Позднее Ctrl + ↑

Как временно закрывали станцию Heathrow Terminal 4

Уже 30 лет как в Лондоне можно доехать до аэропорта Heathrow на метро; это юго-западный конец Piccadilly Line. Выйдя из поезда, можно зайти с чемоданами в лифт и подняться, можно проехать на эскалаторе — в любом случае на улицу выходить не потребуется.

Примерно так обстояла ситуация несколько лет назад:

Piccadilly Line — Heathrow Airport Stations

Потом начали строить ветку до пятого терминала, и её строительство потребовало временного закрытия станции Heathrow Terminal 4.

Временное закрытие обычной станции обозначается простым её зачёркиванием на схеме.

Central Line — Queenways Station closed until May 2006

(Обращу внимание, что зачёркивание на схеме — это не зачёркивание в PDF-версии на сайте Transport for London. Зачеркивание на схеме — это зачёркивание на всех схемах в вестибюлях, на платформах и в поездах; зачёркивание на «линейных» схемах, которые висят в каждом вагоне по 10 раз; зачёркивание на схемах-списках дальнейших станций с данной платфомы и т. д.)

Но Heathrow Terminal 4 — не обычная станция, а аэропортная. Критичность информации о её закрытости многократно выше. Привыкший к возможности доехать до терминала на метро человек может сильно расстроиться, увидев станцию зачёркнутой, и у него может уже не быть времени на корректировку маршрута. Что же делают Transport for London?

Совершенно очевидно, что были пущены специальные, бесплатные для пассажиров метро автобусы до четвёртого терминала. Причём пущены они были от станции Hatton Cross, предшествующей закрытой Heathrow Terminal 4. Но пустить автобусы мало. Нужно ещё и донести информацию о них до населения.

Piccadilly Line — Heathrow Airport Stations

Станция Heathow Terminal 4 была оставлена на схеме метро, и автобусный маршрут был показан прямо на ней; да, на всех тысячах её копий во всей системе. Вот, например, фотография на станции Piccadilly Circus:

Информация на станции Piccadilly Circus

Эта информация была и на всех Service update’ах. Если вы внимательно посмотрите на вторую фотографию в заметке про Service update, то вы увидите там около Piccadilly Line бумажку с текстом: «Terminal 4 — No Service. Change at Hatton Cross for replacement bus service».

Бегущая строка в поездах Piccadilly Line также не обошла проблему стороной.

Станция Hatton Cross была переименована в «Hatton Cross for Heathrow Terminal 4» не только на схеме, но и в действительности. Десятки табличек с названием станции на самой станции были заменены, чтобы проезжая на поезде в любом окне можно было увидеть эту информацию.

Piccadilly Line — Hatton Cross for Heathrow Terminal 4

Но это всё ладно. Теперь то, во что совсем невозможно поверить. На станции Hatton Cross в течение всего срока, пока станция Terminal 4 была закрыта, дежурили специально обученные крепкие парни в форме с символикой метро, которые с улыбкой на лице помогали людям дотащить чемоданы до автобуса. Разумеется, бесплатно.

Кстати, по Piccadilly Line ходят специальные поезда с багажными полочками.

Некоторые думают, что всё это просто потому, что у них денег много. Чепуха. Это потому, что у них отношение другое. Это потому, что они хотят сделать хорошо. Это потому, что им не плевать на их пассажиров. Если бы денег было мало, что-то из этого было бы не напечатано, а подписано фломастером; вместо красивых табличек висели бы бумажные объявления. Но они висели бы повсюду, и были бы полны уважения к людям.

Отношение же московского метро к своим пассажирам выражается одной короткой фразой: «Дежурный по эскалатору справок не даёт».

Пара слов об уменьшении GIF’ов

GIF — формат с палитрой. Это значит, что вместо того, чтобы хранить цвета пикселей как RGB, он хранит в начале список используемых в изображении цветов (собственно, палитру), а потом уже записывает просто номера нужных цветов.

