Позднее Ctrl + ↑

На интерфейсном курсе: дискуссия о задачах инфографики

С участником курса обсуждаем представление данных в виде круговой диаграммы или таблицы. Я жалуюсь, что сложно понять, как данные взаимосвязаны, а участник говорит, что ему наоборот легко понять. В итоге получается дискуссия о задачах инфографики, и я рассказываю о том, чему мы в этом смысле учим на курсе. 10 минут:

Это фрагмент № 132 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 8 сентября 2023 года.

До 2 февраля идёт запись на курс, который пройдёт с 3 февраля по 3 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Сайт «Альфа-Медикал»

Зацените сайт для медтуроператора «Альфа-Медикал», задизайненный год назад. Это большая содержательная работа. Задача — помочь людям, оказавшимся в беде, разобраться в услугах компании и доверить ей своё здоровье. Проект про глубокое погружение в тему, работу с сомнениями и опасениями, заботу и внимательность к человеку.

Обратимость элемента интерфейса

Обратимость — свойство элемента управления в интерфейсе, при котором пользователь может в любой момент вернуть его в начальное состояние, а в общем случае — свободно переключать между всеми доступными состояниями. Необратимость, соответственно, когда у элемента есть состояния, в которые после некоторых действий его вернуть нельзя. Хорошо спроектированные элементы обратимы.

Пример необратимого элемента — группа радиокнопок, из которых изначально не выбрана ни одна. После выбора одного из вариантов, его уже невозможно «развыбрать», нет никакого способа вернуть группу в пустое состояние, что создаёт дискомфорт и фрустрацию. В правильной радиогруппе всегда выбран ровно один элемент, в том числе, в начальном состоянии, поэтому она обратима.

Даже если для перехода к следующему шагу обязательно необходимо выбрать какой-то вариант, это не отменяет требования обратимости. Это чисто механический момент, не связанный с ролью элемента. Обратимость работает на уровне элемента, а не внешнего по отношению к нему интерфейса; она влияет на ощущение управляемости. Поле ввода не сопротивляется тому, чтобы из него стёрли все символы, даже если оно обязательное. Любой другой элемент, если он в принципе предполагает «пустое» состояние, должен давать к нему вернуться.

Другой пример необратимости — обозначение незаполненных обязательных полей красной рамкой после расфокуса. Изначально поле выглядит просто пустым; пользователь заходит в него, а потом выходит, так и не заполнив (или заполняет, но потом стирает то, что ввёл). Система обводит поле красной рамкой, подсказывая, что оставить его пустым нельзя. После этого невозможно вернуть поле в начальное «чистое» состояние. Решением могло бы быть плавное затухание красной рамки, чтобы поле вернулось в начальное состояние через секунду.

Думаем дальше № 2 — «Самоутвердился за счёт целого Вольфа Олинса» с Сергеем Стеблиной

Записали ещё один выпуск экспериментального подкаста, теперь вот с Сергеем Стеблиной.

Продолжаю не знать, что будет дальше, но уже залил на Мейв безо всякого оформления. Там вроде бы можно подписаться на РСС, в остальное пока не вникал. Там оба выпуска.

0:00 Кринжовое интро про радиокнопки
4:20 Когда пару радиокнопок можно заменить чекбоксом и как вообще обойтись без подобных элементов
8:50 Илья читает неожиданную лекцию про радиокнопки
13:41 Дебильные комбинации элементов в интерфейсах Гугля
16:17 Элементы формы мгновенного и немгновенного действия
19:08 Илья и Серёжа о будущем своих учеников
23:27 Серёжа начал делать схему амстердамского метро, а оно не нужно
28:00 Нужно ли объездить все трамваи, чтобы нарисовать их схему?
31:22 Дизайнеров бесят другие дизайнеры и их работы
39:06 Сломанные кривые в логотипе Вольфа Олинса и плохой дизайн как вызов
44:28  Илья не воспринимает бленду всерьёз
46:29 Адоби покупал-покупал Фигму, да так и не купил
57:43 Проекты, за которые мы бы не взялись по личным соображениям

Фрагменты интерфейсного курса (1—50)

За те три года, что мой интерфейсный курс идёт в онлайне, я выложил уже больше сотни фрагментов с наших семинаров. Они уже сами представляют собой неплохую базу материала, правда, не очень структурированного. Пришло время навести хотя бы немного порядка.

Пока разобрал первые 50 фрагментов, потом разберу ещё. Считайте, что это вам вместо сериальчиков на новогодние каникулы.

Сборная солянка:

Почти самостоятельные лекции:

Метод:

Формы:

См. также тег: веб-формы

Таблицы, графики и диаграммы:

См. также тег: таблицы

Редактура в дизайне:

Эстетика:

Ход:

Инструмент:

Бизнесовое и продуктовое:

Разное интересное:

Потом разберу ещё. А вы пока приходите на следующий курс, который пройдёт 3 февраля — 3 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Армент: используйте стандартные компоненты, чтобы уделать конкурентов

В недавнем выпуске Under the Radar ребята говорят то, что я говорю всем дизайнерам сто лет: используйте блин стандартные элементы, и ваш дизайн будет почти гарантированно красивее, чем если вы будете рисовать отсебятину! Нужный кусочек — после отметки 19 минут.

Марко жалуется на бесконечные программы, где всё кастомное:

Everything just feels so weirdly needlessly custom and nothing works right, nothing feels right, and nothing looks right.

So first of all, I think, this gives indies like us a huge opportunity. We can look better than 90% of what’s out there by actually doing less work. It’s actually easier to use the system default stylings of things, especially with SwiftUI, it makes it even easier. Because in many cases SwiftUI is doing a lot of standard styling stuff for you behind the scenes even more than UIKit did. If we just do less custom styling work and follow Apple’s either default behaviours or standard styles much more often, our apps will look better, and they will work better, and they will have better accessibility support, and they will respond better to different preferences. Way better than most of what’s up there in the App Store which is all these weird web view garbage apps.

