Позднее Ctrl + ↑

Аудио по четвергам: Synesthesia (Marcus Henriksson Remix)

Оказывается, у Сон Кайта в 2014 году вышел альбом Prisma, а я всё пропустил. Рекомендую. А пока что вам ремикс на один из треков с него:

Son Kite: Synesthesia (Marcus Henriksson Remix)

Мне редко вкатывает прогрессив-пситранс, но это прекрасно. Особенно когда в 6:44 возвращается бас.

Что посмотреть с ВВДЦ 2016—2018

Я собирался опубликовать заметку о ВВДЦ—2016 два года назад, но забыл. Я собирался опубликовать заметку о ВВДЦ—2017 год назад, но поленился. А теперь уже прошло ВВДЦ—2018, так что опубликую всё вместе. Если вам влом читать длинную заметку, то посмотрите хотя бы доклад 803 с ВВДЦ-2018, про анимации на десятом Айфоне.

Начнём с того, что ВВДЦ — недельная эпловская конференция, а не только доклад о новых продуктах, с которого она начинается. Кроме этого главного доклада (Keynote) там проходят ещё десятки других докладов о технологиях, дизайне, маркетинге и чёрт знает чём ещё. Поэтому после завершения недели ВВДЦ имеет смысл поставить приложение ВВДЦ из Апстора и посмотреть видосы всего, что покажется интересным.

Обязательная программа

На любой ВВДЦ я обязательно сначала смотрю вот эти доклады, которые проходят каждый год. Здесь ссылки ведут на 2018:

101. Keynote. Это то, что смотрят все. Тим Кук, анонсы для журналистов, все дела.

102. Platforms State of the Union. Это такой продвинутый кейноут. Тут рассказывают о том, какие новые фичи для разработчиков появились на всех платформах и как прикрутить к своим приложениям те новые штуки, о которых рассказали в главном докладе. В некоторых старых ВВДЦ это ещё называлось Platforms Kickoff.

209. What’s New in Cocoa for macOS. Раньше это просто называлось What’s New in Cocoa. Детально про всё новое в Макосе. В прошлом году из этого я узнал, что в Хай-Сьерре дали пользователю перетаскивать несистемные элементы правой стороны меню. В этом году было интересно про новый тёмный режим, который появится в Мохаве.

202. What’s New in Cocoa Touch. В этом году важно про Siri shortcuts. А вообще это про всё новое в Ай-ОСе.

Если вы разрабатываете для часов или ТВ, имеет смысл так же смотреть сессии What’s New про эти платформы.

ВВДЦ—2016

Самое интересное для меня:

403. Swift API Design Guidelines. The Grand Renaming. Это самая клёвая сессия, про дизайн АПИ:

712. Working with Wide Color. Посмотрел, чтобы быть лучше готовым к светлому будущему, когда основы перевернутся и в вебе тоже. Сколько же всего приходится взорвать в системе, чтобы поддержать другую цветовую модель!

701. Introducing Apple File System. A snapshot of the next generation in storage. Давно жду новую файловую систему, поэтому было интересно. Снэпшоты кайф, должны сильно улучшить тайм-машину, а ещё, вероятно, сделают возможным лёгкую реализацию многопользовательскости на айпадах.

Ещё разное:
208. What’s New in watchOS 3. Много интересного про дизайн и для дизайнеров. Порадовала идея вместо прогрессбара («делаем...») показывать галочку («задание принято!»), чтобы дать человеку спокойно опустить руку. Я потом про это рассказывал в каких-то своих докладах про обратную связь.

217. Introducing SiriKit. Hey Siri, say hello to apps. Было интересно, как оно спроектировано. Плата за простоту подключения — негибкость. Ни к Ангстрему, ни к Правилам русского языка, например, не прикрутить.

705. How iOS Security Really Works. Интересно для общего развития. Чувак порадовал: «Злоумышленники устанавливают на ваши телефоны кейлоггеры, шпионские программы, неотключаемую рекламу. Откуда мы это знаем? Мы это видим на других платформах».

