Плохо — это нормально

Как можно видеть из комментариев к моей прошлой заметке, некоторые люди считают, что плохо — это нормально. И таких людей очень много. Когда всё вокруг сделано плохо, к этому настолько привыкаешь, что перестаёшь видеть в этом проблему.

Когда я указываю кому-то на то, что что-то сделано плохо, мне говорят, что я придираюсь. Ну и что, что пробела нет после «ул.»? Ну и что, что точка не стоит после «тел»? Ну и что, что «Вы» на сайте написано с большой буквы? Ну и что, что абзацные отступы немного разные? Ну и что, что ссылка на главной странице ведёт на главную страницу? Ну и что, что после заголовка стоит точка? Ну и что, что меню не работает в Opera и Firefox? Ну и что, что жёстко прописан шрифт 12px, и из-за этого не работает масштабирование шрифтов в IE? Ну и что, что в адресе страницы фигурирует неудобоваримая каша из вопросиков и амперсандов? Ну и что, что логотип весит 168 килобайт?

Действительно, подумаешь, «плохо», вот беда. Правда, не стоит придираться, пусть будет говно везде. Жили же в говне как-то, — и дальше проживём. Ну и что, ну и что... Ну и ничто.

И ещё раздражает, что люди думают, будто могут брать деньги за плохую работу. «Хотят хорошо — пусть идут к Лебедеву», — считают они.

Если у меня сделать сайт стоит в 30 раз дешевле, чем у Лебедева, это не даёт мне права делать сайт в тридцать раз хуже. Но так, почему-то, рассуждают лишь единицы. Большинство же придерживается принципа буфетчицы, которая может нагрубить, сказав что «за эти деньги, чтоб я ещё с тобой разговаривала нормально!?»

Нужно воспитывать людей вокруг себя. Нельзя прощать пиццериям холодной пиццы. Нужно звать менеджера, шеф-повара, кого угодно — и требовать горячей. Нельзя выходить из супермаркета через неудобный вход, когда удобный закрыли за пять минут до конца рабочего дня. Нужно звать начальника службы безопасности, управляющего, кого угодно — и заставлять его открыть тебе тот выход, через который тебе удобнее всего выйти. Не всегда будет получаться — иногда и менеджеры тоже бывают буфетчицами.

Это сначала на тебя будут смотреть, как на сволочь последнюю. Но зато лет через 50 мы будем жить в другой стране. Если не ты, то кто это сделает?

Плохой работе не может быть оправдания.

Подписаться на блог
Отправить
Дальше
23 комментария
lena 2006

Илья, спасибо :-) До недавнего времени думала, что я одна такая, что только меня волнует, стоит после этого чёртового «тел» точка или нет, и если она там не стоит, то раздражает это только меня. Почему то хотелось после этого травить своих тараканов, а не бороться с окружающими. Ты очень убедителен. И прав. Я теперь не буду бояться буфетчиц, честное слово :-)

Р.S. И я всю жизнь пишу «ё» и меня это не напрягает ни фига :-)

Илья Бирман

Спасибо за поддержку.

IronRat 2006

Да.

Павел Урусов 2006

В данном случае я совершенно согласен с автором заметки. Если человек платит деньги, то он вправе получить максимально возможное качество. И даже если он их не платит (например, смотря телевизор), то это всё равно не повод кормить его дерьмом. В конце концов, энтропия в мире и так не убывает, зачем увеличивать её ещё больше?

binary animal 2006

Зачот! Все правильно сказано, правда все равно народ как делал в 90% говно так и будет делать — очень поучительный пример на эту тему диджеинг в питере — в последние 2 года там появилось чтолько серых личностей из всяких «дж школ» который не то что играть не умеют нормально они вообще слабо представляют что делают... короче я за профессионализм всеми конечностями =)

Gluek 2006

Все верно. Жаль что это понимают лишь единицы :(

misnik 2006

... Жаль что это понимают лишь единицы заказчиков

Weasel 2006

Сколько набежало согласных то... :)

А вот скажите мне, согласные... Вы всегда делаете всю свою работу на 100%? Всегда-всегда? И дома и на работе? И вы ещё живы после этого?

У меня вот так не получается... Да, есть область, в которой я способна на максимум. И там я выкладываюсь. И именно, чтобы суметь выкладываться там, я «спускаю на тормозах» некоторые другие аспекты жизни. Ну невозможно одновременно быть первокласной фотомоделью и первокласным программистом, в принципе невозможно. Потому что фотомодель должна проводить всё своё время в заботе о теле, а программист — в заботе о голове. А все отступления от этого правила — это компромисы.

