Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Хочу задачу: конфигуратор Мерседеса

Когда-то я писал совет, где сравнил присланный дизайн сайта с дизайном сайта Мерседеса. С тех пор сайт Мерседеса изменился, но как был, так и остался удивительной лажей:

В начале картинка с бессмысленным заголовком и текстом «Перейти к предложению». Сразу-то нельзя предложение сформулировать? В меню видим пункты «Модельный ряд» и «Купить». Куда мне идти, если я хочу купить, выбрав из модельного ряда? Снизу стоят четыре микроскопических машинки и больше ничего нет. Зачем прятать остальные за ссылку «Показать больше»?.. Ну да ладно, тут можно про каждую деталь писать отдельный пост о том, почему это всё бред.

В принципе, такая же история и у Ауди:

— В каком браузере вы проверяли вёрстку?
— В смысле, а её надо ещё в браузере проверять?

И у БМВ не лучше:

Удивительно, но все сайты производителей автомобилей сделаны отвратительно, причём чем круче автомобиль, тем хуже сайт.

Так плохо даже студенческие работы делать нельзя, а тут сайты главных автопроизводителей в мире. Такое ощущение, что они считают, что они выше всего этого веба.

Но вернёмся к Мерседесу, это же пост про его конфигуратор. Я хотел попытаться понять, сколько будет стоить подходящая мне машина, и пошёл в конфигуратор. Если вы уже имели дело с конфигураторами, вы уже почувствовали боль уже от одного слова. Автопроизводители делают всё, чтобы там нихрена нельзя было понять и покупатель максимально страдал, выбирая машину.

«Фильтр (0), Сортировать по..., Загрузить онлайн-код» — такое ощущение, что я попал в программу управления складом фанеры, написанную 15 лет назад и с тех пор ни разу не тронутую. Вёрстки нет нигде никакой, особенно посмотрите на прямоугольники с машинами! Полная жесть, основные характеристики вывалили просто из базы данных как есть, как будто это сайт для оптовой закупки метизов в Саратовской области. Хотя чего это я обижаю Саратовскую область? Там бы по-любому сделали сайт получше.

Ткнул в первую тачку, и попал сюда:

Специальная модель, Специальная модель, Специальная модель! Что специальная модель? Нихрена непонятно: три аббревиатуры, милипусечная картинка, 220 штук. Весь смысл спрятан хрен знает куда. Слева от большой тачки сверху неведомые иконки. Просто мрак какой-то.

Кручу ниже, и там начинается самый смак — опции:

Это безумие одинаковое у всех. Во-первых, у всех опций максимально тупые, бессмысленно «продающие» названия, из которых нереально понять, в чём суть опции. Во-вторых, картинки нихрена не иллюстрируют и не объясняют. В-третьих, опции уложены по-масонски, чтобы я в них заблудился. И там такой хреноты восемь экранов.

Имеется пакет курильщика, но не пакет здорового человека:

Видите, целая куча фигни, которая стоит 0. Казалось бы, надо брать? Ну, может, кроме «[SA-634] Отсутствие аптечки». Но нет, дело в том, что на самом деле все указанные тут цены ничего не значат. Вот ставлю я галочку у «[SA-B24] Пульта д. у.», а мне говорят:

То есть да, пульт-то бесплатный, но это потому что он входит в опцию «Стояночное отопление», которая стоит 117 штук. Ёлки, так нахрена вы мне тогда пульт отдельно предлагаете?

И оно всё так. После включения любой галочки сайт 5 секунд думает, и потом может её включить, а может сказать, что для её включения нужно выключить три других.

Я понимаю, что весь этот мир опций и пакетов — очень сложный. Чтобы всё это распутать и сделать нормальный интерфейс конфигуратора, который ещё и выдержит постоянные изменения, нужно несколько месяцев кропотливой работы. И это не считая разработки, к которой нужно привлекать квалифицированных программистов, которые не будут заставлять человека ждать после каждого клика.

Но я бы вот очень хотел такую задачу. Сделать конфигуратор Мерседеса. Чтобы он сам стал Мерседесом среди конфигураторов. Мне непонятно, почему выбор машины должен быть формой пытки. Я уверен, что с него уже должен начинаться кайф.

Мерседес, давай попробуем сделать?

С одной стороны, Мерседес, конечно, может себе позволить не думать о том, какой у него сайт. С другой стороны, Мерседес может себе позволить и сделать нормальный сайт.

Технозависимость и механический таймер

В квартире, в которой я жил зимой в Тель-Авиве, был такой таймер водогрейки:

Я не сразу понял, как он работает. Попробуйте додуматься.

Переключалочка, где выбрано «Таймер», означает, что это водогрейка работает по таймеру. Можно выключить или включить вручную, но нас интересует именно режим таймера.

