Избранное

Позднее Ctrl + ↑

О борьбе Эпла и ФБР

Не знаю, следите ли вы за схваткой между Эплом и ФБР.

ФБР и Министерство юстиции США пытаются заставить Эпл сделать для них версию Ай-ОСа, которая не будет ограничивать количество попыток при переборе пароля. Это позволит ФБР легко получать доступ к большинству телефонов, потому что подавляющее большинство людей используют четырёхцифренные пароли. ФБР говорит, что им это нужно для борьбы с терроризмом. Эпл сопротивляется, говоря, что это подвергнет опасности всех пользователей.

Прав Эпл.

Тёма пишет, что для Эпла это пиар-повод, а ФБР облажался, вынеся историю в паблик.

В действительности это очень болезненная для Эпла история, сжирающая уйму их энергии и наносящая серьёзный пиар-удар. По некоторым опросам большинство американского населения считает, что Эпл должен выполнить требования ФБР, а не поддерживать террористов. Собственно, зная это (а вовсе не по ошибке) ФБР и вынес историю в публичное поле, рассчитывая, что Эпл прогнётся под давлением.

Надо понимать, что американский уровень зомбирования граждан государством выше нашего, и в среднем там даже очень образованные люди уверены, что государство защищает их свободы и ценности. Именно потому Эпл сейчас выступает во всей возможной прессе с очень длинными и занудными объяснениями того, что именно требует ФБР и почему это полный ахтунг, в надежде хотя бы немного снизить пиар-вред от того, в какой жопе оказался.

В 158-м выпуске любимого подкаста АТП ребята обсуждают эту ситуацию. Они достаточно технически продвинутые, чтобы понимать, что Эпл прав, и следовать требованиям ФБР нельзя, но при этом искренне комментируют позицию ФБР как заблуждение.

Конечно, слабость Эпла сейчас в том, что в принципе технически возможно сделать то, что просит ФБР. Наверняка они уже работают над тем, чтобы сделать это в принципе невозможным в будущих версиях системы. Но ФБРу явно такое не понравится: они-то считают, что Эпл должен всегда оставлять для них бэкдор. Выпуск называется «Математику не запретишь» — ребята говорят, что сильная криптография есть, хочет того ФБР или нет, и террористы получат к ней доступ, если не через устройства Эпла, то через чьи-то ещё. Поэтому если ФБР реально добьётся запрета нормальной криптографии, террористам это никак не помешает, а вот безопасность нормальных людей снизит. Высказывают надежды, что кто-нибудь в ФБР это поймёт и одумаются.

Но в ФБР не дураки сидят, они прекрасно всё понимают. Я не знаю, насколько нужно быть наивным, чтобы и сейчас продолжать думать, что ФБР заботится о безопасности американских граждан. Для ФБР вообще никакой печали нет с того, будет ли у террористов доступ к криптографии. ФБР не на деньги террористов живёт, а на деньги граждан — вот контроль над гражданами им и интересен.

Министерство юстиции США уже вконец охренело и в открытую шантажирует Эпл тем, что отберёт у них исходники Ай-ОСа и напишет нужный им софт самостоятельно, раз те не хотят по-хорошему.

Силовики в любой стране стремятся к повышению собственного влияния, а то, что при этом терроризму станет лучше — даже плюс: чем больше терроризма, тем удобнее втирать гражданам пургу про собственную важность.

И да, конечно, математику запретить можно, если ты государство. Во Франции вон запретили — и ничего.

Ангстрем: системы счисления и куча новых единиц

Если вы пропустили, вышел Ангстрем 1.8.

Теперь у нас 1059 единиц в 26 категориях:

Ой, не та картинка.

Ангстрем: системы счисления и куча новых единиц

Переводим между системами счисления: десятичной, шестнадцатиричной и римской. Время (период) переводим в частоту и обратно.

Новые виды единиц: сила, момент силы, ускорение, освещённость, яркость, электрический заряд, плотность, эквивалентная доза, скорость передачи данных. Многочисленные новые единицы длины, площади, объёма, массы, скорости, давления и энергии, включая тройскую унцию, килотонну тротилового эквивалента, гектопаскаль, рэковый юнит, а также шен, му, фэнь и лян (мы сами в шоке).

