Позднее Ctrl + ↑

Роман Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Часть 9. Двести рублей

Продолжаю делиться тем, что подчеркнул в «Братьях Карамазовых» (см. первую, вторую, третью, четвёртую, пятую, шестую, седьмую и восьмую части).

Сегодня — история про двести рублей. Она показалась мне очень занимательной. Раз:

И Алёша протянул ему две новенькие радужные сторублёвые кредитки. Оба они стояли тогда именно у большого камня, у забора, и никого кругом не было. Кредитки произвели, казалось, на штабс-капитана страшное впечатление: он вздрогнул, но сначала как бы от одного удивления: ничего подобного ему и не мерещилось, и такого исхода он не ожидал вовсе. Помощь от кого-нибудь, да ещё такая значительная, ему и не мечталась даже во сне. Он взял кредитки и с минуту почти и отвечать не мог, совсем что-то новое промелькнуло в лице его.
— Это мне-то, мне-с, это столько денег, двести рублей! Батюшки! Да я уж четыре года не видал таких денег, Господи! И говорит, что сестра... и вправду это, вправду?
— Клянусь вам, что всё, что я вам сказал, правда! — вскричал Алеша. Штабс-капитан покраснел.
— Послушайте-с, голубчик мой, послушайте-с, ведь если я и приму, то ведь не буду же я подлецом? В глазах-то ваших, Алексей Фёдорович, ведь не буду, не буду подлецом? Нет-с, Алексей Федорович, вы выслушайте, выслушайте-с, — торопился он, поминутно дотрогиваясь до Алёши обеими руками, — вы вот уговариваете меня принять тем, что «сестра» посылает, а внутри-то, про себя-то — не восчувствуете ко мне презрения, если я приму-с, а?
— Да нет же, нет! Спасением моим клянусь вам, что нет! И никто не узнает никогда, только мы: я, вы, да она, да ещё одна дама, её большой друг...

Пропускаю большой кусок монолога штабс-капитана.

— ...Так ведь теперь я на эти двести рублей служанку нанять могу-с, понимаете ли вы, Алексей Фёдорович, лечение милых существ предпринять могу-с, курсистку в Петербург направлю-с, говядины куплю-с, диету новую заведу-с. Господи, да ведь это мечта!

Алёша был ужасно рад, что доставил столько счастия и что бедняк согласился быть осчастливленным.
— Стойте, Алексей Фёдорович, стойте, — схватился опять за новую, вдруг представившуюся ему мечту штабс-капитан и опять затараторил исступленною скороговоркой...

И ещё пропускаю.

Алёша хотел было обнять его, до того он был доволен. Но, взглянув на него, он вдруг остановился: тот стоял, вытянув шею, вытянув губы, с исступленным и побледневшим лицом и что-то шептал губами, как будто желая что-то выговорить; звуков не было, а он всё шептал губами, было как-то странно.
— Чего вы! — вздрогнул вдруг отчего-то Алёша.
— Алексей Фёдорович... я... вы... — бормотал и срывался штабс-капитан, странно и дико смотря на него в упор с видом решившегося полететь с горы, и в то же время губами как бы и улыбаясь, — я-с... вы-с... А не хотите ли, я вам один фокусик сейчас покажу-с! — вдруг прошептал он быстрым, твёрдым шёпотом, речь уже не срывалась более.
— Какой фокусик?
— Фокусик, фокус-покус такой, — всё шептал штабс-капитан; рот его скривился на левую сторону, левый глаз прищурился, он, не отрываясь, всё смотрел на Алёшу, точно приковался к нему.
— Да что с вами, какой фокус? — прокричал тот уж совсем в испуге.
— А вот какой, глядите! — взвизгнул вдруг штабс-капитан.

И, показав ему обе радужные кредитки, которые всё время, в продолжение всего разговора, держал обе вместе за уголок большим и указательным пальцами правой руки, он вдруг с каким-то остервенением схватил их, смял и крепко зажал в кулаке правой руки.
— Видели-с, видели-с! — взвизгнул он Алёше, бледный и исступленный, и вдруг, подняв вверх кулак, со всего размаху бросил обе смятые кредитки на песок, — видели-с? — взвизгнул он опять, показывая на них пальцем, — ну так вот же-с!..

