Почему в Эгее нет «ката»

Одной из распространённых функций блоговых сервисов и движков является возможность спрятать часть публикации «под кат», то есть показать в ленте только некую затравку, а целиком текст показывать только по прямой ссылке. Эта функция была раньше и в Е2 (называлась «Читать дальше»), но в Эгее её больше нет. Пользователи несколько раз в неделю присылают мне письма с вопросом о том, как же сделать такое в Эгее. Теперь я смогу всем просто давать ссылку на эту заметку.

Я терпеть не могу блоги, где текст частично спрятан за ссылку. Вместо того, чтобы просто перепрыгнуть глазами на очередной абзац, ты должен куда-то нажимать, а потом ждать, пока оно загрузится. Ждать не хочется, поэтому ссылку открываешь в фоновой вкладке, а сам переходишь к чтению огрызка следующей записи. В результате чтение одного блога оборачивается десятком открытых вкладок. Более того, в каждой из этих вкладок открыты тексты, которые ты уже частично прочитал, и по мере того, как ты их разгребаешь, приходится заново вникать в том, о чём шла речь; искать, откуда продолжать чтение. Своими руками я не готов распространять эту болезнь по интернету, поэтому в моём движке такой функции нет и никогда не будет.

Вот доводы, которые мне приводят в защиту функции «Читать дальше».

«Но ведь не факт, что все мои заметки будут интересны читателям, зачем заставлять их скролить всё это, пускай выберут именно то, что им интересно читать». Этот довод я слышал неоднократно, хотя мне он представляется весьма нелепым. Ответ на него я когда-то уже давал у себя в комментариях, но кто ж его там найдёт? Процитирую прямо тут: «Если я что-то пишу, значит я хочу, чтобы это читали, и создавать специальные инструменты, чтобы написанное мною проигнорировать, я не буду. Я ожидаю от пользователей [Эгеи] такого же уважения к собственному труду».

«Я хочу быть как Илья Варламов и регулярно писать заметки с кучей фотографий, но тогда страницы получатся совершенно неимоверной длины». Вообще в Эгее можно изменить число записей на странице, сделать, например, не 10, а 5 или даже 3. Но «фотоальбом» и «запись в блоге» — несколько разные вещи. Формат блога явно не подходит для фоторепортажей (недаром отчёты о путешествиях лежат у меня в отдельном разделе сайта). И тот факт, что в Же-же есть кат, слабо лечит, всё равно читать фоторепортёров там довольно неудобно. Илья использует более эффективный приём решения этой проблемы: он просто пишет очень интересные репортажи.

«Слишком длинная страница с кучей фотографий сильно увеличит трафик, хотя даже не факт, что все заметки на ней прочитают». Как нетрудно догадаться, экономия трафика — случайный положительный эффект от плохого решения. Многие люди склонны из-за случайных положительных эффектов (СПЭ) считать плохие решения хорошими. Я всегда привожу в пример москвичей, которые по слепоте считают хорошим решением давать одной и той же станции метро разные названия на разных линиях, хотя это шиза. Чтобы экономить трафик, можете озаботиться скриптом, который будет откладывать подгрузку изображений. Если он будет хорошим и вы поделитесь, я рассмотрю возможность его включения в движок, но «Читать дальше» тут ни при чём.

Напомню, что Эгея — движок для хороших и интересных блогов. Блоги на Эгее всегда хочется читать дальше, и для этого не нужно нажимать никаких кнопок или ссылок.

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
45 комментариев
Дмитрий Валерьевич 2011

Для фоторепортажей есть Фоторама. Кат не нужен. Экономия траффика — прошлый век. Да, понятно, что лимитные каналы в РФ еще распространены, но люди на лимитном траффике лучше монитором его и не лазают по ресурсам, где его может выжрать быстро.