Учитесь компромисам, господа. Если от каждого дизайнера ожидать первокласного качества, и не соглашаться на меньшее, то мелкие конторы умрут. И мелкие сайты тоже. Потому что великолепный дизайн стоит соответствующих денег, да даже не денег — сил и времени! И не надо сайту мелкой кафешки дизай уровня Лебедева, ей такое вложение средств просто не окупится!

И мне не верится, что вы никогда не встречались с необходимостью такого компромиса в жизни. Та же пицца — она может быть не только «холодной». На настоящей пицце должны быть настоящие помидоры, а не непонятный соус. Да и качество теста должно быть иное. Вы готовы за это платить? Всегда? Лично я предпочитаю иногда дешёвую кафешку дорогому ресторану по соседству. И не от того, что денег не хватает — хватает — просто в кафешке быстрее. И достаточно вкусно.

Не надо требовать от мира того, во что вы не вложились. Миру хуже не будет, а вам будет. От ваших скандалов пицца не погорячеет. Лучше покупайте её в другом месте, в том где она дороже — да, но зато всегда горячая. И будет вам щастье.

И пусть расцветают все цветы.

Илья Бирман

В нашей стране так, как ты, рассуждает большинство. А где-нибудь в Европе и у мелкой кафешки будет приличный сайт; и пицца в ней будет горячей.

Никто не заставляет тебя одновременно быть и первоклассной фотомоделью и первоклассным программистом. Ты же себя не называешь фотомоделью, и деньги за гуляние по подиуму не берёшь, так? Ну дак вот. А эти люди называют себя дизайнерами и деньги за свой «дизайн», надо думать, берут. Не нужно программисту искать компромиссов между программистом и фотомоделью. Нужно делать свою работу хорошо.

Я не предлагаю забегаловке готовить еду на уровне самого дорогого ресторана в городе. Но холодную пиццу не должна позволять себе подавать ни одна забегаловка, даже самая дешёвая. Я не предлагаю всем делать сайты на уровне Лебедева, я понимаю, что это стоит больших денег просто объективно. Но пробелы после запятой не должна пропускать ни одна студия, даже самая хреновенькая.

Еда в МакДоналдс не хуже, чем еда в самом дорогом ресторане — это просто другой вид товара, и в «Маке» этот товар, который они предлагают, — прекрасного качества. А вот холодная пицца не может являться качественным товаром нигде.

Если телефон Nokia 6230i стоит в 5 раз дороже телефона Nokia 1100, это не даёт права телефону Nokia 1100 виснуть три раза в день и полностью ломаться через месяц после покупки. Но это даёт ему право быть телефоном без Bluetooth и камеры.

Научись отличать «качество по разумной цене» от «говно, потому что, а что вы хотели за эти деньги».

Ну и, скандалить-то никто не предлагает. Можно вежливо менеджера позвать и спокойно изложить ему суть проблемы.

Weasel 2006

А тем, кто не хочет «жить в г.вне» советую вкладываться в мир. Не скандалами, нет. Скандалы не помогут, они как раз несут энтропию ;) Делайте мир лучше и чище. Делайте свою работу на все те деньги, которые за неё платят, и ещё на чуть-чуть. И на заработанные средства — окружайте себя тем, чего вы достойны. Делайте дизайн квартиры, дизайн офиса, выписывайте дорогие журналы и не читайте бесплатных рекламных газет.

Можете даже уехать жить на Гавайи, если денег хватит.

Сам по себе мир лучше не станет, даже через 50 лет. Только своими усилиями.

misnik 2006

За что уважаю работы Лебедева, так это за грамотность, внимание к деталям и выверенность вплоть до отдельных пикселей.

Дизайн, как худ. произведение может нравится или не нравится. Дизайн как конструкторская разработка должен быть продуман, понятен и удобен пользователю.

Если дизайнер занимается «инсусством» и не в меру готов жертвовать удобством ради красоты, это совсем плохой дизайнер. Хотя, возможно, хороший художник. Но художник не должен стоять во главе процесса разработки чего бы то ни было.

Я не считаю красоту категорией качества. Понятно, что если заказчик платит меньше, он, скорее всего, получит худшую картинку в смысле художественной ценности. Возможно, графика будет сделана на основе бесплатных клипартов. Но и в этом случае продукт все равно может называться качественным. До тех пор пока в тексте не появляется масса опечаток и ошибок.

Ante 2006

Да, всё правильно, конечно.

Многим ребятам пытался что-то рассказывать про удовольствие от работы — говорят, мол здесь тупо получаем деньги и, если пытаться делать что-то лучше, сразу возникнет масса лишних проблем, а удовольствие получаем в других местах. Указание на очевидную недальновидность такого отношения встречается с полным непониманием.

