Позднее Ctrl + ↑

Нелинейная история в Фотошопе

Кто бы мог подумать, что в Фотошопе есть нелинейная история.

Надо же было её запрятать так далеко! В палитре History по маленькой стрелочке сверху справа (какого чёрта они не сделали вместо этого обычное меню по правой кнопке?) есть пункт History options… И там есть Allow non-linear history.

Теперь если уйти на несколько шагов назад и сделать что-нибудь, то шаги в промежутке не будут потеряны.

I Just Take My Finger… and iScroll

Стандартный скроллбар — уродливая штука, занимающая место. На сайтах, где на некоторых страницах прокрутка есть, а на некоторых — нет, прыгает вёрстка по горизонтали при переходе со страницы на страницу (в IE эта проблема «элегантно» решается постоянным отображением полосы прокрутки, даже когда она не нужна).

У меня уже сто лет в Опере полосы прокрутки выключены вообще — с тех пор, как я нашёл, что их можно выключить. Крутить страницу всё равно удобнее колесом.

Нажмите Ctrl+F7 прямо сейчас и забудьте про стандартные полосы прокрутки.

Неприятно бывает только, когда читаешь какой-то длинный текст и не понимаешь, в какой его части находишься. В этом случае приходится включать скроллбар.

На iPhone прокрутка производится пальцем.

Well, how do I scroll through my list of artists? How do I do this? I just take my finger… and I scroll.

Стив Джобс на Macworld 2007

Страничка просто подталкивается в нужную сторону. Стало быть, сами полоски нужны только для отображения текущего положения на странице, а вовсе не для управления им.

Полосы прокрутки на iPhone

Они очень красивые, и глупо не воспользоваться возможностью сделать себе такие в Опере. Такие скроллбары мы назовём iScroll и выпустим в виде UserJS.

You know… I was showing it to somebody. I was giving a demo to somebody a little while ago, who’d never seen this before inside Apple, and I finished the demo and said «What do you think?» He told me this, he said: «You had me at scrolling»

Стив Джобс на Macworld 2007

You had me at scrolling

Конечно, главный кайф айфоновского скроллинга в том, что там это делается пальцем. Но и колесо на мышке неплохо справляется с тем, чтобы прокрутка была «на уровне чувств». Осталось только нарисовать правильный визуальный фидбек.

iScroll — скрипт для Оперы, позволяющий заменить стандартные полосы прокрутки такими, как на iPhone.

Пока что это бета-версия; возможно, что всплывут какие-нибудь проблемы. Хотя у меня уже сутки работает прекрасно (и я иногда кручу страницы туда-сюда просто ради удовольствия).

Если вы не умеете устанавливаеть UserJS, можете научиться самостоятельно, а можете дождаться, пока я сделаю нормальную страничку про iScroll.

Чтобы просто посмотреть, как это выглядит, откройте тестовую страничку, ещё раз убедившись, что стандартные скроллбары у вас выключены (потому, что когда есть и то, и другое, выглядит страшно). И не удивляйтесь, что это работает только под Оперой: это ведь скрипт для Оперы!

Висячая пунктуация на дорожном знаке

На отрезке между Ишалином и Касаргами Долгодеревенско-Аргаяшской трассы (чуть не написал «линии») стоит замечательный указатель:

База отдыха «Локомотив» справа

«Локомотив» написан слегка вразрядку, чтобы строки оказались одинаковой ширины, и кавычки в эту ширину не включили — умницы. Только буквы «К» и «З» какие-то очень уж неуклюжие получились.

Он там стоит уже сто лет, но только сегодня у меня дошли руки его сфотографировать.

Иконка на Бегуне

Кто-нибудь понимает, почему в качестве иконки партнёрской программы «Автоконтекст — переходы» на Бегуне используется парковка около места распятия Христа (и почему на кресте висит громкоговоритель)?

Иконка на Бегуне

Вертеть головой удобно

Забавно, что некоторые люди думают, что большой монитор неудобен, потому, что приходится вертеть головой, чтобы объять его весь взглядом.

При этом совершенно не принимается во внимание тот факт, что в течение всей жизни, ходя по улицам, разговаривая с людьми, делая вообще всё что угодно с открытыми глазами, мы вынуждены вертеть головой, чтобы смотреть, что происходит вокруг нас. Большую часть времени, однако, мы смотрим перед собой и ничуть не переживаем по поводу того, что по бокам от нас тоже что-то есть. Если оно нам вдруг понадобится, мы просто поворачиваем голову и смотрим вправо.

И знаете что? Это более удобно, чем если бы для того, чтобы посмотреть вправо, нам нужно было переключиться по Alt-Tab в приложение «Просмотрщик того, что находится справа от меня».

Вдобавок, монитор несколько меньше экрана в кинотеатре, поэтому головой приходится вертеть совсем слегка.