ВВДЦ—2017

Самый запомнившийся доклад:

803. Designing Sound. Очень клёво! Чувак играет на живых инструментах рингтоны Айфона. Самый любимый момент — про звук уведомлений на часах:

Остальное:
823. Designing Glyphs.

802. Essential Design Principles. Ну прям почти по темам моей интерфейсной книги, начиная с человечности. Потом говорит о взгляде новичка, обратной связи, visibility (у нас более глубокая тема «Информативность»), consistency (у нас есть темы «Последовательное волшебство» и «Привычка»), теория близости и группировка (у нас это одна тема). Порядок, в котором он говорит о принципах, довольно случайный, а примеры — суперабстрактные. Лучше приходите на мой курс или подписывайтесь на книгу!

503. Introducing HEIF and HEVC. Подробно про новые форматы видео и картинок: почему они лучше, как система их поддерживает, как обеспечивается совместимость. Интересно для общего развития.

301. Introducing the New App Store. Подробно про большой редизайн Апстора.

715. What’s New in Apple File System. Как эплы незаметно и без проблем заменили файловую систему миллионов дивайсов.

815. How to Pick a Custom Font.

ВВДЦ—2018

Самое классное не про дизайн:
223. Embracing Algorithms. Очень понравилось. Обязательно смотреть всем программистам. Мне в работе, к сожалению, иногда попадались программисты, которые не хотели искать красивое решение задачи, разбираться в математике и физике, оптимизировать. Хотя ведь это и есть работа программиста, и если ему это не в кайф, то непонятно, что он делает в этой профессии.

703. Introducing Create ML. Как можно использовать машинное обучение в ваших программах. Рекомендую дизайнерам смотреть, чтобы понимать, что, оказывается, уже можно довольно легко делать, вовсе не будучи Гуглем или Яндексом (классифицировать фоточки и текст, например).

Самое классное про дизайн:
803. Designing Fluid Interfaces. Докладывает чувак, который дизайнил анимации для 10-го айфона. Разбирает по косточкам, показывает в слоумо. Когда я купил десятку, я сам очень долго пытался разобраться в том, что там происходит, а тут супернаглядно. Просто кадр:

801. The Qualities of Great Design. Интересно про самое понятие «качество» и про то, почему мы ценим качественное. А отдельно интересна сама форма доклада: девушка назадавала вопросов коллегам, ставит аудиофрагменты их ответов и комментирует. Зачем-то поставила два пробела между словами:

210. Introducing Dark Mode. Всё про новый тёмный режим: как подбираются цвета, как рисуются темы, как адаптируются иконки. Тёмный режим — это не просто инверсия светлого, там вообще всё по-другому.

218. Advanced Dark Mode. Более задротская версия предудыщего доклада.

Остальное:
239. Designing Web Content for watchOS. Вотч-ОС 5 научится показывать веб-странички на часах. Короткое видео о том, как к этому подготовиться.

804. The Life of a Button. Довольно занудный доклад про то, о чём нужно думать, когда дизайнишь кнопку. Но правда в том, что обо всём этом действительно нужно подумать.

811. Presenting Design Work.

233. Adding Delight to your iOS App. Не рекомендую. Добавил в список, потому что вас, как меня, могло подкупить название. Я ожидал, что там будет что-нибудь про клёвые анимации или звуки. А там про какие-то фичи типа использования внешнего экрана по Эйрплею. Лучше смотреть 803, короче.

713. Introducing Natural Language Framework. Можно научить программу понимать разное про текст: тему, настроение, упомянутые объекты и всё такое.

См. также заметку о докладе с ВВДЦ-2015 о новых системных шрифтах.

Важные пситрансовые альбомы

Ссылки ведут на какие-то мои заметки, где упоминаются соответствующие альбомы.

