Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Шум и мощь

Интересно, что для некоторых шум транспортного средства каким-то неведомым образом означает крутость. Типа, чем громче орёт двигатель машины, тем мощнее. Можно ещё погазовать на перекрёстке как следует — такие понты.

Это удивительно, ведь обычно мы воспринимаем сильным того, кто делает тяжёлую работу не напрягаясь. Марафонец бежит бесшумно, а старый дед кряхтит, едва переставляя ноги. Не придёт же в голову считать более громко кряхтящего деда более крутым?

Реальная мощь — это не рёв двигателя, а когда ты садишься в электропоезд из двадцати вагонов и он плавно трогается и разгоняется до 200 км/ч, не издавая никаких звуков. Или хотя бы набитый людьми скоростной лифт в небоскрёбе.

А самое жалкое впечатление производят мотоциклы. Эта хрень вообще никаких звуков издавать не должна ни при каких обстоятельствах. Чего ты там шумишь, нелепая железяка, тебя даже человек может голыми руками катить вперёд бесшумно! Посмотри на электросамокат рядом, он выглядит как просто две палки и при этом едет. А у тебя тут со всех сторон трубы какие-то торчат, все дела, а ты всё равно орёшь.

Санкт-Петербург: Манеж и Эрарта

Летом 2016 в Питере посетил выставку в Конногвардейском манеже и «Эрарту».

Манеж красиво оформлен (буквы Сергея Рассказова):

1

Экспонаты:

2
3
4
5
6

Работы подписаны на огромных кусках картона:

7
8

Сначала я подумал, что это самостоятельная работа, и порадовался. Могло бы быть отличной иллюстрацией моего метода предложений:

9

Но оказалось, что там рядом зачем-то висела картина (не нашёл в ней ничего интересного).

* * *

«Эрарта». Красивые штуки:

10
11
12
13

Трактор:

14

Выставка африканских киноплакатов (если я правильно помню). Плакаты не впечатлили, зато порадовала такая фигурка:

15

Красота. Питерские автобусные таблички-расписания:

16

Железнодорожное:

17

Другое железнодорожное. Люблю, когда на старых вагонах куча подтёков всего, что в них возили. А тут это нарисовано краской:

18

В другом зале — выставка фотографий руферов:

19
20

Сомнительная мысль про чёрно-белое фото и сомнительный перевод:

21

Фотографии из поездки в июле 2016 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Санкт-Петербург!

В предыдущей серии:

Ещё музеи и выставки:

Минск

В фотораскопках добрался до поездки в Минск в 2016 году. С тех пор я там уже был ещё раз, в 2017-м, но об этом когда-нибудь через год или не знаю когда. А пока — первое впечатление от Минска.

Центральный проспект выглядит по-советски торжественно:

А улица неподалёку выглядит вполне восточно-европейской:

Советский союз:

Восточная Европа:

Советский союз:

Восточная Европа:

Русь:

В центре мужик играет на аккордеоне, собрал огромную публику. Женщине на «Ауди» надо проехать именно тут, все расступаются:

Ещё улица:

В паре станций метро от центра — обычный русский спальный район, но с очень широкими газоном и тротуаром:

Обалденное здание на главной площади, Дворец республики. Не знаю, чем оно мне так нравится, но оно классное:

Я думал, что это какой-то театр, а «Яндекс» пишет, что это «Минский вернисаж». Я раньше такое слово слышал только от Лаймы Вайкуле:

Через центр протекает река, вокруг неё парк (см. на нашей схеме). С велодорожками:

Забор:

Минск недаром хвалят за чистоту. Мы несколько часов с ребятами гуляли по городу, а потом я заметил, что они в белоснежной обуви:

Вообще, я ездил прочитать лекцию в «Джоне Голте». Это такой коворкинг и место для проведения всякого клёвого. Там имеются туалетные таблички:

Фотографии из поездки в июле 2016 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Минск!

Олени и колени

Люди очень тупые.

Вот лечу я в Питер. Тупая тётка резким движением откидывается в кресле по коленкам моему соседу. Он еле успевает поймать спинку руками, чтобы хоть как-то смягчить удар, на его лице боль и возмущение. Ей плевать, она даже не понимает, что произошло. Она не поворачивается к нему и не извиняется.

