Позднее Ctrl + ↑

Первый сбой в сервисе Эгеи

Всегда неприятно читать, когда у какой-нибудь компании что-нибудь сбойнуло в сервисе, а они попытались это скрыть от пользователей. Особенно, если какие-нибудь пароли утекли. Думаешь, ёлки, ну написали бы как есть. Не надо держать пользователей за лохов, пусть знают правду и принимают решение об использовании сервиса, владея всей информацией.

В общем, у нас этой ночью случился первый сбой в сервисе Эгеи. Проблемы начались вчера, 14 марта, в 20:38 по Москве, и были устранены сегодня в 10:29. Некоторые сайты не открывались и выдавали ошибку 502.

Проблема связана с неудачным обновлением софта на сервере. Устранение заняло так много времени, потому что мы узнали о недоступности только утром от одного из пользователей. Это, конечно, самое неприятное. Оказалось, что наша система мониторинга отслеживала не всё, что нужно.

Что плохо:

  1. Сайты были недоступны всю ночь.
  2. Мы узнали об этом не из мониторинга, а от пользователя.

Что хорошо:

  1. Данные пользователей не пострадали.
  2. Закрытые данные пользователей (черновики, пароли) не утекли наружу.

Что сделано:

  1. Изменили процесс обновления софта на сервере так, чтобы такой проблемы при обновлении больше не случалось.
  2. Подкрутили мониторинг, чтобы узнавать о таких сбоях раньше.

Спасибо, что вы с нами. Подключайтесь, если ещё нет. Надеюсь, следующий сбой будет не скоро.

Отзыв Куиета на книгу «Пользовательский интерфейс»

Пользователь «Же-же» Куиет написал о книге «Пользовательский интерфейс». Привожу текст полностью — мало ли, сколько осталось жить «Же-же»;

Сначала я купил подписку на эту книгу себе. Потом, посмотрев на меня, подписку себе купил коллега. Потом я договорился с руководством и оформил её на свой отдел (корпоративная лицензия на 5 человек) и все ее прочитали, прошли тесты и отозвались довольно позитивно.

То есть, как вы понимаете, книга была сочтена довольно полезной коллективом с очень разной теоретической подготовкой к проектированию интерфейсов пользователя. В целом полезной.

До выхода бирмановского текста я рекомендовал в качестве стартового руководства по GUI дизайну старый труд Владислава Головача (еще revision 1), тот, который потом Владислав постарался отовсюду изъять. Его хорошая, последовательная, но несколько устаревшая, мобильные приложения тогда практически не рассматривались.

Работа Ильи Бирмана снабжена современными примерами, хорошо сверстана (про изьяны — ниже) и это тоже хорошее начало для знакомства с темой. Но. «Но» оказалось немало.

Надо пояснить, что книга доступна только онлайн, смотреть её можно лишь в браузере, только по  подписке (~1000р первые три месяца, и около 50р дальше).

Первое, что вызывает вопросы — целевая аудитория, модель использования и форма распространения. Это не справочник, который всегда должен быть под рукой (справочная секция там тоже есть, важная, но небольшая). Это не учебник (ниже расскажу, почему). Это не большой основательный труд. Поэтому я лично затруднюсь придумать, как так пользоваться ею, чтобы оправдать подписку. Скорее, книга рассчитана на то, чтобы её прочитать, может быть, дважды или трижды, и оставить под рукой, чтобы раз в полгода возвращаться. Тут так не получится. Придётся платить помесячно (или возобновлять подписку с нуля).

Второй неприятный момент — книга явно тестировалась только на очень современных платформах, и то не на всех. Хорошо её читать на десктопе в Win10/Chrome или MacOs/Safari, или на яблочном планшете. Уже мобильный Хром покажет содержимое неправильно. А про сочетание Linux/Firefox лучше забыть, там получается страшная каша из правильно и некорректно отображенных элементов. А Linux, причём не последней версии, для многих нормальная рабочая платформа, мы же не расисты.

Непонятна аудитория, на которую книга нацелена. Для полных новичков в GUI Design вводных мало (точнее, где как, какие-то разделы разжёваны до истории развития графических интерфейсов, какие-то положения вбрасываются без объяснений), а для уже как-то знакомых с темой много слишком элементарного. Текст писался явно для неподготовленных, но не тестировался совершенно, поэтому где автор угадал  — хорошо, где писал со своей позиции многоопытного специалиста — пришлось дорассказывать, что откуда.

