Позднее Ctrl + ↑

Промомикс: Лайтс

Тем временем, у меня для вас новый прогрессив-хаус-микс. Тут всё такое пространственное:

Гай Джей, Андре Собота, Досем, Эгостерео, Марчело Кастелли и другие. Как всегда, всё самое прекрасное в таком вот стиле, что я нарыл за несколько лет. Есть страница на Промодиджее для лайков и комментариев.

Дискуссии по понедельникам: куда валить?

Продолжаем рубрику «дискуссии по понедельникам». В понедельничных заметках разрешены комментарии. Я удаляю офтопик, мат не по делу, личные оскорбления, анонимные комментарии. Темы дискуссий — это темы моего блога: дизайн, технологии, музыка и жизнь.

В предыдущей серии: дизайнерские книги.

Сегодня обсуждаем, куда, если что, валить. То есть все вокруг это обсуждают каждый день, а не только сегодня, но давайте и тут соберём мнения и знания.

В какую страну легко уехать жить без работы там? В какую из этих стран есть смысл ехать? А куда лучше не соваться? Где можно спокойно снять жильё за небольшие деньги и жить не тужить? А чтобы было куда сходить, съездить, на что посмотреть? Есть ли такие страны в Европе? Какие есть пути эвакуации через учёбу? Сколько это всё стоит? Какой у вас опыт? Если вы собираетесь валить, то как? Если уже свалили, то куда? На каких правах живёте? Чем занимаетесь? С какими трудностями столкнулись? Что оказалось легче, чем вы думали? Кто из вас свалил и пожалел об этом?

Пишите всё, что думаете по этому вопросу.

Книга про Джони Айва

Прочитал книжку про Джони Айва, «гения, стоящего за величайшими продуктами Эпла». Так называется:

Понятно, что с учётом адской эпловской секретности, не всё можно принимать на веру. Что-то из написанного, возможно, полная туфта, просто кто-то так рассказал, а на самом деле всё иначе. Поскольку информации про главного героя не так много, автору приходится иногда уходить в сторону, рассказывая о британском образовании и жизни вообще, о коллегах Джони на разных работах, об Эпле помимо Джони, о возвращении Джобса, роли Тима Кука и т. д.

Много любопытного. Например, если верить книжке, Пауэрбук, ещё до Айва, стал первым ноутбуком, у которого клавиатура была близко к экрану, а перед ней было пространство для запястий и мышезаменителя. В ноутбуках до этого клавиатура, наоборот, была ближе к переднему краю. А Айбук стал первым ноутбуком, просыпавшимся при открытии крышки, с портами по бокам, а не сзади, и со встроенным вайфаем. Ещё интересно про ANPP, Apple New Product Process — мегачеклист, через который должны проходить все выпускаемые продукты, правда, без особых подробностей.

Выписал из книжки разное себе, делюсь в почти необработанном виде (если в предложении нет подлежащего, подставить «Джони»).

Учёба:

  • в школе поставили диагноз дислексия (у Джобса тоже она была);
  • отец Майк был известным британским дизайнером, сделал дисциплину «технология дизайна» (design technology) важной частью образовательной программы в Соединённом Королевстве; водил по дизайн-студиям и дизайн-школам Лондона;
  • про отца: «He was constantly talking to Jonathan about design. If they were walking down the street together, Mike might point out different types of street lamps in various locations and ask Jonathan why he thought they were different: how the light would fall and what weather conditions might affect the choice of their designs»;
  • преподаватели отмечают, что многому научились у Джони, что он был хорош не только как дизайнер, но и прекрасно доносил свои идей до других;
  • одним из дизайн-проектов был оверхед-проектор, он с ним вышел во второй тур конкурса «Молодой инженер года»; перед отправкой проектора на суд жюри, Джони разобрал его, чтобы всё почистить и отполировать напоследок, но при сборке вставил линзу не той стороной, из-за чего проектор не проецировал, и конкурс он проиграл;
  • изучал на продвинутом уровне не только «технологию дизайна», но ещё и химию и физику, все экзамены сдал на отлично (!);
  • в первый год учёбы в Ньюкаслском политехническом университете брал уроки скульптуры (!);
  • во время стажировки в «Роберт Вивер групп» (РВГ) в Лондоне, ещё во время учёбы, сделал ручку, для которой придумал механизм (некий ball-and-clip mechanism), чтобы ручку было не так скучно вертеть в руках;
  • стремился всем объектам добавить что-то, чтобы их хотелось взять в руку, покрутить (отсюда, полагаю, многочисленные ручки на разных Маках);
  • в школе не любил компьютеры и считал себя технически тупым, пока не встретил Мак и не влюбился;
  • студенческий проект телефона был не просто макетом для представления формы, но включал все внутренние компоненты и исследование способов производства.