И вдруг, подняв правую ногу, он с дикою злобой бросился их топтать каблуком, восклицая и задыхаясь с каждым ударом ноги.
— Вот ваши деньги-с! Вот ваши деньги-с! Вот ваши деньги-с! Вот ваши деньги-с! — Вдруг он отскочил назад и выпрямился пред Алёшей. Весь вид его изобразил собой неизъяснимую гордость.
— Доложите пославшим вас, что мочалка чести своей не продает-с! — вскричал он, простирая на воздух руку. Затем быстро повернулся и бросился бежать; но он не пробежал и пяти шагов, как, весь повернувшись опять, вдруг сделал Алеше ручкой. Но и опять, не пробежав пяти шагов, он в последний уже раз обернулся, на этот раз без искривленного смеха в лице, а напротив, всё оно сотрясалось слезами. Плачущею, срывающеюся, захлебывающеюся скороговоркой прокричал он:
— А что ж бы я моему мальчику-то сказал, если б у вас деньги за позор наш взял? — и, проговорив это, бросился бежать, на сей раз уже не оборачиваясь. Алёша глядел ему вслед с невыразимою грустью. О, он понимал, что тот до самого последнего мгновения сам не знал, что скомкает и швырнет кредитки. Бежавший ни разу не обернулся, так и знал Алёша, что не обернётся. Преследовать и звать его он не захотел, он знал почему. Когда же тот исчез из виду, Алёша поднял обе кредитки. Они были лишь очень смяты, сплюснуты и вдавлены в песок, но совершенно целы и даже захрустели, как новенькие, когда Алёша развёртывал их и разглаживал. Разгладив, он сложил их, сунул в карман и пошёл к Катерине Ивановне докладывать об успехе её поручения.

И вот два — Алёша у Лиз:

— Мама мне вдруг передала сейчас, Алексей Фёдорович, всю историю об этих двухстах рублях и об этом вам поручении... к этому бедному офицеру... и рассказала всю эту ужасную историю, как его обидели, и, знаете, хоть мама рассказывает очень нетолково... она всё перескакивает... но я слушала и плакала. Что же, как же, отдали вы эти деньги, и как же теперь этот несчастный?..
— То-то и есть, что не отдал, и тут целая история, — ответил Алёша [...]
— Так вы не отдали денег, так вы так и дали ему убежать! Боже мой, да вы хоть бы побежали за ним сами и догнали его...
— Нет, Лиз, этак лучше, что я не побежал, — сказал Алёша, встал со стула и озабоченно прошелся по комнате.
— Как лучше, чем лучше? Теперь они без хлеба и погибнут!
— Не погибнут, потому что эти двести рублей их всё-таки не минуют. Он всё равно возьмет их завтра. Завтра-то уж наверно возьмёт, — проговорил Алёша, шагая в раздумье. — Видите ли, Лиз, — продолжал он, вдруг остановясь пред ней, — я сам тут сделал одну ошибку, но и ошибка-то вышла к лучшему.
— Какая ошибка и почему к лучшему?
— А вот почему, это человек трусливый и слабый характером. Он такой измученный и очень добрый. Я вот теперь всё думаю: чем это он так вдруг обиделся и деньги растоптал, потому что, уверяю вас, он до самого последнего мгновения не знал, что растопчет их. И вот мне кажется, что он многим тут обиделся... да и не могло быть иначе в его положении... Во-первых, он уж тем обиделся, что слишком при мне деньгам обрадовался и предо мною этого не скрыл. Если б обрадовался, да не очень, не показал этого, фасоны бы стал делать, как другие, принимая деньги, кривляться, ну тогда бы ещё мог снести и принять, а то он уж слишком правдиво обрадовался, а это-то и обидно. Ах, Лиз, он правдивый и добрый человек, вот в этом-то и вся беда в этих случаях! У него всё время, пока он тогда говорил, голос был такой слабый, ослабленный, и говорил он так скоро-скоро, всё как-то хихикал таким смешком, или уже плакал... право, он плакал, до того он был в восхищении... и про дочерей своих говорил... и про место, что ему в другом городе дадут... И чуть только излил душу, вот вдруг ему и стыдно стало за то, что он так всю душу мне показал. Вот он меня сейчас и возненавидел. А он из ужасно стыдливых бедных. Главное же, обиделся тем, что слишком скоро меня за своего друга принял и скоро мне сдался; то бросался на меня, пугал, а тут вдруг, только что увидел деньги, и стал меня обнимать. Потому что он меня обнимал, всё руками трогал. Это именно вот в таком виде он должен был всё это унижение почувствовать, а тут как раз я эту ошибку сделал, очень важную: я вдруг и скажи ему, что если денег у него недостанет на переезд в другой город, то ему ещё дадут, и даже я сам ему дам из моих денег сколько угодно. Вот это вдруг его и поразило: зачем, дескать, и я выскочил ему помогать? Знаете, Лиз, это ужасно как тяжело для обиженного человека, когда все на него станут смотреть его благодетелями... я это слышал, мне это старец говорил. Я не знаю, как это выразить, но я это часто и сам видел. Да я ведь и сам точно так же чувствую. А главное то, что хоть он и не знал до самого последнего мгновения, что растопчет кредитки, но всё-таки это предчувствовал, это уж непременно. Потому-то и восторг у него был такой сильный, что он предчувствовал... И вот хоть всё это так скверно, но всё-таки к лучшему. Я так даже думаю, что к самому лучшему, лучше и быть не могло...
— Почему, почему лучше и быть не могло? — воскликнула Лиз, с большим удивлением смотря на Алёшу.
— Потому, Лиз, что если б он не растоптал, а взял эти деньги, то, придя домой, чрез час какой-нибудь и заплакал бы о своем унижении, вот что вышло бы непременно. Заплакал бы и, пожалуй, завтра пришёл бы ко мне чем свет и бросил бы, может быть, мне кредитки и растоптал бы как давеча. А теперь он ушёл ужасно гордый и с торжеством, хоть и знает, что «погубил себя». А стало быть, теперь уж ничего нет легче, как заставить его принять эти же двести рублей не далее как завтра, потому что он уж свою честь доказал, деньги швырнул, растоптал... Не мог же он знать, когда топтал, что я завтра их ему опять принесу. А между тем деньги-то эти ему ужасно как ведь нужны. Хоть он теперь и горд, а всё-таки ведь даже сегодня будет думать о том, какой помощи он лишился. Ночью будет ещё сильнее думать, во сне будет видеть, а к завтрашнему утру, пожалуй, готов будет ко мне бежать и прощенья просить. А я-то вот тут и явлюсь: «Вот, дескать, вы гордый человек, вы доказали, ну теперь возьмите, простите нас». Вот тут-то он и возьмет!