Улучшена интеграция с системой. Выделите текст в Сафари, нажмите кнопку «Поделиться...», выберите Ангстрем — он переведёт значение из текста. В 3Д-тач-меню есть результаты трёх последних переводов и перевод из буфера. Ещё улучшено распознавание голоса и текста, улучшена поддержка Айпада-про. Ну, короче, вообще всё улучшено.

Если вы ещё не используете Ангстрем, то вот кнопка:

Скачать в Апсторе бесплатно

Программа бесплатная, но за деньги можно докупить расширенный набор единиц. Если даже они вам не нужны, но вам просто нравится Ангстрем, вы всё равно можете их купить — это типа такой способ сказать нам, что мы молодцы.

Курс Игоря Штанга «Типографика и вёрстка»

Сходил на курс Игоря Штанга «Типографика и вёрстка», остался доволен. Курс состоит из трёх больших дней и одного вечера разбора домашки.

Первый день

«Бегство от серого прямоугольника». В первой теме, до всякой глубокой теории, Игорь даёт шесть способов превратить серый прямоугольник текста во что-то интересное. Бери и используй.

«Классический стиль». Рассказывает не просто о признаках классического стиля, а о ценностях и технологиях, которые повлияли на его формирование. Проводит параллели с живописью, архитектурой. Это помогает понять классический стиль как единую систему, а не случайный набор приёмов. Например, зачем в начале главы стоит буквица, а первое слово набрано капителью? Как это связано с выключкой по ширине и отсутствием крупных заголовков? Эти детали — следствие общей идеи минимизации контраста, уравновешивания всего. Гравюры работают на это же — хорошая гравюра по «тону» дружит с полосой текстом, выглядит такой же средне-серой. В конце темы — рассказ о том, что форматы, возникшие в 19 веке (газеты, реклама) обнаружили недостатки классического стиля. Из моего конспекта: «Когда на полосе несколько рекламных блоков, выглядит ужасно. Центрирование не работает. Прекрасные шрифты не работают. Полоса не компонуется». Поиск новых способов вёрстки, разрешающих эти проблемы, и привёл в конечном итоге к появлению швейцарского стиля.

«Швейцарский стиль». Здесь все ценности перевернулись: контраст стал важнейшим выразительным средством. Заголовки застремились быть крупными против мелкого текста. Текст захотел концентрироваться в одной части макета, а не равномерно заполнять его. Фотография стала допустимым элементом книги, несмотря на полную графическую противоположность тексту — именно потому, что контраст перестал считаться злом. Скромные внутритекстовые выделения курсивом и капителью заменились контрастными жирным и цветным. Сетка стала абсолютным принципом.

У Игоря на практике успеваешь сделать несколько итераций, следуя его советам. Мне надо было сверстать дореволюционное русское объявление в швейцарском стиле. Одна из версий вышла такая:

Про Апстор пришлось придумать, чтобы заткнуть угол. Надеюсь, не накосячил в орфографии.

Второй день

«Конструкция». Формат и поля. Три принципа позиционирования элементов на плоскости: формат, сетка, форма. Модульность. Шесть способов закрыть прямоугольник без кирпичной кладки. Шесть способов использовать сетку так, чтобы не было скучно. Сетка. Известная мысль, что сетка по себе не является конструкцией (и что она для выравнивания, а не компоновки), у Игоря звучит звонче и яснее, чем где-то ещё, потому что противопоставляя, он объясняет, что именно называет конструкцией.

Третий день

«Простая и сложная вёрстка». Странное название темы; речь тут идёт о более мелких деталях. Выключка, красная строка, заголовки, рубрикация, отступы, списки, таблицы, иллюстрации, линейки, рамки, плашки.

Надо было сверстать табличку. Ну это меня хлебом не корми. Получилась такая:

«Алгоритм вёрстки». У Игоря был пост, но я его не понял, на курсе было яснее.

«Наглядная типографика». Небольшая тема про всякие игры с формой букв.

Домашка

Домашка называется аж «Курсовым проектом». Надо было сверстать мартовскую афишу челябинского камерного театра. Я придумал, что пусть она здоровенная висит на театре:

И в неё, короче, весь месяц не влез целиком, а уже пора было бежать на разбор:

Курс порекомендую дизайнерам, у которых уже есть опыт и представление о темах курса, но не хватает порядка в голове.