Когда вы открываете GIF-картинку в Фотошопе, он работает с ней в режиме палитры (Index), то есть использует только те цвета, которые уже есть в этом файле. Если вы при этом уменьшаете её размер, то ему необходимо смешивать цвета нескольких пикселей. Проблема в том, что в используемой палитре таких цветов нет; поэтому ему приходится брать ближайшие похожие, которые есть. Вот как выглядит картинка до уменьшения (пиксели в масштабе 2:1):

GIF-изображение до уменьшения

При уменьшении вдвое получается вот что (пиксели уже в масштабе 4:1):

GIF-изображение после неумелого уменьшения

Чтобы такого ужаса не получалось, нужно сначала преобразовать изображение в режим RGB, чтобы Фотошоп вообще забыл про палитру, потом уменьшить, а потом сохранить в GIF заново, чтобы создать новую, подходящую палитру (грамотное преобразование изображения в режим палитры — отдельная наука). Получится вот что:

GIF-изображение после нормального уменьшения

Так названия даже остаются читаемыми в некоторой степени.

Если вы отправляете мою схему Метро на «Бизнес-линч», назвавшись мной, то вам, помимо получения навыков масштабирования GIF-изображений, стоит, как мне кажется, ещё и пересмотреть свои моральные принципы. С последним обычно помогают родители.

Но на кой чёрт вам понадобилось её уменьшать вообще?

Выложил пятничный гаражевский сет

В пятницу я неожиданно играл в «Гараже». Сет выложил в раздел Live. In R Voice — Killahertz там был совершенно не в тему, а всё остальное — хорошо, мне понравилось.

Слешдот и Опера

А знаете ли вы, что если набрать в Опере /. и нажать Enter, то она пойдёт на «Слешдот»?

(via Opera Watch)

Service Update

В лондонском метро всюду висят плакаты рассказывающие о том, что и где сейчас чинят, и как эти работы могут повлиять на поездку.

Однажды на станции Canary Wharf не работал лифт. Об этом сообщал вот такой плакат:

Defective Lift

Примечательно в этом плакате то, что он стоял на всех станциях Jubilee Line (на которой расположена Canary Wharf), а также на некоторых значимых пересадочных узлах. А ещё более примечательно, что лифт не работал в течение одного дня.

Если какие-то работы длятся достаточно долго, то эта информация показывается прямо на схеме линий, которая висит везде (и ещё, кроме того, может быть взята бесплатно). То есть оказаться не информированным невозможно.

Существует гипотеза, согласно которой московское метро работает абсолютно чётко, что чинят его только ночью, и поэтому такая информация там не нужна. В значительной степени это так.

Действительно, московское метро вдвое моложе лондоского, и оно ещё не достигло той стадии, когда чинить приходится много всего. Однако всё-таки какие-то работы там иногда делаются. Как правило, об этих работах сообщают невзрачные бумажки, приклеенные к колоннам станций или ещё куда-нибудь. Естественно, никаких извинений на этих бумажках не содержится.

Даже когда с технической стороной дела всё обстоит нормально, в работе метро бывают перебои. Например, из-за пассажиров, упавших на рельсы. Обычно либо движение поездов на какое-то время прекращается, либо они ходят с увеличенными интервалами, однако в течение часа-другого работа метро полностью нормализуется. О таких проблемах сообщать специальными плакатами нет ни возможности, ни необходимости.

С другой стороны, в течение этих часа-другого метро пользуются сотни тысяч человек. Если ты опаздываешь на встречу, то информация о том, что какая-то линия не работает — пусть даже она заработает через 20 минут — может быть очень важна. Для этого в Лондоне придумали такую вещь:

Service Update

Кайф в том, что информация есть по всем линиям, а не только по тем, на которых находится данная станция. Пока спускаешься на эскалаторе, можно придумать, как наиболее оптимально доехать. Когда в Лондоне были теракты, в новостном сюжете об этом был такой кадр, как работница станции заменяла бумажки «Good service» на «No service».

iPhone! по-испански

Пришла в голову такая идея для рекламирования iPhone на испанском рынке.

iPhone! по-испански

Таким образом можно, конечно, iЧто-угодно рекламировать, лишь бы слово без i имело смысл.

А дальтоникам что делать?

После вчерашней публикации схемы я получил большое количество ругани. Между руганью и критикой грань тонкая, но если приглядеться, её видно. Как правило, ругань отличается от критики тем, что ругающий совершенно не разбирается в теме и пытается выдать тот звон, который он слышал не знаю где, за понимание вопроса.

