Позднее Ctrl + ↑

Неделя 13—20 сентября: договор без ссылок, выставки, фотки, размножение афиш • Задача об автозапуске

Обзор моего блога и соцсетей за неделю 13—20 сентября 2020 года и разбор задачи о настройке автозапускаемых программ в Макосе:

00:00 Интро
00:21 Блог: пустая Филадельфия
00:35 Договорённости — без ссылок
04:59 Видеоотзывы участников курса
05:45 Выставки в Лондоне
10:45 Совет
12:12 Твиттер: селфик из шахматного клуба, полоски на часах и мой домашний экран айфона с Ай-ОСом 14
14:22 Инстаграм: бургер, селфик, ноготь, ягоды, вывеска, дача, озеро, табличка
15:32 Телеграм: размножение афиш
17:45 Разбор дизайн-задачи прошедшей недели
25:29 Пока-пока!

Выставки в Лондоне: Фрида Кало и Национальная галерея

Вернёмся в Лондон летом 2018 года. Я уже рассказывал вообще и о транспортном музее. Как-то та поездка оказалась ударной по части музеев.

Например, побывал в музее Виктории и Альберта на выставке, посвящённой Фриде Кало. В непростую судьбу самой Фриды я особо не вникал, просто разглядывал экспонаты и то, как устроена выставка.

Среди экспонатов было много разных бутыльков и упаковок. Красивые:

1
2
3
4
5

Самый кайф — это как эти бутыльки и упаковки подписаны. Они схематично перерисованы на стекле и подписаны рядом:

6

Та же фигня с одеждой. Ещё и какие-то мексиканские регионы красиво отмечены:

7

Вёрстка:

8

Также, например, побывал в Национальной галерее. Навигационная стела на входе:

9

Навигационная штука внутри. Прикольно, что показано и на карте, и «списками» самих картин:

10

Я пытался, но так и не разобрался во всяких Пикассо и Сезаннах. Я смотрю картины сначала издалека, а потом если какая-то меня зацепила — подхожу и рассматриваю детальнее. Вот что мне понравилось:

11
12
13
14
15
16
17

Фотографии из поездки в июле 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Лондон!

Ещё Лондон — в разделе «Мир».

Ещё выставки и музеи, например:

Договорённости — без ссылок

Если документ фиксирует договорённости, в нём не должно быть внешних ссылок. Примеры таких документов: договор, задание на работу, техзадание, понимание задачи, спецификация. Если за этим специально не следить, ссылки возникают сами собой, потому что так быстрее, а о последствиях думать лень.

Например:

  • Договариваемся с клиентом о работе, а перечень необходимых материалов уже собрали его сотрудники в папке в Дропбоксе. Так и пишем в Понимании задачи и ставим ссылку на эту папку.
  • На встрече клиент говорит, что скинет потом ссылки на примеры конкурирующих продуктов для ознакомления. Чтобы не потерять ссылки, дописываем их в Задание на работу под заголовком «Конкуренты».
  • Ленимся описать в Спецификации конкретное поведение элемента ввода даты, и вместо этого говорим, что должно вести себя точно так же, как на сайте фирмы «Дося», и даём ссылку на нужную страницу сайта.

В чём проблема со ссылками? В том, что непонятно, какую именно договорённость фиксирует добавленная в документ ссылка, и у сторон могут быть на этот счёт разные мнения.

Вот, допустим, поставили мы ссылку на Дропбокс, и что? Дизайнеры вообще посмотрели, что там? Вникли? Поняли что-то? А как то, что они поняли, отразится на проекте? Потом ещё случайно окажется, что в папку залили не ту версию документа, и весь проект мы смотрели не на то. Из-за ссылки возникает иллюзия договорённости. Клиент думает: «мы им дали все подробные материалы, теперь они всё сделают как надо». Дизайнер думает: «там ещё какие-то ссылки были, надо бы их посмотреть на досуге, вдруг там что-то полезное». В результате клиент считает дизайнера идиотом, который не вник в задачу и не соблюдает договорённости.

Ну или записали ссылки на конкурентов. Дизайнер их посмотрел и составил какое-то своё впечатление; что-то захотел использовать, что-то нет. А клиент потом на любую вещь говорит: «Так а вы что, не посмотрели, как сделано у „Рогов и копыт“?» «Так а в чём проблема как у „Лютика“ нарисовать?» «Да зачем вы изобретаете велосипед, эту задачу отлично уже решили в „АКМЕ“, вы что, не смотрели ссылки, которые я вам давал?». Клиенту что-то понравилось у каждого из конкурентов, и он решил, что мы возьмём каждую из этих вещей (которые нигде не перечислены и ни разу даже не обсуждались) ровно в том виде, как ему понравилось.

