Позднее Ctrl + ↑

Главы «Изменения в маршрутной сети», «Электронные схемы», «Стандартизация» пятой части книги «Дизайн транспортных схем»

Вышли заключительные главы моей книги «Дизайн транспортных схем». Видосик:

Невероятно, но я её дописал. Сейчас такое ощущение, что главное дело жизни сделано. Очень горжусь этой работой и рекомендую книгу всем дизайнерам. Да, схемы рисовать нужно не всем, но эта книга про информационный дизайн в целом, и она будет очень полезна, даже если вы не собираетесь рисовать схемы.

Подписывайтесь сами и дарите подписку друзьям, знакомым и коллегам.

Из новости издательства о новых главах:

Изменения в маршрутной сети

В этой главе разбираются типовые изменения транспортной системы с точки зрения отображения на схеме. Как показать переименование или закрытие станции? Реконструкцию или открытие участка маршрута? Новую линию? Как заранее подготовить печатные схемы к кусочному обновлению, чтобы после изменений не менять их по всей транспортной системе? Какие способы уведомления пассажиров об изменениях использовать, кроме схемы? Как при проектировании схемы учитывать будущие изменения транспортной системы?

Электронные схемы

В главе рассматривается эволюция от светодиодных табло до интерактивных схем на больших сенсорных экранах и в мобильных приложениях. Автор затрагивает тему дизайна интерфейса и рассуждает, почему несмотря на преимущества электронных схем, физическая навигация не просто не умирает, а активно развивается.

Стандартизация

Схема у транспортной системы обычно не одна, множество схем образуют живую систему, которая дополняется и адаптируется к изменяющимся обстоятельствам. Каждая конкретная форма, которую обретает схема, должна не просто быть хороша сама по себе, но и дружить с остальными: использовать те же сетку, цвета, шрифты, обозначения линий, остановок, пересадок, направлений. Поэтому по мере взросления схемы приходится вырабатывать стандарты: и графики, и текста. Но дизайнер должен быть осторожным: с одной стороны, не навредить преждевременной стандартизацией, с другой — вовремя понять, что решение доросло до стандарта.

См. также:

На интерфейсном курсе: исследование о тексте в интерфейсе Эпла (1980-е)

О важности хорошей формулировки в интерфейсе. Показываю историю о том, как Эпл пытался спросить у человека, цветной ли у него телевизор. Казалось бы, простой вопрос. Но отвечать на него правильно стали только после нескольких изменений формулировки. 10 минут:

Это фрагмент № 66 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 3 декабря 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Разрешение на работу

А кто-нибудь понимает, как работает разрешение на работу в разных там странах? Всё время ото всяких релокантов слышишь, что типа «жду документы чтобы иметь разрешение на работу». Особенно в контексте семей это звучит: жена получила офер, переехали, но муж не имеет права работать.

Как вообще определяется «работа»? Окей, если я пришёл в английскую компанию, хожу в офис в Лондон и получаю зарплату в английском банке, то вроде всё понятно, трудно это трактовать иначе как работу в Англии. А если я приехал в Лондон и работаю из коворкинга на компанию из Берлина, а деньги получаю на счёт в Австралии?

Ну или, давайте опять всё синхронизируем: я фрилансер, нахожусь в Париже, выставляю счёт с реквизитами французского банка французской компании. Казалось бы, всё понятно? Но дело в том, что счёт этот — за работу, которую я закончил неделю назад, когда ещё был в Тель-Авиве.

Как вообще подступиться к тому, чтобы ответить на эти вопросы? (Ответ «забей, это всё равно никто не проверяет» я понимаю, но хотелось бы более содержательный.)

Платные фичи Эгеи

На странице фич Эгеи платные выделены долларчиком. Они работают все вместе, то есть если у вас платная Эгея, то они все вам доступны. Часть фич требуют доступа к файлам на сервере, поэтому недоступны при использовании сервиса.

Платные пользователи иногда спрашивают, почему что-то не работает или просто где найти эти платные фичи. Отвечаю в одном месте.

Автоматические рекомендации. Они появляются между заметками в ленте и после заметки на её странице. В рекомендации попадают только избранные заметки. Если у вас нет избранных заметок, рекомендаций и перебивок не будет. Если у вас написано мало заметок, и они все и так вместились на одну страницу ленты, между ними не будет перебивок. Рекомендации формируются на основе тегов, а если их нет, то на основе популярности.

Планирование публикаций в определённое время. В платной версии, когда смотришь на черновик, рядом с кнопкой «Опубликовать» есть выпадающий календарик, за ним прячется выбор даты публикации. Можно запланировать публикацию на будущее или опубликовать задним числом.

Секретная ссылка. Можно поделиться секретной ссылкой на неопубликованную заметку, например показать черновик рекламодателю перед публикацией. Когда смотришь на черновик, скрытую или ожидающую публикации запланированную заметку, снизу, где её время и теги, есть зелёненькая «Секретная ссылка». Её можно скопировать по правой кнопке и отправить. Ну или по ней можно перейти и увидеть, как заметку увидит адресат, и потом скопировать ссылку из адресной строки.

