Позднее Ctrl + ↑

Музыка — не язык

Некоторые относятся к музыке как к языку: якобы те или иные идеи, чувства, образы можно передать с помощью музыки. Можно встретить множество объяснений того, что именно стоит за тем или иным произведением: популяризаторы музыки как бы «переводят» музыку на язык слов. Зная моё неравнодушие к музыке, у меня тоже иногда спрашивают, что для меня значит то или иное произведение, что я вижу или представляю, когда его слушаю.

Но что значит язык? Язык — это средство общения, передачи информации. Мы можем переводить мысли с одного языка на другой. Да, какие-то нюансы при этом теряются, какие-то слова невозможно перевести буквально. Бывает, что фраза особенно изящно звучит на определённом языке. Но в целом нет такого, что некая мысль в принципе возможна только на испанском.

А музыка — это не язык. Нет такого, что одну и ту же мысль можно выразить музыкой, можно словами, а можно картиной. Музыка — не форма передачи каких-то мыслей; музыка первична и самоценна. Это не средство «для чего-то», это уже само «что-то». Когда я слушаю музыку, я ничего не вижу и не представляю. Зачем мне отвлекаться от музыки на что-то другое?

Я думаю, настоящее наслаждение от музыки способен получать только тот, кто может не искать за ней что-то ещё, а воспринимать её непосредственно.

Висит груша, нельзя скушать: проблема дизайна

Разберём проблему в дизайне сайтов, которую можно назвать «висит груша, нельзя скушать». Смысл в том, что тебе что-то показывают или о чём-то рассказывают, но взять это нужно в каком-то другом месте.

Это фрагмент студенческой работы, дизайн сайта службы доставки. Написано: «Доставляем хрупкие вещи». Допустим, мне надо доставить хрупкую вещь. Текст идеально попадает в мою потребность, я ваш клиент! Но тут нет никакой кнопки или ссылки, это просто пассивый блок. Я должен сам разобраться, где и как оформить заявку. В данном случае в другом конце страницы есть кнопка «Рассчитать», которая открывает форму, где нужно будет указать, что вещь хрупкая.

В заметке о клипарте я приводил также пример ситуации, когда в оформлении главной страницы используют продукт, но ни купить, ни воспользоваться им нельзя. Например, на сайте пиццерии сверху «для дизайна» показана крупно какая-то пицца, но если я хочу именно такую, я должен найти её сам в меню; напрямую заказать её прямо с картинки не дадут.

Ещё бывает такая структура сайта, когда есть отдельно страница о продукте, а отдельно какой-то интернет-магазин, где продукт уже можно купить. Всякие банки и мобильные операторы так любят делать: ты читаешь промостраницу о тарифе или вкладе, но не можешь просто подключить себе — надо обязательно сперва залогиниться и где-то в дебрях личного кабинета найти то же самое. Я вроде когда-то писал о таком, но не могу найти.

Если вы показываете в одном месте, а даёте в другом, то вы теряете конверсию на ровном месте.

Остатки метро Парижа

Я показывал навигацию в метро Парижа, но остались ещё разные фотки из метро.

Типичный вход с зелёненьким ограждением:

Интересное место расположения карты. Кажется странным, что она с противоположной стороны от входа, но зато тут можно стоять и изучать её, никому не мешая. Плюс она своей массивностью очень классно обозначает вход издалека.

Классическая сверх-уродская надпись:

Почему-то некоторые виды классического уродства принято беречь и культивировать. Для меня это что-то из разряда берлинского пешехода-дурачка со светофора — настолько плохо, что лучше перенести в музей говна, а из остальных мест убрать.

Вариант оформления входа стелой:

Интересен формат времени (5h31) и запись диапазона через тильду.

Турникеты в полный рост и с рекламой:

Другая модель:

Иконка «не выхода» в виде зачёркнутой надписи «выход»  — это сильно.

