Позднее Ctrl + ↑

Эгея v3820

Вышел второй сервис-пак для Эгеи 2.10, сборка v3820.

Добавлена поддержка установки с базой данной, висящей на нестандартном порту — в имени сервера теперь можно добавить нужный порт через двоеточие, например localhost:3311. Интересно, что за последние пару недель такая необходимость возникла сразу у двоих пользователей, а за предыдущие 18 лет существования Эгеи — ни разу.

Исправлены такие баги:

  • учтены ещё некоторые ситуации, когда не проходила автоматическая миграция, в частности, на Майэскуэлях версии ниже 5.6;
  • в навигацию к предыдущей и следующей заметке могли просочиться ссылки на скрытые заметки (сами скрытые заметки по ним не открывались, но всё же), теперь же ссылки всегда ведут на соседние заметки, которые текущему пользователю реально можно видеть;
  • связанные теги не показывались у пользователей бесплатной версии, хотя это бесплатная фича;
  • в которых неудачных случаях в рекомендациях могли не выводиться заметки, но заголовок «Дальше» всё равно висел;
  • мелочи в стилях.

Ещё в этой сборке сделаны первые шаги в сторону поддержки ПХП 8, но пока под ним работает плохо.

Процедура обновления стандартная: заменить .htaccess, папку /system/ и все подпапки /themes/ новыми.

Если вы поставили исходную 2.10, но не ставили первый сервис-пак (или у вас были проблемы с его установкой), рекомендую сразу ставить это обновление. Если вы гладко установили первый сервис-пак, а ничего из описанного выше вас не заинтересовало, то как хотите. Свежий дистрибутив — на сайте движка.

Аудио по четвергам: Matrix Transpose

Ну вот же, ну что ещё надо?

Fixeer: Matrix Transpose

Саундклауд

Если вам нравится музыка, которую я публикую, подписывайтесь на меня на Саундклауде, теперь у меня там живой профиль. Если вы не в теме Саундклауда, это такая первая в истории музыкальная соцсеть, которая реально работает. Рекомендую зарегистрироваться и фоловить тех исполнителей и те лейблы, которые вам нравятся. Поскольку там выкладывают не только своё, но и репостят чужое, в результате вы постепенно узнаёте много новой хорошей музыки. Плюс Саундклауд изучает, что вам нравится, и подбирает ещё и ещё. И у него есть приложение для Айфона, конечно.

Антон и Айрин в Яндексе в 2015 году

Несколько лет назад мне повезло поприсутствовать на выступлении Антона Реппонена и Айрин Перейры в Яндексе. Это такие крутые чуваки, которые занимаются дизайном, в том числе сложной вёрсткой и интерфейсом.

Фрагмент сайта antonandirene.com

Кайф в том, что хоть они и сидят в Бруклине, они не стесняются называть говно говном (в западном обществе такое не очень принято). Они не выкладывают свои выступления, но Айрин великодушно разрешила мне опубликовать цитаты текстом.

Про персонажей

Айрин:

So the first thing, I don’t know if that’s very common here, but in the US personas are very common in UX design. And I think personas are a bunch of bullshit, like it’s the dumbest thing that you can do. For those of you who don’t know what a persona is, it’s like a written description of a fake user [произносит с интонацией «прикиньте, какая дичь?»] where it’s like, this is Nancy, she’s fifty years old, she drives a convertible, she lives in Florida, she goes to Facebook, you know, and these are supposed to inform the design and supposed to explain to the client that these are their common users.

And basically every UX designer in the US will tell you that it’s a very important part of the process. And in fact they are so serious about it that every time I say on stage that personas are bullshit I always get hate mail, like, two hours later. And people come up to me and try to argue with me: “Irene you’re wrong, personas are super important [изображает воинствующий серьёзный голос] and blah blah blah”, and I’m like, fine, do that, I don’t care, I just don’t wanna do that [тихо-тихо] crap. [все ржут]

При этом описать типы пользователей, для которых мы проектируем — нормальная идея, конечно.

