Позднее Ctrl + ↑

Оглавления по тегам

Начал наводить порядок в тегах, делаю там некие оглавления со ссылками на важные заметки по теме. Пока прошерстил теги:

В самих заметках по этим тегам появились сверху ссылки на эти оглавления. Пока коряво и не очень последовательно, но это 5% усилий для получения 95% пользы.

Вообще, формат блога требует серьёзного переосмысления. Таймлайн как основное средство организации материалов почти бесполезен.

Видео по вторникам: цвет в кино

Любопытно, насколько по-разному можно покрасить кадр:

Правда, кажется, что в большинстве случаев «исходник» специально ухудшен.

Третья волна и Сингапурская история

Послушал сокращённые аудиокнижки «Третья волна» и «Сингапурская история» на «Смартридинге» (Михаил Иванов дал бесплатный доступ).

Коэффициент воды даже в кратком изложении «Третьей волны» весьма велик — что же там в оригинале? Хотя, может, там как раз наоборот всё круто (этого я никогда не узнаю). Автор разделяет историю человечества на эпохи и описывает ключевые их особенности. Он считает, что эпох три, зачем-то называет их «волнами», и говорит, что вот началась третья. Там много любопытных наблюдений и предсказаний, особенно в том, что касается семьи и работы в будущем. Если бы не пурга про волны, было бы совсем хорошо.

«Сингапурская история» любопытна с точки зрения понимания роли правителя в жизни людей. С одной стороны, какая бы жопа ни была, хорошее управление может привести к невероятному успеху. С другой, секрет этого успеха — в жёстком авторитарном контроле. Непонятно, какая польза миру от этого опыта. Верховным правителем Сингапура оказался человек с желанием сделать хорошо не себе, а вообще. Но эту систему нельзя скопировать: вероятность появления у руля такого человека пренебрежимо мала.

Книга Эллен Луптон «Думая типографикой»

Ну или как перевести Thinking with Type? Даже название Эллен не удосужилась придумать осмысленное.

Книга Эллен Луптон «Думая типографикой»

Книга разделена на три части: Буква, Текст и Сетка. Это чтобы показалось, будто у неё есть структура. На самом деле нет. Всю книгу Эллен бестолково скачет с темы на тему. То вдруг она расскажет о хитрых клавиатурных сочетаниях Индизайна, то о шрифтовых лицензиях, то о ХТМЛ-тегах заголовков, то абзацик о «брендинге», то вообще покажет редакторские обозначения в рукописях. Логики во всём это не прослеживается.

Несколько раз в книге встречаются развороты, которые называются «упражнениями». Упражнений там нет, просто идут какие-то примеры фиг пойми чего, например, бессмысленные студенческие работы. Такое ощущение, что Эллен просто называет вещи, о которых она слышала, но не особо вникала, и вставляет в качестве примеров что-то там, какое уж нашлось. Некоторым большим темам уделены буквально пара абзацев.

А ещё она думает, что двойной штрих (˝) и программистские кавычки (") — это одно и то же (нет). Она набирает HTML капителью, но CSS заглавными (на одной и той же странице). Зато после CSS она в скобках пишет Cascading Style Sheets. Особенно мило, когда она вдруг рассказывает, мол, знаете ли вы, что если нажать Шифт+Энтер, а не просто Энтер, то вы перейдёте на другую строчку, не создав новый абзац? Ну это ж просто усраться можно, какие сведения!

Ближе к концу Эллен упоминает Тафти, а потом пытается улучшить некую таблицу и получает такой результат, что становится ясно, что она или не читала Тафти сама, или вообще не въехала, о чём он писал.

Книга не научит ничему. Читайте Тафти, Брингхерста, Чихольда и Мюллера-Брокманна.

План прокрастинации

Прокрастинация — состояние, с которым не нужно бороться. Используйте его, чтобы делать больше.

Предположим, вам лень писать понимание задачи большого проекта и хочется переключиться на что-то, что делать легко и приятно, например, почитать твиттер.

Чтобы желание переключиться не мешало делу, нужно иметь план прокрастинации: заранее заготовленный список мелких и ненапряжных дел, которые в конечном итоге сложатся в одно большое дело.