Не прислоняться

На дверях поездов московского метро всегда писали «Не прислоняться». Но сейчас вместо надписи иногда попадаются наклейки:

Не прислоняться

Они отклеиваются и выглядят как мусор, а пиктограмма уродлива, зачем-то состоит из трёх цветов и перечёркнута не в ту сторону.

Должно быть так:

Не прислоняться

По всему видно, что наклейка более новое явление, чем надпись. Боюсь, по мере обновления поездов, наклеек будет всё больше, а надписей — всё меньше. Печаль.

Про снос самостроя в Москве

Как вы, вероятно, знаете, в Москве всё снесли. В принципе, это само по себе запредельный мрак, но ещё больший мрак — то, что люди это поддерживают. А кто-то не поддерживает прям однозначно, но считает, что это непростой вопрос: с одной стороны, нехорошо получилось, но с другой, хочется же, чтобы виды были красивые.

У меня от этого бомбит.

Ваши предпочтения относительно видов Москвы не имеют отношения к сути вопроса. Снесённые строения принадлежали их владельцам, к ним пришли бандиты и всё разрушили. Тут двух мнений быть не может: это беспредел чистой воды.

Не волнует, как была оформлена собственность юридически (хотя суды, как выяснилось, были на стороне владельцев). Важно, что по факту это была их собственность: туда годами приходили продавцы и работали, ни от кого не прячась, а люди там что-то покупали, и ни у кого из участников не было ощущения, что они делают что-то аморальное.

Я тоже хочу, чтобы в городах не стояло всякого говна поперёк площадей.

Но, как и в истории с велокореянкой, у многих полностью отсутствуют моральные ориентиры, и для них «я хочу» становится валидным аргументом в моральном вопросе. То есть люди всерьёз рассуждают так: «Тут невнятная правовая база и неизвестно, откуда брались разрешения на строительство, поэтому сделать всё чисто было сложно, но невозможно же было это терпеть, так что правильно, что сделали хотя бы так».

С тем же успехом можно рассуждать так: «Воровать, конечно, нехорошо, но айфон клёвый, поэтому я его украл, и это не беда». Или: «Изменять жене нехорошо, но Маша очень красивая, поэтому с ней более-менее допустимо». Вы вот ровно так рассуждаете. Ну то есть просто вы предпочитаете, чтобы был красивый вид, и поэтому для вас не очень страшно взять и лишить работы сотни людей и угробить их имущество.

Вы, конечно, получаете ровно ту власть, которую заслуживаете: которая в гробу видала закон и делает просто то, что хочет. Нехорошо, конечно, если по закону не получается, но в принципе пойдёт. Эта власть один раз из ста популистически сделала что-то, что совпало с вашими предпочтениями, а вы и рады, и не видите за частным случаем общего подхода. С Крымом история ровно та же.

Вам никто не должен обеспечивать красивые виды в городе. Если вы их хотите, они сколько-то стоят. Прямо как айфон. Создавайте общественную организацию «За виды Москвы», собирайте деньги, выкупайте мешающие вам строения и сносите их сколько влезет.

Но вы хотите, чтобы за ваши виды заплатили владельцы построек. А власть и рада за их счёт набрать среди вас, лохов, политических очков.

Автобусы Буэнос-Айреса

Не утихают споры о том, как нужно красить транспорт в городах. Когда-то автобусы были жёлтыми, потом бело-зелёными, а теперь в Москве стали внедрять синюю расцветку с мусорным узором в виде обломков.

Тем временем, Саша Годун побывала в Буэнос-Айресе и нафоткала тамошних автобусов. А примечательны они тем, что каждый маршрут имеет своё шрифто-графическое оформление.

10:

Автобусы Буэнос-Айреса

12:

Автобусы Буэнос-Айреса

15 в двух версиях:

Автобусы Буэнос-Айреса

23:

Автобусы Буэнос-Айреса

24 (отличается шрифтом и наличием красной-синей фигни):

Автобусы Буэнос-Айреса

29:

Автобусы Буэнос-Айреса

29, 33 и 53:

Автобусы Буэнос-Айреса

У 39-го фишка со сдвинутыми цифрами, к сожалению, используется непоследовательно:

53 и 168:

Автобусы Буэнос-Айреса

Просто 168:

Автобусы Буэнос-Айреса

67 (и 45):

Автобусы Буэнос-Айреса

Весёленький 74:

Автобусы Буэнос-Айреса

93:

Автобусы Буэнос-Айреса

100:

Автобусы Буэнос-Айреса

102:

Автобусы Буэнос-Айреса

152:

Автобусы Буэнос-Айреса

С одной стороны, это жесть. А с другой — полный кайф.

