложил сохранить файл как Untitled-1.psd:

Сохранить как Untitled-1.psd?

Я согласился, но не тут-то было:

Хрен там

Тупица, чего ты жалуешься? Не ты ли сам предложил мне так файл назвать? Чё было заранее-то не посмотреть, что имя занято, и не предложить, ну не знаю, Untitled-2.psd?

Покажу Фотошоп на УВДЦ-2015

Покажу Фотошоп на УВДЦ-2015

В субботу в Челябинске пройдёт конференция УВДЦ-2015. Вместо доклада я там покажу фокусы в Фотошопе. Ну то есть как фокусы: я просто покажу, как им пользуюсь для дизайна сайтов и интерфейса. С одной стороны, ничего особенного. С другой, каждый раз, когда я вижу за Фотошопом кого-то ещё, мне хочется плакать: людя тратят минуты на то, что делается за секунды. А когда за Фотошопом меня видят другие, они спрашивают: «Ой, а что сейчас произошло».

Программа из трёх коротких частей:

  1. Клавиатура: выбор инструмента, навигация, цвета и слои. Без этого вообще никуда.
  2. Фотошоп в руках арт-директора. Мгновенная работа с плоскими картинками: 80% эффекта при 1% трудозатрат. Что делать с этими знаниями дизайнеру, которому отдавать настоящий макет в производство.
  3. Умные макеты. Смарт-объекты, маски, лейер-компсы и их комбинации. Например: как построить фабрику для генерации всех видов иконок и скриншотов для приложения под Ай-ОС.

Организатор дизайн-секции Дима Тростин поделился промокодом, который даёт скидку на участие в конференции: #43d5f9. Кстати, если вы и без меня знаете Фотошоп, посмотрите, кто ещё выступает, хороший лайн-ап. Я особенно хочу послушать Игоря Штанга, который молодец.

Снукерный прогрессбар

Давно я снукер не смотрел, а тут посмотрел последние матчи чемпионата мира и обнаружил новое изобретение эфирной графики — прогрессбар:

Этот стакан глубиной в 147 очков слева показывает очки Шона Мёрфи (32), потенциальные очки (139) и количество очков, после которого на столе останется меньше разницы в счёте (68). Удобно! Мешает только, что 32 прибито к низу, а не к началу зелёной зоны.

Основы экономики: виды обменных благ, имущественное право, кредит

Продолжаю пересказ книги «Человек, экономика и государство» Марри Ротбарда (Man, Economy and State; Murray Rothbard). В предыдущих сериях:

Товары и услуги, отчуждаемые и неотчуждаемые блага:

  • Мы рассматривали обмен благами на примере товаров — лошадей и рыбы. Но люди могут обмениваться и другими благами, например менять товар на услугу. Причём услуги тоже могут покупаться для прямого потребления (например, медицинская помощь или исполнение песни) или не для прямого потребления (например, труд по возделыванию почвы).
  • Даже товары в действительности ценны не сами по себе физически, а службой, которую они служат человеку. Хлеб ценен своей способностью утолить голод; дом — способностью дать крышу над головой. С этой точки зрения все блага можно рассматривать как услуги.
  • Есть блага, которые по своей природе не подлежат обмену. Например, Иван хочет, чтобы Пётр его уважал. Уважение — потребительское благо, которое нельзя приобрести за другое благо (если, конечно, нужно искреннее уважение, а не его имитация). Уважение к Ивану можно считать неотчуждаемым благом Петра.
  • Итак, обмену подлежат отчуждаемые блага — как товары, так и услуги.

Имущественное право:

  • Допустим, Иван привозит тонну пшеницы на склад Петру на хранение. Пётр отдаёт Ивану складскую расписку, которая даёт ему право требования пшеницы, когда та ему понадобится. На свободном рынке (т. е. без насилия), расписка с точки зрения обмена полностью эквивалентна пшенице, то есть Иван сможет поменять эту расписку на какое-то другое благо так же, как поменял бы пшеницу.
  • Похожий объект обмена — имущественное право. При продаже недвижимости делается письменное свидетельство о новом собственнике.

Кредит:

  • До этого мы говорили об обмене настоящих благ (то есть благ, которые можно использовать в настоящем времени). При кредитном обмене настоящее благо обменивается на будущее благо. Например, Иван хочет купить у Петра 100 кг хлопка. Взамен Иван предлагает Петру право требования 110 кг хлопка через год.
  • Можно сказать, что цена 1 килограмма настоящего хлопка — 1,1 кг хлопка-через-год. При таком обмене цена определяется точно так же, как в любом другом случае — исходя из индивидуальных шкал ценностей участников обмена и спроса-предложения на рынке.
  • Любой человек предпочтёт настоящее благо будущему (то есть любое конкретное количество любого конкретного блага сейчас лучше, чем потом). При этом степень предпочтительности настоящего будущему у каждого своя. Эти предпочтения влияют на цену кредита.
  • Получатель настоящего блага (дебитор) всегда должен будет заплатить больше получателю права требования в будущем (кредитору), потому что фиксированное количество блага в настоящем стоит больше, чем в будущем. Кредитор предоставляет дебитору услугу использования блага сейчас, а дебитор оплачивает эту услугу тем, что отдаёт большее количество блага потом.
  • Когда право требования по кредиту вступает в силу, кредитор получает само благо, и на этом это право требования прекращается. Однако пока право существует, его можно обменивать на другие блага. Например, кредитор Пётр может продать Фёдору своё право требования с Ивана 110 кг хлопка в будущем. Обмен права требования по кредиту на другое благо не является кредитным обменом.
  • Таким образом, кроме обмена товара на товар, товара на услугу и услуги на услугу возможен обмен товара на право требования, права требования на услугу, права требования на право требования. Все эти виды обмена описываются в терминах добавленной пользы и спроса-предложения.