Часовая стрелка нарисована на внутреннем кружке, минутная — физически торчит над ним. Они указывают текущее время. Стрелки медленно крутятся, и там даже слышно некое тикание, то есть часы всегда показывают реальное время. А ещё за минутную стрелку можно крутить руками, чтобы настроить часы (кружок с часовой при этом будет сам крутиться в двенадцать раз медленнее). Треугольничек, который показывает примерно на 23-24 тоже указывает текущее время, хотя и чуток не попадает. Сам треугольничек неподвижен, но вокруг него крутится внешнее кольцо с отметками от 1 до 24 часов. Поэтому он всегда смотрит на нужное место в этом кольце.

Красные фигулины соответствуют пятнадцатиминуткам. Если фигулина включена (то есть сдвинута внутрь), то в её пятнадцатиминутку водогрейка греет воду. На фото таймер настроен греть воду с 4 до 5, с 7 до 8, с 14 до 15 и с 18 до 19. При этом включение и выключение водогрейки в нужное время происходит как-то механически. Всё же крутится, и вот, когда треугольничек оказывается на территории включенных красных фигулин, водогрейка включается. Об этом свидетельствует зажигающийся красный светодиод в ЛНУ.

Один из признаков человечного интерфейса — отсутствие технозависимости (читайте совет). А тут явная технозависимость. То есть вся эта штука устроена так, как устроена, только для того, чтобы использовать часовой механизм и всё дальше работало само собой.

Когда я это понял, мне в голову пришли две не очень-то связанные мысли.

Во-первых, эта штука показывает, что технозависимость — не то, чтобы совсем окончательное зло. Это скорее этап, через который проходит интерфейс. Скажем, переключение передач в автомобиле не нужно ни для чего с точки зрения смысла существования автомобиля, но долгое время никто не знал другого способа обойти то ограничение, что у ДВС максимальный крутящий момент достигается только на определённых оборотах. Со временем придумали костыль в виде автоматической коробки передач, но только с появлением электродвигателей в машинах удалось избавиться от передач в принципе (там крутящий момент на любых оборотах нормальный). Если бы люди не разрешили себе технозависимое решение, автомобили бы появились на сто лет позже.

Во-вторых, я стал думать, как бы выглядел нетехнозависимый интерфейс для настройки этого таймера. Вот, допустим, у нас тач-скрин вместо этой шайбы, и что тогда? Оказалось, что задача не такая уж простая. Все штуки, которые приходят в голову, требуют кучи элементов управления, навигации между экранами. При этом ни на одном из этих экранов не будет настолько же наглядной картины расписания, как есть на фото выше (когда ты уже понял, как работает эта штука). Если же всё-таки попытаться разместить всё на одном экране, то все элементы будут слишком мелкими, и всё равно вряд ли удастся добиться такой же пятнадцатиминутной гибкости. Так что, возможно, этот интерфейс не такой уж плохой — примерно как классическая ручка громкости, которая в сто раз удобнее кнопок − и + и сенсорных панелей.

Конечно, вся эта хрень вообще не нужна: из крана просто всегда должна идти вода выбранной температуры без дополнительного программирования водогрейки — именно так работали все краны, встречавшиеся в моей жизни до зимовки в Тель-Авиве.

Быстрая установка ряда чекбоксов

Вспомнил одну штуку.

Во вчерашнем совете показал интерфейс с рядом чекбоксов:

Хорошо бы упростить человеку выделение ряда чекбоксов. Если я нажал клавишу мыши над чекбоксом и повёл мышь вертикально, не отпуская клавишу, то все чекбоксы, над которыми я «проехал», должны переключиться в то же состояние.

Уточнение про то же состояние — важное. Если первым нажатием я чекбокс включил, то все, по которым я потом веду, должны включиться, а не переключиться (как было бы, если бы я их прокликал по очереди). Если у вас есть под рукой Фотошоп, посмотрите, как там работают «глазики» в панели слоёв — вот так и надо.

Тут есть нюанс. Стандартный чекбокс включается при отпускании, а не при нажатии кнопки. Если нажать кнопку над чекбоксом, а потом отвести мышь и отпустить в другом месте, стандартный чекбокс не переключится. Чтобы реализовать описанную выше штуку, придётся поменять это стандартное поведение и включать чекбокс сразу при нажатии. Обычно это не страшно. Но если изменение состояния чекбокса влияет на что-то ещё, то, возможно, «применение» этого изменения стоит отложить до отпускания клавиши мыши.

Дублин

Последнее время в том, как я публикую рассказы из путешествий, сложился бардак. Ну да ладно. Я недавно вернулся из Дублина, и вот вам некоторые фотки. До подробностей, надеюсь, доберусь позже.