И вот, проходит минута, только успеваю я посочувствовать соседу, как он сам берёт и точно таким же движением и с тем же безразличием хреначит по коленкам уже своей соседке сзади.

Я не понимаю. Ну вот специально же есть мозг. Очень удобная вещь. Почему не воспользоваться?

А отдельная проблема в том, что написать «люди очень тупые» — куда более порицаемое обществом действие, чем битьё соседей по коленям. Хотя казалось бы, первое не имеет никакого значения, а второе — абсолютное мудачество. Причина такой несправедливости ровно в том, что люди очень тупые.

Что посмотреть с ВВДЦ 2016—2018

Я собирался опубликовать заметку о ВВДЦ—2016 два года назад, но забыл. Я собирался опубликовать заметку о ВВДЦ—2017 год назад, но поленился. А теперь уже прошло ВВДЦ—2018, так что опубликую всё вместе. Если вам влом читать длинную заметку, то посмотрите хотя бы доклад 803 с ВВДЦ-2018, про анимации на десятом Айфоне.

Начнём с того, что ВВДЦ — недельная эпловская конференция, а не только доклад о новых продуктах, с которого она начинается. Кроме этого главного доклада (Keynote) там проходят ещё десятки других докладов о технологиях, дизайне, маркетинге и чёрт знает чём ещё. Поэтому после завершения недели ВВДЦ имеет смысл поставить приложение ВВДЦ из Апстора и посмотреть видосы всего, что покажется интересным.

Обязательная программа

На любой ВВДЦ я обязательно сначала смотрю вот эти доклады, которые проходят каждый год. Здесь ссылки ведут на 2018:

101. Keynote. Это то, что смотрят все. Тим Кук, анонсы для журналистов, все дела.

102. Platforms State of the Union. Это такой продвинутый кейноут. Тут рассказывают о том, какие новые фичи для разработчиков появились на всех платформах и как прикрутить к своим приложениям те новые штуки, о которых рассказали в главном докладе. В некоторых старых ВВДЦ это ещё называлось Platforms Kickoff.

209. What’s New in Cocoa for macOS. Раньше это просто называлось What’s New in Cocoa. Детально про всё новое в Макосе. В прошлом году из этого я узнал, что в Хай-Сьерре дали пользователю перетаскивать несистемные элементы правой стороны меню. В этом году было интересно про новый тёмный режим, который появится в Мохаве.

202. What’s New in Cocoa Touch. В этом году важно про Siri shortcuts. А вообще это про всё новое в Ай-ОСе.

Если вы разрабатываете для часов или ТВ, имеет смысл так же смотреть сессии What’s New про эти платформы.

ВВДЦ—2016

Самое интересное для меня:

403. Swift API Design Guidelines. The Grand Renaming. Это самая клёвая сессия, про дизайн АПИ:

712. Working with Wide Color. Посмотрел, чтобы быть лучше готовым к светлому будущему, когда основы перевернутся и в вебе тоже. Сколько же всего приходится взорвать в системе, чтобы поддержать другую цветовую модель!

701. Introducing Apple File System. A snapshot of the next generation in storage. Давно жду новую файловую систему, поэтому было интересно. Снэпшоты кайф, должны сильно улучшить тайм-машину, а ещё, вероятно, сделают возможным лёгкую реализацию многопользовательскости на айпадах.

Ещё разное:
208. What’s New in watchOS 3. Много интересного про дизайн и для дизайнеров. Порадовала идея вместо прогрессбара («делаем...») показывать галочку («задание принято!»), чтобы дать человеку спокойно опустить руку. Я потом про это рассказывал в каких-то своих докладах про обратную связь.

217. Introducing SiriKit. Hey Siri, say hello to apps. Было интересно, как оно спроектировано. Плата за простоту подключения — негибкость. Ни к Ангстрему, ни к Правилам русского языка, например, не прикрутить.

705. How iOS Security Really Works. Интересно для общего развития. Чувак порадовал: «Злоумышленники устанавливают на ваши телефоны кейлоггеры, шпионские программы, неотключаемую рекламу. Откуда мы это знаем? Мы это видим на других платформах».