Драчёв Максим 2011

«Но ведь не факт, что все мои заметки будут интересны читателям, зачем заставлять их скролить всё это, пускай выберут именно то, что им интересно читать» — абсолютно не согласен с этим. Не хочешь читать — слева есть теги, выбери тему, которая интересна тебе, и все статьи станут интересными.

Илья, тебе не нравится вариант: делать картинки 150-200 на 150-200 пикселей, с увеличением при нажатии. Не будет слишком длинных постов, и люди будут смотреть картинки, которые им нравятся. Маленькие картинки — меньше трафик

Илья Бирман 2011

Нравится вариант с уменьшением огромных картинок до ширины около пятисот пикселей, как на Дизайн-собаке. Двести — это уже как-то совсем мелко. Но чтобы сделать так в Эгее, много чего нужно перелопатить под капотом. Поэтому пока такого нет.

Артем Локи 2011

Илья, не смотря на все аргументы приведенные тобой, мне показалось главный посыл поста: «я считаю, так правильно». М?

Если вы выкладываете в блоге много фотографий, — это не правильно. Если выкладываете большие научные статьи в блоге — это неправильно. Так блоги не ведут и т. д.

Т. е. по сути, этот движок для блогов, какими их видишь ты? Если это так, то есть смысл аргументировать? :) Твой движок, делаешь, что хочешь.

Илья Бирман 2011

Смысл в том, что моё мнение основано на чём-то, а не просто «пока я президент, такие решения принимаю я».

Юрко 2011

Спасибо. Буду на вас ссылаться.

Добавлю от себя еще аргумент: проблема ката исчезает при чтении блога через RSS. Все, что нужно пользователю, в хороших читалках реализовано, а кат — это костыль.

Клод Фролло 2011

Классическая упёртость. Нет бы дать возможность писателям или читателям выбирать стиль.

Илья Бирман 2011

Идите в Андроид ;-)

Артем Локи 2011

Илья, если не возражаешь спрошу здесь.

Когда приходят на почту комментарии с блогов Эгеи в поле «от» написано «blog». А этих эгей сейчас развелось много :-). Нельзя туда ставить название блога, чтобы знать откуда письмо пришло?

Артём Поликарпов 2011

Чтобы экономить трафик, можете озаботиться скриптом, который будет откладывать подгрузку изображений.

Как ни печально, но даже популярный lazyload прекратил своё существование, так как вебкиты и другие нагло загружают картинки даже если их удалить из DOM скриптом.

Сергей Кот 2011

По-моему, конструктивнее было бы написать заметку «Почему к Эгее до сих пор нельзя писать расширения». И прибить где-нибудь на видном месте.

По поводу катов — особенно «доставляют» криворукие движки, отправляющие в РСС «кат-версию» статьи.

Николай Марченко 2011

Как тебе «Фоторама»? Нет ли мысли прикрутить ее к движку по дефолту? Многие мои знакомые «эгейщики» уже прикрутили.

Илья Бирман 2011

Фоторама прекрасна.

Noone Cares 2011

Эй, люди! Мы в каком году?
Для чего нам JS? Ajax?
Ведь можно просто сделать кат, как на Я.ру!

Константин Романов (Kildor) 2011

Удивительно, что не описан аргумент — «кат — больше кликов, больше показа реклам». При общей мерзости этого аргумента, он достаточно сильно распространён.

А RSS — ужасно раздражает, когда в РСС отдают огрызки от поста, со словами — «читайте мол на сайте».

Эдуард 2011

Действительно. Можно было бы и на ajax сделать. Не возможность убрать под кат какие то подробности, большие фотки — сомнительный плюс.

Эдуард 2011

да, в rss лучше полную версию поста выкладывать

Дмитрий 2011

Ждать не хочется, поэтому ссылку открываешь в фоновой вкладке, а сам переходишь к чтению огрызка следующей записи.

Можно и подождать пару секунд. Выпиливать из-за выдуманных причин полезный и важный функционал — глупо. Говорю это как пользователь Эгеи, написавший в ней уже более 100 постов.