Первое ощущение от Дублина — это обычный пригород Лондона:

Лук райт, вафельная разметка перекрёстков, двухэтажные автобусы:

Железные дороги проходят как попало и где попало:

Нижние этажи домов покрашены цветами магазинов и кафе:

Красивый градиент из кирпича в зелень на доме:

Дорожный знак (рассчитываю написать более подробно):

Дома на набережной:

Мост:

Другой мост:

Ещё тут есть трамвай:

Барная улица:

Имеется библиотека:

Через город протекает канал с невероятно чистой водой:

Шлюзы открываются и закрываются силой:

Это всё где-то в центре:

Если отойти минут на 15 пешком, начинаются бесконечные двухэтажные спальные кварталы:

Видите, в конце улицы жёлтая и синяя двери?

В Дублине какая-то невероятная разноцветность дверей:

Красота (рассчитываю написать более подробно):

Красивая уличная табличка (редкость):

А это уже если отъехать от центра 10 минут на машине:

Фотографии из поездки в мае-июне 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Дублин!

Лайфхак про слушание лекций и докладов

На Ютюбе много интересных лекций и докладов.

Но найти время на то, чтобы смотреть их, я не в состоянии. Для меня вообще просмотр видео — дискомфортное занятие, потому что в это время трудно делать что-то ещё, а мозгу явно хватает ресурсов на это. Мне больше нравится слушать подкасты, потому что в это время можно бегать, гулять, рулить или хотя бы мыть посуду.

Поэтому вместо того, чтобы смотреть лекции и доклады, я их слушаю. Я скачиваю с Ютюба нужное аудио, заливаю его в Оверкаст (моё любимое подкастное приложение) и потом слушаю как обычный подкаст. Помимо того, что слушать теперь можно где угодно, я получаю другие бонусы Оверкаста: изменяемую скорость воспроизведения, выкусывание длинных пауз между словами, сохранение позиции, независимость от наличия интернета.

Конечно, бывает так, что у рассказчика слайды, и без картинки что-то, о чём он говорит, не имеет смысла. Но опыт показывает, что это большая редкость и смысл понятен и без них. В редчайших случаях, когда я чувствую, что упускаю что-то важное без картинки, я просто делаю скриншот экрана айфона на нужном месте — там как раз видно время, — а потом на компе открываю видос на нужной секунде и смотрю картинку.

Серый текст на белом и на чёрном

Сейчас расскажу вам о том, как можно относиться к серому цвету на белом и на чёрном фоне.

Белый фон — это бумага, а текст на нём — это оттиск набора с краской. Поэтому серого текста на белом фоне быть не может: краска-то одна! Серый на белом выглядит компромиссно и поддельно:

Вместо оттенков серого в типографике используется разная жирность шрифта. Хочется сделать текст легче — возьми более тонкое начертание, но цвет оставь чёрным. Типографично:

Чёрный фон — это темнота, а текст на нём — это свет. Поэтому серый цвет — это просто приглушённый свет. Серый на чёрном выглядит естественно, потому что яркость света может быть совершенно любой:

Он как бы не «серый», а просто темнее. А вот жирность на чёрном работает плохо — разницы между заголовком и текстом почти не видно:

Я ещё в самом тексте одно из слов выделил жирным, но сделал бледнее на четверть — оно полностью растворилось среди соседних.

У меня на сайте на всех страницах на белом фоне заголовки жирные (пример: документация по Жуэлю). Но есть несколько страниц на тёмном, и там жирности недостаёт для выделения заголовков. Чтобы они зажглись, приходится делать текст «тусклее» (пример: Вайрлесс-диджей).

Итого: серый на белом — искусственно; тусклый на чёрном — естественно. Это полезное знание на случай, если вы делаете разные светлый и тёмный скины для какой-то программы или сайта. Нужно, чтобы ваша система скинов умела менять и цвета, и жирность.

Ещё про серый текст:
Не забледняй

Веганство

Пару раз было, что я с кем-то встречался и человек предлагал пойти в веганское место. Уточнял, не против ли я. А с чего бы быть против?

Вегане очень любят пропагандировать свою веру. Поэтому в веганском кафе не станут подавать позавчерашнюю гречку из микроволновки. Обычно они кормят вкусно.

У меня простое отношение к веганству — это такая кухня. Сегодня можно сходить к грузинам, завтра к итальянцам, а послезавтра — к веганцам.

А что там содержится или не содержится — я не вникаю.

Вклиниться в ряд в последний момент

Все не любят водителей, которые вклиниваются в ряд в последний момент перед сужением дороги:

Чё влез, самый умный? Раньше трудно было перестроиться?

На самом деле истинный мудак — это вот этот чувак, который не пропускает водителя слева:

Обычно когда едешь по ряду, который скоро кончится, хочется скорее перестроиться, чтобы не оказаться в ситуации со второй картинки, когда надо будет долго ждать. В результате этот ряд пустеет сильно раньше того места, где дорога уже сужается. А для водителей в соседнем ряду перестроение соседей непредсказуемо, что повышает аварийность.