Работа в Лондоне:

  • уже через несколько недель работы в РВГ попросил существенного увеличения зарплаты;
  • работал в компании «Тангерин», в их студию в Хокстоне они с коллегами нередко загоняли собственные машины, накрывали простынями и говорили клиентам, что это секретные проекты для других клиентов, чтобы набить себе цену;
  • разумеется, был поклонником Дитера Рамса;
  • по словам Пола Кункеля, автора другой книги о дизайне в Эпле, «избегал стилизации своих продуктов, чтобы они не устаревали слишком быстро»;
  • коллега по РВГ: «He hated ugly, black and tacky electronics. He hated computers having names like ZX75 and numbers of megabytes. He hated technology as it was in the 1990s»;
  • не любил в дизайнерском бизнесе переговоры и вот это всё.

Начало работы в Эпле:

  • Джони о дизайн-группе Эпла: «Though we don’t want people to leave the group, the lack of movement makes it difficult to bring in fresh talent. We need new people at regular intervals to prevent ourselves from stagnating. But this can only happen if other people are willing to leave»;
  • стал руководителем дизайна в 29 лет;
  • когда ему говорили, что придуманное им слишком дорого, он показывал подготовленные анализ цен, доказывающий обратное; когда ему говорили, что придуманное им слишком долго делать, он говорил, что уже связывался с фабрикой-производителем и убедился, что всё можно сделать за имеющееся время (!);
  • когда Эплом руководил Амелио, от дизайнеров требовалась только некая «красота» корпусов, а потом инженеры наполняли их максимально дешёвым железом; почти было уволился, но Рубинштейн убедил остаться.

После возвращения Джобса:

  • уже в конце 90-х в дизайн-студии Эпла использовался софт для проектирования космических и авиационных аппаратов, потому что более «приземлённого» не хватало; дизайнеры работали совместно с инженерами, владеющими этим софтом;
  • первый Аймак был прозрачным, потому что непрозрачная пластмасса выглядела слишком дёшево; прозрачность заставила относится к дизайну внутренностей с особым вниманием;
  • первые тридцать Аймаков тридцать дизайнеров Эпла привезли из Сеула в Сан-Франциско как ручную кладь, обработав предварительно наждачкой не очень удавшиеся производству элементы; потом Джобс выбрал из этих тридцати несколько лучших для презентации; никто в Эпле кроме Джобса и дизайнеров не видел первый Аймак до этой презентации;
  • первые обзоры Аймака были негативными, Джони: «...if there’s not some sort of friction in a move forward, your step is not as consequential as you’d like to believe it is» и ещё: «In a company that was born to innovate, the risk is in not innovating, the real risk is to think it is safe to play it safe»;
  • как-то захотел, чтобы винтики на ручках в одном из Маков были определённой формы и чтобы их поверхность была обработана особым образом; Рубинштейн (его руководитель тогда) отказал ему, сославшись на стоимость, поэтому правильных винтиков пришлось добиться через Джобса;
  • чтобы краска на одном из ноутбуках не сцарапывалась, его корпус сделали из прозрачного поликарбоната и красили изнутри, а не снаружи; получилось очень круто, и ноутбук оказался на вид более компактным, чем был на деле;
  • когда «Куб» (Power Mac Cube) в каком-то из обзоров сравнили с коробкой салфеток, дизайнеры в эпловской студии для смеха сделали себе реальную салфетницу из одного из корпусов;
  • кабинет Джони — четыре на четыре метра, рабочие инструменты на столе — ноутбук и цветные карандаши; больше ни у кого из дизайнеров нет личного кабинета;
  • интерьер эпловских магазинов во многом вдохновлён интерьером самой дизайн-студии: там тоже большие деревянные столы, где лежат всякие экспонаты;
  • до того, как Форстол стал главным по Ай-ОСу (он руководил тогда софтом вообще, как щас Федериги), ему, как и подавляющему большинству сотрудников, был запрещён вход в дизайн-студию;
  • Джобс приводил в студию свою жену, а Джони, как сказано, запрещено даже говорить своей, над чем он работает, при этом кто-то из других дизайнеров, якобы, приводил в студию своих детей (тут какая-то запутка, так и неясно, что кому можно, и что на самом деле происходило);
  • дизайнеры корпуса Айфона не видели будущего интерфейса, у них была поддельная картинка для примера;
  • разные станки на фоне некоторых интервью Джони — это никакая не дизайн-студия Эпла, как многие думают, а просто некая мастерская неподалёку от их кампуса;
  • у Эпла меньше двух десятков промдизайнеров, а у Самсунга — тысячи (но у Самсунга и намного больше продуктов);
  • во время мозговых штурмов в дизайн-студии, кто-то из дизайнеров выступает в роли бариста и готовит всем кофе (потому что сторонних людей звать нельзя, а хороший кофе все хотят); один из дизайнеров итальянского происхождения всех научил там;
  • в студии постоянно играет музыка; Джони любит электронную танцевальную музыку, особенно техно;
  • размер первого Мака-мини был всего на 2 миллиметра меньше, чем надо было, чтобы в него вместился 3,5-дюймовый жёсткий диск, и тогда он был бы дешевле, но такой корпус показался дизайнерам слишком большим.

