Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Нету

Принято считать, что слово «нету» — неполноценный синоним слова «нет». Если вы скажете «нету», кто-нибудь может подумать, что вы — деревенщина необразованная. Грамотные люди говорят «нет».

Между тем, в отличие от слова «нет», которое означает и отрицание, и отсутствие, слово «нету» означает только отсутствие. А грамотная речь отличается точностью при выборе слов.

Двусмысленно:
— Дай денег?
— Нет.

Однозначно:
— Дай денег?
— Нету.

Эти слова — не синонимы, и отказываться от одного из них не стоит.

Кстати, в предыдущем предложении встречалось слово «не» — снова другое отрицательное слово.

Вот в иврите «не» и «нет» — это одно слово, לא [ло]:
— לא, אני לא רוצה [ло, ани ло роце] (нет, я не хочу).

Можно предположить, что при изучении английского или русского у израильтян возникают сложности при выборе между no и not, «не» и «нет».

А вот «нету» на иврите — это вдруг вовсе не לא, а אין [эйн] — другое, совсем непохожее слово:
— לא, אין לי כסף [ло, эйн ли кесеф] (нет, у меня нету денег; дословно: «нету мне денег»).

И как и в русском, у אין нет прошедшего времени, поэтому оно распадается на «не+было»:
— לא, לא היה לי כסף [ло, ло хайя ли кесеф] (нет, у меня не было денег; дословно: «не было мне денег»).

Наземный транспорт в Берлине

И ещё Берлин.

Трамвайчик:

Вход:

Поворачивает весь в рекламе такой:

Экран внутри довольно мусорный:

Билеты::

Валидатор:

Остановка и тотем как в «Долине монументов»:

Тотем светится по ночам:

Автобусная остановка. Экран ближайших маршрутов:

Элемент навигации такой же формы:

Информация о маршрутах на большой автобусной станции:

Экран внутри автобуса:

999-й:

Карта:

Школьный автобус с обозначением школьников в духе уродского берлинского человечка со светофора:

Велопрокат:

Очень красивые штуки, в которые вставлять велосипед:

Фотографии из поездок в марте и мае 2016.

Ещё Берлин:

Под каждой заметкой с тегом «мир» — поиск дешёвых авиабилетов.

Просмотр картинок в браузере

Все облачные сервисы бесят тем, что при просмотре картинок заменяют стандартный интерфейс браузера своим калечным говном. Вокруг картинки, которую я пытаюсь посмотреть, развешивают целые гирлянды из бессмысленного шлака.

У Дропбокса и Яндекса вообще треть экрана справа отъедает неведомая панель, смысла которой я не знаю, потому что всё, что меня в ней интересует — это как её нахрен убрать.

А вот у Гугля какой-то принтер, скачивалка, многоточие — нахрена это всё? Снизу целых три кнопки для зума, хотя и на компьютере, и на телефоне и так для этого есть все элементы управления.

Но самая жесть, что все эти тупые сервисы на кой-то хрен заменяют стандартную прокрутку на зум. Это похоже на эксперимент с велосипедом, у которого руль работает в противоположную сторону — я просто не могу этим говном пользоваться. Я пытаюсь скролить, тупица, нахрена ты мне увеличил картинку и сдвинул её левее окна?

Дроплер всегда вёл себя лучше всех, но в последнее время стал картинку показывать не тегом img, а фоном, поэтому я теперь не могу её из браузера затащить в Фотошоп или сохранить по правой кнопке. Спрашивается, нахрена было ломать то, что работает?

Мало того, что это всё полное говно, так это ж ещё куча человеко-часов потрачена на то, чтобы весь этот ад запрограммировать.

Между тем, браузеры уже больше двадцати лет прекрасно справляются с тем, чтобы открыть картинку. Для этого не нужны не только скрипты, но и даже ХТМЛ — просто дайте прямую ссылку на файл. И там можно и сохранить, и распечатать, и зазумить, и проскролить — и всё работает стандартно и привычно.

Как работает обучение

Умники всё время победоносно приводят примеры хорошего дизайна, в котором нарушаются правила: «А вот крутой плакат, где не соблюдается правило внутреннего и внешнего! А вот удобный сайт, где ссылки не подчёркнуты! А вот красивая и понятная таблица с чересполосицей!»

Это как прийти на занятие по карате, и начать рассказывать: «А я видел, как во дворе один чувак другого сильно побил, не крича „кия“!» Причём рассказывать с искренней убеждённостью, что тренер не в курсе, что так бывает.

