Позднее Ctrl + ↑

Разбор дизайна схемы автобусов Дербента

Недавно мы опубликовали схему автобусов Дербента. А теперь я снял видеорассказ с подробностями для дизайнеров:

00:00 Интро
01:00 Проблемы существующих маршрутов. Почему плохо, когда маршруты идут по-разному в разные стороны.
01:35 1-й маршрут. Расщепление на направление и расположение стрелочек. Выныривание из пучка ради объезда вокруг остановок.
03:38 2-й маршрут.
04:23 3-й и 10-й маршруты. Объединение в толстые линии. Кружочки в местах расщеплений.
05:31 4-й и 7-й маршруты. Хитрости на остановках Автовокзал «Северный» и ТЦ «Дербент». Обозначения односторонних остановок. Парные кружочки по ходу совместного участка.
07:30 5-й маршрут. Самый ад. Выноска с объяснением цикла.
08:35 6-й маршрут.
08:52 8-й маршрут. Много путаницы в центре.
09:30 О выборе цветов маршрутов.
10:34 9-й маршрут.
10:43 Порядок наложения маршрутов при пересечении линий. Принцип «Поворот на виду».
12:34 11-й маршрут.
12:50 12-й маршрут.
13:11 Организация пучков. Наглый проход красного 9-го прямо поверх зелёной линии.
14:34 География и ориентиры. Мосты, море, сетка улиц.

Тешеккюрлер

Я сейчас в Стамбуле. Почему-то турецкий язык меня совсем не привлекает: я даже не удосужился выучить, как здороваться, благодарить и извиняться. Но за последние несколько дней мой мозг начал замечать какие-то штуки, хотя я его об этом даже не просил. Делюсь, как обычно, с вами.

Благодарят тут как-то так: «тешекюлер».

Наверное, это слово буквально означает «благодарности», прямо как thanks в английском. Ведь окончание -лер означает множественное число. Откуда я это знаю? Когда-то я увидел в аэропорту слово kapılar, и это были выходы на посадку. Я тогда подумал: «о, на капиляр похоже». Но что-то не сходилось: капиляр-то в единственном числе, а выходы — во множественном. И потом я увидел, что один выход на посадку — это kapı. Значит -lar — это множественное число.

А, тогда, наверное, капы — это гейт в смысле ворота. Тут же много топонимов, заканчивающихся на -kapı. В Москве тоже есть всякие Покровские ворота. И в Лондоне есть Queen’s Gate. Короче, в городах так бывает, и логично предположить, что это оно. Тут я вспомнил, что дербентской схеме у нас тоже были Орта-капы и Кыхляр-капы, причём в районе старого города. Сомнений не осталось.

Но вернёмся к «тешекюлер». У меня же был kapılar, а тут-то -ler. Кажется, это один хрен. Много слов вокруг заканчиваются на -lar и -ler, причём если в слове есть всякие ı, o, u, то там -lar, а если i, ö, ü, то вроде -ler. Видимо, в турецком работает гармония гласных и окончание просто подстраивается под те гласные, которые там были в корне.

Прежде чем публиковать, сходил в словарь. Оказалось, что «тешеккюрлер». Эту среднюю р я не слышал. Ну и ладно. Но значит одна благодарность — это «тешеккюр».

That или which

Пишу комментарий к студенческой работе в школе. Работа почему-то на английском, ну я и комментирую тоже на английском, раз такое дело.

Пишу:

The ‘Basket’ screen looks very busy with a lot of thin lines that separate stuff from some other stuff.

По-русски это было бы примерно так:

Экран «Корзина» выглядит слишком замороченно из-за кучи линий, которые что-то от чего-то отделяют.

В том месте, где я написал that, можно было бы написать which:

The ‘Basket’ screen looks very busy with a lot of thin lines, which separate stuff from some other stuff.

Как выбрать между that от which? Зависит от того, что вы пытаетесь сказать.

Через that объясняют, о чём идёт речь ранее. О каких именно lines идёт речь? О lines that отделяют. Без этой части, начинающейся с that, предыдущая часть предложения неполна.

Через which пишут то, что добавляет дополнительные сведения к и без того законченной мысли: вот что я хочу сказать про линии, а ещё они, кстати, что-то там. Поэтому перед which и запятая нужна — с него начинается самостоятельная, отдельная мысль.

Если можно сказать через which, то можно вообще поставить точку и сказать отдельно:
The ‘Basket’ screen looks very busy with a lot of thin lines. The lines separate stuff from some other stuff.

Но я же имел в виду не это, так что — that.

На интерфейсном курсе: так это кнопка или ссылка? Оказывается, это радиокнопка!

Вижу в интерфейсе синий текст и пытаюсь докопаться: это ссылка или кнопка? Казалось бы, какая разница, как это назвать, ну какой-то элемент. Но нет, нам важно понимать, что за элементы мы пихаем в интерфейсе, потому что это связано с ожиданиями от их поведения.

Участица говорит, что это элемент, чтобы «выбрать». Ах вот оно что. Так значит, там вообще нужны радиокнопки! Вопрос другого участника показывает, в чём проблема неправильного выбора элемента. Целых 11 минут:

Это фрагмент № 76 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 11 февраля 2022 года.

До 28 октября идёт запись на курс, который пройдёт с 29 октября по 27 ноября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: точно описываем поведение интерфейса для разработчиков

Участник курса отвечает на мои вопросы об интерфейсе, и я пытаюсь подытожить, как себя в итоге всё ведёт. Точное, как спецификация, описание — это часть проектирования интерфейса. 3 минутки:

Это фрагмент № 75 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 11 февраля 2022 года.