Гулевич Максим 2011

все верно, мне нечего добавить.

Андрей Гурылёв 2011

А где реакция на пост Noone Cares? Умную мысль человек написал.
Илья, какие аргументы у тебя есть ещё аргументы против ката? Ведь если не приходится ждать, как в версии с ажаксом или просто яваскриптом, открывающим часть поста, не придётся ждать никаких секунд. Это будет мгновенно. Есть ещё вариант делать это даже не по щелчку, а по какому-нибудь другому событию типа onmousover, хотя это уже перебор, пожалуй.

p.s. ещё вопрос не по теме. я стал замечать в блогах на картинках, которые имеют бордеры больше 1 пиксела и являются ссылками, цвета бордеров те же, что и у ссылок (то есть учитывая ховер, актив, визитед). вроде как было время, когда от этого избавлялись. в частности это видно на твоём «лого» блога. очень интересна причина возвращения к такому страндарту. поясни, пожалуйста.

Mr Fontaine 2011

“ — На сайт нашего канала... (а у нашего канала есть сайт!) часто приходят письма с вопросами. Вот наиболее частые и единственный из них…” (ц)

Вадим Л. 2011

Я думаю, если движок создается не только для себя лично, а и для других пользователей, то стоит учитывать их пожелания и включить ВОЗМОЖНОСТЬ функции, которая пользователю нужна. Все люди считают и думают по разному и то, что Ваше мнение идеально для вас, не означает, что оно подходит другим. Вопросы удобства каждый решает для себя по своему.

Илья Бирман 2011

Опыт человечества показывает, что ключ к успеху продуктов вовсе не в том, чтобы угождать всем потенциальным пользователям.

Георгий 2011

Мне кажется, что размышления Ильи — это пример того, разработчик мыслит, когда не может найти идеального решения проблемы )) Он называет таким решением один из  вариантов и придумывает для него мир, в котором все работает, как надо.

«Напомню, что Эгея — движок для хороших и интересных блогов. Блоги на Эгее всегда хочется читать дальше, и для этого не нужно нажимать никаких кнопок или ссылок».

Вадим Л. 2011

Я говорю не об оппозиции «угождать всем — идти своим путем» , а об оппозиции «востребованность (той или иной функции) — „Я считаю...“».

Про опыт человечества — не понятно — это о ком/о чем?
Простой вопрос — что ты понимаешь под успехом Эгеи?
А в общем, почти полностью согласен, лишь одно слово заменил бы:
«.. ключ к успеху продуктов НЕ ВСЕГДА в том, чтобы угождать всем потенциальным пользователям.»

Денис Попов 2011

Мне нравится сайт «Лента-ру» (lenta.ru). Заходишь на него, а там куча заметок, из них немало интересных. Правда, все под катом.

Приходится на каждой интересной заметке нажимать колёсиком. В результате чтение одного сайта оборачивается десятком открытых вкладок.

Хороший сайт; непонятно, правда, о чём думают его создатели: ведь наверняка столько всего пишут для того, чтобы это читали, — но тут же сами создают специальные инструменты, чтобы написанное проигнорировать.

Роман Парпалак 2011

Илья, полностью согласен с тобой. Кат вообще никому не нужен. Все, кто экономят трафик, сами отключают картинки.

Раньше здесь меня доставали разные страницы с постом и с комментариями к нему. К счастью, это давно в прошлом.

Еще бы выкинуть и постраничник со страниц ключевых слов, и тогда вообще всё станет прекрасно.

PavelArt 2011

Илья, а понятие юзабилити вам незнакомо? Позвольте приведу вам еще примеров.