Разная философия на тему исполнения имущественных прав:

  • Мы рассматриваем свободный рынок, где насилие не используется для отъёма собственности. При этом пока мы не касаемся того, как именно это достигается: то ли все участники рынка просто воздерживаются от агрессии по доброй воле, то ли существует некий орган, обеспечивающих выполнение этого условия, то ли каждый как-то защищает свои права сам.
  • Договор — согласие между двумя людьми обменяться двумя благами (настоящими или будущими). Мы исходим из того, что любой договор, предполагающий обмен отчуждаемыми благами, должен быть исполнен.
  • Важно при этом, что договор должен быть исполнен не потому, что имело место обещание одной из сторон, а потому, что неисполнение договора фактически является воровством. Предположим, например, что актёр пообещал сняться в трёх фильмах без предварительной договорённости об оплате. А потом передумал и решил не сниматься. Поскольку воля человека неотчуждаема, то заставить его всё-таки сняться никто не сможет. И поскольку он не получил никакой собственности от кинокомпании, на свободном рынке невозможно будет обвинить его в причинении ущерба. Если даже кинокомпания потратила большие деньги и строила серьёзные планы, основываясь на предположении, что актёр сдержит своё обещание, у неё нет причин ожидать, что актёр будет оплачивать её недальновидность.
  • Держать слово может быть более морально, чем не держать, но условия свободного рынка предполагают исполнение личных прав и прав собственности, а не навязанных силой моральных норм.
  • Кинокомпания, тем не менее, может попросить актёра добровольно заплатить некую сумму за созданную им неприятность. Если он откажется, она может отказать ему в дальнейшем найме и даже уведомить другие кинокомпании, создав сложности с дальнейшим трудоустройством. Ведение чёрного списка никак не противоречит свободному рынку, как и бойкотирование, когда один участник рынка просит другого, чтобы тот не совершал обмена с третьим по какой-либо причине.
  • Предположим, Иван украл вещь у Петра и продал Фёдору. Можно ли считать Фёдора полноправным владельцем вещи, если он не был в курсе факта воровства? Нет, потому что это нарушает права собственности Петра. Покупка — риск покупателя, и его забота — убедиться в том, что продавец действительно является владельцем. Если же он купил краденое, то компенсировать ущерб должен продавец-самозванец, а не истинный владелец.
  • В свободном обществе не имеет смысла понятие «клевета». Основой для законов о клевете является представление, что человек «владеет своей репутацией», и что возможна атака на неё. Но объективно такого свойства у человека нет. Репутация — это лишь мысли и чувства других людей, а в свободном обществе никто не может ими «владеть».
  • Право собственности означает право на физическое владение предметом собственности, но не право на его ценность, ведь ценность — это субъективное восприятие других людей. Если кто-то ограбил завод, это является нарушением права собственности. Если кто-то перестал покупать на заводе и перешёл к его конкурентам, тем самым снизив его ценность, то это не является нарушением права собственности.

Продолжение следует.

«Интерстеллар» и 10-я симфония Малера

В саундтреке художественного фильма «Интерстеллар» я услышал цитату из пятой части 10-й симфонии Малера, и вот дошли руки показать. Сама пятая часть — это целых 25 минут. Вот кусочек, где впервые звучит эта тема (флейта):

Нас волнуют первые пять нот: Ля-Соль... Фа-Ми-Фа (переслушайте начало фрагмента). Вот они в Интерстелларе:

Неожиданный уход в мажор в конце.

И в другом месте:

Сильная музыка. Но когда знаешь, как там дальше у Малера, хочется большего. А Малер возвращается к этой теме ближе к концу симфонии всей струнной мощью оркестра, у него так:

В моём понимании, это самый мощный фрагмент из всего Малера, хотя целиком 10-ю симфонию мне постичь пока слабо.

Переход на Калининскую линию на Парке Победы

На станции Парк Победы объявляют не «переход на Калининскую линию», а «переход к поездам в направлении к станции Деловой центр». Лучше было бы «переход к поездам до станции Деловой центр», но и так неплохо.

Ангстрем: Вотч и супердиктовка

У нас для вас апдейт Ангстрема (1.5). Мы теперь поддерживаем Вотч. Можно поговорить с часами обо всём, что касается перевода чисел из одних единиц в другие. Картинка из нашей лаборатории:

Ангстрем: Вотч и супердиктовка

Ясно, что часов у нас нет, так что это всё в теории. Если у вас есть, расскажите, как оно.

Чтобы так всё работало, мы сильно улучшили поддержку диктовки. Это работает и на телефонах. Нажмите на микрофончик на клавиатуре, чтобы попробовать магию.

Скажите «пять килограмм в фунтах» или «семьдесят восемь по Фаренгейту в цельсиях» (не важно, что так неграмотно, мы поймём). Задайте вопрос: «Который час в Сан-Франциско, когда в Москве три часа». Или так: «Сколько сейчас в Сан-Франциско?» (было бы глупо не поддержать такое в часах).

Мы больше не вставляем содержимое буфера обмена в программу автоматически (это сбивало людей с толку). Тапните в левое число, чтобы появилась кнопка вставки. Мы покажем её автоматически при запуске, если в буфере обмена будет что-то новое.

Шурик написал подробный рассказ о разработке.

Если вы ещё не используете Ангстрем, то вот кнопка:

Скачать в Апсторе бесплатно

Ранее Ctrl + ↓