Или вот поставили ссылку на страницу сайта «Доси», и написали, что ввод даты должен вести себя так же. Клиент замечает ссылку где-то в переписке о разработке, идёт по ней, ходит по сайту и запоминает: «ок, у нас будет как у „Доси“». Разработчик смотрит сайт и радуется: «о, там стандартный выпадающий календарик из знакомого фреймворка, тоже поставим его». Время проекта подходит к концу, а клиент вдруг спрашивает: «А когда уже заработает трекинг доставки заказов? И я думал мы хотели сделать красивое видеообъяснение работы сервиса» Дизайнеры недоумевают: откуда эти требования вообще взялись? А потом выясняется, что это есть у «Доси», а клиент считает, что мы договорились делать как у них.

Содержимое по любой ссылке ещё и может поменяться, но, как видите, даже без этого проблем хватает.

Важный смысл документов в том, чтобы всё обсудить и понять друг друга на этапе их подготовки. Поэтому когда над документом нависает угроза появления ссылки, линия поведения может быть только одна. Клиент и дизайнер:

К: Там Маша и Федя собрали большую подборку материалов в Дропбоксе, надо, чтобы вы их изучили и тоже учли при работе. Давайте добавим ссылку в ваше Понимание задачи, чтобы не потерялось!
Д: Простите, я боюсь, что мы что-нибудь там не поймём или упустим. Как бы нам это с самими Машей и Федей обсудить, чтобы они нам рассказали всё, что накопали? И мы тогда в Понимании задачи сразу запишем всё то, что нам нужно сделать в связи с этим.
К: Хорошо, я вас свяжу. Я там вам потом ещё кстати скину ссылки на конкурентов наших.
Д: Насчёт Маши и Феди: давайте тогда быстрее это устроим, чтобы мы докрутили Понимание задачи с учётом всего важного. А про конкурентов — может, давайте вместе сейчас посмотрим? Покажете, что именно вам там нравится и не нравится, и мы выпишем, что там важно. А то вдруг мы там обратим внимание не на то.

Дизайнер и разработчик:

Д: Ещё ввод даты надо сделать как у «Доси».
Р: А в чём там особенность? Чем отличается от нашего обычного календаря из фреймворка, который мы использовали на прошлом проекте? Давай опишем в спеке.

На интерфейсном курсе: как работает автоматическая вёрстка рекомендаций в будущей Эгее 2.10

Сегодня срыв покровов — показываю кое-что из-под капота Эгеи 2.10. Пришло время выложить очередной фрагмент моего онлайн-курса, а там я рассказывал ребятам, как Эгея 2.10 автоматически верстает этаж рекомендаций (это то, что последние пару месяцев вы видите тут под заметками).

В общем, фрагмент № 14 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 31 июля 2020 года. Покажите дизайнерам и разработчикам.

00:00 Задача и примеры
01:35 Дизайн «раскладок» для разных случаев
04:29 Описание раскладок в коде
05:50 Автоматический выбор и оценка раскладок
07:47 Режим отладки

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Кстати, с тех пор, как я это рассказывал на курсе, Эгея стала ещё умнее. Думаю, уже скоро дам попробовать всем.

Неделя 6—13 сентября: бело-лунный, навигация и брендинг, оферта, Фосфалюгель • Задача об аэропорте

Обзор моего блога и соцсетей за неделю 6—13 сентября 2020 года и разбор задачи о навигационном знаке в челябинском аэропорту «Баландино»:

00:00 Интро
00:33 Блог. Бело-лунный цвет, китайский мост
02:42 Кусочек про цвета с интерфейсного онлайн-курса
03:51 Чикагский аэропорт О’Хара: почему навигация не должна быть унылой
07:42 Оферта о совместной работе, что послушать
10:16 Апдейт лекций в школах бюро
12:17 Инстаграм. УАЗик и закрытие Торнквиста
13:13 Твиттер. Жирное выделение Медузы, селфач, греческая церковь и 11 сентября
14:13 Телеграм. Призыв помощников со схемой, красивый Фосфалюгель
15:20 Интерфейсный нюанс про переключалку, ещё красивая клавиатура и Грифарт
17:03 Разбор дизайн-задачи прошедшей недели
30:04 Дизайн-задачка на неделю. Ответы шлите в комментарии, разберём в следующие выходные.

Заметка опубликована в блоге только 21 сентября 2020 в 22:15:00, но ей искусственно поставлена дата исходной публикации видео (для сохранения хронологии самих видосов)

Новые лекции о звуке и легендах для школ бюро

Продолжаю держать вас в курсе новых лекций в школах и на курсах бюро.

