Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Оферта о совместной работе

Я выступил в роли арт-директора в нескольких особенных проектах. Это две схемы трамваев Челябинска, включая официальную, две схемы метро Екатеринбурга, а также схемы метро Минска и Санкт-Петербурга — обо всех них есть рассказы на моём сайте.

Особенны эти проекты тем, что дизайнеры каждого из них начинали свою работу самостоятельно, потом приходили ко мне за советом, а дальше мы уже работали вместе. Любопытно, что все проекты — транспортные схемы.

Когда дизайнер приносит свой черновик на совет, я обычно отвечаю коротко и пишу, мол, если хочешь, чтобы я погрузился и серьёзно комментировал всё, что ты делаешь, прими оферту. Каким-то чудом в половине случаев дизайнеры знают, о какой оферте я говорю, и сразу её принимают; другим приходится её показать, и они её принимают уже после этого. Такие истории случаются регулярно; проекты тянутся долго, какие-то идут прямо сейчас, какие-то на паузе или заброшены.

Насколько я понимаю, единственное место, где оферта пока была опубликована — рассказ Паши Омелёхина о первой версии схемы метро Екатеринбурга, причём там она называлась «сделкой». Вот её полный текст:

Если хочешь делать вместе схему, чтобы я вникал во всё и давал развёрнутые комментарии, советовал как общаться с городскими властями или с рекламной фирмой, то я хочу быть арт-директором проекта и выпустить его потом на своём сайте (разумеется, будет написано, что дизайнер — ты). При этом последнее слово в дизайне будет за мной. Я тебя изнасилую замечаниями, заставлю перерисовать по сто раз кучу вещей, попробовать так, сяк и эдак. Мне надо будет, чтобы ты был инициативным и сам тоже приносил сто вариантов, дёргал меня, когда я подолгу не отвечаю. По ходу тебе надо будет сохранять промежуточные состояния и разные поиски, чтобы потом написать рассказ о работе где-то у себя. Говорить о проекте публично до выпуска будет нельзя. Если мы его не доведём до конца, выпускать его без согласования со мной будет тоже нельзя.

Понимаю, что это жёстко, но если ты согласишься, то я буду готов уделять этому время и силы.

Пусть теперь будет и тут для удобства.

Заодно этой публикацией подсказывают тем, кто этого не знал, что можно и вот так делать проекты. Если у вас есть интересная штука про представление информации или городскую навигацию, которую вы хотите докрутить под моим руководством, напишите — может, я тоже захочу.

На интерфейсном курсе: упаковка таблицы, симультанный контраст и борьба за красоту цветов

Фрагмент № 13 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 31 июля 2020 года. Покажите дизайнерам.

00:00 Боковик — по левому краю
00:36 Что не так с дизайном такой таблицы для этих данных. Убираем мусор — таблица разваливается. Плохой признак!
02:59 Упаковываем элементы вокруг таблицы внутрь самой таблицы
04:12 Подписываем элементы ячейки на примере одной из ячеек, а не отдельно
07:04 Как правильно забледнять чёрный на цветном фоне. Хуже всего делать серый, чуть лучше — прозрачный, ещё лучше — подкрашенный прозрачный.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Бело-лунный

Есть такая шиза, что белый свет светофора (встречающийся на трамвайных светофорах и на железнодорожных переездах) называется «бело-лунным».

На маневровых светофорах самой железной дороги белый хотя называют «лунно-белым», в чём есть хоть грамм смысла (ну типа белый как у луны, вдруг я без примера не смогу представить, как это — белый). А «бело-лунный» — это вообще что? Как будто он не совсем белый, а смесь белого и лунного! Какого же цвета луна, интересно?

Встречается точка зрения, что бело-лунный реально не совсем белый. Можно подумать, каждый светофор специалист с калибровочным оборудованием настраивает на нужную цветовую температуру, чтобы водители случайно не приняли сигнал за бело-снежный и не попали в аварию.