Теперь обсудим нелепое станционное оборудование. Во-первых, у них есть плакатоматы (плакатотроны?). Такая вот хреновина с плакатом внутри и кнопкой сбоку:

Жмёшь кнопку — приезжает следующий плакат. В данном случае — схема электричек:

Жмёшь ещё раз — приезжает карта города. Снизу нарисован кавер-флоу:

Но это ладно. Есть ещё автомат по продаже билетов. И у него главный элемент управления — это какой-то кастомный джойстик-барабан. Турне, пишут, лё руло:

И кнопки подписаны по-детсадовски: «отменять или отказываться здесь» (вместо просто красного крестика), «подтверждать или принимать здесь» (вместо просто зелёной галочки). Это такое прям очень французское безумие. Интересно, сколько времени тратят люди на то, чтобы читать всю эту художественную литературу и тупить, вместо того, чтобы покупать билеты и ехать.

Сбоку иконочки-иконочки и ещё горы текста:

Приятные картинки на мусорке:

На платформе плакаты висят безо всякого плакатотрона. Кайф:

Какая-то старая надпись:

Тут что-то разваливается:

Тут тоже:

Иконочки в поезде:

Линейная схема с лампочками:

Какая-то строящаяся станция, ну или тут капитальный ремонт:

Телевизоры с информацией об автобусах над землёй (мой фотоаппарат такое не берёт):

Зато имеется фотобудка:

Фотографии из поездки в марте 2019 года.

Ещё Париж:

Думаем дальше № 19 — «Потому и работает, что бесит»

С Колей Товеровским обсуждаем, как планируем задачи в Ноутсе.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Гугль-подкасты · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Вспоминаем эфир про тудушки и мощь приложения Ноутс на Маке
13:46 Коля рассказывает про шаблонную неделю
23:04 Как маркировать задачи в списке: эмодзи и типографика
26:06 Cписок растёт бесконечно
28:45 Илья психанул и отнёс дела на свалку
31:02 Коля рассказывает про метод «автофокус»
39:23 Как вспоминать про задачи из свалки
42:48 Илья не понимает, при чём тут «флекс»
47:25 Календарь и задачи, привязанные ко времени
51:16 Про Ремайндерс
54:46 Всё подряд живёт в заметках
56:55 Корневая заметка как транзитная зона для любых записей
1:02:12 Коля: «С месячными я с полгода назад кое-как справился»
1:06:17 Разница между тудушками и ремайндерами
1:09:10 Протворечие между «сделать завтра» и «прямо сейчас»: два режима работы
1:18:40 Как делать то, что хочется

На курсе презентаций: инструмент для подбора цветов, первый подход

Участник курса презентаций Роман Туров презентует коллегам-дизайнерам инструмент для подбора цветов на основе правильного расчёта контраста. Это его первая попытка и наши комментарии: можно сократить вступление, конкретизировать примеры, показать было—стало, пригласить попробовать. 18 минут:

00:00 Предварительное обсуждение
01:15 Роман презентует
07:02 Миша комментирует про соответствие слайда речи и долгое вступление
10:20 Илья комментирует про конкретику, слайды для вводных слов и призыв попробовать
15:55 Миша дополняет с идеей «было—стало»

Это фрагмент № 6 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 18 марта 2024 года.

До 7 июля идёт запись на курс, который пройдёт с 8 по 28 июля. Сэкономьте 30%, записавшись заранее.

Почитать о курсе

Программа и запись

Как мог бы работать бесключевой доступ

Если вы слушали 17-й выпуск моего подкаста, то знаете, что мне не нравится, как работает бесключевой доступ в машинах. А как он мог бы работать? Идеальный результат такой: машина открывается для кого надо и не открывается для кого не надо, и ничего специального делать не приходится.

Сейчас это решается тем, что в кармане у водителя лежит ключ, и машина реагирует на него. Есть разные реализации. В одной машина проверяет наличие ключа поблизости в момент попытки открытия. Если ключ рядом, машина открывается. Уходя от машины, надо не забыть её закрыть, прикоснувшись к специальной области на ручки двери. В другой машина открывается, когда водитель достаточно близко и закрывается, когда водитель отходит достаточно далеко. Открытие и закрытие машины сопровождается звуковым сигналом, чтобы водителю было спокойнее.