Задача преподавателя — научить и повысить разрешение. Для этого и нужны законы и правила. А если объявить: «Можно делать всё, что угодно, лишь бы был хороший результат», будет честно, но совершенно бесполезно.

См. также:

Эгея 2.7

Готова Эгея 2.7 (сборка v3239) с трансляцией на центральный сервер, большими улучшениями в темах, клавиатурным управлением в редакторе и другими штуками. Эта заметка в основном повторяет анонс беты, чтобы всё было в одном месте.

Проект «Холборн»: трансляция заметок на центральный сервер

Заметки, которые вы пишете в 2.7, отображаются в разделе «Блоги» на сайте движка:

Ссылки из этой ленты ведут на ваши сайты, а текст не индексируется поисковиками, поэтому для вас это просто бесплатный источник читателей. Здесь можно подписаться на РСС и читать все блоги на Эгее в одном месте, например.

Чтобы ваш блог появился в ленте, ничего не нужно настраивать, но по умолчанию заметки появляются только после моего одобрения. Если вы постоянно пишете хорошее, я одобрю блог целиком и заметки будут публиковаться в «Блогах» мгновенно.

Не бойтесь сделать опечатку — изменения тоже мгновенно приходят в «Блоги». Это же не Фейсбук вам. И если вы удалите заметку, она удалится и из «Блогов».

Новые темы и темы на основе переменных

В новой версии встроено несколько тем, например:

Я надеюсь, что теперь блоги на Эгее перестанут выглядеть все как один и станут выглядеть хотя бы как семь.

Все новые темы сделаны на основе «Простой», но не перекрытием её стилей, а через переменные:

Это тема «Дуглас», выглядит так:

Теперь делать новые темы, отличающиеся только цветами, шрифтами и полями стало намного проще: клонируете папку с нравящейся темой и ставите другие значения переменных в ЦСС.

В системной теме не осталось вообще никакого ЦССа — он весь переехал в «Простую». Если вы делали свою тему, вам придётся посмотреть диффы «Простой» и понять, что теперь нужно доопределить в своей, что не унаследуется из системной. Благодаря этому теперь вам не нужно бороться с системной и переопределять что-то, что было определено в ней.

Ещё в своих темах стало проще сделать собственную расцветку для подсветки синтаксиса. Про то, как это сделать, отдельно расскажу.

В ИЕ работает полифилл для ЦСС-переменных (спасибо, Игорь Адаменко).

Предпросмотр тем

В «Настройке» рядом с выбором тем появилась новая ссылка «Предпросмотр»:

По этой ссылке открывается специальная страница, на которой собраны основные элементы, из которых состоит блог, и дизайн которых полезно бы проверить. Она собственным текстом объясняет, на что стоит обратить внимание:

Откройте, например, предпросмотр темы моего блога.

Это ещё одна штука чтобы темы было проще делать — теперь можно на одной странице оценить, как выглядит ваша тема, и подкрутить что-то, а не ходить по всему блогу в поисках элементов, про стили которых вы забыли подумать.

С выхода беты эта ссылка заработала более удобно: теперь она всегда открывается в новой вкладке, и показывает предпросмотр выбранной темы оформления, даже если вы её ещё не применили ко всему блогу.

Встраиваемость в сайты (для платных пользователей)

Появилась специальная тема «Встраиваемая» (Embeddable). Это тема, в ЦССе которой определяются только специфические для Эгеи внутренности — заметки, комментарии, теги, элементы навигации — но не обёртка и вид стандартных тегов ХТМЛ.

Если подключить к Эгее ЦСС от вашего основного сайта и добавить ХТМЛ вашей шапки и подвала в тему «Встраиваемая», Эгея волшебным образом будет выглядеть как страница вашего сайта (у меня теперь работает именно так, а раньше приходилось использовать сто костылей).

См. подробнее в заметке: Как встроить Эгею 2.7 в свой сайт.

Абзацы с классами

Любая самостоятельная строка, начинающаяся с .something, превращается в абзац с классом something. Пишете:

.loud Какой-то громкий текст

Получаете (увидите только в браузере):

Какой-то громкий текст

Ну, это у меня. У вас может выглядеть иначе.

Вы можете легко определить свои классы для каких-то особенных элементов текста. Важно понимать, что это просто ЦСС-класс, и он не сработает в РССе. Поэтому когда используете такое, убеждайтесь, что текст не теряет смысла без выделения. Именно поэтому, кстати, это абзац, а не див.