Недавно добавилась лекция «Звук в интерфейсе». О чём речь:

Если вы застали времена «Ай‑си‑кью», то наверняка помните противный звук «о‑оу», из‑за которого во многих офисах было невозможно работать. Избыточный звук в интерфейсе не только раздражает самого пользователя, но и может мешать окружающим. При этом если использовать звук правильно, он помогает привлекать внимание пользователя и давать обратную связь. В лекции Илья Бирман на примере бытовой техники, метро и даже арбуза объясняет, как убирать из интерфейса ненужные звуки, а нужные — делать более информативными.

Фрагмент лекции:

Ещё недавно добавилась новая большая лекция «Легенды, кодирование и нумерация» — это о представлении информации, а не интерфейсе. О чём речь:

Часто на схемах, картах, графиках смысл кодируют в цветах и символах, а объяснения выносят в легенду. Например, на схеме торгового центра нумеруют магазины, а в таблице снизу объясняют, какой магазин зашифрован под каждым номером. Посетителям приходится бегать глазами от легенды к схеме, запоминать номера и смысл закодированных элементов. Из‑за такого дизайна они могут не найти нужный магазин и уйти в другое место. В лекции Илья Бирман показывает, как избавиться от громоздких легенд и таблиц соответствия, как быть, если нельзя обойтись без кодовых обозначений, и как использовать их для управления вниманием читателя.

Фрагмент лекции, где я разбираю схемы тель-авивского рынка «Сарона» и выставки Московского марафона:

Это фрагменты двух лекции из 35 по дисциплине «Интерфейс и информация» в Школах бюро. Программа школы и как поступить

Также эти лекции доступны слушателям моего онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации», на который до 22 сентября открыта запись (начнётся 28 сентября).

Что послушать — 36

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Сегодня дизайнерский выпуск.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Костя Горский и Алина Ермакова: как руководить дизайнерами и исследователями?
  2. Владимир Зимин: Дизайн для реального мира. Владимир руководит дизайном в Почте России.
  3. Екатерина Соломеина о том, то волнует продуктовых дизайнеров в Лондоне. Не очень понятно, почему у видоса полтора просмотра.

Оферта о совместной работе

Я выступил в роли арт-директора в нескольких особенных проектах. Это две схемы трамваев Челябинска, включая официальную, две схемы метро Екатеринбурга, а также схемы метро Минска и Санкт-Петербурга — обо всех них есть рассказы на моём сайте.

Особенны эти проекты тем, что дизайнеры каждого из них начинали свою работу самостоятельно, потом приходили ко мне за советом, а дальше мы уже работали вместе. Любопытно, что все проекты — транспортные схемы.

Когда дизайнер приносит свой черновик на совет, я обычно отвечаю коротко и пишу, мол, если хочешь, чтобы я погрузился и серьёзно комментировал всё, что ты делаешь, прими оферту. Каким-то чудом в половине случаев дизайнеры знают, о какой оферте я говорю, и сразу её принимают; другим приходится её показать, и они её принимают уже после этого. Такие истории случаются регулярно; проекты тянутся долго, какие-то идут прямо сейчас, какие-то на паузе или заброшены.

Насколько я понимаю, единственное место, где оферта пока была опубликована — рассказ Паши Омелёхина о первой версии схемы метро Екатеринбурга, причём там она называлась «сделкой». Вот её полный текст:

Если хочешь делать вместе схему, чтобы я вникал во всё и давал развёрнутые комментарии, советовал как общаться с городскими властями или с рекламной фирмой, то я хочу быть арт-директором проекта и выпустить его потом на своём сайте (разумеется, будет написано, что дизайнер — ты). При этом последнее слово в дизайне будет за мной. Я тебя изнасилую замечаниями, заставлю перерисовать по сто раз кучу вещей, попробовать так, сяк и эдак. Мне надо будет, чтобы ты был инициативным и сам тоже приносил сто вариантов, дёргал меня, когда я подолгу не отвечаю. По ходу тебе надо будет сохранять промежуточные состояния и разные поиски, чтобы потом написать рассказ о работе где-то у себя. Говорить о проекте публично до выпуска будет нельзя. Если мы его не доведём до конца, выпускать его без согласования со мной будет тоже нельзя.

Понимаю, что это жёстко, но если ты согласишься, то я буду готов уделять этому время и силы.

Пусть теперь будет и тут для удобства.

Заодно этой публикацией подсказывают тем, кто этого не знал, что можно и вот так делать проекты. Если у вас есть интересная штука про представление информации или городскую навигацию, которую вы хотите докрутить под моим руководством, напишите — может, я тоже захочу.

Ранее Ctrl + ↓