Алёша с каким-то упоением произнёс: «Вот тут-то он и возьмёт!» Лиз захлопала в ладошки.
— Ах, это правда, ах, я это ужасно вдруг поняла! Ах, Алёша, как вы всё это знаете? Такой молодой и уж знает, что в душе... Я бы никогда этого не выдумала...

Какая-то волшебная человечность в этом эпизоде.

Моменты из этого же разговора с Лиз были во второй части.

Определённый артикль в заметке Грубера про отвагу Эпла

Джон Грубер в заметке «Отвага» (Courage) пишет:

When we think of controversial decisions, we tend to think of both sides as creating controversy. Choose A and the B proponents will be angry; choose B and the A proponents will be angry.

Кажется, не будучи носителем языка, невозможно догадаться, что определённый артикль нужно расставить именно так. Но когда уже написано, читается как само собой разумеющееся.

Вселенная знает

Чтобы компьютеры были умнее, достаточно подружить данные, хранящиеся в разных местах, безо всякого искусственного интеллекта. Зачем мне выбирать точку назначения в навигаторе, если я покупал билеты на концерт, который начнётся через двадцать минут? Вселенная и так знает, куда я еду.

Выражение «вселенная знает» означает, что где-то в мире уже есть необходимая информация, и нужно её взять, а не спрашивать пользователя.

Одно из заданий на интерфейсном курсе — терминал оплаты мобильной связи. Каждый второй делает экран выбора оператора. Спрашиваю: зачем? Люди говорят, мол, ну а как? И начинают рассуждать: можно было бы по коду определять автоматически, но сейчас же можно номер поменять, так что это ненадёжно.

Теорема: вселенная знает, какой оператор у какого номера. Доказательство: когда я звоню по телефону, я попадаю к нужному человеку, и никогда не нужно выбирать оператора! Вместо того, чтобы держать какую-то левую устаревающую базу соответствия номеров и операторов, нужно использовать ту же базу, которая используется при маршрутизации звонков в реальном времени.

Когда тебя заставляют сообщать то, что вселенная и так знает, это бесит. Скажем, на заправке нужно называть вид бензина и номер колонки. Но вселенная знает, какая из машин — моя и какой шланг в неё воткнут. Не хочу ничего называть, всё должно работать само.

Многочисленные айпадные приложения с рецептами будут намного умнее, когда смогут предложить мне блюдо с учётом того, что есть в магазине за углом (вселенная и это знает). И если я выберу блюдо, приготовление которого занимает час, а у меня через час скайп, приложение подскажет мне это и предложит похожее блюдо, которое можно успеть приготовить и съесть.