  1. Представим мало-мальский объемный текст (как уже говорили здесь выше — например — научная статья). 3 таких статьи подряд — и в итоге блог превращается в стену текста с минимумом иллюстраций (вы ведь не приветствуете большого объема иллюстраций в блоге на вашем движке :)). Отметим, что тексту, в виду его научности, будут обращаться люди и что то искать — тот же хозяин блога если захочется что то вспомнить или процитировать. «Кат» в данной ситуации позволил бы вывести тезисы на основную страницу по которым искать тем же ctrl+F гораздо удобнее с т.з. юзабилити.
  1. Предположим в блоге собраны различные рецепты и уроки. Ваш нынешний подход заставит человека ищущего конкретных урок бешено скролить страницы в поисках нужной информации. Если же автор блога последует вашему же совету, и будет выводить по 3 новости на страницу... то опять же возвращаемся к лишним кликам, только еще сдобренным излишним скролением мышкой (не забывайте — не у всех есть magic maus на которых скролить гораздо удобнее чем на обычных офисных дуратских мышках :))

Я понимаю ваш подход a la Стив Джобс — «пользователи не знаю чего хотят»... но «кат» вещь сугуб дизайнерская, а дизайном в apple занимался Джонатан Ив, а Джобс ;).

Александр Лунев 2011

Все правильно, на самом деле. Просто читаешь и все (от блога большего и не нужно). Я бы даже дошел до того, чтобы и дискуссию к посту показывать на странице. Поскольку размер дискуссии не поддается контролю, можно показать начало, а разворачивать AJAXом.

PavelArt, вы говорите глупости всякие. С точки зрения этого вашего юзабилити есть поиск, он предназначен, как это ни странно, для поиска. Или вы любой крупный блог полностью-полностью пролистываете? Сходите, хабр почитайте:) А еще есть теги, кстати.

Евгений 2011

Илья, согласен со всем. Но, но! Если текст объемный, то кат всё же нужен, в остальных случаях — ну его. Кажется мне, что большие заметки никто не читает, поэтому без ката всё ок.

Евгений 2011

И ещё. Всё же советую присмотреться к древовидному отображению комментариев. Вот это мне кажется актуальным для блогера.

PavelArt 2011

Александр Лунев, давайте без таких вот комментариев. А то уж слишком авторитарно: дескать «вы написали не так как я думаю, значит это глупости всякие».

Теперь по делу: прежде чем начать пользоваться поиском надо сначала в целом сайт оценить и понять, что на этом сайте можно найти. Ну а в целом: если вам нравится блог в виде «стены текста» то это не значит что так же нравиться другому человеку, и тем более не значит что ему это удобнее.

Елена 2011

Когда я читаю блоги на десктопе или нетбуке, мне нетрудно проскроллить ненужное колесом мышки.
Когда я читаю блоги на планшете, я медленно зверею оттого, что нужно крутить пальцем через весь экран, чтоб пролистать до конца записи (и, кстати, при таком кручении можно легко прозевать конец поста, и необходимо крутить обратно). Получается нехилый такой пальцефитнесс поневоле.
Кат, реализованный через аякс, устроит, как мне кажется, всех!

Илья С. 2011

Насчет того, что «формат блога явно не подходит для фоторепортажей».

Чем фоторепортажи в твоем специальном разделе отличаются, например, от этого поста? — http://straykov.livejournal.com/107125.html

Андрей Гурылёв 2011

Слава богу я не подписался на эту тему. Задолбался бы ящик чистить.

Георгий, стоит чуть дальше капнуть, почитать его блог. И можно наткнуться на запись, в которой Илья сам осуждает подобные действия ( http://ilyabirman.ru/meanwhile/2011/08/29/1/ ) . Вряд ли он станет делать то, что сам осуждает.
PavelArt, «прежде чем начать пользоваться поиском надо сначала в целом сайт оценить и понять, что на этом сайте можно найти»
Правда? Я обычно ищу не сайты, а информацию. На сколько я знаю моих родных, друзей, одноклассников, однокурсников и коллег — они тоже. И в первую очередь как раз используется поиск. Странно, если вы не используете теги или поиск для этих целей, ведь вы знаете, что их именно для того создали. И крайне странно, если вам кажется, что вначале блог надо пролистать.