Проблемы, которые я вижу: можно забыть закрыть машину; можно открыть машину, когда не собирался; звуковые сигналы бесят.

Мне хочется придумать схему, где у машины вообще нет состояний «открыта» или «закрыта». Машина всегда закрыта, а авторизация происходит при каждой попытке открытия двери. Так машину нельзя забыть закрыть, и это снимает необходимость звуковой сигнализации, потому что сигнализировать не о чем.

Всё просто, если считать, что к машине подходит только водитель: дверь откроется, если у него есть ключ и не отроется, если нет.

Но в жизни возникают сценарии с несколькими людьми. Допустим, у нас семья, ребёнок подбежал к машине раньше родителя и дёргает ручку — надо, чтобы дверь открылась, если взрослый с ключом неподалёку. Но что, если водитель садится в машину в мрачном переулке, а рядом стоят какие-то хмыри? Здесь уже наоборот хочется, чтобы открывалась только водительская дверь, рядом с которой ключ.

Можно сделать тумблерчик на ключе. Машина не умеет оценивать намерения людей, так что у водителя будет способ явно выбрать режим: «безопасный», когда авторизация работает только на водительской двери, а остальные открываются только изнутри, и «доверительный», когда все двери открываются при наличие водителя поблизости. Увидел хмырей — переключил в безопасный режим прямо в кармане. Проблема тумблерчика в том, что за ним придётся активно следить — в каждом мрачном переулке тянуться в карман, чтобы убедиться, что всё хорошо.

Можно сделать безопасный режим основным. По умолчанию всегда открывается только водительская дверь (если ключ рядом), а чтобы дать открыть другую, надо нажать кнопку, которая временно включает доверительный режим. И тут проблема! Временно — это насколько? Как сформулировать, что именно делает эта кнопка? И чем это отличается от того, что мы снова вернулись в мир, где у нас есть «открытая» и «закрытая» машина, просто теперь это как-то неявно происходит?

Отличие именно в устранении проблемы, что машину забыли закрыть, и необходимости звуковой сигнализации. «Временно» — это, конечно, компромисс, но лучше у меня пока придумать не получается. Думаю, секунд на десять можно включать — достаточно, чтобы хоть кто-то один успел открыть дверь. Тут ещё важно, что временно машина открывается не «вообще», как в существующих реализация, а всё ещё при условии, что водитель с ключом рядом. То есть если водитель вышел из подъезда, нажал на «доверие», и тут же зашёл обратно, потому что забыл что-то дома, машина не откроется кому попало — ключа-то рядом нет.

Это мы рассмотрели ситуацию снаружи. Теперь посмотрим изнутри, а точнее — на сценарии, когда водитель с ключом внутри. Ха, а как мы отличим, водитель там с ключом или только ключ? Если машина «всегда закрыта», как я предложил выше, то как только ты забудешь в ней ключ, ты больше в неё не попадёшь. Получается, внутри машины мы не можем убрать кнопки открытия-закрытия? Машина должна быть по умолчанию открыта, если ключ внутри, и закрываться только при нажатии на кнопку с замочком. Фактически смысл этой кнопки — сообщить машине, что внутри есть человек! Впрочем, для спасения забытого ключа достаточно, чтобы открывалась только одна дверь, а не все.

Подведём итог. Когда ключ снаружи, по умолчанию каждая дверь открывается только если непосредственно рядом с ней есть ключ. Водитель может нажать на ключе кнопку, которая на десять секунд включает режим «доверия» — в нём любая дверь открывается, если вблизи автомобиля есть ключ. Когда ключ внутри, по умолчанию снаружи открывается водительская дверь, но остальные нет. Если нажать на кнопку с открытым замочком, все двери снаружи станут открываться; если с закрытым — все перестанут. Вернуться в исходное промежуточное состояние «снаружи открывается только водительская дверь» нельзя, потому что оно больше низачем не нужно: нажав на любую кнопку внутри, мы уже сообщили машине, что ключ не забыт в машине, а спасать его не нужно.