Шрифт мелкий!

Самая популярная претензия — шрифт мелкий. Благодаря тому, что на схеме ничто ни на что не наползнает, там так много воздуха, что кажется, будто бы есть куча неиспользованного места, и шрифт не настолько велик, насколько мог бы быть. На официальной же схеме настолько тесно, что увеличивать шрифт уже некуда, вот поэтому-то он и кажется большим.

Что бы там не было написано в предыдущем абзаце, шрифт действительно мелкий. Но при этом он точно такой же; даже слегка побольше, чем на сегодняшней официальной схеме.

Сравнение размера шрифтов на сегодняшей официальной и на моей схеме московского метро

Благодаря тому, что я использую прописные и строчные буквы по назначению, я добился лучшей читаемости. Просто прямоугольные буквы немного лучше растеризуются в пиксели на экране, поэтому на картинке выше кажется, будто текст, набранный заглавными, читается лучше. При печати на бумаге с разрешением даже в 150 DPI преимущество строчных очевидно. Что там говорить, распечатайте любую газетную статью прописными и попробуйте почитать это.

По хорошему, конечно, шрифт для схемы нужно разработать отдельный, открытый и слегка пожирнее.

Несколько человек напомнили мне об удивительной схеме, которая висела пару лет назад (недолго) и сказали, что там тоже был мелкий шрифт и тонкие линии. Шрифт там был в полтора раза меньше, чем у меня, и при этом всё было написано прописными. Линии там тоже были в полтора раза тоньше. Но это всё не важно по сравнению с тем, что там Кольцевая линия не является кольцевой и занимает, при этом, меньше десятой части площади схемы. Привязка схем метро к «реальной географии» только мешает, это стало понятно примерно в 1931 году.

Переход через Театральную

Естественно мгновенно нашёлся человек, сказавший, что с Охотного ряда на Площадь Революции нет перехода, то есть, в нашей терминологии, Иван не может ходить в гости к Иннокентию. Интереснее всего то, что именно этот человек ежедневно переходит с Охотного ряда на Площадь Революции (о чём он сам и написал).

Переход действительно осуществляется через платформу Театральную. Этот факт в моей схеме действительно не отражён. Это сделано мной совершенно сознательно.

Мне представляется эта информация малосущественной и недостойной того, чтобы её отображать на схеме. Ни один из прибывших на станцию Охотный ряд пассажиров, даже зная, что переход на Площадь Революции осуществляется через Театральную, не будет искать указатели «Театральная», чтобы уже оттуда идти на Площадь Революции. Всё равно он будет искать указатель «Площадь Революции», найдёт его, и будет следовать ему. И тот факт, что этот указатель проведёт его через платформу, где ходят поезда Замоскворецкой линии, совершенно не важен для схемы всей системы. Мы ведь не указываем на схеме, где в переходе встречается эскалатор? (Да, я знаю, что вы сейчас скажете — об этом чуть дальше.)

Если считать, что переходом можно называть только прямую трубу, ведущую непосредственно от платформы к платформе, то как в эту концепцию вписываются кросс-платформенные переходы а-ля Китай-город? Там с половинной вероятностью вообще переход (в вышеуказанном смысле) отсутствует, так как одна и та же платформа обслуживает обе пересекающиеся линии.

Всё очень просто. Переходом между станциями называется возможность сменить линию не выходя в город и не платя заново за вход в метро. Всё. Инженерная реализация этой возможности не играет никакой роли. Даже если для перехода нужно подняться на эскалаторе в вестибюль, а потом спуститься на соседнем эскалаторе, переход есть.

На самом деле, переход с Охотного ряда на Площадь Революции на официальной схеме показан весьма удачно. Как будто бы без лишней символики отображает реальность:

Переход Охотный ряд — Театральная — Площадь Революции на официальной схеме метро

Действительно, станции нарисованы в ряд; никто не говорит, что перехода нет, просто видно, что он производится через платформу Театральную. Или не видно? Если честно, если бы моё внимание не обратили на этот момент, я бы этого не заметил. Ну и что, что они тут в ряд расположены, мало ли что у них как расположено на схеме; с реальностью это не имеет ничего общего, взять тот же Китай-город (рядом на том же рисунке).