Напомню, что оранжевый сигнал светофора официально называется жёлтым всю жизнь, и большинство из вас до чтения этого предложения ни разу даже не обращали внимания на это несоответствие.

У меня муадон

Чем больше человек живёт за границей, тем больше слов на местном языке он использует в своей русской речи. Кто живёт в Германии, у того появляются хэнди и аусвайс. У любого русскоязычного израильтянина садик быстро превращается в ган, а кондиционер — в мазган.

Из последних трёх лет почти полтора я провёл в Израиле. Мне нравится иврит, но я стараюсь не захламлять свой русский. Тем не менее, русскоязычному кассиру в супермаркете я говорил:
— У меня муадон.

Потому что как ещё это сказать? Смысл этого в том, что мне положена скидка по программе лояльности магазина. Дословно это значит «у меня клуб». По-русски мы можем сказать: «у меня скидка» или «у меня карточка», но чаще всего и говорить ничего не надо: ты просто даёшь эту карточку кассиру или показываешь куаркод на телефоне, а если забудешь, кассир сам спросит: «наша карта есть?»

В Израиле физические карты может и бывают, но я их не видел; обычно нужно просто, чтобы ты был забит в какой-то базе, а находят тебя по номеру теудат зеута (типа «удостоверение личности», но так тоже никто никогда не говорит).

Наличие тебя в этой базе называется «членством в клубе», а на иврите — дружбой. То есть если ты член какого-то клуба, то ты — хавер муадон (друг клуба). Поскольку смысловую нагрузку тут несёт только слово муадон (клуб), то хавер все выкидывают и даже на иврите спрашивают: «еш муадон?» (есть клуб?).

По-русски наличие скидочной карты ну никак не может называться «клубом», поэтому сказать «у меня клуб» просто язык не повернётся. Я не думаю, что кто-то такое вообще поймёт. Вот и получается, что обычное слово невозможно перевести на русский, не потеряв смысла.

На интерфейсном курсе: первое впечатление, синтаксис и язык формы заказа с доставкой

Фрагмент № 11 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе в июне 2020 года. Покажите дизайнерам.

00:00 Из-за чего форма кажется сложной
02:05 Синтаксис и длина элемента интерфейса «Добавить ещё почту или телефон?»
07:40 Вместо отключенных полей — настоящую карту
08:55 «Платёжный шлюз». Чиним язык роботов

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Подробное видео о Типографской раскладке

Снял подробное видео о Типографской раскладке. Рассказываю про символы, которые с ней можно вводить. Объясняю, почему она лучше альтернатив. Учу пользоваться, в том числе всякими хитрыми комбинирующимися акцентами:

00:00 Что такое Типографская раскладка?
01:30 Надо ставить парные кавычки, длинное тире, честный апостроф
07:40 Другие полезные символы
10:53 Как вводят символы без Типографской раскладки?
13:49 В Типографской раскладке всё удобнее и логичнее
14:19 Плакат купите
16:04 Кавычки русские и английские, апостроф — логика расположения, как вводить
19:45 Чёрточки: дефис, тире, короткое тире, минус  — логика расположения, как вводить, отступление про стандартную маковскую русскую раскладку
24:15 Другие символы и логика их расположения
30:32 Буквы с акцентами и комбинирующиеся акценты — как вводить и в чём разница между одним и другим

Расскажите о раскладке всем, кого вы знаете.

Бесполезная заставка в начале страницы

Бывает, сайт начинается с большой «красивой» заставки:

Или так:

Это учебные работы из школы бюро, не предназначенные для публикации, поэтому в них могут быть использованы какие-то картинки «из интернета». Но откуда бы ни были эти картинки, первое ощущение от них — это «клипарт», то есть просто левые стоковые фотки, не имеющие отношения к делу и стоящие тут оттого, что дизайнер пытался сделать нарядно.