Наверное семейные жители суперблагополучных районов должны мочь настроить режим постоянного доверия.

Кстати, по идее ключ вообще не нужен — он должен легко добавляться в телефон и часы. Механический ключ, конечно, должен быть на всякий случай, но пусть он дома лежит.

Что думаете? Про какой сценарий я забыл?

Думаем дальше № 18 — «Даже у электричества есть сопротивление»

С Артёмом Горбуновым обсуждаем «перегруз» и «сопротивление» интерфейса.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Гугль-подкасты · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Илью бомбит от понятия «перегруз»
5:53 Артём рассказывает о субъективности полезного действия и о технозависимости
12:13 Боинг против Аэробуса и ситуация с современными автомобилями
24:23 Эпицентрический дизайн
28:30 Разница между арт-директорскими подходами
33:17 Как повышение управляемости ведёт к снижению информативности: карты, Лоджик и Фотошоп
37:56 Про достижения НТМДТ и Бёрдвью
44:33 Ложная информативность
47:48 Сопротивление интерфейса
50:08 Интерфейс-зло, потери, мотив и цена
1:00:35 Артём против слишком кастомной терминологии дизайнеров
1:08:56 Илья отделяет качество интерфейса от качества продукта
1:12:12 О пользе терминов
1:14:07 Разница между идеей сопротивления и идеей интерфейса-зла

Садитесь, к вам подойдет официант

Бывает, придёшь в кафе, там всякие круассаны и пирожные лежат красиво. Поразглядывал, выбрал, обращаешься к девушке. А она такая: «Вам с собой?» Нет, здесь. «Садитесь, к вам подойдет официант».

Да зачем?! Вот я уже здесь стою, вот вы с кассой, вот бублик, можно я просто возьму его, заплачу и сяду есть? «Я могу вам здесь продать только с собой, присядьте, к вам подойдут» Так мне с официантом придётся опять встать, подойти сюда и показать, что я хочу! «Вы можете просто запомнить название». Ну конечно, я же пришёл на тренировку памяти, а не перекусить!

В итоге выкрутились так: официант принял у меня заказ прямо на кассе, а потом принёс за стол, куда я сел.

Доволен ли я? Нет, конечно! Потому что денег-то с меня в итоге не взяли, и когда я доел через пять минут, я не смог просто встать и уйти, а должен был чего-то ждать. Зачем, зачем? Кому во вселенной это может быть удобно? Разумеется, я пошёл к кассе и выразил желание заплатить, но нет, это было бы слишком просто. «Сейчас официант к вам подойдёт». Официант, который по задумке должен мне как-то упрощать жизнь, только усложняет.

В этой ситуации меня переполняет чувство бессилия, потому что такое ощущение, что я единственный человек во всём мире, который видит бессмысленную, абсурдную сложность, созданную на ровном месте, а остальным кажется, что всё нормально. В половине заведений официанты просто низачем не нужны.

См. также:

Автобусы Нью-Йорка. Часть 2

У меня уже был пост про автобусы Нью-Йорка — там я в основном показывал сами автобусы, какой они необычно формы и окраса.

Классика нью-йоркской автобусной остановки — ящик со схемами маршрутов. B43:

1

B44:

2

B60:

3

B — это Бруклин, а M — это Манхеттен. M1:

4

M55:

5

На современных остановках маршруты линеаризованы и аккуратно встроены в торцы. B44:

6

M15:

7

Не знаю:

8

Ещё на современных остановках стоят такие постаменты с картой и табло:

9
10

Все автобусы в 2021 году ездят по маршруту «Маски обязательны»:

11
12
13
14

А ты автобус?

15

Фотографии из поездок в октябре 2018 и октябре 2021.

Ещё Нью-Йорк:

Оранжевый ремень

У «Аэрофлота» оранжевые ремни безопасности, поэтому проводники хорошо видят, пристёгнут ли ты, и не дёргают лишний раз вопросами. А у других авиакомпаний ремень сливается с одеждой и поэтому им приходится постоянно уточнять.

Ранее Ctrl + ↓