Поля для аналитики. В настройке есть поля для вставки кода Гугль-аналитики, Яндекс.Метрики, просто заполняете и всё.

Популярное по тегу. Лента тега начинается с галереи самых популярных заметок по этому тегу. Работа этой фичи зависит от того, много ли заметок по тегу и много ли статистики о популярности накопила Эгея.

Галерея популярных заметок отображается на 404-й странице. Работа этой фичи зависит от того, много ли статистики о популярности накопила Эгея.

Кнопка «Подписаться». Можно добавить кнопку «Подписаться», которая откроет окно со списком ссылок на соцсети, куда вы транслируете блог. Эта фича требует доступа к файлам на сервере. Если у вас сервис, а она вам нужна, напишите мне.

Подкаст. На заметки с загруженными аудиофайлами можно подписаться как на подкаст. Обложка подкаста формируется автоматически из фотографии автора. Подробнее о том, как лучше этим пользоваться, я рассказывал в заметке о релизе 2.9. Чтобы заполнить специальные подкастные параметры для каталога Айтюнса, нужно редактировать конфиг на сервере. Если у вас сервис, а вам это нужно, напишите мне.

Двусмысленное кодирование: кнопки смыва

Всю жизнь меня ставят в тупик двухкнопочные смывалки в туалетах. Какая из них что значит? С одной стороны, большая может значить «больше воды», логично же? Но с другой стороны, большая кнопка кажется основной, а маленькая — второстепенной. По умолчанию жми большую!

Ну и даже если предположить, что среди этих противоположных трактовок есть одна верная, как я могу быть уверен, что создатели конкретной смывалки придерживались именно её?

«А, а не Б» по-английски

Я нормально говорю и пишу по-английски, но долгое время фигово выражал мысль «А, а не Б». Я говорил: «A but not B» или «A and not B». Мне самому не нравилось: коряво и по-русски, но не хватало ума сказать лучше.

А потом я приучился к «A rather than B». Понятно, что я это миллион раз слышал, но нужно было сделать специальное усилие, чтобы на автомате использовать эту конструкцию. И теперь всё: преобразование происходит автоматом.

Вот нужно было мне сейчас написать «Выбрать копию, а не оригинал». И я пишу «Select the copy, and n...», и тут же стираю и дописываю нормально: «rather than the original».

На интерфейсном курсе: живые спарклайны в таблице

Обсуждаем, как многократно повысить информативность таблицы, добавив спарклайны. Добавляем им интерактивности. Смотрим на примеры у Тафти. 7 минут:

0:00 Просто спарклайны
2:49 Живые спарклайны
5:10 Тафти про спарклайны

Это фрагмент № 65 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 26 ноября 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ноль и нуль

Отношения между этими словами очень странные. Если на них посмотреть просто как есть, то кажется (мне), что ноль — обычно слово, а нуль — стилистически окрашенное. Разумеется, я всегда скажу «ноль», а не «нуль», если только это не алеф-нуль.

Но стоит изменить форму, как всё становится не так однозначно (в отличие от того, о чём нельзя писать). «Около ноля» и «около нуля» звучат почти равноправно, причём первое больше похоже на прогноз погоды, а второе — на окрестность на числовой прямой. Километр по-любому «нулевой». Но в то же время совершенно немыслима игра в «крестики-нулики».

На интерфейсном курсе: вопросы клиента к интерфейсу кассы самообслуживания

Дизайнер задизайнил интерфейс кассы самообслуживания. Он вызывает вопросы! Рассуждаю о том, чем дизайнер за 20 тыщ рублей отличается от дизайнера за 2 млн рублей. 9 минут:

0:00 Слишком легко незаметно красть товары
4:58 Откуда возьмутся такие красивые фотографии булочек

Это фрагмент № 64 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 8 октября 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Вина, ответственность и выбор

Все эти почти два месяца вижу мнения от «виноват только один человек» до «виноваты вообще все, кто хотя бы думает на русском языке», вижу противопоставление вины и ответственности. О степени вины каждого из нас можно спорить, рассуждая о вкладе в строительство получившегося ада, но вот споры об ответственности мне кажутся наивными.

Вина — это абстрактная штука, которую можно чувствовать или не чувствовать, признавать или не признавать. Бывает, что ты ощущаешь себя виноватым, а другие тебе говорят, что ты ни при чём. Бывает, что тебе кажется, что прав, но другие тебя винят. Это вопрос мнений и оценок.

Ответственность — это то, что объективно происходит в физическом мире. Говорят, ты не отвечаешь за действия тех, на кого не влияешь. Но какая разница, что говорят? В реальности ответственность всё равно тебя догоняет в осязаемом виде: планы и мечты рушатся, твоё перестаёт быть твоим. Тут-то и оказывается, что ты понёс ответственность, даже не «чувствуя» себя ответственным! Выбора нета.

Но выбор есть вот в чём: ответственность можно не только «понести», но и взять на себя. И это взятие ответственности — не признак большого благородства, а просто практичное, взрослое решение. Это единственный способ перестать быть жертвой ситуации и хоть немного начать что-то в своей жизни контролировать. (Но это чёт сложненько.)

Ранее Ctrl + ↓