Все отметили плохое сочетание директивности («ясно, что надо делать так») и строгости с небрежностью в примерах и формулировках (ну зачем вот эти «Нешанал-географик» и «Финал кат»? Жутко режет слух работающих в англоязычной среде). Неточность формулировок в тестах при очень большой жесткости тестов тоже вызывает дискомфорт.

Очень забавно, что дизайн книги нарушает некоторые собственные положения:

  • прокрутка, которая, к тому же, на десктопе даёт разные результаты в зависимости от направления;
  • полная неочевидность того, где искать оглавление и закладки — на это напоролись все вообще.

Люди с математическим складом ума похихикали над декларированием фундаментальности книги (чего нет, того, увы, нет почти совсем).

Но польза была, конечно, большая. Повторюсь, сейчас альтернативы этой книге просто нет. Или искать англоязычную литературу, или собирать принципы дизайна по многим изданным ранее книгам (но для этого надо понимать, например, что GUI дизайн целиком растёт из полиграфического), статьям и блогам.

У Бюро Горбунова есть страница книги с примерами, можно посмотреть и решить, нужна ли она вам.

Советский видос о теории относительности

Тёма опубликовал видос о теории относительности:

Смотрите-ка, «ое» в начале:

Вообще-то, так неправильно. Но, может, Мильчин это постановил уже позже? Такое наращение точно встречалась в дореволюционных книгах. Интересно, в какой момент и почему оно стало уходить.

«Нет интереса, а не склонности», — это вот чистая правда. Мне иногда говорят, что у меня есть склонность к языкам, хотя я не говорю ни на одном языке кроме русского и английского. Но мне просто очень интересно, как языки устроены, поэтому я знаю по капельке каких-то фишек из нескольких языков.

Мужик курит прямо в поезде, ну и жесть. С одной стороны можно подумать, типа, ну а что такого, представления о допустимом меняются со временем. С другой, очень странно, что такая дичь ещё недавно считалась допустимой. И они сидят такие как ни в чём не бывало, обсуждают теорию относительности.

А ещё фильм закончился на самом интересном месте. Она разжёвывала-разжёвывала очевидные вещи, а под конец взорвала мозг и они стали пить чай. Тему про то, что в поезде время течёт медленнее, объясняли в школе, и я что-то такое помню. Но то, что в Москве относительно поезда время тоже течёт медленнее, вообще непонятно. Если после того, что поезд поездил, взять часы из него и часы из Москвы, какие от каких отстанут? И как ускорение-то влияет на ход времени? Ничё не понял, короче.

Телеграм за неделю 19—25 февраля 2018

12—18 фев ← → 26 фев — 4 мар

Вот как выглядела недавняя неделя в моём канале в телеграме:

Понедельник, 19 февраля

В чате обсуждают дизайн эмблем спортивных клубов. Я смотрю на одну из картинок и думаю: надо ж было так всё испортить.

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

А потом замечаю, что старая справа, новая слева. Не надо так делать.

А вот это крутой апгрейд, кстати, если считать, что слева «было», а справа — «стало» (вроде так и есть):

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

А вот Госуслуги на эту же тему:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Надо: Получить, Получить, Записаться, Открыть.

Илья Харитонов спрашивает:

А на Лубянке специально плашка до пересадки дотянута, или это косяк?)

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Специально :-)
https://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro/map/2016/

Смешно!

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Александр Путилин:

graph of my colored pencil use [oc]. График использования карандашей

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Люблю, когда графики получаются из самих данных, и это прям совсем отличный пример.

Вторник, 20 февраля

Вот вам дизайн прямо из печки. Нужно не показывать телефон целиком, и чтобы он разворачивался по тапу. Чтобы считать, сколько людей заинтересовались. Окей, делаем сход на нет градиентиком, ставим иконочку:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Нам не особо нужно чтобы люди туда жали, но если кому-то очень надо, то вот. Потому иконочка чёрная-скромная.

Но оказывается, что у некоторых людей несколько номеров телефонов. Как это показать, чтобы не было батареи иконок-телефончиков?

Да никак, оставить один, и показать все после тапа:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

[Про стрелки на схеме метро:]

Некоторые пытаются смотреть не из центра схемы, а от того места, где расположена надпись в самом указателе, и не находят станцию. Но стрелка универсальна и не зависит от того, где указатель стоит. Она показывает, где станция в Москве, а не на плакате, в этом её кайф.

Понимаю, что есть соблазн замочить стрелки на том основании, что без объяснения неочевидно, что они значат. Но большинством изобретений нужно сначала научиться пользоваться, ничего страшного.