Вне деления

Infected Mushroom: The Gathering (1999)
Infected Mushroom: Classical Mushroom (2000)
Infected Mushroom: BP Empire (2001)
Infected Mushroom: Converting Vegetarians (2003)
Infected Mushroom: IM The Supervisor (2004)
The Misted Muppet: From The Legend (2004)
Talpa: The Art Of Being Non (2004)
Benza: Retrofuturism (2005)

Гоа-классика

Astral Projection: Trust In Trance (1996)
Astral Projection: Another World (1999)
Yahel: For The People (2000)
Yahel: Waves of Sound (2000)
Man With No Name: Earth Moving The Sun (1998)
Man With No Name: Teleportation (2000)
The Green Nuns of The Revolution: Rock Bitch Mafia (1997)
Pleiadians: I. F. O. (1997)
X-Dream: Radio (1998)
Hallucinogen: Twisted (1999)
Organic Noise: Vacuum Tube (2000)
Logic Bomb: Headware (2000)

Прото-фулон

1200 Micrograms: 1200 Micrograms (2002)
1200 Micrograms: Heroes of the Imagination (2003)
G-Light: Final Element (2003)
Psytekk: Good Purpose (2004)

Фулон

Ananda Shake: Emotion in Motion (2005)
Ananda Shake: We Speak Music (2006)
Ananda Shake: Inside The Sound (2007)
Ananda Shake: The World is Yours (2010) — вершина их карьеры
Vibe Tribe: Melodrama (2004)
Vibe Tribe: Wise Cracks (2006)
Vibe Tribe: Destination Unknown (2009)
Hypersonic: Access Denied (2007) — фантастика
Hypersonic: Overend Show (2010)
Electric Universe: Cosmic Experience (2004) — очень важно
Astrix: Artcore (2004)
Theoreme: Less is More (2005)
Planum: Spying Imagination (2007)
Beat Hackers: Notes’ Junky (2007)

Гоа и ньюскул

Filteria: Sky Input (2004)
Filteria: Heliopolis (2006)
Filteria: Lost in the Wild (2013) — вершина его карьеры
Phi: Phinalizer (2004)
Slum: Make Rainbow in Your Slum (2005)
Cybernetika: Nanospheric (2008)
Subconsciousmind: Intermezzo Extended (2009)
Toï Doï: Mother Pitch (2011) — очень важно
Kadasarva: Steamagination (2011)
Proxeeus: At the Mountains of Madness (2015)

Дарк

Psykovsky: Debut (2004)
Flyh: Flyh (2005)
Toï Doï: Psyring Test (2005)
Ocelot: Vector Selector (2005)
Spruce: Bel Vys Osma (2014)

Прог

Son Kite: Colors (2004)
Mantrix: Universal (2006)
Sound Field: Audio Surfin’ (2007)
Kino Oko: Descending Out Into The Distance (2011)

***

Если вы вообще не в теме и не знаете, с чего начать, попробуйте эти:
Infected Mushroom: Classical Mushroom (2000)
Yahel: Waves of Sound (2000)
Ananda Shake: The World is Yours (2010)
Filteria: Lost in the Wild (2013)

Если что-то понравится, попробуйте сначала послушать другие альбомы того же исполнителя, потом другие альбомы того же стиля.

Никогда не пересвечивать

В поездках я много снимаю на фотик (у меня Фуджифильм X-T1). Проблема с фотиком в том, что чтобы на него получилось хорошо, нужно постараться всё правильно настроить. Особенно трудно снимать на улице днём — что-нибудь обязательно будет пересвечено. Где-нибудь между деревьями проступит абсолютно белое небо, которое потом ничем не спасти.

В такой ситуации даже Айфон снимает лучше. Автоматический ХДР — это волшебство. Фоткаешь, и всё выглядит классно: на небе видны облака, снизу — все детали. А делать ХДР на фотике и потом собирать вручную — никакого терпения не хватит. Но с другой стороны, фотки на айфон получаются плоские и скучные, а на фотик — клёвые и красивые.