Айпод и далее:

  • чтобы проверить идею колеса для управления Айподом (которое, кстати, придумал Фил Шиллер), дизайнеры сначала использовали джог для видеомонтажа;
  • для Айпода впервые использовали отдельную упаковку для транспортировки и для ритейла, что позволило дизайн упаковки делать таким, чтобы в нём продукт выглядел максимально привлекательно;
  • первая песня, которая прозвучала на первом рабочем прототипе Айпода — Spiller: Groovjet (If This Ain’t Love);
  • второй Аймак (который с пузатым основанием) стал таким, потому что Джобсу сначала не понравилась идея запихать все кишки компьютера за экран — он хотел, чтобы экран был максимально тонким;
  • как-то чуть не разбился на машине, после чего в Эпле вдруг осознали его важность и сильно подняли зарплату;
  • подчинялся напрямую Джобсу лишь с 2005 года (до этого — Рубинштейну); вскоре после этого изменения из-за трудностей во взаимопонимании с Рубинштейном поставил перед Джобсом вопрос «он или я»; Рубинштейна уволили;
  • иногда проводит по нескольку недель на китайских фабриках, следя за производством (!);
  • иногда показывал Джобсу работы других дизайнеров в их отсутствие, чтобы принять всю критику на себя и не ранить нежные души коллег (!);
  • лишь малую часть времени дизайнеры тратят на рисование и моделирование, основное время занимает изучение способов реализации задуманного (!);
  • когда Джобсу что-то не нравилось, он просто говорил, что ему не нравится, но не предлагал ничего в замен, заставляя дизайнеров самих придумать что-то лучшее;
  • дизайнеры иногда специально готовили для Джобса парочку заведомо хреновых вариантов, чтобы оставить хороший на конец презентации — так было больше шансов продать ему дизайн;
  • Тим Кук был главным идеологом избавления Эплов от собственных фабрик и аутсорсинга всего производства; это позволило решить проблему складских запасов, которые обходились Эплу в кучу денег; он сделал айти-систему для планирования производства, которая соединяет всех поставщиков и все магазины Эпла и позволяет в реальном времени подстраивать темпы производства всего так, чтобы все эпловские запасы вмещались в магазины и склады были не нужны;
  • почти всё время разработки Айфона, экран был пластмассовым, его заменили на стекло всего за полтора месяца до презентации, когда Джобс вдруг решил, что пластмасса не катит; в щель между стеклом и ободком вставили резиновую прокладку, чтобы защитить стекло; образовавшаясь щель всё время цепляла волосы с дизайнерских небритых щёк, её долго доводили до ума, чтобы не цепляла;
  • с юнибоди-ноутбуками произошёл переход от штамповки и формовки к машинообработке благодаря новым станкам ЧПУ; этого не делали раньше просто потому, что не умели делать машинообработку достаточно быстро для производства миллионных тиражей, хотя сама технология применялась, например, для производства дорогих часов и деталей дорогих автомобилей;
  • для бесшовного соединения передней и задней частей нового Аймака применили некую «сварку трением с перемешиванием» (friction stir welding): «It’s actually less of a weld than a recrystallization, as the atoms of the two pieces are joined in a super strong bond when a high-speed bobbin is moved along the edges to be bonded, creating friction and softening the material almost to its melting point. The plasticized materials are then pushed together under enormous force, and the spinning bobbin stirs them together. The result is a seamless and very strong bond».