Иногда не хватает ума понять, откуда именно вселенная что-то знает. Например, была история, когда мошенник получил доступ к деньгам женщины, убедив её продиктовать ему пароль и код из смс. Как обезопасить людей от подобного мошенничества? Пока не знаю. Но есть ощущение, что вселенная если не знает, то подозревает, что платит мошенник. Он вот с женщиной на телефоне висит как раз, а смска ей на тот же номер приходит. Это же подозрительно, что ты говоришь по телефону, когда тебе приходит смс с кодом? Причём звонил он ей, а не она ему. Как минимум можно было бы сделать, чтобы смска не приходила, пока не положишь трубку, а если берёшь трубку, то код тут же становится недействительным. Наверняка можно придумать что-то более внятное.

«Вселенная знает» в таких случаях работает как стартовый толчок для размышлений.

Что делать в Тель-Авиве в конце ноября — начале декабря?

Что делать в Тель-Авиве в конце ноября — начале декабря?

Помимо прочего, хочу знать про всякие хипстерско-кофейные места с вай-фаем, где можно прийти и приятно работать несколько часов.

Представить, что меня интересует в городах, можно, например, почитав мой рассказ о Париже или Лондоне. Пишите в комментарии или на почту: ilyabirman@ilyabirman.ru. Спасибо.

Табы и радиокнопки

Максим Ильяхов обновил Главред: теперь он не только подсвечивает стоп-слова, но и проверяет синтаксис. Между режимами переключают табы:

Табы в Главреде

Но табы — элемент навигации, а не выбора. Переключая табы, мы ожидаем оказаться в другом месте. В данном случае мы остаёмся в том же месте, просто меняется режим. В таком случае правильно использовать радиокнопки:

Радиокнопки в Главреде

Рисовать и табы, и радиокнопки можно по-разному, но главное, что их отличает — табы визуально связаны с областью, содержимое которой меняется при переключении. В настройке Мака табы нарисованы как радиокнопки:

Табы в настройке Мака

Табами их делает размещение на рамке переключаемой ими области.

В Главреде чтобы превратить табы в радиокнопки, достаточно оторвать их от текстовой области. В этом случае будет плохо понятно, что выбрано сейчас, но это другой вопрос.

Ошибку с табами вместо радиокнопок нередко допускают в заданиях участники интерфейсного курса и студенты Школы стажёров, поэтому когда я рассказал про это Максу, мы договорились, что я ещё и пост напишу.

Что почитать на выходных — 140

Вот:

  1. Про животных и людей. Марина Сафонова законспектировала лекции.
  2. Педант. Недавняя крутая серия техноведра.
  3. Collaborative Editing in JavaScript: An Intro to Operational Transformation. Объяснение OT (я уже давал ссылку на эту статью в недавней заметке про автосохранение в Эгее).
  4. Couples that are comfortable talking about poop are the happiest couples. Как у вас с этим?
  5. Как мгновенно понять, что ты не сечешь фишку. Людвиг.

И отдельно про новые Макбуки:

  1. Benjamin Button Reviews The New MacBook Pro. Если бы время шло в обратную сторону.
  2. The MacBook Pro is a lie. Влад Савов замочил на «Вёрдже».
  3. New MacBook Pros and the State of the Mac. Это самое брутальное. Подборка негативных комментариев разных людей к новым компьютерам.

Спасибо спонсору рубрики — брокерской компании Нэттрэйдер. Это удобный вариант для инвестиций в акции на рынках России, Европы и США. Брокерский счёт открывают удалённо и за один рабочий день.

Новый сайт Эгеи

Запустили с Ильёй Страйковым новый сайт Эгеи:

Предыдущий сайт был сделан сто лет назад, и даже по тогдашний меркам был ну так. А последние годы вообще было непонятно, что это за хрень там такая висела. Хотелось всё взорвать, но находились дела поважнее.

Теперь вот нормальный сайт, где нормально объяснено, что за Эгея, и почему она клёвая. Отдельное спасибо Максиму Ильяхову.

Документация переехала в Гугль-док — ссылки на статьи живут в разделе «Помощь». Если вы увидите ошибку в документации, сможете написать комментарий прямо там. И мне будет проще её дополнять.

Сделать автосохранение в Эгее

Я хочу сделать во всех формах Эгеи автосохранение. Ниже — мои рассуждения на этот счёт. А в конце я позову вас на помощь.

Сейчас в редакторе заметок можно нажать ⌘S в любой момент, и изменения сохранятся на сервере без перезагрузки страницы. Это удобно, но иногда люди, особенно после Гугль-дока, забывают это сделать. Если что-нибудь сломается, текст пропадёт.