BOLK 2006

+1
согласен полностью и сам так воспитываю окружающих

bdb 2006

в основном согласен... мне кажется, что главный посыл заметки — не просто констатировать говенность чего-либо, но еще и пытаться немедленно воспитать создателей (носителей) этой самой говенности... это стоит времени и нервов... но если по глазам или по тону пресловутой буфетчицы (официантки, стюардессы, таксиста, дизайнера, чиновника ) понимаешь, что урок хотя бы отчасти усвоен — никакого времени не жалко

A!e% 2006

Единственное, что не отметил. «Плохо» — это относительное понятие. Иногда сильно относительное. Очень-очень сильно.

Centaur 2006

Как трудно иногда объяснить бывает людям, которые приносят Word’овый документ: «Вот здесь должен быть неразрывный пробел, а не обычный! А вот тут нужен не дефис, а короткое тире, потому что это интервал! А почему у тебя тут „ёлочки“, а в следующем абзаце “лапки”?»

Да потому что людей не учат делать хорошо. Их учат делать говно. И инструмент заточен под говно. А чо, пипл хавает.

Илья Бирман

В интервале нужно длинное тире :-)

Andrey Nikanorov 2006

+1

Val 2006

Как сотрдуник одной большой орагнизации, в которой не подают вообще никакой пиццы (ни холодной, ни горячей) и постоянно просят меня ставить точки после «тел.» и длинные тире внесу свою лепту

Вот тов. Centaur утверждает, что трудно объяснить людям: «тут де нужен не дефис, а тире». Господа, _кому_ он тут нужен? Мне, как автору документа и его смысловой составляющей — нет, нет, нет и еще раз нет! Да, я грамотный человек, у меня были твердые 4,5 по русскому языку, да, я подтверждал свою грамотность неоднократно и во возрослой жизни. Но, честное слово, мне абсолютно не нужно, чтобы заголовок был выделен 12 кеглем с отступом вправо, чтобы вместо кавычек были «елочки», чтобы после «тел.» стояла точка. Я передаю с документом информацию, и за это получаю свои деньги. Приводить все документы к единому стандарту — задача совсем других людей, задача того, кто принимаетдокумент. Как правило, это дама, ничего в содержании документа не смыслящая — одним словом, чинуша. Ей важнее, чтобы шрифт был верный, а что в файле написано — абсолютно все равно. На сайте подобные ляпы смотрятся неопрятно, согласен.

В том, что касается улучшения качества жизни с  реверансом в сторону запада — советую подумать вот над чем. Испокон веков (скажем так, последние лет 600) в прогрессивной Европе (которая тогда еще была очень непрогрессивной) действует принцип «живи и дай жить другим». Не думаю, что кто-либо из подписавшихся выше оборачивается лицом к Свету после того, как очередная бабка в автобусе сделал им замечание по поводу неподобающей длины юбки/волос. А ведь бабка, брюзжа и капая на нервы, всего лишь хочет сделать миру лучше, убрав из него таких, как мы. Вы хотите быть похожей на эту бабку? Или вы Господь Бог? Какие у вас моральные основания присылать мне письмо со словами: «А вот у тебя на сайте после тел. не стоит точка?». Другое дело, если это говорит заказчик — задача подрядчика удовлетворить его запросы. Даже если заказчик хочет, чтобы после каждого «тел» стоял восклицательный знак. (при этом честный подрядчик, конечно, предупредит заказчика, что так не делают).

Короче, дамы и господа — если хотите улучшить мир — начните с себя. Делайте хорошо свою работу, и тогда те, кто делают плохо, станут неконкурентоспособными и вымрут, ибо принцип «а за свои деньги я и этого не должна» весьма порочен.

...Несколько месяцев назад в пиццерии на Kenington Road в Лодноне девушка вполне англосакской внешности и произношения принесла мне холодную пиццу, не улыбнулась и вообще не проронила ни слова. Нечто подобное случалось и в Германии, и в Италии и в других местах... Но что-то я ни разу не припоминаю случая, чтобы кто-то вызывал security для открытия закрытого, но удобного выхода. Уважайте друг друга. Если магазин ведеть себя по-хамски — голосуйте кошельком и идите в другое место. Сквалыжность еще никому не помогла.

Smash 2006

Золотые слова. Спасибо, Илья.

Сергей Даровских 2006

Ну и что, что пока ты распекаешь продавца, повара, шеф-повара, менеджера, топ-менеджера, директора, остальные люди ждут, потому что работа пиццерии парализована — внимание всего персонала приковано к тебе.
Ну и что...

Илья Бирман

Ты не путай причину. Работа пиццерии парализована, потому, что пиццерия мне дала холодную пиццу, а не потому, что меня это не устроило.