У меня на схеме станции узла Охотного ряда, кстати, перечислены в точно таком же порядке: Охотный ряд — Театральная — Площадь Революции. Так что, если вдруг схема служит вам просто напоминалкой о порядке этих станций, с этим отлично справляется и моя.

Человек, впервые попавший в Москву, всё равно не догадается, что из расположения платформ в ряд следует «двуэтапность перехода», а уж тем более не сможет мгновенно придумать выходить на Библиотеке имени Ленина.

Александровский сад — Боровицкая

Тонкости устройства узла Библиотеки имени Ленина изобразить просто путём грамотного взаиморасположения платформ авторам официальной схемы уже не удалось:

Узел Библиотека имени Ленина — Арбатская — Александровский сад — Боровицкая

Хотя при желании могли бы это тоже сделать ненавязчиво, как это, например, сделал автор полинчёванной ещё в сентябре схемы (такое расположение отлично сработает и с кружками).

Кстати, если в случае с Охотным рядом — Площадью Революции эта информация ещё и может быть теоретически полезна для того, чтобы предпочесть перейти на Библиотеке имени Ленина — Арбатской, то в случае с Александровским садом — Боровицкой она вообще никак не влияет на поездку. Если ты едешь со Смоленской-Филёвской на Полянку, ты всё равно пересядешь именно там, выбора нет.

Мусор — на помойку.

Идиотизм дня

Приз за самый идиотский комментарий получает человек, написавший буквально следующее:

Ну и зря нумерацию убрал. А дальтоникам что делать?

Смысла не прибавится и не убавится, если «дальтоников» заменить на «трактористов» или, скажем, «мелиораторов».

Это, вообще, удивительно, как легко человек съел, надо думать, чьё-то предположение о том, что нумерация введена для дальтоников, и даже не задумался о том, а как именно она должна им помочь и в чём.

Latinitsa

Before starting to bitch about how I didn’t put transliterated names of stations on the diagram, you should better ask yourselves how that would indeed help the poor visitor. You know how they remove cars parked incorrectly «to prevent traffic jams»? Do you buy this? Somehow, though, you do buy that nonsense about transliterated names «to help international tourists».

It would make much more sense to first translate the main information lightboxes in the Metro. Go write «Way out» under «Выход в город» and «To the Metro» under «Вход в метро». Go write «To station» under «На станцию». Go write «All interchanges close at 1 past midnight» under «Переходы закрываются в 1 час ночи». Heck, go write transliterated names on the platforms themselves (and the ground terminals, of course). Even the newest stations’ architecture does not even leave a space for transliterated title.

Международная

Международная, for sure. Transliterated map does not help much on this system.

Make the system friendlier, and then we’ll talk about putting English on the diagram.

Калькулятор в сотовом и удобство набора

Почему нужно делать калькулятор отдельным пунктом меню телефона, запрятанным туда, где его трудно найти?

Вот знак „+“, заменяющий нули в коде страны. Почему бы не считать его же знаком сложения? На Нокии, например, он вываливается после второго нажатия на звёздочку. Дак и покажите мне после третьего нажатия минус, просле четвёртого — умножить, а после пятого — разделить. А если я нажму на кнопку и подержу её чуть дольше — покажите мне popup-меню со списком возможных действий. После этого если я «позвоню» по номеру «3*8», можно честно мне сказать: «24».

Кстати, вообще исходное предположение мобильника, что если я начал набирать что-то, то это цифры номера телефона, по которому я собираюсь звонить, — исключительно глупое. Лучше бы сразу начинал искать в телефонной книге номер человека, с ложащейся на набираемую последовательность цифробукв фамилией (то есть, T9 с моим списком контактов в качестве словаря).

Когда из пятидесяти случаев однажды мне нужно будет позвонить по номеру, которого у меня нет в книжке, я не поленюсь зайти в меню и выбрать что-нибудь типа «Позвонить по новому номеру». Да и то, я бы не звонил по нему, а сначала «Добавил в список». С трудом припоминаю, когда я последний раз звонил по отсутствующему у себя номеру, не добавляя его в список.

Ранее Ctrl + ↓