Мне ни разу в жизни не удавалось сесть и сделать рассказ о какой-нибудь поездке целиком. Это долгий процесс: нужно отобрать фотки, обработать их, экспортировать, прогнать через подписывающий скрипт, создать страницу, написать текст, переписать текст, а потом добавить ещё каких-нибудь фоток, а потом снова переписать текст, потом залить на сайт, написать пост и твитнуть. Тем не менее, рассказы выходят, потому что в плане прокрастинации есть дела вроде «Поотбирать фотки из Валенсии» или «Пописать рассказ про Таррагону».

Наперекор принципу «сделать», задачи из плана прокрастинации формулируются в несовершенном виде: пописать, почитать, поразгребать, посмотреть, подумать. Никакого давления: достаточно поделать хоть что-нибудь по теме, чтобы можно было с чистой совестью поставить галочку. Таким образом, когда вам хочется уйти от сложной задачи, вам всегда будет, куда уйти вместо твиттера.

Если же за какую-то задачу вам лень браться уже третий раз, перестаньте откладывать её. Переформулируйте в несовершенном виде и перенесите в план прокрастинации — дело сразу пойдёт.

Кайф в том, что постепенно любое дело достигает той степени прожарки, что до результата остаётся совсем немного. Тогда задача, уже в совершенном виде, ставится в нормальный план. Например: «Опубликовать наносхему метро».

Разумеется, я не называю план прокрастинации «планом прокрастинации». Это ж дебильное слово, об которое язык сломаешь. Просто есть список дел, которые делаешь, когда работать влом.

Дизайн веб-форм: в какой момент выводить ошибки

В древности ошибки в веб-формах выводили только после отправки на сервер. Человек всё заполнял, нажимал «Отправить», а потом попадал на страницу с ошибкой.

Современную форму скрипт проверяет по ходу заполнения. Но это не повод орать на пользователя до того, как он хоть что-то ввёл:

Дебилизм в «Альфа-клике»

Это дебилизм в «Альфа-клике». Когда пытаешься перевести деньги, в поле изначально указана сумма ноль. Как только переходишь в него курсором, сразу получаешь щелбан. Мало того, что сообщение показывается преждевременно, так оно ещё и лишено смысла (достаточно было просто заблокировать кнопку «Перевести» при нулевой сумме). Ну, тут вся форма сделана руками из жопы, трудно найти хотя бы один нормальный элемент.

У некоторых разработчиков хватает терпения лишь на то, чтобы переждать момент фокусировки. Но уже после ввода первого символа они срываются:

Дебилизм в «Телеграме»

Это «Телеграм». Он зачем-то говорит мне красными буквами, что в имени пользователя должно быть хотя бы пять символов, но я ж просто ещё не дописал, тупица! Инфостиль равен нулю: надо было написать «5+ characters (a-z, 0-9, _)» в самом начале, а уже потом всю фигню свою длинную ставить.

Правильно говорить об ошибке тогда, когда я закончил ввод и вышел из поля.

Но и тут всё не так просто. Почти все веб-разработчики не понимают, что незаполненное поле, даже если оно вдруг обязательное — это не ошибка. Регулярно попадаются формы, в которых нельзя спокойно таб нажать пару раз:

Дебилизм не помню где

Не помню, откуда это. По полям прогулялся — всю форму залило кровью. Куда это годится? Я имею право ткнуть в поле, а потом ткнуть в другое поле, а потом опять в первое без осуждения со стороны машины.

Ошибкой незаполненное обязательное поле становится только тогда, когда я попытался отправить такую форму.

Итак:

  • об ошибках говорим при выходе из полей,
  • о незаполненных обязательных полях говорим при попытке отправки.

Как формулировать ошибки, где выводить и как избегать вообще их появления — отдельный большой разговор.

Курс о пользовательском интерфейсе и представлении информации 7—11 февраля

Приглашаю на четырёхдневный курс «Пользовательский интерфейс и представление информации», который пройдёт в Москве, в нашем «Коворкафе» на Флаконе с 7 по 11 февраля. Это наиболее крутой курс из всех дизайнерских курсов: спросите или почитайте отзывы наших участников.

Курс о пользовательском интерфейсе и представлении информации 7—11 февраля

Первый день полностью посвящён пользовательскому интерфейсу, второй — представлению информации, хотя эти темы и сильно пересекаются. Третий день — практические задания и разбор результатов. После трёх дней в классе — однодневный перерыв на домашку. В последний день — её разбор.

Запись открыта до этого воскресенья, 1 февраля.

Ранее Ctrl + ↓