Про юзер-рисёрч

Айрин:

Something that I’m also very much against — like I said, people hate me for this too, not just for the persona comments — user research! I don’t know if at Yandex you guys do a lot of user research, I’m sure you do because a lot of big companies do. And I’m not saying that I’m completely against all user research, so please don’t come and send me hate mails again. It’s going to be very specific.

So a lot of times in my experience especially in service agencies (I think it’s a little bit different if you work for a product, you know, Spotify, Google, or Yandex). People basically create something, they promise the client that it’s gonna be good and they’ve paid money for this. And then they go and they say: let me test this, you know, on real people. Or let me ask real people how they like it. Or let me do a usability test. Or whatever it is that you do on users to find out whether or not you solution works. And then these people basically control that environment. So now they are inviting users to use their product. So it’s completely not objective. I’ve been in situations where it was embarrassing, you know. It’s like something that is a complete waste of time and a complete waste of money and it’s a complete lie. And they control that environment and then supposedly they get some insights out of it but in reality it’s all completely directed by the people who created this. Because what are they gonna do? They’re gonna say to their client: oh, guess what, everybody hated it, we’re gonna start again. They are not gonna do that.

So user research especially in a service industry for us is very very dangerous. Because if you can’t sell your work yourself as a designer and you need to utilize fake stats, basically, that you manipulated to convince your client to do something, like, what the fuck are you doing? That is not normal. And now because everything is so metrics-driven, it almost has become this pseudoscience, religion, you know, you have to do it because that’s how great design is made. And I just don‘t believe that.

Антон:

We’ve been working with Nickelodeon and they said they did user research. And obviously we’re making an app for kids. So there was one page from their user research where they were giving the app to kids and just seeing how kids interact with the Internet or kids interact with iPad. And there was a whole chapter about a kid who goes to YouTube, he goes to search input field, he types the letter F, and hits Search. And then they ask the kid, “What were you trying to find?” “I don’t know, just, like, videos that start with the letter F!” [все ржут].

And then the client asks us so how are you gonna accommodate for that?

Айрин:

Fuck you! I don’t care about that kid. [все ржут]

And basically I state this upfront to every single client that we do not do user research, we are not gonna do any of that [...] I feel that it’s my job as a designer to actually think about things and solve problems and then it’s also my job to make sure that things look beautiful and things are usable, that’s all part of the job. And if you rely on other people to make that happen for you, that’s kind of weird.

Моё любимое:

And also just to be clear, I’ve never ever ever read any user research or been in any kind of testing environment where anything anyone has said was a surprise. Ever. It’s always been like, oh my God, why are we doing this, I’m so fucking bored, of course that’s what they are saying!

It’s this kind of this weird thing in UX especially where it’s literally like a religion. And that’s because people have entire jobs that are relying on this. But you know, remember back when we had SEO experts? Where are they now?

Про вайрфреймы

Айрин:

So, UX... I’m not gonna get into what does it mean, blah blah blah. I’m bored with that myself. I don’t care if you call yourself information architect, experience designer, interaction designer, I don’t care. However, please don’t do this!

This is fucking awful. And I kid you not I get about maybe a hundred emails a week from people asking “can you look at my portfolio”... And honestly I don’t really look at most of them, but that’s because most of them look like this. And if this is what you are doing as a UX designer or interaction designer or whatever it is that you wanna call yourself, you’re fucking idiot. Because you are not solving anything here. How is the client gonna sign off on this? How is the designer gonna taking this cue into the visual design? It’s just insanity. I would say about 95% of UX designers send me stuff like this.

Айрин говорит, что их вайрфреймы супердетальные, и её работа по смысловому проектированию происходит одновременно с работой Антона по наведению красоты.

Помните: вполне можно быть крутыми и успешными, и при этом не заниматься ерундой!