После Джобса:

  • в 2012 году получил рыцарский титул (но в Калифорнии на это всем, конечно же, плевать, и сэром его никто не называет);
  • расстраивался, когда Джобс приписывал себе его идеи (случалось не раз);
  • задизайнил фотоаппарат для Лейки;
  • Джобс оставил Кука за главного, но сказал что никто не может указывать Джони, что делать, включая Кука, в итоге непонятно, кто всё же главный (но они разберутся, ясное дело).

Есть мнение, что дизайнеру не надо вникать в технологии, что это ограничивает его полёт фантазии и заставляет мыслить в рамках того, что он знает о возможном. Из собственного опыты я всегда знал, что это туфта — как видим, таков же опыт несколько более именитого коллеги. Физика, химия, внутренности, производство — без этого не было бы того промышленного дизайна Эпла, к которому мы привыкли.

Можно быть бесконечно тихим и обаятельным, при этом уметь добиваться от коллег всего, чего хочешь.

В Эпле «отдел маркетинга» — это, фактически, отдел дизайна продуктов и услуг, то есть это люди, которые придумывают, каким должен быть продукт, как о нём говорить, и почему он кому-то понадобится. Насколько я понимаю, именно этим занимается и руководит в Эпле Фил Шиллер (SVP Worldwide Marketing).

Кстати, как-то я в таком же формате делал обзор книжки «Трафик».

Что почитать на выходных — 94

  1. Three Lessons from Katie Cotton, Apple’s Departing PR Boss. Ещё про Кейти Коттон и пиар-службу Эпла. «Apple is an exasperating company for reporters to cover. It has a staff of PR people, but God knows what they do. I can tell you what they don’t do, and that is talk to reporters».
  2. Replacing the PC. Дастин Кертис считает, что планшетам недолго осталось.
  3. Google has most of my email because it has all of yours.
  4. Programming Sucks. «You are an expert in all these technologies, and that’s a good thing, because that expertise let you spend only six hours figuring out what went wrong, as opposed to losing your job». Много смешно, потому что правда.
  5. Wikipedia redesign. Чувак объясняет, что не так со всеми редизайнами Википедии.

О работе в бюро

Я работаю в бюро почти семь лет. Офигеть: я ещё помню, как мы с Артёмом встречались в кафе на Маяковской, и он мне объяснял, что я легко отличу сидящих за соседним столиком девушек друг от друга, даже несмотря на то, что между ними не установлено никакой штанги (с тех пор я знаю, что сетки в таблицах рисовать не надо).

В бюро создана система роста: старшие передают знания младшим, причём не только о дизайне, но об организации работы, юридической стороне дела, отношениях с клиентами. С каждым днём бюрошник становится опытнее, образованнее и самостоятельнее.

Когда-то мы отменили обязательное посещение офиса, потом любой учёт рабочего времени, а следом вообще разрешили самостоятельные коммерческие проекты. Я сам планирую свою загрузку так, чтобы на время отпуска ничего не сломалось, и просто предупреждаю коллег об отсутствии. Если на дворе жаркий вторник, и мне хочется уехать на озеро, я ни у кого не отпрашиваюсь: какая разница, где я, если дело сделано? В ноябре я в порядке эксперимента съездил в Лондон, не прекращая работу. Я участвую в ключевых встречах, иногда даже провожу их, согласовываю документы, провожу собеседования, пишу советы и веду два курса. Когда я обсуждаю с клиентом новую задачу, я могу сам решить, браться ли бюро за неё.