Подарок моим глазам

Ещё пару часов назад я смотрел вот во что:

Nec-Mitsubishi Diamond Pro 2070SB

А сейчас смотрю вот во что:

Apple Cinema HD Display 30 inch

Четыре миллиона девяносто шесть тысяч пикселей выглядят убедительно. Окно размером 1024×768 занимает всего 19,2 % площади экрана с родным разрешением 2560×1600. Можно разместить рядом четыре разных браузера, чтобы сравнивать, как в них выглядит сайт (при этом справа остаётся место для контакт-листа аськи).

Да, это 30-дюймовый Cinema HD Display. Мой первый продукт Apple и что-то мне подсказывает, что не последний.

Теперь я тоже не буду ломать свои глаза (пресс-релиз по ссылке старый, текущее положение дел лучше).

Большое спасибо «Японской электронике» за то, что она такой хороший магазин!

Линии Circle и District

Внимательно посмотрев на схему лондонского метро, можно заметить такой нюанс: в некоторых случаях линии, идущие одинаково от станции к станции касаются друг друга, а в некоторых — расположены на небольшом расстоянии. На отрезке Gloucester Road — South Kensington оба варианта изображения присутствуют одновременно:

Линии Circle и District касаются друг друга, а Piccadilly идёт на расстоянии

Линии Circle и District касаются друг друга, а Piccadilly идёт на небольшом расстоянии. Неаккуратность или осмысленное решение?

Причины у этого исторические. Дело в том, что никакой Circle Line как самостоятельной линии (то есть отдельных путей и платформ) на самом деле не существует. Вот как выглядело это место на схеме метро в 1946 году:

Кусок схемы лондонского метро 1946 года

Имеющиеся пути линий District и Metropolitan образовывали замкнутый круг в центре города, и часть поездов ходили именно по этому кольцевому маршруту. В 1949 году этот маршрут решили выделить как самостоятельную «линию», назвали Circle Line и стали рисовать жёлтым цветом. Физически же это остались те же самые пути и платформы.

Никакой путаницы эта ситуация не создаёт. Линии District и Circle везде, где они проходят вместе, изображены также вместе, и поэтому создают впечатление родственных. Вот на этой фотографии — вход на станцию Bank. А вот указатели недалеко от входа на станцию Embankment:

Указатели недалеко от входа на станцию Embankment

Обратите внимание, кстати, что вместо того, чтобы указывать, что там станция Embankment, указывается то, какие линии там проходят — это важнее.

Единственное, насколько я знаю, место в лондонском метро, где соединённые переходом платформы разных линий имеют разные названия — это переход Bank—Monument. Однако и в этом случае лондонские проектировщики, в отличие от московских, понимают, что переходят люди в первую очередь между линиями, а не между платформами, и поэтому их названия в переходе не имеют никакого значения:

Указатели в переходе Bank—Monument

Станции Gloucester Road, Sloane Square, St. James Park и другие нет необходимости показывать как пересадочные для линий Circle и District, хотя пересесть там, конечно, можно — это физически одни и те же платформы. Обозначение станций как пересадочных «математически» было бы более правильным, но внесло бы в схему кучу шума без какой-либо видимой пользы.

Прогрессивная музыка

К названиям разных музыкальных стилей иногда можно добавить прилагательное progressive, чтобы уточнить, какой подстиль имеется в виду. Так, бывает progressive house, progressive breaks или progressive trance. Progressive house — одно из ответвлений хаус-музыки, как и tech house, disco house, deep house.

Ещё в русском языке есть удивительный в своей бессмысленности термин «прогрессивная музыка». Прогрессивная музыка — это такая музыка для «прогрессивной» молодёжи. То есть, крутая музыка для крутых парней и девчонок.

Прилагательное «прогрессивный», наделяемое смыслом «современный», «модный», «актуальный», для русскоговорящего человека автоматически переносит свой смысл и на английское слово progressive, и поэтому progressive house кажется не просто хаусом, а таким очень «прогрессивным» хаусом. При этом все прекрасно понимают, что слово «прогрессивный» никакого конкретного смысла не несёт, и поэтому считают, что такое определение музыкального стиля лишено всяких оснований. Действительно, что значит «передовой хаус»?

Этот же вопрос возникает перед некоторыми при виде диалогового окна Фотошопа при сохранении JPG.

JPEG: Progressive

Некоторые думают, что нужно всегда выбирать нижний вариант — он самый прогрессивный, что бы это ни значило.

Такие слова называются врагами переводчика. Слово progressive хоть и ближе по смыслу к слову «прогрессивный», чем слово magazine к слову «магазин», но всё-таки не является его однозначным переводом. Если уж сохранять корень, слову progressive в названиях музыкальных стилей в русском языке ближе слово «прогрессирующий», а не «прогрессивный»; то есть «последовательный», «постепенно развивающийся» (прогрессирующие заболевания в английском языке тоже называются со словом progressive, и это, конечно, ни коим образом не говорит об их «модности»).

В случае с музыкой, progressive является просто антонимом хитовости.