ВВДЦ—2017

Самый запомнившийся доклад:

803. Designing Sound. Очень клёво! Чувак играет на живых инструментах рингтоны Айфона. Самый любимый момент — про звук уведомлений на часах:

Остальное:
823. Designing Glyphs.

802. Essential Design Principles. Ну прям почти по темам моей интерфейсной книги, начиная с человечности. Потом говорит о взгляде новичка, обратной связи, visibility (у нас более глубокая тема «Информативность»), consistency (у нас есть темы «Последовательное волшебство» и «Привычка»), теория близости и группировка (у нас это одна тема). Порядок, в котором он говорит о принципах, довольно случайный, а примеры — суперабстрактные. Лучше приходите на мой курс или подписывайтесь на книгу!

503. Introducing HEIF and HEVC. Подробно про новые форматы видео и картинок: почему они лучше, как система их поддерживает, как обеспечивается совместимость. Интересно для общего развития.

301. Introducing the New App Store. Подробно про большой редизайн Апстора.

715. What’s New in Apple File System. Как эплы незаметно и без проблем заменили файловую систему миллионов дивайсов.

815. How to Pick a Custom Font.

ВВДЦ—2018

Самое классное не про дизайн:
223. Embracing Algorithms. Очень понравилось. Обязательно смотреть всем программистам. Мне в работе, к сожалению, иногда попадались программисты, которые не хотели искать красивое решение задачи, разбираться в математике и физике, оптимизировать. Хотя ведь это и есть работа программиста, и если ему это не в кайф, то непонятно, что он делает в этой профессии.

703. Introducing Create ML. Как можно использовать машинное обучение в ваших программах. Рекомендую дизайнерам смотреть, чтобы понимать, что, оказывается, уже можно довольно легко делать, вовсе не будучи Гуглем или Яндексом (классифицировать фоточки и текст, например).

Самое классное про дизайн:
803. Designing Fluid Interfaces. Докладывает чувак, который дизайнил анимации для 10-го айфона. Разбирает по косточкам, показывает в слоумо. Когда я купил десятку, я сам очень долго пытался разобраться в том, что там происходит, а тут супернаглядно. Просто кадр:

801. The Qualities of Great Design. Интересно про самое понятие «качество» и про то, почему мы ценим качественное. А отдельно интересна сама форма доклада: девушка назадавала вопросов коллегам, ставит аудиофрагменты их ответов и комментирует. Зачем-то поставила два пробела между словами:

210. Introducing Dark Mode. Всё про новый тёмный режим: как подбираются цвета, как рисуются темы, как адаптируются иконки. Тёмный режим — это не просто инверсия светлого, там вообще всё по-другому.

218. Advanced Dark Mode. Более задротская версия предудыщего доклада.

Остальное:
239. Designing Web Content for watchOS. Вотч-ОС 5 научится показывать веб-странички на часах. Короткое видео о том, как к этому подготовиться.

804. The Life of a Button. Довольно занудный доклад про то, о чём нужно думать, когда дизайнишь кнопку. Но правда в том, что обо всём этом действительно нужно подумать.

811. Presenting Design Work.

233. Adding Delight to your iOS App. Не рекомендую. Добавил в список, потому что вас, как меня, могло подкупить название. Я ожидал, что там будет что-нибудь про клёвые анимации или звуки. А там про какие-то фичи типа использования внешнего экрана по Эйрплею. Лучше смотреть 803, короче.

713. Introducing Natural Language Framework. Можно научить программу понимать разное про текст: тему, настроение, упомянутые объекты и всё такое.

См. также заметку о докладе с ВВДЦ-2015 о новых системных шрифтах.

Никогда не пересвечивать

В поездках я много снимаю на фотик (у меня Фуджифильм X-T1). Проблема с фотиком в том, что чтобы на него получилось хорошо, нужно постараться всё правильно настроить. Особенно трудно снимать на улице днём — что-нибудь обязательно будет пересвечено. Где-нибудь между деревьями проступит абсолютно белое небо, которое потом ничем не спасти.