PavelArt 2011

Андрей Гурылёв, а вы не допускаете что блоги и вообще сайты бывают РАЗНЫХ тематик? Не все можно классифицировать тегами, и не всегда можно знать что именно хочешь ввести в строку поиска. Я уже приводил пример: сайт с уроками и инструкциями — это один из таких случаев.

Я уже говорил — если вам нравится виды в виде «стены текста», это не значит что так нравиться всем.

Axm 2011

PavelArt, это бесполезный спор. Люди думают, что то, что им кажется правильным и удобным является таким же для всех остальных.

Тот самый клиент 2011

Что называется «клиент всегда прав». :)))

Если тебе удобно не использовать «кат» — не используй его, а если другом удобно — то почему бы им его не сделать? Ты же для них сделал Эгею? Чтобы им было удобно ей пользоваться? Или я ошибаюсь? ;)

Муслим Джабраилов 2011

Как папка завещал.

pure.by 2011

Илья, а как вы смотрите на кат в коллективных блогах, или, например, на газетных и новостных сайтах, и т. п.?

pure.by 2011

Забыл добавить: про персональные блоги я в любом случае с вами на все сто согласен.

Евгений Кокшин 2011

А мне вот, например, такое использование ката симпатично чисто эстетически:
http://leonwolf.livejournal.com/

Тычинин Илья 2011

Уже наоткрывал 5 фоновых вкладок, чтобы посмотреть комментарии.

Арабелла Исмаэли 2011

Забавно видеть, как комментаторы спорят, толком не читая тексты друг друга.
Один пишет, что надо делать кат, потому что простыни текстов сложно читать (и что стены текста — это плохо с точки зрения юзабилити), ему тут же отвечают, что если ему так нравится читать стены из текстов, то пусть читает. Всё это напоминает ток-шоу, где никто никого не слушает, а главное — где дискуссия ничего не решает.
По существу вопроса — стиль движка таков, что это продукт не маркетинговый, а вкусовой. Как разработчик хочет, так и будет, и с этим сложно что-то поделать, учитывая характер разработчика.
С другой стороны, если мне не нравится продукция Apple, я ведь её и не покупаю. Мне комфортнее работать на Windows 7.
Точно так же: если вам не нравится столько вещей в Эгее, то зачем её использовать? Есть вордпресс (где стилями и получасовой работой с темплейтом можно добиться чистого и ясного вида без уменьшения функционала), есть друпал, где можно сделать всё и немножко больше, есть море движков типа Nucleus, Shinobi и т. п., которые можно гибко настраивать под себя.
Что касается ката — это одна из привычных вещей в блоговых движках, реализуется двумя строчками кода (+ ещё 4 строчки кода для настроек: включать / отключать кат), и в данной ситуации роль играет скорее идеология (читай: упрямство) Ильи.

Вадим Л. 2011

Забавно видеть...

Как-то сразу стало скучно и неинтересно.
Так живенько все происходило — все кричали, друг друга не слушали, перебивали. Но все это было живо и весело. Пришел АИ, рассказал всем какие они забавные, непродуктивные и упрямые. И стало скучно.
У меня такое ощущение...

Арабелла Исмаэли 2011

@ Вадим Л.
Не пришёл, а пришла. Оказывается, не просто не слушают, а и не смотрят))
Ну извините, не развлекать пришла.

Вадим Л. 2011

Сорри. Имя у Вас редкое в наших краях — не опознал в вас даму.
Простите великодушно.

Александр 2011

.......его так не хватает порой......

приходится писать короткие посты а не простыни

Артём Самохин 2011

Илья, а что думаете по поводу того чтобы встроить <code>? А то не мог код показать как надо.

Илья Бирман 2011

Вроде двойные проценты должны работать :-)

Илья Видинеев 2011

Кстати, двойные проценты не экранируют конструкцию ((html ...
У html приоритет выше, так и задумано?

Мои книги