Если вклиниваться в ряд в последний момент, то зона перестроения небольшая, в таких местах серьёзные аварии редкость. И площадь дороги используется рациональнее. Так что перестраиваться в последний момент — это проявление уважения к другим участникам движения ценой некоторого собственного неудобства.

Это далеко не единственная ситуация в жизни, когда, поступая правильно, ты рискуешь быть непонятым. А если быть реальным мудаком и перестраиваться заранее, а потом ещё и не пропускать того, кто пытается перестроиться в последний момент, то никто никогда не подумает о тебе плохо.

Избранная классика

Привожу данные о прекрасных классических произведения в табличном виде.

Симфонии

Вольфганг Амадей Моцарт 40
Франц Йозеф Гайдн 94
Людвиг ван Бетховен 5 · 7
Гектор Берлиоз «Фантастическая»
Иоганнес Брамс 3
Антон Брукнер 3! · 4! · 5 · 6 · 7 · 8!!! · 9!
Антонин Дворжак 9
Ян Сибелиус 1! · 2
Александр Скрябин 1
Густав Малер 2 · 5!!! · 6! · 9 · 10
Сергей Рахманинов 2!
Игорь Стравинский ми-бемоль мажор
Карл Нильсен 1 · 2 · 4!
Сергей Прокофьев 1 · 4 (1) · 4 (2) · 5! · 7
Дмитрий Шостакович 1 · 2 · 5!!! · 6 · 7! · 8!! · 9 · 10!!! · 11 · 12
Арам Хачатурян 1
Сергей Слонимский 2! · 5 · 7 · 27! · 29
Арво Пярт 4!
Филипп Гласс 3 · 8

Другие оркестровые произведения

Эдвард Григ Пер Гюнт, сюита № 1
Александр Бородин «Половецкие пляски»
Клод Дебюсси Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»
Ян Сибелиус «Сага» · «Финляндия» · «Дочь Похьолы»
Сергей Рахманинов «Симфонические танцы»!
Игорь Стравинский «Петрушка»!!! · «Жар-Птица» · «Весня священная»!!!
Бела Барток «Концерт для оркестра» · «Музыка для струнных, ударных и челесты»
Дмитрий Шостакович «Октябрь»
Георгий Свиридов «Время, вперёд»
Альфред Шнитке Концерт для фортепиано и струнного оркестра

Фортепианные концерты

Фредерик Шопен 1 · 2
Сергей Рахманинов 1 · 2!!! · 3!!! · 4
Сергей Рахманинов и Александр Варенберг «5»
Сергей Прокофьев 1! · 2 · 3!
Бела Барток 2
Дмитрий Шостакович 2!
Бенджамин Бриттен
Эса-Пекка Салонен

Скрипичные концерты

Антонио Вивальди 1...4 («Времена года»)
Макс Брух 1!
Пётр Чайковский!!!
Ян Сибелиус!!!
Кароль Шимановский 1
Бела Барток 2
Дмитрий Шостакович 2
Арам Хачатурян 1!
Эса-Пекка Салонен!

Остальное

Модест Мусоргский «Картинки с выставки»
Сергей Рахманинов Соната для виолончели
Сергей Прокофьев Соната № 2 · Соната для виолончели
Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано · Струнные квартеты: 3! · 7 · 8!!! · 10!
Дмитрий Шостакович и Рудольф Баршай Камерная симфония соч. 110а!!! · Симфония для струнных соч. 118a!!!
Симеон Тен Холт «Канто остинато»
Алеш Павлорек «Симфония-концерт для духовых»

Сочинения Шостаковича—Баршая 110a и 118a — это «обогащённые» версии струнных квартетов Шостаковича №№ 8 (соч. 110) и 10 (соч. 118) соответственно. Струнные квартеты прекрасны и сами по себе, но я предпочитаю более полное оркестровое звучание.

А вот слушать «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля — себя не уважать.

Если не знаете, с чего начать, берите то, что жирное и с большим количеством восклицательных знаков.

Ну или просто слушайте десятую симфонию Шостаковича и восьмую симфонию Брукнера.

Свежие носки

Я могу носить одни носки неделю.

Вы, конечно, подумаете, что это отвратительно. Ну так для этого драматического эффекта и задуман пост.

Носки, которые я проносил неделю, конечно же, легко отличить по запаху: они не пахнут ничем. Это-то их и отличает от свежих, которые пахнут стиральным порошком.

Что же случается, если носить носки больше недели? Вот не знаю, не пробовал: обычно мне ещё раньше надоедает одни и те же надевать. Я люблю носить весёлые носки, а если не менять носки, то уже никакого веселья.

Ранее Ctrl + ↓