Кто-то думает, что это неправильно: дизайнер должен сидеть и дизайнить, а с клиентами должны менеджеры встречаться. Но когда поработаешь в бюро несколько лет, так жить уже не захочешь — сразу почувствуешь свою неполноценность. Если ты один раз прошёл превращение в бюрошники, назад пути уже нет.

Я регулярно ловлю себя на мысли, что бюро делает всё, чтобы я мог из него уйти: даёт мне знания и свободу для полной самостоятельности. Однако магия в том, что именно это и держит меня здесь. Достаточно посмотреть на вакансии в других компаниях, чтобы понять, что там всё это прекратится: все завлекают уютным офисом с печеньками. Я искренне не понимаю, как такая вакансия может привлекать.

Эту заметку задумал как призыв дизайнеров, то есть что-то вроде вакансии как раз. Но в бюро вам не дадут корпоративный макбук, какая же это вакансия? Если вы дизайнер, не хотите ничего решать и хотите Фотошоп, то вам у нас не понравится. Но если вы хотите научиться быть дизайнером, приходите к нам работать. Мы с удовольствием передадим вам свои знания, если вы проявите любознательность.

Напишите и расскажите о себе, покажите, что умеете. В качестве тестового задания предлагаю вам разобраться с тем, что такое Гиперлуп, и нарисовать главную страницу его сайта. Большим плюсом будет, если вместо того, чтобы сразу слать картинку, вы сначала напишете, как поняли задачу, согласуете её состав и договоритесь о порядке работы. В результате вам надо устроиться на работу в бюро. Жду ваших писем до 23 мая: ilyabirman@ilyabirman.ru. Спасибо.

Дискуссии по понедельникам: дизайнерские книги

Продолжаем рубрику «дискуссии по понедельникам». В понедельничных заметках разрешены комментарии. Я удаляю офтопик, мат не по делу, личные оскорбления, анонимные комментарии. Темы дискуссий — это темы моего блога: дизайн, технологии, музыка и жизнь.

В предыдущей серии: что хорошего в патриотизме?

Сегодня обсуждаем дизайнерские книги.

Какие книги надо читать? Почему именно эти? Что интереснее всего? Что полезнее для дизайнера? Что посоветуете о дизайне продуктов и услуг? Об истории дизайна? О вёрстке? Что дизайнеру надо знать из недизайнерского? Как вы читаете книги? Когда находите время? Подчёркиваете что-нибудь? Выписываете умные мысли в блокнотик? Делаете закладочки? Что лучше читать с айпада, а что — с бумаги?

Пишите по одному комментарию на каждую рекомендуемую книгу, и говорите, чем именно она интересна и полезна. Лучше всего давайте сразу ссылку на Амазон или епаб. Гляньте ещё книжные советы Артёма Горбунова, Максима Ильяхова и Коли Товеровского, чтобы не повторяться. Можно повторяться, если у вас есть ценные комментарии к книге.

Языки в Эгее

В Эгее ещё с версии 2.2 поддерживаются разные языки интерфейса. С версии 2.3 язык можно выбрать в настройке. В комплекте там есть только русский и английский, потому что мне самому нужны были только они.

За последний год несколько человек прислали мне свои украинские, казахские, белорусские локализации, но я не включил их в комплект поставки движка. Дело в том, что набор строк, которые нуждаются в переводе, постоянно меняется, а я не знаю этих языков, чтобы исправить и дополнить локализацию с учётом изменений в самом движке. Ясно, что эта ситуация не изменится и в будущем: я не смогу поддерживать файлы языков, которых не знаю.

Тем не менее, количество поддерживаемых языков хочется расширить. По этому поводу у меня есть идея организовать на Гитхабе проект «Языки в Эгее», залить туда мои файлы для русского и английского в 2.4, и дать возможность всем желающим создавать свои языки. Все будут видеть изменения, сделанные другими, в том числе, мои. Соответственно, если появятся новые текстовые строки, нуждающиеся в переводе, все, кого интересует некоторая локализация, смогут её дополнить.