На интерфейсном курсе: закоулки интерфейса можно просто не делать

Однажды я узнал, что сложный интерфейс для редкого сценария можно просто не делать. С пользователями, которые попадут в хитрую ситуацию, может быть проще разобраться «вручную», чем придумывать для них интерфейс:

00:00 Если перезванивает оператор, то ему за это надо платить. Но с другой стороны...
00:37 Что за сайт «Квартирка»
02:04 Как однажды понадобилась суперсложная форма для суперредкого кейса, и как её не стали делать

Это фрагмент № 32 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 20 ноября 2020 года.

Сейчас запись на курс закрыта, но на его странице можно оставить почту, чтобы мы вам написали, когда запись откроется:

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Лецплей 15: внеплановый вечерний прогрессив-хаус

Чё-то вечером в субботу захотелось поиграть, ну я и поиграл:

0:00:00 Henry Saiz: Suite Nocturne
0:06:53 Teig: The World Trembles (Original Mix)
0:16:10 Two Are: Magic Voice
0:20:36 Alan Cerra: Mudwia
0:26:50 Binaryh: Pyxis
0:30:54 DJ Paul (AR): Visionary (Li-Polymer Remix)
0:34:10 Yotto feat. Vök: The One You Left Behind (Yotto’s Mirage Mix)
0:38:51 Serhan Guney: Kowloon
0:42:08 D. Ramirez & Mark Knight: Colombian Soul (Grum Extended Remix)
0:45:40 Cirez D: Raptor (Ilya Birman Edit)
0:50:00 Underground Ticket: Leave (Cosmonaut Remix)
0:54:31 Motel Sazani: E Ke Keq Aty (Monastetiq Remix)
0:59:20 Nick Hayes: Metrolink (Extended Mix)
1:03:00 Ilya Birman: Room 12
1:07:44 Facundo Capott: Rubi
1:12:19 Agents Of Time: Midnight Drive
1:15:10 Hot Chip: Flutes (Sasha Remix)
1:22:44 Rocco Mundo & Onno: Je t’aime (Jerome Isma-Ae remix)

Лецплей 14: тёплое весеннее техно

Вчера достал с полки всякого тёплого техно:

0:00:00 Species Of Fishes: Transtone #0
0:03:08 Tadeo: Tape Bias
0:05:24 Magit Cacoon: No Compromise (Ambivalent Remix)
0:10:36 Lucy: Sana Sana Sana Cura Cura Cura
0:13:34 Cirkle: Shaka (Original Mix)
0:17:13 Martu: Get It (Jen Series Remix)
0:21:03 Marco Bailey: Dirty Stab (Original Mix)
0:24:30 Traumer: Insola (Original Mix)
0:29:10 Tribal Agent: Un Viajesito (Original Mix)
0:32:37 Adam Beyer & Enrico Sangiuliano: Preset Heaven (Original Mix)
0:37:33 Andreas-Tek: Umbanda (Original Mix)
0:41:21 Sasha: GameOvr (Original Mix)
0:45:47 Peja: Bawbee (Original Mix)
0:49:07 Roman Poncet: Focal
0:53:47 Mattia Saviolo: Spacecraft
0:58:50 NoizyKnobs: Really Deep
1:02:31 Fixon: The Pain Is Gone (Audio Injection Remix)
1:05:15 TWR72: X3
1:09:25 PVS: The Shelter 02
1:14:20 Tensal: P R U V I 4
1:18:08 Edit Select: Revolve
1:23:23 Agents Of Time: Polina

Ми-ми-ми. Но под конец всё-таки немного похолодало.