Хитовый принцип состоит в том, чтобы сделать в треке некий яркий кусок (условно его можно назвать припевом) и более спокойные места (куплеты), и чередовать их: приготовились — подняли ручки — оторвались — отдохнули — снова приготовились — подняли ручки — оторвались. В хите часто достаточно послушать припев, чтобы понять, «о чём эта песня».

Прогрéссив-музыка красива в своём развитии. Послушав кусок в 10 секунд неподготовленный слушатель вообще ничего не поймёт, а 10 минут подряд ему слушать «скучно». Поэтому для неподготовленных слушателей и делают хиты (т. е. «прогрессивную музыку для прогрессивной молодёжи»).

Не следует, однако, думать, что прогрессив — это антоним попсы. Говоря о «хитовости» я имею в виду лишь структуру; большое количество сложных музыкальных произведений имеют такую конструкцию из нескольких подъёмов и спадов. И наоборот, прогрессив может быть совершенно несерьёзным.

В каждом стиле прогрессив-подстиль звучит по-своему. В ходе эволюции у него намечаются какие-то характерные признаки, и часто они вскоре становятся неотъемлемыми. Например, прогрессив-хаус почти всегда выделяется характерной неравноправностью бочек — первая и третья бочка такта всегда звучат более весомо, чем вторая и четвёртая, несмотря на то, что им «помогает» снейр (барабан такой). В результате получается интересный эффект, что первая бочка такта звучит как заключительная, а последняя — наоборот, как будто с неё начинается что-то. Прогрессив-брейкс имеет характерный ритмический рисунок. Техно по определению прогрессив, в этом его смысл, поэтому «прогрессив-техно» — слегка плеоназм. Тем не менее развитие традиционного техно часто имеет рваный характер: переходы из фрагмента в фрагмент могут быть резкими, могут просто состоять в пропуске одной-двух бочек, могут иметь эффект реверс (когда трек прокручивается назад перед началом нового квадрата). Прогрессив-техно ближе к трансу в том, как оно развивается: переходы менее прямолинейны и иногда едва заметны.

Но лучше один раз услышать. Из прогрессив хауса для начала рекомендую послушать Casa Flava — Further South (Deep Mix) или Nikola Gala — Dark Side Of The East (Original Mix) — оба трека выдающейся красоты; первый попроще. Сравните с диско хаусом Studio B — I See Girls (Freemasons Dub) или клабхаусом Spankox — To The Club (Highpass Club Mix) (хиты недавнего прошлого).

Пепельница

В попытке обеспечить себе идеальную рабочую среду я перебрал уже много разных утилит. Это и заменители переключателя задач Windows (который по Alt-Tab; остановился на TaskSwitchXP), и разные эмуляторы Exposé (все говно), и жестикулятор (StrokeIt), и менеджеры рабочих столов (все глючные) и чёрт знает что ещё. Я даже когда-то пробовал какие-то альтернативные Эксплореру оболочки…

(Я прекрасно понимаю, что все эти утилиты плохи не потому, что их авторы плохи, а просто потому, что операционная система не даёт возможности сделать хорошо.)

Сегодня поймал себя на мысли, что Панель задач у меня включена только для того, чтобы можно было смотреть в пепельницу (System Tray) и на переключатель раскладок клавиатуры. Для переключения между приложениями я практически всегда использую Alt-Tab; кнопку «Пуск» нажимаю тоже на клавиатуре.

Никто из вас не встречал программу, которая могла бы на себе отображать пепельницу, была бы при этом высотой пикселей 20, и чтобы её можно было упереть просто в правый нижний угол? Если бы она умела вдобавок раскладки клавиатуры прямо там отображать, как это было в старые добрые времена Windows 95, вообще красота была бы.

Комментарии в духе «Первый нах!» (или, что то же самое, «Get a Mac!») не принимаются.

Верхние и нижние индексы, не портящие вид текста

Для нижних и верхних индексов в ХТМЛе есть элементы sub и sup. К сожалению, при использовании их в тексте равенство высот строк ломается, и образуются неприятные дыры:

Верхние и нижние индексы, портящие высоту строки

Но ведь мы знаем, что элементы выглядят в браузере так, как выглядят, лишь потому, что про них написано что-то во встроенной таблице стилей браузера (иногда, правда, воображаемой).

Элементы sub и sup для выравнивания используют свойство vertical-align со значениями sub или super. Именно они и влияют на высоту строки. Стало быть, нам нужно вместо них использовать какой-нибудь vertical-align, оставляющий строку прежней высоты, и сдвигать индексы иным способом, например, с помощью position: relative.

Я уже давно почти везде использую примерно вот такую конструкцию:

sup, sub {
  vertical-align: middle;
  position: relative;
  font-size: 75%;
}
sup { bottom: 0.5em; }
sub { top: 0.5em; }

В результате получается нормальный текст:

Верхние и нижние индексы, не портящие высоту строки
Ранее Ctrl + ↓