Есть вопросы, с которыми непонятно, как быть: с какого момент считать локализацию достаточно хорошей, чтобы включать в комплект? Что делать, если мне предлагают изменить какую-нибудь формулировку на албанском, а я не в теме, станет ли лучше или хуже?

Что думаете вообще? Будет ли это работать? Оставляйте комментарии.

Объявление на платформе станции «Кингс-кросс»

Сотрудник лондонского метро объявляет всякие вещи, стоя на платформе Пикадилли-лайн станции «Кингс-кросс». В частности, что поезд идёт до Хитроу, терминалов 1, 2, 3 и 5. Видео из серии «жалко было удалять, но на телефоне оно мне ни к чему»:

Про файл .htaccess в дистрибутиве Эгеи

В дистрибутиве Эгеи есть файл .htaccess, который настраивает Апач на нужный лад. В частности, там прописаны правила для mod_rewrite, которые нужны, чтобы работали красивые урлы.

К сожалению, тупица-разработчик Апача додумался до того, что имя этого файла должно начинаться с точки, чтобы файл стал невидимым на Юникс-системах (а значит, и на Маке). Зачем делать невидимым один из самых часто используемых конфигурационных файлов — тайна. В результате некоторые пользователи Эгеи не знают о том, что этот файл в дистрибутиве есть.

Раньше было так: человек распаковывал дистрибутив Эгеи где-нибудь у себя на диске, а потом выделял все файлы и загружал на сервер по ФТП. Проблема в том, что «выделял все файлы» не касалось невидимого .htaccess, поэтому последний на сервер не попадал, и движок не работал. При первом запуске происходил редирект на /install/, но инсталятор уже не открывался, поскольку необходимая настройка mod_rewrite не была сделана.

В какой-то из версий я придумал такой хак: в дистрибутив помимо файла .htaccess я стал класть ещё и его копию под именем htaccess (без точки). При этом перед редиректом на /install/ я стал пытаться переименовать бесточечный файл в точечный:

if (
  (strpos ($_SERVER['SERVER_SOFTWARE'], 'Apache') === 0)
  and !is_file ('.htaccess')
) {
  if (is_file ('htaccess')) {
    if (@rename ('htaccess', '.htaccess')) {
      e2_go_to ();
    }
  }
}

Но всё это работает не очень надёжно. Во-первых, каждые несколько дней мне кто-нибудь пишет письмо о том, что у меня в дистрибутиве ошибка и файл называется без точки. Во-вторых, у некоторых людей файл не переименовывается, потому что они забывают дать права на запись или потому, что у них уже и так лежал какой-нибудь левый .htaccess, который я не решаюсь затереть своим.

Наверняка есть какой-то бест практис на эту тему, чтобы это всё работало надёжно. Если у вас есть такой опыт, и вы знаете, как сделать правильно, напишите, пожалуйста: ilyabirman@ilyabirman.ru. Спасибо.

Что почитать на выходных — 93

  1. Патриотизм или Мир? Лев Толстой: «Люди серьёзные, старые, умные, добрые и, главное, стоящие как город на верху горы, люди, которые своим примером невольно руководят массами, делают вид, что законность и благодетельность патриотизма до такой степени очевидна и несомненна, что не стоит отвечать на легкомысленные и безумные нападки на это священное чувство, и большинство людей, с детства обманутое и зараженное патриотизмом, принимает это высокомерное молчание за самый убедительный довод и продолжает коснеть в своём невежестве». К понедельничной дискуссии. Правда он там зачем-то противопоставляет патриотизму христианство, хотя все его же доводы в равной, если не в большей степени, применимы и к нему.
  2. Как научить дизайнера работать. Артём Горбунов рассказывает о Школе стажёров.
  3. Рано расслабляться. Максим Ильяхов: «Чтобы удержать скалолаза, на каждой контрольной точке оборудован лагерь со всеми удобствами».
  4. Katie Cotton. Грубер рассказывает историю про встречу с Кейти Коттон, которая руководила пиар-службой Эпла 18 лет, а теперь ушла на пенсию.
  5. Пост спонтанного проявления доброты.

Однажды в Википедии: Волны Мартено · Лентикулярное облако

Хотите стать спонсором рубрики? Пишите: ilyabirman@ilyabirman.ru

Ранее Ctrl + ↓