В самой Эгее и всех новых темах определены стили для .lead (подзаголовок или въезд), .loud (как выше) и .foot (сноска или примечание).

Вот это как раз примечание.

Клавиатура в редакторе

Игорь Адаменко, который сделал клёвое автосохранение в 2.6, реализовал для редактора 2.7 ещё одну отличную фичу — клавиатурное управление. Так быстрее. Работают такие сочетания (как в Гугль-доке):

⌘B жирный
⌘I курсив
⌘K ссылка
⌘⌥1 заголовок
⌘⌥2 подзаголовок
⌘⌥0 обычный абзац
⌘] увеличить уровень цитирования
⌘[ уменьшить уровень цитирования

Это работает и в заметках, и в комментариях, и в тегах, и в описании блога. В Виндоусе вместо ⌘ работает Ctrl.

Ссылки на твиты

В дополнение к видосами на Ютюбе и Вимео, Эгея теперь умеет вставлять твиты просто по урлу. Вы пишете в редакторе ссылку на твит:

https://twitter.com/omelekhin/status/902835411034271744

Получаете сам твит:

Спасибо Илье Гельману за это.

В РССе ссылки на твиты отображаются как просто ссылки на твиты.

Соцпакет

Если у тега есть собственные картинки (загруженные в редакторе тега), то они все попадают в качестве картинок для соцсетей ко всем заметкам с этим тегом. Удобно во всяких рубриках типа «Что почитать на выходных» обложки делать.

В код страниц добавились нужные заклинания, чтобы заметки попадали в твиты вместе с картинками.

Добавилась поддержка шаринга в Вотсапп (спасибо Илье Гельману).

Поиск

Как вы помните, с версии 2.6 в Эгее новый поиск на базе движка «Роза». Теперь используется новая версия, которая ещё лучше рассчитывает релевантность.

Кроме того, поиск теперь корректно индексирует слова с нерусскими и неанглийскими буквами (например, украинскими, белорусскими). За это всё спасибо Роману Парпалаку.

Ссылка на теги переехала внутрь поля поиска. И вообще, поле поиска сильно переделалось и теперь легче встраивается в другие дизайны и лучше работает на мобильных (спасибо, Игорь Адаменко). Поле поиска теперь есть на всех страницах, и админское меню не сдвигает его, а наоборот, идёт левее.

Остальное

Улучшена фильтрация спама в комментариях (спасибо Ивану Щолокову).

Теперь вдобавок к РСС поддерживается джейсон-фид — новый стандарт для подписки. Читайте об РССе и джейсон-фиде. Помимо ленты всего блога и ленты по тегу, доступна «лента» из любой одной заметки, например — этой. Если зачем-то нужно вытащить смысловые куски заметки, не нужно пытаться парсить ХТМЛ. У меня это используется для моих трансляций в раздел «Блоги».

Гуиды заметок в РССе теперь стали их идентификаторами из базы данных. Это по идее должно решить проблему дубликации РССа. Конечно же, я сделал, чтобы заметки, написанные до обновления, остались со старыми гуидами.

Списки теперь можно начинать не с единицы (если список прервался на другой объект). Слайдер тегов заработал на мобилах.

Код метрики и аналитики больше не вставляется, если страницу просматривает залогиненный автор (это касается пользователей платной и хостед-версий).

Исправлено много разных багов с загрузкой картинок и аудиофайлов. Они не теряются, если загружать их в редактор тегов вне текстового поля, не «подвисают» в форме новой заметки.

Если на вашем сервере установлено ПХП-расширение zip, то внизу в настройке появится ссылка на скачивание последнего бекапа. Это я сделал для сервиса, но никому не будет лишним.

Ещё Серёга Чикин нарисовал клёвую иконку-лимончик, которая теперь показывается в подвале (посмотрите у меня, например).

Технические детали

Лайкли, Жуэль и ХайлайтЖС обновились.

Скрипты теперь собираются вебпаком. Игорь Адаменко их переписал более прямыми руками, чем мои.

Где скачать

Свежий дистрибутив — на сайте движка.

Если вы пользуетесь платной версией и хотите платную 2.7, напишите мне.

Реклама и пропаганда

Тёма пишет: «Любая реклама — пропаганда». Для его мысли это окей, но на самом деле это не так. Люди часто путают рекламу и пропаганду, например, сравнивают ролики «заплати налоги и спи спокойно» с рекламой Айфона.