В такой ситуации даже Айфон снимает лучше. Автоматический ХДР — это волшебство. Фоткаешь, и всё выглядит классно: на небе видны облака, снизу — все детали. А делать ХДР на фотике и потом собирать вручную — никакого терпения не хватит. Но с другой стороны, фотки на айфон получаются плоские и скучные, а на фотик — клёвые и красивые.

Производителям фотиков слабо сделать настолько же крутой софт, как у Эпла, чтобы само собирало хороший ХДР. Но мне бы хватило ровно одной, очень тупой фичи: «Никогда не пересвечивать». Где-то в угол кадра попало светлое небо? Отлично, уменьшай выдержку настолько, чтобы это небо стало нормальным, даже если всё остальное станет очень тёмным.

Вот фотка, которую я сделал в Хитроу, убавив свет:

Видите, за окном видно небо, облака? Если бы я дал фотику снять на автомате, он бы снял намного светлее, и небо было бы просто тупо белым. А мне надо, чтобы фотик на автомате снимал так, как снял я.

Конечно, на первый взгляд фотка выглядит плохо: внутри терминала очень темно. Но это снято на фотик, а не на Айфон — всё тёмное можно легко вытянуть в Лайтруме:

И я вот думаю. Вроде это настолько очевидно полезная и простая в реализации фича, что, может, я просто не знаю, а она есть? Как это может называться на языке фотографов? В каком меню можно поискать?

Кстати, у последней фотки ещё другой дефект. Из-за использования электронного затвора, она вся в полосах. Хорошо, что я увидел проблему сразу и переснял с механическим затвором:

После пары кликов в Лайтруме:

Было бы круто, если бы фотик сам умел определять, что в помещении дурацкий мигающий свет, и врубать механический затвор. Но пока фотик тупой, может, вы научите, как от этих полос можно избавляться при обработке, если переснять нормально не случилось?

Добро за чужой счёт

Есть люди, которые очень любят рассуждать о судьбах обездоленных, что им надо помогать, давать разнообразные льготы, предоставлять необходимое. С такими взглядами трудно не согласиться, и это не фигура речи: если высказать несогласие, тебя сразу закидают камнями и запишут в фашисты: «ты что, хочешь, чтобы те, кому повезло меньше, чем тебе, умерли от голода и болезней?» Нет, не хочу, но спасибо, что спросил.

Чтобы оценить моральное право на такие рассуждения, достаточно спросить у крикуна, за чей счёт банкет. Самое простое — это когда человек предлагает отобрать деньги у одних, чтобы дать другим. Тут мудака вычислить несложно. Но иногда и речь не о деньгах, и сама схема не совсем на поверхности.

Есть, например, такая фигня, как «позитивная дискриминация» — когда для того, чтобы восстановить справедливость, дискриминируемым ранее меньшинствам предоставляются, наоборот, привилегии. Скажем, в Штатах была (а, может, и до сих пор где-то есть) практика предоставления темнокожим льгот при поступлении в университет: белым чуть повышают, а темнокожим чуть понижают проходной балл. Не оскорбляет ли темнокожих само это правило — вопрос довольно сложный, и тут точно не мне судить.

Но вот рассмотрим белую девушку, которой не хватило капельки для поступления, когда темнокожего взяли с худшим баллом. Это реальная история, но подробности сейчас неважны. Важно, что это было сделано по внутренним правилам университета. На её претензии университет ответил, что его миссия — повышение расового разнообразия среди специалистов. Миссия благородная, но при чём тут она? Она такой миссии себе не брала.

Руководство университета могло бы, скажем, нанять преподавателей и бесплатно готовить к поступлению тех, кто в силу исторической несправедливости имели меньше возможностей получить хорошее школьное образование. Такое решение можно было бы только приветствовать. Но что делает университет? Он просто решает не взять девушку, чтобы взять кого-то ещё. Получается, свою высокую «миссию» университет реализует не за свой счёт, а за счёт этой девушки.

Понятно, что университет вообще никому из студентов априори ничего не должен и может брать кого угодно вообще по любым правилам. То, что университет вправе так сделать, понятно. Но мы судим о благородстве других, видя, на какие жертвы они идут ради своей цели. Если пожарный, рискуя собственной жизнью, спасает ребёнка, мы им восхищаемся. Но руководителя пожарной бригады, который отдаёт приказ идти спасать ребёнка, мы героем не считаем. А тут университет хочет выглядеть благородно, не неся вообще никаких затрат и перекладывая последствия своего выбора на другого человека.