До 28 октября идёт запись на курс, который пройдёт с 29 октября по 27 ноября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ресайз окон на Маке

Если потянуть окно за любую сторону, оно начнёт изменять ширину или высоту в этом направлении. А с нажатым альтом оно симметрично потянется и с противоположной стороны (как в Фотошопе, да).

Если потянуть окно за любой угол, оно начнёт изменять сразу и ширину, и высоту в этом направлении. С нажатым альтом — симметрично во все стороны.

Если даблкликнуть в любую сторону окна, окно «вырастет» с этой стороны до края экрана. Если даблкликнуть в угол — вырастет до соответствующего угла.

Поэтому чтобы вырастить окно на весь экран, но не переходить в кретинский полноэкранный режим, достаточно альт-даблклика в любой его угол.

Разумеется, вы этого не знали, хотя работаете на Маке последние восьмь лет.

См. также:

На интерфейсном курсе: так это форма или мастер?

Участница курса сделала форму, но не даёт заполнять её поля в том порядке, в котором я хочу. Я объясняю, что так нельзя, даже если это и оправдано сценарием, потому что это нарушает базовые ожидания человека от «физического мира» интерфейса. 3 минутки:

Это фрагмент № 74 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 11 февраля 2022 года.

До 28 октября идёт запись на курс, который пройдёт с 29 октября по 27 ноября.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Схема автобусов Дербента

Готова новая транспортная схема. На этот раз — Дербент:

Сделали ещё зимой с Никитой Дубровиным. Главная жесть тут была, что большинство маршрутов ходят очень запутанными трассами. Но при этом началась транспортная реформа и всё это начали распутывать. 3, 4, 7 и 10 — распутанные хорошие маршруты. Сморите и шарьте везде!

Как нормально обрезать текст

На днях я рассказывал, как хреново работает Фейсбук с длинными постами: обрезает в случайном месте, теряет место чтения при разворачивании. А как надо? Давайте сначала разберёмся с обрезанием.

Обрезать в случайном месте — это неуважение к автору и тексту и лишнее подтверждение тому, что Фейсбуку плевать, что вы там пишете. И это пример лютой технозависимости: машине проще всего резать по определённому числу символов, вот она и режет. За этим даже нет эстетического резона вроде «вместиться в определённый элемент дизайна» (что тоже было бы неуважением к автору и тексту, но хотя бы имело бы гуманистические корни), потому что физический размер строк одинаковой длины в символах в общем случае может отличаться в разы (iii — ЮЮЮ). Даже в моём примере из Фейсбука до конца строки влезло бы ещё несколько слов:

Иногда при обрезании в случайном месте текст не просто ломается, а искажается или даже приобретает совсем нежелательный смысл. Конечно же, я собираю коллекцию примеров на эту тему, Лиз Трасс добавилась туда буквально на днях:

Почему-то анал в этом случае — главный чемпион:

Больше примеров — у меня в телеграме.

Соответственно, если без обрезания не обойтись, то обрезать надо аккуратно. Как делает Эгея?

Число символов, в которое нужно уложиться, считается примерным ориентиром, а не точным значением. Если нужно уложиться в 140 символов, а текст имеет длину 143, то Эгея просто не будет его трогать. Если текст заметно длинее предела, то Эгея разделит его на предложения и постарается взять столько полных предложений, сколько влезет. Вот, например, сниппет этой заметки:

Но если в результате получилось слишком мало (или не влезло вообще ни одного предложения целиком), она будет искать другие признаки безопасных мест: точки с запятой, тире, запятые, скобки. Только если ничего из этого нет, то она будет ориентироваться на пробелы. И только если и пробелов нет, она обрежет по числу символов. Отсутствие пробелов — верный признак, что самому автору было плевать на смысл, так что не страшно, если Эгее будет немножко тоже.

В общем Эгея будет стараться сделать как можно ближе к нужной длине, но так, чтобы смысл не пострадал.

Казалось бы, если я могу такое напрограммировать, то что мешает Фейсбуку? Да то, что никому даже в голову не приходила идея, что есть хоть какой-то смысл стараться сделать хорошо, просто нет такого понятия в мире Фейсбука даже.

Но что же делать, если у вас дизайн, и вам ну вот прям надо уложиться в определённый прямоугольник, плюс-минус слово никак нельзя?

Тогда вместо многоточия можно прятать не влезающие штуки под градиент. Например, наложить его на последнюю строчку текста, как сделано в бюролекциях:

Важно, чтобы градиент был достаточно длинным, чтобы не было разрыва на конкретной букве.

Аудио по четвергам: Dark Spectral

Хорошо:

Arnaud Le Texier: Dark Spectral

Саундклауд

Если вам нравится музыка, которую я публикую, подписывайтесь на меня на Саундклауде, у меня там живой профиль. Если вы не в теме Саундклауда, это такая первая в истории музыкальная соцсеть, которая реально работает. Рекомендую зарегистрироваться и фоловить тех исполнителей и те лейблы, которые вам нравятся. Поскольку там выкладывают не только своё, но и репостят чужое, в результате вы постепенно узнаёте много новой хорошей музыки. Плюс Саундклауд изучает, что вам нравится, и подбирает ещё и ещё. И у него есть приложение для Айфона, конечно.

Ранее Ctrl + ↓