Производителям фотиков слабо сделать настолько же крутой софт, как у Эпла, чтобы само собирало хороший ХДР. Но мне бы хватило ровно одной, очень тупой фичи: «Никогда не пересвечивать». Где-то в угол кадра попало светлое небо? Отлично, уменьшай выдержку настолько, чтобы это небо стало нормальным, даже если всё остальное станет очень тёмным.

Вот фотка, которую я сделал в Хитроу, убавив свет:

Видите, за окном видно небо, облака? Если бы я дал фотику снять на автомате, он бы снял намного светлее, и небо было бы просто тупо белым. А мне надо, чтобы фотик на автомате снимал так, как снял я.

Конечно, на первый взгляд фотка выглядит плохо: внутри терминала очень темно. Но это снято на фотик, а не на Айфон — всё тёмное можно легко вытянуть в Лайтруме:

И я вот думаю. Вроде это настолько очевидно полезная и простая в реализации фича, что, может, я просто не знаю, а она есть? Как это может называться на языке фотографов? В каком меню можно поискать?

Кстати, у последней фотки ещё другой дефект. Из-за использования электронного затвора, она вся в полосах. Хорошо, что я увидел проблему сразу и переснял с механическим затвором:

После пары кликов в Лайтруме:

Было бы круто, если бы фотик сам умел определять, что в помещении дурацкий мигающий свет, и врубать механический затвор. Но пока фотик тупой, может, вы научите, как от этих полос можно избавляться при обработке, если переснять нормально не случилось?

Предзаказ книги «Дизайн транспортных схем»

Весной мы анонсировали книгу «Дизайн транспортных схем».

А на прошлой неделе мы, наконец, открыли предзаказ — вы можете оплатить подписку сейчас и получить месяц подписки в подарок, когда книга выйдет.

Также теперь доступна демоглава «Изгибы» — в ней я рассказываю о том, как делать изгибы. Казалось бы, как гнуть линии на поворотах — не такая уж большая тема. Но в этой главе оказалось аж двадцать четыре разворота. Это позволяет понять, с какой степенью задротства написана книга.

Вот разворот, для создания которого наш фотограф Вова Колпаков покупал трубы. А Артём Горбунов их гнул. А Вова потом фотографировал:

Книга выходит в особой асимметричной сетке, которая пока не использовалась в других книгах бюро.

Ещё для этой книги нам пришлось прокачать движок и научить его свг-анимации, управляемой положением прокрутки. Я вообще думал, что это слишком сложно и затратно. Но наш техдиректор Вася Половнёв взял и прикрутил такую фичу за пару дней. Это не передать словами, поэтому я прошу вас открыть демоглаву и попробовать. Например, откройте этот разворот и посмотрите, как изменяется изгиб, пока крутишь:

Это немножко жесть делать: пришлось разобраться в синтаксисе СВГ, чтобы описывать все эти кривые так, как надо. Ну и усы Безье тут, в отличие от Иллюстратора, сами не нарисуются — их приходится тоже рисовать и анимировать вручную. Но зато в итоге получается круть. Там есть несколько разворотов, построенных с использованием этого, попробуйте.

И предзаказывайте книгу. Для тех, кто уже подписан на другие книги бюро, действует спеццена. Чтобы скидка подействовала, войдите в Бюросферу, используя адрес, с которым вы подписывались на любую из других книг.

Телеграм за неделю 5—11 марта 2018

26 фев — 4 мар ← → 12—18 мар

Это забытая рубрика «дайджест телеграма». Если хотите помогать с дайджестами, напишите мне. Вот как выглядела неделя 5—11 марта в моём канале в телеграме:

Понедельник, 5 марта

Красота

Вторник, 6 марта

Удивительно, насколько сложный и запутанный диалог шаринга документов в Гугль-доке. И это при том, что однажды они сделали его редизайн и «упростили». Во-первых, в нём стопицот кнопок. Во-вторых, хрен добавишь человека. Каждый грёбанный раз нужно думать, какую именно почту вписать:

Хотя казалось бы. Ясно же, что есть люди с которыми я шарю документы чаще, чем с другими, и Артём Горбунов явно входит в их число. Гугль прекрасно знает это всё. Не понимаю, почему в этом окне нет его фоточки, чтобы просто кликнуть и документ стал доступен ему. А если я хочу расшарить документ, кому-то, кому я хоть раз расшаривал в прошлом, непонятно, почему мне не показывают его фотку после ввода 1-2 букв имени. Чё сложного? Непонятно, нафига нужна вот эта выпадайка:

Тут всего три варианта, зачем заставлять меня каждый раз выбирать это в два клика, когда можно это сделать одной переключалкой? Причём очевидно, что по умолчанию должно быть выбрано Can comment: это позволяет получить пользу с полной безопасностью для документа. А если я захочу разрешить редактировать, я нажму один раз в карандашик. А если захочу запретить даже комментировать, ткну в какие-нибудь там очочки, которые будут означать «только читать».

Следующая засада — галочка Notify people, которая за каким-то хреном всегда по умолчанию стоит. Я её каждый раз снимаю, и эта тупица никак не может запонить, что мне не нужны её уведомления. Чаще всего я что-то шарю по чьей-то просьбе, и я всё равно отвечу на его письмо, мол, вот ссылка. Зачем его спамить? А если я сам решил кому-то что-то показать, то я тоже всё равно напишу ему, что я ему шарю и зачем.

Но это ещё полбеды. После того, как снимаешь галочку Notify people, Гугль пытается тебя переубедить:

Какая-то запредельная сложность на ровном месте. Не понимаю, почему вся эта дичь живёт годами и не меняется, хотя шаринг — главная польза Гугль-дока. (И это мы ещё в Advanced не заходили.)

Из канала «Иконки Чикина»:

Продолжение рубрики «Это очевидно, но вдруг вы об этом никогда не задумывались». Бегущая строка на иврите бежит в другую сторону (видео):
https://t.me/ilyabirman_channel/2243

Костя Коновалов в твиттере рассказывает интересное про раскраску поездов, как с её помощью уродские вагоны начинают выглядеть хорошо или наоборот, ещё хуже:

Суббота, 10 марта

Как-то я вам показывал картину Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

А вот совсем другое. Герхард Рихтер, «Биркенау» (2014):

Это серия из четырёх картин. В прошлом году мне повезло оказаться в Москве, когда он выставлялся в Еврейском музее, и там они висели все четыре. Причём напротив них висели они же четыре, но распечатанные на бумаге. А они огромные (2,0 × 2,6 м). Любопытный эффект. Рассматривать можно до бесконечности. Я тогда любил более «весёлые» его картины, но вот проникся этой работой.

Страница первой из них на сайте Рихтера (можно листать дальше):
https://www.gerhard-richter.com/en/art/paintings/abstracts/abstracts-2005-onwards-69/birkenau-17974/?&categoryid=69&p=4&sp=32

Зафоловить Рихтера в Инстаграме:
https://www.instagram.com/gerhard.richter/

Что такое Биркенау:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Освенцим

А ещё сегодня мне попался красивый плакат:

Воскресенье, 11 марта

Случайный красивый кусочек нашей схемы метро Екатеринбурга (дизайнер Паша Омелёхин):

Небольшой секрет выравнивания беджей на иконках. Вот таких красных:

Интуитивно всегда кажется, что центр кружка должен быть в уголке:

Но на самом деле так получается фигово. Нужно сдвинуть кружок левее и ниже, как на первой картинке.

Связанный эффект — когда нужно показать пол-лица. Кажется, что надо обрезать ровно по середине носа. Но на самом деле надо показать чуть больше половины, тогда будет как раз казаться, что всё окей:

Отец прочитал предыдущие сообщения, и спрашивает, не противоречит ли это всё теме «Почти, но не совсем»:
https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/almost/

Почти, но не совсем — это про неаккуратность. Всё, что я показал в «Почти, но не совсем» — штуки, которые видно глазом, и если их поправить, глазу становится приятнее. Но есть и другая штука, оптические компенсации. Это не когда ты поставил мимо, а когда специально сдвинул относительно геометрически «правильного» положения, чтобы сделать глазу приятнее.