А Дэвид отвечает, что раньше делал всё «своё», потому что не хотел, чтобы программа выглядела «скучной», пытался так придать программе характер. Но, говорит, понял, что над системными элементами много лет работали крутейшие дизайнеры, отлаживали там тончайшие детали типографики и прочего, и что когда он делает «своё», он просто выкидывает в мусор всю эту работу. Фокус в том, говорит, чтобы поменять в стандартном лишь пару поверхностных нюансов, и уже появится своё настроение, но зато останутся стандартные размеры и поведение. Если посмотреть на очень яркие эпловские приложения типа того же Фитнесса, то будет видно, что там тоже всё стандартное — форма кнопок, отступы — просто покрашенное другими цветами. А если, говорит, я хочу более амбициозный дизайн запилить, то надо и дизайнерские скиллы прокачать куда сильнее!

Фрагменты интерфейсного курса (1—25)

За те три года, что мой интерфейсный курс идёт в онлайне, я выложил уже больше сотни фрагментов с наших семинаров. Они уже сами представляют собой неплохую базу материала, правда, не очень структурированного. Пришло время навести хотя бы немного порядка.

Пока разобрал первые 25 фрагментов, потом разберу ещё. Считайте, что это вам вместо сериальчиков на новогодние каникулы.

Сборная солянка:

Это впоследствие превратилось в самостоятельную лекцию в блоке об информационном дизайне:

Формы:

См. также тег: веб-формы.

Таблицы:

См. также тег: таблицы.

Редактура в дизайне:

Эстетика:

Ход:

Инструмент:

Разное:

А вы пока приходите на следующий курс, который пройдёт 3 февраля — 3 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Думаем дальше № 1 — «Тексту положено быть быстрым» с Никитой Прокоповым

Так, ну вот вам первый экспериментальный выпуск подкаста. В этот раз беседуем с Никитой Прокоповым. Что будет дальше — пока не знаю, но хочу ещё. Обложек, чаптеров и платформ пока нет; пока просто файлик в телеграме. Я решил, что если будет хотя бы несколько выпусков, тогда уже буду всем этим заморачиваться. Название тоже может поменяться.

0:00 История про табло
5:56 Пост Никиты про сложное и простое
10:15 Как мы с разных сторон познакомились с переусложнением
15:36 Не верь в сложность, когда говорят «просто поверь»
20:13 Оценивать чужую работу плохо, но...
22:16 Причина как критерий хорошего дизайна
27:51 Интуиция, факты и законы природы
34:05 Элон (Илон?) Маск и ПХП
36:00 Эгея быстрая, хотя Илья даже не старался
37:55 Нисден 3.0 стал в сто раз быстрее
46:38 Современный компьютер предательски тормозит незаметно
51:18 Парсинг ХТМЛ
58:46 Ускорение ТОМЛ-парсера
1:02:54 Формальные грамматики
1:08:11 Апач против Нгинкса
1:11:26 Как файлы с точкой в начале стали скрытыми

Чё, как вам? Какие темы раскрыть в следующих выпусках?

Презентуйте простыми и точными словами

На нашем с Мишей курсе презентаций и выступлений замечаю такую штуку. Мы призываем участников говорить более простыми словами, не грузить терминологией без необходимости. У участников это иногда вызывает сопротивление, мол, это вы просто не в курсе, а топы в нашей компании, которым я буду презентовать, всё это знают. Зачем, говорят, я буду им объяснять очевидные для них вещи, это только раздражение вызовет.

Объяснять-то может и не надо, но просто старайтесь выбирать точные и простые слова. Вот человек презентует дизайн и говорит: «Мы спроектировали новый флоу, чтобы улучшить пользовательский опыт». Допустим, у вас в компании все так говорят. Но кому станет хуже, если вы скажете по-русски: «Мы уменьшили число шагов, чтобы было проще купить цветы»? Не бывает, чтобы после такого слушатели испытали раздражение от того, что им слишком понятно объяснили. Тут речь не о том, что вы объясняете топам, что такое «флоу» (а они и так знают), а о том, что вы вообще не используете подобных слов.

Обратите внимание, что проблема не в том, что я как-то субъективно не люблю слова «флоу» и «пользовательский опыт». Я их, конечно, не люблю, и сам в жизни так не скажу, но дело тут в том, что эти слова размывают суть. Бывает много профессиональных терминов, без которых непонятно, о чём именно вы говорите, и в подготовленной аудитории резонно их и использовать, а не упрощать. Но тут простыми словами получается не просто проще, но точнее и однозначнее, чем с заумными.

Спроектировали вы «новый флоу», а начальство вам такое: «Так а почему вы говорите, что это новый флоу? Тут ведь то же самое: выбираешь букет, указываешь адрес, оплачиваешь». Что вы на это ответите? «Да, но мы уменьшили число шагов»? Ну так а фигли сразу так и не сказали, зачем этот обмен репликами вам?

Представлять и представлять собой

С вами Институт ран русского языка, и на этот раз озабоченность наших учёных вызывает путаница между «представлять» и «представлять собой».

Люди говорят: «гололёд представляет собой опасность» или «эта книга представляет собой ценность». Но как язык поворачивается так говорить? Гололёд представляет собой скользкий слой замёрзших атмосферных осадков, а книга представляет собой пачку печатных листов в переплёте. Опасность или ценность можно представлять, но не представлять собой.

А вот представлять из себя в принципе ничего нельзя.

Ранее Ctrl + ↓