Видеообзор Эгеи 2.10

Снял подробное видео с обзором новой Эгеи 2.10. В начале рассказываю, что вообще такое Эгея и как она помогает авторам делать классные блоги. Посмотрите, даже если у вас пока нет блога:

00:00 Что такое Эгея и чем она отличается от других способов вести блог
02:55 Ваши данные под вашим контролем
04:27 Отдельно-стоящий блог не мешает распространению заметок в соцсетях
05:35 Введение в фичи Эгеи
07:02 Рекомендации — главная фича Эгеи 2.10. Они решают главную проблему блога как формата: помогают новым читателям открывать старые хорошие заметки, а значит больше читать ваш блог
11:27 Что нужно знать авторам о работе рекомендаций. Как повлиять на рекомендации с помощью «Избранного», тегов и описаний
16:00 Редактирование краткого описания заметки для рекомендаций, соцсетей, поисковиков и агрегаторов
19:37 Новое в тегах в Эгее 2.10. Благодаря рекомендациям теперь тоже удобнее понять, что хорошего есть по определённому тегу, а не просто «что было написано последним»
21:57 Название страницы тега можно поменять
23:33 Компактный вид заметок с картинками и описаниями на странице тега
25:06 Теперь есть отдельно вступительный текст и отдельно описание тега для соцсетей. И те же два отдельных поля для блога целиком. В чём разница и как пользоваться
27:52 Ещё в настройке Эгеи 2.10: новая тема оформления «Фиеста» французский язык. Как работает поддержка тёмного режима. Куда переехали административные функции. Где посмотреть статус оплаты и остаток места на диске
29:33 Черновики и скрытые заметки в Эгее 2.10. Предпросмотр вида для соцсетей перед публикацией. Разница между удалением, возвращением заметки в черновики и сокрытием. Улучшения в запланированных на будущее заметках: проще менять план; лучше показывается на главной . Секретная ссылка теперь есть у всех непубличных заметок. Заодно: на странице 404 тоже есть рекомендации
36:34 В Эгее 2.10 рекомендации используются в перебивках между заметками в ленте. Сохраняется привычный формат блога, но читателям проще находить хорошее
37:50 В заметки в Эгее 2.10 можно загрузить не только фотографии и звук, но и видео. Видео можно размечать таймкодами. Файлы можно не только выбирать в окне и перетаскивать, но и вставлять из буфера обмена.
40:45 В Эгее 2.10 можно оставлять комментарии, войдя через Телеграм
40:59 Новый эффективный и надёжный бекап в 2.10. Данные в бекапе теперь актуальны всегда

Совет управляющему кофейней, слишком дорогой велопрокат и разбор домашки про Минсктранс

Пару слов про кофе и цифры, а потом — большой разбор домашки. Обзор недели 21—28 февраля 2021 года:

00:00 Интро
00:23 Совет управляющему кофейней на примере Торнквиста из Гамбурга (светлая память)
05:01 Контекст и восприятие цифр. Слишком дорогой велопрокат
06:20 Разбор домашки
19:40 Любимый вариант домашки

Свободное циркулирование барист, рассуждения о натуральной обработке и таблички с описанием зерна на кофемолке — залог успеха кофейни. Если ставить рядом крупные промоцифры, люди начнут их сравнивать, делить и умножать. Как сверстать таблицу транспортных тарифов: инфомусор, иконки, цвета, конструкция и метод «Например».

Публичная консультация № 5: Как «Мавту» лучше продавать алкоголь в интернете

Как вы знаете, я провожу консультации о дизайне продуктов, интерфейсов и сайтов. Есть вариант консультации тет-а-тет по скайпу, а есть вторая опция — публичная консультация. Клиент присылает ссылку или картинку, короткое объяснение и несколько вопросов, на которые нужен ответ. Я включаю запись экрана и смотрю. Результат попадает на общее обозрение на Ютюб. Цена пока та же, что у обычной консультации (12 000 ₽).