Самый простой пример оптической компенсации — вылезание круглых форм за границы прямоугольника. В любом шрифте буквы вроде о торчат за строку. А если бы они этого не делали, они бы казались нам меньше, чем буквы типа п:

Разумеется, когда выравниваешь надписи на схеме метро, это тоже надо учитывать. У каждого пенька на моей схеме есть специальный гайд для выравнивания (щас отдельно расскажу ещё), и вот смотрите, как относительно него стоят слова. C и Т надо сдвигать руками:

Про пеньки. Каждый пенёк — это символ в Иллюстраторе. То есть такой объект, который можно поменять один раз, и он изменится везде. Это нужно, чтобы можно было экспериментировать с формой и смотреть сразу, как это повлияет на ощущение
от всей схемы. Вот, например, делаем так:

Видим эффект везде:

Так вот, эти красные линейки для выравнивания — часть самого символа пенька. Обычно они выключены просто глазиками в слоях. Но когда надо всё подровнять — я их включаю. И всё, они тоже появляются сразу на всей схеме:

О, у «Блока» новый красивый стиль афиш (или это отдельное исключение). 16-го марта надо бы сходить на Атома:

Дайджест подготовил Миша.

Дорожные знаки в Дублине

Особенность ирландских дорожных знаков в том, что на них всё указано на двух языках: гэльском и английском. Эта фотка уже была в первой заметке:

С одной стороны, гэльский — официальный и очень государственно-патриотический, поэтому его надо поставить в начале. С другой, его никто не знает, поэтому его церемониальную роль подчёркивают курсивом. Такой вот политический дизайн.

Английский набирают капсом, как бы говоря «читать здесь».

Невероятно, но между at all times и at any time — ничего общего:

Как вам слово, начинающееся с маленькой буквы, но у которого следующая — заглавная? Это потому что падежная приставка пишется маленькой, даже если само слово требует заглавной!

А как вам такой амперсанд?

Когда группу знаков ставят на общий серый фон, получается красиво:

Иногда в словах даже можно разглядеть знакомые корни:

Как видите, заглавная M в гэльском выглядят как увеличенная строчная:

То же самое с N и вот A:

Иногда кажется, что их реально просто оптически увеличивают — смотрите, какая жирная M:

Ещё бывает строчная i без точки:

Неожиданный знак железнодорожного переезда:

Неожиданный знак высоты электропроводов:

У трамваев есть специальные знаки в виде таких вот узких ромбов:

Очень красиво:

Знаки с номерами автодорог очень веселы и разноцветны, почти как в Финляндии:

Какие-то овалы в углу:

Скобок налепили!

Самолётик и стрелка — всегда хорошая пара:

Пора улетать:

Фотографии из поездки в мае-июне 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Дублин!

Ещё Дублин:

Русский язык в визовой форме Аэрофлота

Вот вы всё время удивляетесь, что я выбираю английский язык в интерфейсе и считаете это выпендрёжем. См. старую заметку про русские меню.

А вот сегодняшняя история. Я купил билеты в Нью-Йорк, и от Аэрофлота пришло письмо, мол, надо ввести данные визы. Ну хорошо, надо так надо. По ссылке форма с такими полями:

Данные визы

Номер визы
Страна визы
Дата получения визы
Мест получения визы
Место рождения

Информация об адресе пребывания

Страна постоянного проживания
Индекс
Страна временного пребывания
Штат / Регион
Город
Адрес

В страну визы я вписал США, конечно — у меня же виза этой страны. Про адрес пребывания понять трудно — то ли это то, где я сейчас пребываю, то ли то, где буду в Штатах пребывать. И вот, пока я куда-то кликал, как-то случайно я оказался на той же форме на английском языке. А там поля называются так:

Visa details

Visa number
Visa issuing country
Date visa received
Where the visa was obtained
Place of birth

Information on the address you will be staying at

Country of permanent residence
Postcode
Country of temporary residence
State / Region
City / Town
Address

Ах, Visa issuing country, ёлки! По-русски почему было не написать «Страна получения визы», а не «Страна визы»? Ну и заголовок Information on the address you will be staying at тоже не оставляет сомнений. Правда, поля самой формы под ним по-прежнему взрывают мозг, но это другая история.