По твоей логике, если тебе налили на заправке бензина вдвое меньше, чем то, за что ты заплатил, тебе нужно наплевать, сесть и поехать, чтобы не задерживать того, кто стоит за тобой в очереди. По моей же логике, ответственность за эту задержку должен нести заправочник, который нажал не ту кнопку, а я хочу уехать с полным баком.

И, в случае пиццерии, мне не нужно внимания всего персонала, достаточно одного человека, старшего. Он, как правило, не занят такой работой, от которой зависит быстродействие всего предприятия в данный момент.

Oleg 2006

Мой дедушка говорил: плохая работа хуже воровства.

Dmitrey A. Steynberg 2006

Илья, Вы — идеалист;-) Утверждение «пипл хавает» — это в данном случае формулировка принципа невидимой руки Адама Смита.
Т. е. некачественный дизайн будет предлагаться ровно до тех пор, пока он будет покупаться. Так и чем же тут возмущаться?

«Качество» — это не более чем одна из характеристик товара. Не всегда, причем, самая главная. ВАЗ по сравнению с Ауди гонит некачественную продукцию. Но она дешевле, и ее выбирает множество покупателей.

Еще несколько примеров не очень высокого, но весьма востребованного качества: Макдональдс. Доширак. Чай в пакетиках. Просто товар выбирается по совокупности характеристик, а не по какой-то одной.

Насчет «в тридцать раз дешевле — не значит в тридцать раз хуже»... Конечно, потому что кроме качества и цены есть еще куча факторов. В данном случае дорого стоит бренд студии Лебедева.

В общем, я за то, чтобы не мешать людям жить;-) Кажется кому-то целесообразно пользоваться отстоем — пусть пользуется наздоровье.

Ну а насчет «через 50 лет жить в другой стране»... Это уже совсем из другой оперы аргумент, честно говоря. Свою жизнь я стараюсь строить сам. Здесь и сейчас. Выбирая и предлагая _сбалансированные_ (!) услуги. А думать о судьбе некой страны да еще через 50 лет... ;-)

Илья Бирман

Я, как мне представляется, довольно внято описал, чем я возмущался. Законы экономики Адама Смита или логики Аристотеля действуют всегда — на то они и законы. Каким образом из этого следует, что я не могу чем-то возмущаться?

Пицца холодная, потому, что работают законы термодинамики: горячее постепенно остывает. И она будет остывать, пока её температура не сравняется с комнатной. «Так и чем же тут возмущаться?» — спрашиваете вы. Тому, что мне её подают холодной, чёрт возьми!

Улучшать мир можно несмотря на повсеместное действие законов. (Или хотя бы пытаться.)

Про бренд Лебедева — чепуха. А зачем тогда Microsoft и Nokia заказывают сайты у него? У них там даже не написано, что у Лебедева сделано — только в портфолио Студии. Бренд, конечно, есть, но это далеко не единственная причина разницы в цене, и уж точно не главная.

Проблема не в том, что кому-то нравится пользоваться отстоем. Проблема в том, что люди даже не понимают, что это отстой, потому, что ничего другого практически не видят вокруг.

Amix 2006

Хорошая заметка.

Веприк 2006

Такая уже человеческая природа, что сколько бы не платили он всегда будет считать себя недооценённым. А человек который говорит что работает плохо потому что ему мало платят, особенно в нашей индустрии, где без особых проблем можно найти другую работу, никогда не будет работать хорошо, поэтому с такими людьми, я считаю, надо раставатся немедля. Да я сволочь, потому что требую хорошего исполнения работы за которую заплатил и не люблю платить за воздух, но в тоже время обычно человеку дешевле зделать хорошо, потому что я могу быть очень большой занозой в заднице и ему дешевле обойдётся сделать так как надо, чем будить во мне зверя.

Веприк 2006

Насчёт ВАЗа, у нас есть дешевле Таврии, так вот я бы не посмотрел на это говно если бы не убрали всякую альтернативу. А так ввезти старую иномарку мне не дадут, а мой знакомый в Португалии купил за 250 евро 18-летний Гольф с 60 тыс пробега, он взувает любую Таврию(ВАЗ) по качеству и по удобству, но мне навязывают Таврию или ВАЗ. Я например не могу понять почему я должен переплачивать за машины в которой даже нет минимального микропроцесорного управления зажиганием, которое может сократить потребление на 10-15%, бортовой комп’ютер такого типа стоит несколько долларов в себестоимости(я єто могу утверждать, потому что я их разрабатываю для западных заказчиков), в любой нашей машине я должен страдать со своими длинными ногами, в то же время они штампуют машины проэкт которых разработан и почти не поменялся более 20 лет. Пипл схавает, а не схочет мы ему его силой засунем? Я не хочу и не собираюсь мирится с подобной практикой.

Мои книги