Когда кто-то заявляет благородную цель («Мы должны остановить войну!»), следите внимательно за тем, сам ли заявитель будет её реализовывать, или эта честь будет предоставлена кому-то другому, чьего мнения не спросят.

Узкоспециализированные профессиональные интерфейсы

Одни из самых страшных интерфейсов встречаются во всяких самодельных узкоспециализированных приложениях. Стоит где-нибудь на производстве компьютер, в котором работник управляет конвейером. Или заходишь в налоговую, и там девушке нужно найти тебя в базе. Или вот пультовая охрана — там тоже был кошмар, пока я не пришёл.

Мало кто в подобных предприятиях понимает, зачем нужен хороший интерфейс, даже если у руководителя Айфон. Последнее может даже быть минусом: люди начинают воспринимать интерфейс как какую-то чисто маркетинговую фичу: красивые иконки, шрифты, анимация. Айфону-то это всё нужно, чтобы он продавался, а нам это зачем? Сотрудники и так будут пользоваться, чем положено, а не чем нравится. Какой смысл тратить деньги на интерфейс?

Но интерфейс в первую очередь не про иконки, а про то, как устроен человек и как он взаимодействует с машиной: как запоминает, как привыкает, как целится, как читает. Хороший интерфейс на работе — не вопрос удовольствия сотрудников (хотя вообще это тоже должно волновать нормального руководителя), а вопрос производительности и минимизации ошибок.

Вот представьте, что при улучшении интерфейса, в который тыкает сотрудник на паспортном контроле, очереди уменьшатся вдвое. Разве это не классно?

Уличные таблички Стокгольма

Вернёмся к Стокгольму.

Уличные таблички там такие:

1
2
3

Чтобы быть красивой, табличке совсем необязательно быть навороченной и дорогой.

4
5
6
7
8
9

Бывают не только гатаны, но и гранды:

10
11
12
13

Мост:

14

Не знаю, что:

15

Фотографии из поездки в июне 2016 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Стокгольм!

Ещё Стокгольм:

Ещё уличные таблички:

Милая лондонская топонимика

Я родился и прожил 33 года в Челябинске. Это город, в котором проспект Ленина, площадь Революции, улица Кирова; Центральный, Калининский и Тракторозаводский районы. Поэтому мне очень нравятся города с нормальной топонимикой. Уже за одно наличие Тверской улицы к Москве можно испытывать нежность. Я уж молчу про такое счастье, как Гороховая улица в Питере. Гороховая! Это невозможно в Челябинске. Самая более-менее нормальная улица на весь Челябинск — это Солнечная (она находится в жопе).

А в Лондоне что?

Во-первых, мне очень нравится, что целая куча улиц не имеют никаких родовых слов типа «улица» или «переулок»: Piccadilly, Pall Mall, The Mall, Haymarket, Strand, Broadway, Whitehall, Knightsbridge, Aldwych, Holborn, Moorgate, Cheapside, London Wall. Про это явление стоит ещё отдельно как-то поговорить, конечно.

Во-вторых, сами родовые слова удивительно многообразны. Кроме названий в сочетании с понятными всем словами типа street, avenue, road, drive или square может встретиться какой угодно walk, way, yard, court, lane, terrace, passage, gate, place, hill, gardens, mews, crescent и любые их сочетания (Hyde Park Gardens Mews, Berkeley Square Gardens).

В-третьих, как можно не радоваться названиям некоторых станций метро? Скажем, Бейкерлоо-лайн (коричневая) ходит по маршруту Elephant & Castle — Harrow & Wealdstone. Так называются станции. «This is a Bakerloo line train for Elephant & Castle», прям объявляют. Другие прекрасные названия станций: Angel, Temple, Monument. Ну и ещё Лондон — это город, где как ни в чём не бывало есть такие станции метро как Wimbledon и Greenwich.

См. также:

Ранее Ctrl + ↓