Голосовые объявления в метро и трамваях Будапешта

Несколько голосовых объявлений, которые я записал, когда был в Будапеште. Конечно, с лондонской коллекцией не сравнится, но всё же.

Метро, синяя ветка из аэропорта в центр. Прошу внимания, двери закрываются. Следующая — Пёттёш-утца. Двери откроются справа:

Kérem, vigyázzanak, az ajtók záródnak. A Pöttyös utca következik. Az ajtók a jobb oldalon nyílnak

Нодьварод-тыр:

Nagyvárad tér

Следующая — станция Клиникак:

Kérem, vigyázzanak, az ajtók záródnak. A Klinikák állomás következik

Интересно, почему в этом объявлении звучит слово станция (állomás), а в других — нет?

Корвин-недьед:

Сorvin-negyed

Следующая — Калвин-тыр. Переход на M4-ю линию метро:

Kérem, vigyázzanak, az ajtók záródnak. A Kálvin tér következik. Átszállhatnak az M4-es metróra

Из-за того, что половина слов заканчивается на k, а фрагменты объявлений заканчиваются таким чётким щелчком, возникает забавный эффект подчёркнуто отрывистого произношения.

Трамвай из Буды в Пешт через мост Маргит. Моргитсигет / Моргит-хид:

Margitsziget / Margit híd

Следующая — Ясои-Мори-тыр:

A Jászai Mari tér következik

Следующая — Октогон. Двери откроются слева. Переход на М1-ю линию метро:

Az Oktogon következik. Az ajtók a bal oldalon nyílnak. Átszállhatnak az M1-es metróra. The next stop is Oktogon. Change here for Metro line M1.

Да, у трамваев двери тоже умеют открываться с разных сторон. Не понял, по какому принципу редкие объявления дублируются на английском.

Схема метро Екатеринбурга

Представляем новую схему метро Екатеринбурга:

Дизайнер — Паша Омелёхин, арт-директор — Илья Бирман.

В Москве, Лондоне или Париже схемы отвязаны от реальной географии и фактически представляют собой альтернативную карту города. Метро работает как телепорт: людей не волнует, как оно ездит; они только знают, где зайти, где пересесть и где выйти. Спроектировать схему, отвязанную от географии — интереснейшая задача.

Но для маленьких метрополитенов такой подход не имеет смысла:

Это ничего не добавляет к простому перечислению станций через запятую. Задача упрощения и отказа от географии возникает тогда, когда сложность и детали карты начинают мешать планированию поездок. Екатеринбургу до этих проблем далеко.

Когда в городе одна линия метро, никакого эффекта телепорта нет. Метро не является главным ориентиром. Поэтому крайне важно показывать, как оно связано с остальным транспортом города и с тем, что находится на поверхности:

Поэтому на нашей схеме у каждой станции показано расположение выходов в город и перечислены маршруты наземного транспорта. В отдельном визуальном слое расположены улицы, парки, река, важные транспортные узлы. Всё очень красивое:

Надеюсь, когда-нибудь получится сделать эту схему официальной.

Если вы из Екатеринбурга и видите явные ошибки, пожалуйста, пишите мне на почту (в подвале каждой страницы сайта). Спасибо за помощь Олегу Мохову.

Ссылки по теме:

The Four Patterns и When I Am 128

У меня для вас два релиза.

Ilya Birman: The Four Patterns

Капитан Очевидность говорит, что это набор из четырёх паттернов, использовать в техно-сетах.

Скромный:

Ilya Birman: The Endgame

Агрессивный:

Ilya Birman: Tastes Like Steel

Драматичный:

Ilya Birman: Glass

Лёгкий:

Ilya Birman: I Will Always

Предыдущий техно-релиз, The Endgame is Omnipotence — родственник первого трека с этого набора.

Ilya Birman: When I Am 128

А это прогрессив-хаус, который я не делал тысячу лет:

Ilya Birman: When I Am 128

Отдельно горжусь названием.

Есть ещё больше музыки.

Плохие голосовые объявления в московском метро

В московском метро плохие голосовые объявления. Проблем две:

  1. Большинство объявлений бесполезны.
  2. В полезных объявлениях слишком много слов.