Сокольники — справа сверху на красной ветке. Где бы ни стояла эта надпись:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Смотрю всякие мелочи на схеме, смотрите что ещё. Кратка от й у Сретенского бульвара приподнята выше, чем она есть в шрифте, чтобы не касаться коричневой линии (сравните с й в Кузнецком Мосту в левом нижнем углу):

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Среда, 21 февраля

Читатель прислал пару примеров необычных объяснений того, что с какой стороны на пластинке. Тут, как я понял, с одной стороны трек Hello, с другой — Delusion. Типа лишнее зачёркнуто:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Тут две пластинки, используется кодирование оттенками серого:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

А это промка, тут одна сторона вообще пустая. На ней написано «играет с другой стороны»:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Кстати, это суперский трек.

Шаринг в телеграме

У любого сообщения в каналах и чатах Телеграма можно скопировать ссылку по правой кнопке и кинуть кому угодно. По ссылке человек попадёт в это место в ленте, то есть увидит весь контекст. Это неочевидно, потому что Телеграм — необычная соцсеть, которая живёт не в браузере, а в нормальном приложении.

Не забывайте делиться с дргуими тем, что вам нравится или оказалось полезным. Например, если вы думаете, что кто-то не знает, как копировать ссылки, скопируйте ссылку на это сообщение и покажите ему.

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Четверг, 22 февраля

Илья написал вторую смешную часть работы над указателем в схеме метро:
http://ilyakharitonov.ru/blog/all/moscow-metro-poster-part2/

Пятница, 23 февраля

Довольно аккуратная инструкция, симпатичные иконочки на зелёном фоне (Привет, Москва):

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Обнаружена схема общественного транспорта:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Пучки разных направлений надо было отделить расстоянием. Эти мелкие стрелки кто-нибудь да пропустит.

Клёво! В шрифте П22 Андерграунд, повторяющего фирменный шрифт лондонского транспорта, на месте знака достопримечательности (⌘) стоит такой глиф:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Почему знак достопримечательности именно такой:
https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/susan-kare-on-her-work/

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Вот это гирлянда! Выглядит как дешёвая китайская электроника :-(

Воскресенье, 25 февраля

Красивый график у этого уравнения:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

В чатике подсказывают: это уравнение доказывает, что принглсы надо есть по две штуки:

Дайджест телеграма за неделю 19—25 февраля 2018

Дайджест подготовил Вениамин Векк.

Эгея v3254: фикс тупого бага

В декабре вышла Эгея v3254, и я в ней случайно внедрил супертупой баг, из-за которого она могла пережимать картинки, хотя её об этом никто не просил.

Загружаешь пнг, а Эгея превращает его в джипег, да ещё и оставляет ему расширение «пнг», чтобы вообще невозможно было понять, что происходит и почему файл испортился. Оказывается, некоторые мои пользователи от безысходности шли и закачивали файлы по ФТП, чтобы Эгея их не ломала. Простите, что устроил вам такую засаду.

Я выпустил фикс (по-прежнему называется v3254). Скачайте, пожалуйста. Достаточно заменить файл system/core.php новым, чтобы проблемы больше не было. Традиционного синего сообщения об обновлении не будет, потому что Эгея даже не поймёт, что обновилась (потому что это всё ещё v3254).

Эгея по-прежнему будет пережимать слишком большие картинки, скажем, если вы загрузите фотку прямо с фотика. По умолчанию она уменьшает картинки до 2560 пк. Если вы хотите изменить это значение, используйте параметр fit_uploaded_images в конфиге.

Для пользователей Эгеи как сервиса тоже выкатили обновление. Если хотите перезакачать картинки, держите нажатым Альт, когда затаскиваете их — это значит «перезаписать имеющуюся картинку с тем же названием».

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

5—11 фев ← → 19—25 фев

Вот как выглядела позапрошлая неделя в моём канале в телеграме:

Пользуясь случаем, напомню, что ещё открыта запись на февральский (24—28) московский курс об интерфейсе и представлении информации:
https://bureau.ru/educenter/ui/

По ссылке программа курса и миллион отзывов. Может сложиться впечатление, что мы публикуем только положительные отзывы, но нет, мы публикуем всё, что разрешают участники. Правда, я еле успеваю их разгребать, поэтому отзывы сильно отстают от реального времени.

Вот какой-то случайный отзыв:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Иконка туалета в местном сёрф-клубе:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Дизайнер Илья Харитонов, уже знакомый моим читателям, кое-что для меня сверстал и сделал себе логотип:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Красная капсула выглядит так, будто плавно ездит по шахте:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Нужно расскруглить ей правые скругления, и тогда всё это станет переключалкой.