Андрей попросил посмотреть и прокомментировать сайт «Мавта», где продаётся алкоголь:

00:00 Как улучшить проверку на 18+. Сейчас гоняется за мной по всему сайту и не даёт себя закрыть
02:51 Сайт не лезет в 1024 пикселя: открывается мобильная версия. Почему это мешает продавать
04:20 Проблемы реально мобильной версии: смысл спрятан в уголок, а основная часть завалена спамом
04:40 Всё завалено банерами, которые перекрикивают друг друга. На главной — только 4 бутылки. Почему не 44?
07:17 Надо интегрировать банеры в саму ленту товаров. Показываю, как, на примере Гетвеара
08:20 Вёрстка ленты товаров не учитывает вертикальную форму бутылок. Перевёрстываю налету, избавляясь от инфомусора. Получаются ячейки разных пропорций
16:16 Лучше не выравнивать всё по центру в ячейках товаров. Показываю другой вариант вёрстки с одинаковыми пропорциями ячеек
17:40 Страницы категорий сейчас — это работа с базой данных: фильтры, сортировка. Очень сложно, как будто на склад попал. В настоящих магазинах у вас не так. Хочется, чтобы на страницу вина можно было зайти как на «Медузу» — просто полистать, пока что-то не зацепит. Сделать шорткаты для готовых пресетов фильтров
20:10 Проблемы главного меню. Выпадающее меню, три этажа ни о чём
22:09 Поиск по сайту. Как исправить проблему в интерфейсе, из-за которой кажется, что поиск не работает. Ищу Октомор, а результат не открывается!
23:35 У вас есть клёвые фотки, а вы их не используете! Надо сделать их втрое крупнее, а весь интерфейс закомпактить. В магазине рассмотреть бутылку намного проще. Показываю, как надо, на примере Энви
26:50 Проблема корзины. Сто тыщ элементов, среди которых не найти то, что я как раз собирался купить. И рекомендации затерялись среди гор плашечек и таблиц
28:06 Про доставку алкоголя из интернета
28:57 Определение ближайшего магазина не работает, или я его не понял. Еле нашёл, где написано, что товара нет в наличии. Лучше показать карту со всеми магазинами, чем открывать по одному
31:26 Общая теория регистрации на сайтах. Пытаюсь добавить в «Мою коллекцию». Нужно регистрироваться, целая история. Вход через соцсети есть, но не работает. Как сделать проще
33:20 Как сделать понятнее возможность доставить в другой, более удобный мне магазин. Сейчас даже если найти эту фичу, приходится преодолевать ненужное окно и простыню блабла-текста
36:33 Общая эстетика сайта. Сравниваю с Брюклади и с Озоном

Покажите коллегам или партнёрам, кому может быть такое полезно.

Записаться на консультацию: ilyabirman@ilyabirman.ru.

Эгея v3805

Вышел первый сервис-пак для Эгеи 2.10, сборка v3805.

Исправлены такие баги:

  • миграция с версии 2.7 или более ранних могла не сработать на некоторых конфигурациях Майэскуэля;
  • при очень хитром стечении обстоятельств Эгея могла войти в бесконечный цикл запросов к самой себе и положить ваш сервер;
  • при обновлении со старых версий мог пропасть юзерпик автора;
  • не всегда отображались юзерпики пользователей, представившихся в комментариях через внешние сервисы (спасибо Константину Якушеву за фикс);
  • корявости в стилях (в частности, админские иконки могли покраситься «посещёнными» в некоторых случаях; ховеры в блоке «Подписаться» не работали у некоторых элементов).

Подкручены скрытые заметки:

  • у скрытых заметок отображается навигация и комментарии (видны только автору, конечно; заодно тоже немного улучшены стили);
  • в интерфейсе, где выбираешь, удалять ли заметки, скрывать ли или возвращать в черновики, теперь словами объяснён смысл каждого варианта.

Процедура обновления стандартная: заменить .htaccess, папку /system/ и все подпапки /themes/ новыми.

Если вы поставили 2.10, рекомендую поставить и это обновление. Свежий дистрибутив — на сайте движка.

Ранее Ctrl + ↓