Нетрудно сделать автоматическое сохранение раз в несколько секунд. Но такое нельзя делать с опубликованными заметками, ведь изменения будут сразу видны всем, включая промежуточные состояния по ходу внесения правок. Можно, конечно, поддерживать это только в черновиках, но это криво и модально. Хочется, чтобы как-нибудь работало везде.

Для опубликованных заметок можно предусмотреть в базе на сервере поле «неопубликованная версия текста», чтобы все такие вот автосохранённые изменения писались туда, а не в настоящее поле, а публиковались только когда человек руками жмёт кнопку «Сохранить». Но, во-первых, тогда такие дублирующие поля придётся заводить на всё — заголовок, теги, урл. Неэлегантно. Во-вторых, это вызывает вопрос о том, какую версию заметки открывать в редакторе: настоящую или вот такую промежуточную. Если человек забыл о том, что начинал редактировать заметку, и открыл её спустя месяц, а в редакторе показывают не то, что опубликовано, это взорвёт мозг.

Конечно, можно напридумывать интерфейса, чтобы это разрулить: показывать где-то, что открыта несохранённая версия, дать возможность сравнить с сохранённой, откатить изменения... Но это всё какая-то жесть. Я не хочу ничего такого ни реализовывать, ни видеть как пользователь. Я хочу, чтобы просто ничего не терялось.

Дальше. Если уж всем этим заморачиваться вообще, то нужно сохранять не только на сервер, но и локально. Чтобы можно было надёжно редактировать заметки без интернета. То есть сложность вырастает ещё сильнее. Возникает аж три версии у каждой заметки: опубликованная на сервере, сохранённая неопубликованная на сервере и сохранённая локально. Это не считая того, что локально может быть разная на каждом клиенте.

В общем, я прихожу к выводу, что единственный способ сделать эту фичу действительно хорошо и без компромиссов — полноценно реализовать collaborative editing как в Гугль-доке. То есть для меня как пользователя не должно быть вообще никакой разницы между клиентом и сервером. Я должен видеть всё в самом свежем виде, на каком устройстве бы ни открыл редактор заметки. А если интернета нет, то после его появления всё должно смёрджиться максимально чисто.

Проблема с тем, что пользователь может не опубликовать изменения, но при этом хотеть их синхронизации между всеми устройствами остаётся, но я, кажется, придумал, как её решить, не усложняя интерфейс.

Я не представляю, насколько трудно реализовать надёжное одновременное редактирование с нескольких устройств, но знаю словосочетание operational transformation, погуглив которое можно найти всяких статей на эту тему. Например, Collaborative Editing in JavaScript: An Intro to Operational Transformation (очень клёво объяснён сам принцип).

Я надеялся найти какую-нибудь популярную опенсорсную реализацию этого, но что-то ничего не нашёл. Если покурить Стек-оверфлоу, то можно нарыть десяток разных заброшенных библиотек, но ничего, что выглядело бы обнадёживающим.

Ещё есть Фаерпад, но там только клиентская часть, и он, как я понял, работает только с собственным сервером. А мне нужно сделать сервер частью Эгеи, причём я бы предпочёл, чтобы сервер был как можно тупее, а вся умная логика была реализована в Джаваскрипте.

Внимание, вопрос: что вы посоветуете? Или, может, кто-то из вас захотел бы сделать такой продукт — библиотеку для одновременного редактирования — под моим внимательным взглядом со стороны? А может, вы вообще думаете, что в моих рассуждениях ошибка и надо всё делать иначе? Расскажите в комментариях, пожалуйста.

Берлин в марте 2016

Готов фотоотчёт из мартовской поездки в Берлин.

Трамвай:

Другой:

Обшарпанность, стёкла и вёрстка плаката:

Памятник:

Пиксель-арт:

Слово:

Табличка:

По таким трубам через весь город откачивают воду из строительных котлованов:

Бетонная опора:

Показать направление без стрелок:

Самые красивые велопрокатные стойки в мире:

Пристрой:

Тут была стена:

А тут всё ещё есть:

Рисунок на доме:

Бомж катает свои вещи на тележке:

Плакаты везде принято вешать по многу штук одинаковых. Почему бы не сделать немного разные?

Это театр:

Вход:

Афиша:

Дверь:

Детская площадка:

Стройка:

Германплац:

Кафешка:

Вывеска:

Пивоварня:

В Берлине я бы пожил.

Ещё Берлин:

Заметка перенесена из раздела «Мир» и сокращена 9 ноября 2021 года. Часть фотографий убраны и заменены ссылками на другие заметки, где они используются, часть перенесены в заметки «Уличные таблички», «Метро в Берлине», «Железная дорога в Берлине»

Ранее Ctrl + ↓