Такое ощущение, что авторы не ходили на наш курс «Навигация в общественных местах» и не слушали там тему «Звук в навигации».

Несколько примеров.

0:00
0:12
Уважаемые пассажиры! Вестибюль станции «Проспект Мира» Кольцевой линии закрыт на реконструкцию. Пользуйтесь вестибюлем станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии

Люди не «пользуются вестибюлями», а ездят на метро. Когда звучит объявление, что что-то закрыто, человек напрягается и думает, что не сможет выйти в город или пересесть. На самом деле станция открыта для входа, выхода и пересадки — то есть, для всего. Это объявление нужно просто убрать.

Ремонтируется один из выходов в город, поэтому пассажиры выходят через другой. На станции есть указатели к работающему выходу. Чего тогда полоскать мозг в поезде? Лучше у работающего выхода добавьте указатель, ведущий к закрытому, на случай, если кто-то договорился о встрече около него.

Шизофрения возникает только из-за святой и невыжигаемой ничем веры московского метрополитена в то, что если где-то пересекаются две линии, то там вдруг возникает две станции —«Проспект Мира Кольцевой линии» и «Проспект Мира Калужско-Рижской линии». Идут годы, а люди никак не могут взять в толк, что это одна станция, а сколько у неё там линий, платформ, эскалаторов и вестибюлей — это вообще второстепенная деталь. Официальная схема метро тоже культивирует этот античеловеческий бред, вместо того, чтобы побороться с ним (см. «Пересадки» в описании третьей версии моей схемы метро).

Недавно поназаписывали новенького:

0:00
0:05
Уважаемые пассажиры! В вагоне поезда держитесь за поручни

Допустим, официально всралось предупредить пассажиров об опасности инерции. Вопрос: зачем столько слов? Почему «в вагоне поезда», а не просто «в вагоне» или «в поезде»? Почему вообще нельзя просто сказать «держитесь за поручни», без уважаемых пассажиров? И без этого торжественного тона?

Есть ещё более кретинистическое объявление: «Уважаемые пассажиры! Будьте внимательны и осторожны при выходе из вагона». Грейт факин адвайс! Как теперь кто-то обратит внимание на то, что нужно быть внимательным при выходе из последней двери последнего вагона? А почему не говорят «из вагона поезда»? И, кстати, как быть со входом в вагон? Неужели при входе можно быть невнимательным? Кажется, нужно добавить ещё одно объявление, чтобы постоянно звучало на станции.

Вот ещё:

0:00
0:11
Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — Савёловская. Выход к Савёловскому вокзалу и железнодорожной платформе «Савёловская»

Вдруг в 2015 году метро спохватилось (в интонации прям чувствуется): из названия станции «Савёловская», оказывается, не следует с неизбежностью, что на станции есть Савёловский вокзал! Надо просто назвать станцию «Савёловский вокзал». Хотели покороче, а в результате приходится говорить вдвое больше слов.

Так-то ещё у вас Калужская площадь находится на станции Октябрьской при живой Калужской (на той же линии!). Почему голосом не объяснять и этот тупизм каждый раз?

На эскалаторе непрерывно бубнят про подозрительных лиц, а в вагонах теперь говорят тупо что попало. Московское метро эффективно приучает людей не слушать объявления.

Справедливости ради стоит сказать, что и в Лондоне длинных объявлений хватает. Любимое:

0:00
0:36
This is King’s Cross St. Pancras. Change here for Circle, Hammersmith & City, Metropolitan and Piccadilly lines, national and international rail services. Exit here for the British Library. This station has step-free access. This is a Victoria line train to Brixton. The Northern line is suspended. The Hammersmith & City line is part-suspended between Moorgate and Barking.

Про Брикстон на Виктория-лайн ни к чему — секущихся концов у неё нет. Ну и про step-free access — левак. Но в остальном — всё польза. У нас же слов говорят много, а по делу — почти ничего.

Но есть и хорошая новость. Московское метро тоже заговорило по-английски (запись Виталия Бабаева):

0:00
0:05
Следующая станция Полежаевская. The next station is Polezhaevskaya

Можно порадоваться за англоговорящих пассажиров, которые пока избавлены от того потока звукового спама, с которым приходится иметь дело нам.

Ранее Ctrl + ↓