(Потом было видео про вырезание фона.)

Nikita:
а можешь пояснить, как ты белый фон через маску вырезаешь? Там какие-то хоткеи юзаешь, я не смог разобраться.

(Добавил этот ответ к исходной заметке тоже.)

Бюро Горбунова:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018
Оставьте почту, чтобы узнать, когда выйдет электронная книга Владимира Колпакова «Фотосъёмка автомобилей»

Давайте поговорим об анимации. Анимация в интерфейсе не должна быть навязчивой. Масштабная анимация подойдёт для шоу, но не для того, что ты делаешь сто раз в день. Вот, например, Мак переключает рабочие столы, сдвигая одним другой прямо перед тобой. Это перебор.

По крайней мере, у него хватает ума не показывать все промежуточные рабочие столы, если их там несколько между. Но по-нормальному надо было делать вот так. Достаточно лишь намекнуть на направление движения, а не показывать весь путь.

Этот приём можно использовать много где в интерфейсе. Если у вас какая-то фигня должна улететь с экрана, можно дать ей пролететь 20 пикселей и одновременно увести её в полную прозрачность. Чаще всего этого будет достаточно.

При этом, конечно, важно экспериментировать и развлекаться. Например, вот кто-то попробовал учитывать направление наведения в ховер-эффектах. Это клёво, где-нибудь пригодится, но точно не как дефолтное поведение всего:
https://css-tricks.com/direction-aware-hover-effects/

Маленький секрет Мака. С некоторых пор зелёная кнопка в светофоре окна стала переводить окно в фулскрин (который многих бесит своей изолированностью и тормознутой анимацией):

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Если вы хотите просто увеличить окно «по-старому», не превращая его в полноэкранное приложение (т. е. сделать zoom, а не full screen в терминах Мака), то надо жать зелёную кнопку с альтом. Тогда в зелёной кнопке будет старый добрый плюсик. Заскриншотить это чуть сложнее, так что скриншота не будет.

О, Йлья принёс скриншотик:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

В центре фото — один атом стронция:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Статья:
https://meduza.io/shapito/2018/02/13/odin-atom-v-ionnoy-lovushke-pobeditel-britanskogo-konkursa-nauchnoy-fotografii

Читатель Александр прислал пешеходный светофор из Дрездена:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Верхняя секция информирует, что кто-то уже нажал на кнопку вызова зелёного света.

Дизайн иконки приложения — суперважная штука. Это единственное, что будет мозолить мне глаза на телефоне, даже если я не буду ваше приложение запускать. Поэтому ей нужно быть офигенной, даже если само приложение просто «ОК». Более того, красивую иконку просто хочется поставить, даже если сама прога за ней — не очень. Вот Апстор мне на днях показал какую-то игру:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Пофиг, что за игра — я сразу установил, просто потому что хочу такую красивую штуку видеть. (Игра оказалась тоже неплохой вроде бы.)

А вот как выглядят иконки приложений от моего фотоаппарата. Какими бы полезными они ни были, они уезжают в дальнюю папку, причём даже не на первый её экран:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Насчёт иконок
Мне полностью плевать на них — 110 (14%)
Рад хорошей иконке, но она не влияет на то, как я расположу приложения на экране — 376 (46%)
Слишком страшную иконку спрячу с первого экрана, если это не суперважное приложение, нужное сто раз в день, конечно — 240 (30%)
Я вообще могу поставить приложение специально ради клёвой иконки или снести из-за плохой — 54 (7%)
У меня айфон висит в раме на стене, и на нём — тщательно выбранные приложения с лучшими иконками; я их никогда не запускаю — 31 (4%)
811 человек проголосовало.

Гениальное обозначение анального и вагинального секса:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Хорошая аналогия в «Бизнес-линче» месячной давности:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Про чистку от ошмётков. Бывает, вам надо показать фрагмент чего-то, как вот мне, например, схемы метро Осло. Я вырезаю нужный кусок из большой картинки:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Перед тем, как сохранить, нужно убрать вот это говно:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Вот это убрать нельзя, потому что там зарубки станции видны, и без подписи будет выглядеть странно:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Но вот этот хвостик от буквы можно и грохнуть:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Однажды я опубликовал на Ютюбе видео, которое набрало уже 12 миллионов просмотров и 1,5 тысячи комментариев, в половине из которых выражается недоумение по поводу происходящего в кадре. Фрагмент полуфинала чемпионата Великобритании по снукеру, играют Хиггинс и О’Салливан, 13-й фрейм:

Как написать короче, используя цвет (было и стало):