Какая разница? Капитальная.

Реклама обращается в интересу человека, она в его мире. Может она и врёт, но если она не будет убедительной, человек не купит Айфон. Уж точно человек не купит второй раз, если продукт ему не понравится. У человека всегда остаётся выбор.

Пропаганда говорит человеку, что его интересы не важны. Пропаганда нужна, когда добровольно человек не делает то, к чему она призывает. Тебя призовут в армию в любом случае, а пропаганда про «долг Родине» нужна, чтобы ты поменьше возбухал.

Итак. Если у вас есть выбор, то перед вами реклама. Если нет — пропаганда.

Улицы, названные существительными и прилагательными

Если улица называется существительным, ей не нужно слово улица:

  • Охотный ряд, а не «улица Охотный Ряд»,
  • Кузнецкий мост, а не «улица Кузнецкий Мост»,
  • Большая Якиманка, а не «улица Большая Якиманка».

Если вам не режет слух «улица Арбат», то с вашим слухом что-то не так. Чтобы почувствовать, как это звучит, попробуйте добавить ещё родовых слов: дорога «Улица „Арбат“».

То же в других местах: Пикадилли — это просто Пикадилли, Унтер-ден-линден — это просто Унтер-ден-линден, Бродвей — это просто Бродвей, а Елисейские поля — это просто Елисейские поля.

Если улица называется прилагательным, то слово «улица» нужно ставить после названия:

  • Гороховая улица, а не «улица Гороховая»,
  • Садовая улица, а не «улица Садовая»,
  • Большая Морская улица, а не «улица Большая Морская».

Удивительно, но только со словом «улица» возникает эта нелепая инверсия. Никогда не услышишь «набережная Дворцовая» или «проспект Адмиралтейский», только в нормальном порядке. Но вот «улица» чем-то людям не угодила, и её иногда ставят в начало. Правда, в Питере как раз в основном нормально говорят.

Спросить имя, чтобы обратиться по имени

Проектировщики часто ставят в формах поле «Имя», а на вопрос «зачем?» отвечают: «Чтобы можно было обратиться к клиенту по имени».

Приятно же, когда к тебе обращаются по имени. Приходишь в кофе-бар, а тебе: «Привет, Илья» — и делают флетвайт, не спрашивая про сахар и сироп. Чувство, что другим на тебя не наплевать, согревает. Хочется ходить в такой кофе-бар. Обращение по имени помогает удержать клиентов.

Да нихрена! В Старбаксе тоже обращаются по имени. У тебя его спрашивают, переспрашивают, потом пишут на стаканчике, и потом кричат. Это такой стандарт. Всем плевать, как тебя зовут. Обращение по имени не влияет на удержание клиентов.

Никто не любит формы, и любое поле — это лишнее препятствие. Да, приятно, когда люди помнят твоё имя — в этом чувствуется внимание и небезразличие. Но когда тебе перезванивает оператор и обращается по имени, которое ты сам же только что ввёл, ты это просто пропустишь мимо ушей.

Уберите лишнее поле и просто обращайтесь на вы: «Здравствуйте, вы только что сделали заказ на сайте таком-то...». «Здравствуйте, вы вчера писали в поддержку того-то по такому-то вопросу». Лучше пусть оператор искренне попытается помочь, а не по имени из шпаргалки обращается. При этом если в ходе разговора я назову своё имя, а вы его запомните, это будет хорошо.

Отельный спа-тупизм

Одна из тупейших вещей — что бассейны и сауны в отелях обычно закрываются в восемь вечера, а то и раньше. Если я приехал в другой город, то днём-то уж всяко я не в отеле сижу. А когда прихожу к ночи уставший от дел и прогулок, как раз хочется погреться перед сном — но тут уж хрен мне, а не сауна.

См. также другие отельные тупизмы:

Одно предложение — один стиль

Дизайнеры пытаются сделать «интереснее», намешав разных кеглей, цветов, шрифтов. Обычно получается фигово.

Два цвета ни к чему:

Три кегля ни к чему:

Особенно плохо, когда разные кегли встречаются в одной строке:

Выделять цифры ни к чему. Нужно было просто вынести «Заправить» за скобку:

Два кегля, да ещё и едва отличаются — почти, но не совсем:

Клинический случай:

Простое правило: одно предложение — один стиль.

Ранее Ctrl + ↓