Если даже на сайте русской авиакомпании английский понятнее, чем русский, то чему же удивляться в случае с интерфейсами американских операционных систем.

Аудио по четвергам: The World Trembles

Образцово-показательный прогрессив-хаус:

Teig: The World Trembles (Original Mix)

Образцово-показательный, потому что тут прям вся красота раскрывается в прогрессии. Бесполезно слушать какой-то кусочек, нужно слушать именно, как одно перетекает в другое. Дроп в 4:34 сам по себе не кажется слишком ярким, но если ждать его все эти 4:34, то он кажется просто огромным. И интересно, что после него весь остальной трек всё плавно сходит на нет, второго пика не будет.

Добро за чужой счёт

Есть люди, которые очень любят рассуждать о судьбах обездоленных, что им надо помогать, давать разнообразные льготы, предоставлять необходимое. С такими взглядами трудно не согласиться, и это не фигура речи: если высказать несогласие, тебя сразу закидают камнями и запишут в фашисты: «ты что, хочешь, чтобы те, кому повезло меньше, чем тебе, умерли от голода и болезней?» Нет, не хочу, но спасибо, что спросил.

Чтобы оценить моральное право на такие рассуждения, достаточно спросить у крикуна, за чей счёт банкет. Самое простое — это когда человек предлагает отобрать деньги у одних, чтобы дать другим. Тут мудака вычислить несложно. Но иногда и речь не о деньгах, и сама схема не совсем на поверхности.

Есть, например, такая фигня, как «позитивная дискриминация» — когда для того, чтобы восстановить справедливость, дискриминируемым ранее меньшинствам предоставляются, наоборот, привилегии. Скажем, в Штатах была (а, может, и до сих пор где-то есть) практика предоставления темнокожим льгот при поступлении в университет: белым чуть повышают, а темнокожим чуть понижают проходной балл. Не оскорбляет ли темнокожих само это правило — вопрос довольно сложный, и тут точно не мне судить.

Но вот рассмотрим белую девушку, которой не хватило капельки для поступления, когда темнокожего взяли с худшим баллом. Это реальная история, но подробности сейчас неважны. Важно, что это было сделано по внутренним правилам университета. На её претензии университет ответил, что его миссия — повышение расового разнообразия среди специалистов. Миссия благородная, но при чём тут она? Она такой миссии себе не брала.

Руководство университета могло бы, скажем, нанять преподавателей и бесплатно готовить к поступлению тех, кто в силу исторической несправедливости имели меньше возможностей получить хорошее школьное образование. Такое решение можно было бы только приветствовать. Но что делает университет? Он просто решает не взять девушку, чтобы взять кого-то ещё. Получается, свою высокую «миссию» университет реализует не за свой счёт, а за счёт этой девушки.

Понятно, что университет вообще никому из студентов априори ничего не должен и может брать кого угодно вообще по любым правилам. То, что университет вправе так сделать, понятно. Но мы судим о благородстве других, видя, на какие жертвы они идут ради своей цели. Если пожарный, рискуя собственной жизнью, спасает ребёнка, мы им восхищаемся. Но руководителя пожарной бригады, который отдаёт приказ идти спасать ребёнка, мы героем не считаем. А тут университет хочет выглядеть благородно, не неся вообще никаких затрат и перекладывая последствия своего выбора на другого человека.

Когда кто-то заявляет благородную цель («Мы должны остановить войну!»), следите внимательно за тем, сам ли заявитель будет её реализовывать, или эта честь будет предоставлена кому-то другому, чьего мнения не спросят.

Ранее Ctrl + ↓