Франческо Франки и его книга «Дизайн новостей»

Франческо Франки (Francesco Franchi) — арт-директор крутого итальянского журнала «ИЛ», я сто лет подписан (конечно же, по РСС) на его Фликр, где он выкладывает обложки и разные развороты журнала. Примеры:

Сплошной кайф, короче. Сходите полистайте сами, я подожду.

Недавно у Франческо вышла книга «Дизайн новостей» (Designing News). Было ощущение, что надо почитать, что он пишет, и книгу я купил. Кстати, выписывать мысли из книг в блог, как оказалось, хорошая идея. С тех пор, как я начал это делать, я стал читать внимательнее, больше всего помечать и выписывать. Так что польза и мне, и вам.

К сожалению, книга сильно разочаровала меня. Тут примерно двухпроцентный раствор смысла в воде. Автор постоянно цитирует других, формулирует на три абзаца мысль, которой хватило бы и предложения. Ну и книга оказалась не о дизайне новостей, а скорее вообще о газетно-журнальном бизнесе, работе редакции, причём в очень общем виде, без практических советов, которые можно было бы взять и использовать завтра.

Почти всю книгу занимают размышления о том, как всё меняется с приходом интернета, а потом и айпадов; о роли дизайнера в этом переходе. Кажется, что Франческо всю книгу пытается убедить читателя в том, что роль дизайнера очень важна и многогранна; проблема в том, что мне это было ясно ещё до того, как я начал читать книгу. Возможно, книга адресована не дизайнерам, а как раз предпринимателям из мира медиа?

Всё же, вот что я выписал:

  • Ограничения раньше были технические: в размере, времени и периодичности печати. Зато люди читали всё, что было в газете. Сейчас ограничений технических нет, печатай сколько влезет и когда хочешь. Но ограничено время, которое люди согласны тратить на чтение издания.
  • На компьютере больше свободы, и меньше ограничений для дизайна, но при этом все делают всё на основе шаблонов, мало экспериментируют, в то время как в консервативных бумажных изданиях, наоборот, всё больше разнообразия.
  • Скроллинг вместо пейджинга рулит — не только с точки зрения интерфейса, но и открывает новые возможности для рекламодателей. Сейчас часто делят статьи на страницы, чтобы показать больше банеров. Но новая реклама может подгружаться и по мере скроллинга, причём она может ещё и анимироваться в зависимости от положения скроллинга. В выигрыше и рекламодатели, и читатели.
  • Графика и типографика — не украшения, а средства журналистики. Разделение на «форму» и «функцию» — искусственное, имеет смысл только в контексте разделения задач и ролей в редации.
  • Идея: показать сложное просто, а простое сложно (какие-нибудь обычные лепестки цветов представить мегаинфографикой с математикой, по которой они растут, и всеми пирогами).
  • Фильтрация контента перестала быть задачей редакции, теперь она возложена на читателя и делается после публикации.
  • Газета «Ю-эс-эй тудей» оказала огромное влияние на переход к повсеместной цветной печати. Они раньше всех начали печатать в цвете не только передовицу, а всё; публиковать инфографику, карты и т. д. Исследования: цветное быстрее привлекает, но не настраивает на вдумчивое чтение, чёрно-белое наоборот дольше удерживает. «Ля република» когда перешла на цвет, рекламодатели порадовались, что везде можно в цвете печататься, получилось конкурентное преимущество. Другие газеты были вынуждены подтягиваться.
  • Серьёзные британские газеты долго боялись перехода на формат таблоидов (дешевле; удобнее читать, особенно в транспорте), потому что он исторически ассоциировался с жёлтой прессой. Хотя многие серьёзные южноевропейские газеты всегда были таблоидами. Исследования: читатели внимательнее читают таблоиды, так как в них меньше всего разного на одной странице; часто одна страница вообще посвящена чему-то одному. В 2003-м «Индепендент» стал выходить в двух форматах: крупноформатном и таблоидном; содержание совпадало. Количество читателей выросло, постепенно большинство перешло на таблоиды, и крупноформатный вариант издавать перестали. «Таймс» вскоре тоже стал таблоидом; любопытно, что постепенно в нём стало публиковаться больше слухов, личной жизни королевской семьи и прочего характерного для жёлтой прессы. Потом газета «Гардиан» тоже перешла на новый формат, но чуть больше, чем таблоид.
  • Кои Вин (Khoi Vihn) про интерфейс со встроенными подсказками: «If it needs to be explained, then it’s probably broken».
  • Журналы в цифровую эпоху страдают меньше газет, потому что не зависят от частных объявлений, которые быстро убежали из газет в интернет. Плюс у журналов больше срок годности, актуальности.
  • Мысль про сложную инфографику, которая забывает про людей, в которой пропадает журналистика. Это типа плохо, надо, чтобы инфографика помогала человеку в себя въехать, объясняла и увлекала.
  • О профессиональной целостности дизайнера по версии некоего Model Code of Professional Conduct for Commnication Designers. Дизайнер ответственен перед обществом: поднимать общий уровень эстетики; заботиться об окружающей среде (вот уж что я в гробу видал). Перед клиентом: не работать тайно для конкурирующих друг с другом клиентов; уважать конфиденциальность. Перед другими дизайнерами: не демпинговать; не браться за работу, над которой работает другой дизайнер, не сказав тому; не плагиатить, даже если клиент настаивает. Тут же Франческо ссылается на «Канон» Массимо Вильели, где есть похожее; я его тоже прочитал и как-нибудь опубликую тезисы.
  • Цитата некоего Пьерджорджио Маолони про роль арт-директора. Он как архитектор организует всё так, чтобы работа, требующая многих дней, делалась легко, гладко и обыденно, даже если в действительности она нереально сложная.
  • Цитата Дональда Нормана. Раньше промдизайнеры работали только над самими физическими продуктами. Сегодня — над организационной структурой, социальными и политическими проблемами, взаимодействием, сервисом. Дизайнеры ушли за пределы формы и функции, занимаются прикладным изучением поведения людей.
  • Газета теперь — это не просто бумажная штука, печатающаяся раз в день. Теперь это медиабренд (произношу голосом Марко Армента), распространяющий истории по множеству каналов. Бренд связан со всей организацией, её устройством, отношениями с обществом, редакционной политикой, — а не пачкой бумаги.

Как видите, не густо и разрозненно. Может я что-то упустил важное, но явно книга меня ни на миллиметр не приблизила к пониманию того, как Франческо делает такой крутой журнал, не говоря уж об умении делать что-то подобное. Если вы читали книгу, и вам показалось важным что-то из того, что я не выписал, напишите мне, я добавлю.

С другой стороны, книга настолько прекрасно издана, что я всё равно не жалею, что её купил. Сейчас вот ещё раз с удовольствием полистал, чтобы привести в порядок свои записи.

Дальше
Мои книги