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Я когда на днях добавил в проектах новые титры с фотографиями и ссылками, забыл обратить ваше внимание на то, что:

  1. Если есть ссылка, то фотка тоже обязательно кликается. Это прям правило: картинка, относящаяся к ссылке, должна тоже кликаться. Например, какая-нибудь фоточка про новость рядом с заголовком новости.
  2. Кликабельность не пропадает между именем и фоткой. Веб-разработчики всё время забывают это настроить, получаются дырявые ссылки. Не забывайте:
Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

По всей России висят такие таблички разной степени уродства. Лев Владов как-то прислал мне эту (из Челябинска) и спросил, как можно улучшить:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Если честно, сама идея повесить мини-табличку на высоте светофора — чушь собачья; нужен нормальный плакат перед глазами. Но если представить, что можно что-то делать только внутри этой таблички, то, например, так:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Это, кстати, те самые трамваи, которых схема. Присылайте свои варианты тоже (@ilyabirman_chat).

В Челябинске из-за обилия заводов особенная топонимика: ЧМК, ЧЭМК, ЧГРЭС, АМЗ, ЧТЗ, КБС... При этом я понятия не имею, как некоторые из них расшифровываются. Это как JPG: плевать, как расшифровывается, но все знают.

Когда я показывал свою давнюю схему Тёме Лебедеву, его первый комментарий был: «Пиздец, город аббревиатур».

На новой схеме мы постарались хоть чуть-чуть снизить градус жести и написали словами то, что можно («Парк Гагарина» вместо ПКиО; «Педагогический» и «Аграрный» университеты вместо набора букв, который я не смогу воспроизвести):

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

ЮУрГУ (Южно-Уральский государственный университет) оставили, потому что его все так и называют. Аграрный все называют «сельхознавоз»; этот факт мы приняли решение не отражать на схеме.

Обложка номера о женской сексуальности:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018
Ещё красиво свёрстан правый верхний угол

Логотип Открытого университета Каталонии (тех же ребят):

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

http://wearemucho.com/

На сайте Стокгольмской дизайн-лаборатории очень круто сделан поиск в меню. Единственное, что отличает поле от ссылки — мигающий курсор:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

В школе дизайнеров одно из стандартных заданий по моему предмету — сайт про валенки. Вы видели сто раз разные огрызки разных работ. Там одна из штук в том, что нужно как-то развеять мнение, будто валенки — для бабушек в деревне.

Кто вообще поймёт, что это надо сделать, и хотя бы напишет «Валенки — это модно» — уже молодец. Настоящий молодец тот, кто нароет и как-нибудь их расставит клёвых фотографий красивых молодых людей в городе — в валенках.

Но круче всех ребята, которые передают ощущение крутости валенок всей вёрсткой. Вот, например, сейчас у меня перед глазами такая работа:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Про «Ещё 50 моделей» я сегодня уже писал.

Но зато смотрите, в чём фокус. Тут не сказано ничего про модность, не показаны «луки» (пока). Но уже есть ощущение, что валенки крутые (хотя сами валенки на картинке обычные). Просто сайт выглядит не по-деревенски.

Это вот дизайн. Когда мы используем не только слова и фотографии для передачи сообщения, но все доступные выразительные средства. Теперь если в макете нигде не будет ни слова про модность и ни одной фотографии человека, я всё равно буду считать эту задачу решённой.

(Работа Александры Ещенко)

Небольшое улучшение в подвале моего сайта. Было:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Стало:

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Нижнюю иконку нужно отразить, чтобы смотрела в сторону убежища (кстати, убежища тут на каждом углу и в каждом дворе, и по идее ты должен знать ближайшее к дому, куда тебе бежать, если что):

Телеграм за неделю 12—18 февраля 2018

Про иврит всё не доходят написать, насколько это офигенный язык. Когда смотришь текст, кажется, что это какая-то жесть, в которой невозможно разобраться. Но по мере того, как нейронные связи строятся, становится всё понятно. Язык логичный и иногда просто математически предсказуемый.

Вот убежище с фотки выше. Я не знаю, как на иврите убежище. Написано מקלט (мклт). Но какие там гласные? Маклит? Миклет? Мкалот? Я предположил, что миклат, потому что убежище — это место. И оказался прав. Это магия.

Как-нибудь всё-таки напишу.

П. С. Другие места с тем же паттерном гласных, которые я уже знаю: мизрах (восток), мисрад (кабинет), митбах (кухня), мифъаль (завод).

Дайджест подготовил higimo.

Ранее Ctrl + ↓