Ладно ещё у нас клёвые студенты и хотя бы ставят картинки по теме, а в жизни бывает вообще тупость: сайт программы бухучёта, а сверху большая фотография девушки с Макбуком и улыбкой. Видимо, имеется в виду, что девушка счастлива пользоваться такой классной программой.

Проблема таких картинок-заставок в том, что они пассивны: ничего не говорят о самом продукте и не помогают о нём узнать и его купить. Обычно их нужно прокрутить, и тогда тебе уже покажут что-то настоящее. Ты даже не уверен до конца: это просто фотка для настроения или на ней хотя бы продукт, который можно где-то купить на этом сайте. Если же мне удалось-таки поверить и захотеть продукт прямо с первой фотки, то непонятно, почему я не могу его купить сразу, а должен искать где-то ещё.

Если снять фотографии специально для этого места на сайте, они не перестанут быть «клипартом» в этом смысле.

Чтобы сделать полезный этаж, нужно оживить продукт на фотографии: привлечь внимание к важным деталям, добавить кнопку «Купить». Даже простой текстовый ценник уже превращает заставку в карточку продукта:

Ну, это если продукт на фотографии хотя бы есть, а не как в случае с довольной бухгалтершей.

На интерфейсном курсе: что не позволено базе данных, то позволено обычной таблице

Фрагмент № 10 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе в июне 2020 года. Покажите дизайнерам.

Здесь про то, что в таблице можно поставить что угодно куда угодно, если так надо для передачи сообщения.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Хайфа

3 апреля 2019 года посетил Хайфу — это главный город на севере Израиля, около часа на электричке из Тель-Авива. Сегодня покажу, на что она похожа.

Рядом с вокзалом — арт:

1
2

Ауди и Фольксваген от руки:

3

Бульвар с видом на порт:

4

На одной из улиц в центре встречается Елисеевский:

5

И Рублёвка:

6

За пешеходным переходом — лестница ведущая на параллельную улицу:

7

Хайфа расположена на горе, потому здесь очень рельефно. Вот пешеходный переход, в который не надо спускаться, потому улица сама поднимается:

8

Какие-то улочки:

9
10
11
12

Мегалестница:

13

Уличная табличка внизу:

14

Уличные таблички как в Тель-Авиве, но с красными треугольнищами:

15

Симпатичная самобытная табличка:

16

В целом — обычный жуткий израильской город:

17

Тут было бы совершенно нечего делать, если бы не одно но: тут есть метро! Ну, почти. Об этом в другой раз.

Фотографии 3 апреля 2019. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Сгоняйте в Хайфу!

См. также:

Разметка аэродромов

Изначально заметка была опубликована 10 декабря 2018 года в моём телеграм-канале @ilyabirman_channel

Хотел вам про разметку аэродромов рассказать. Вообще у меня на рабочем столе лежит папочка Airfield markings, я давно хотел написать (она создана в ноябре 2009 года; короче, время пришло).

Есть взлётно-посадочные полосы (по-английски короче: runways) и рулёжки (taxiways). У них очень разная разметка, и когда одно переходит в другое, кажется, будто они вообще ничего друг о друге не знают.

У ВПП всё белое: белые рамки, белый осевой пунктир и белые «пешеходные переходы» по краям. ВПП размечена как футбольное поле, в смысле, что это один объект, раскрашенный целиком по определённым правилам. Аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке:

(Зацените клёвый жёлтый самолётик справа сверху.)

13L — это значит, что полоса проходит под углом 130° к чему-то там и она левая (где-то есть параллельная ей 13R).

Рулёжки — жёлтые. У них обязательно есть осевая, по которой надо передними колёсами ехать, и границы, которые в некоторых аэропортах размечают назойливым «забором» (немцы и англичане в такой фигне не замечены — у них-то мы и будем учиться информационному дизайну).

Там, где рулёжка подходит к ВПП, есть всякие линии со сложными узорами (они означают что-то про то, на каком расстоянии от ВПП нужно ждать в зависимости от погоды) и слова типа «Runway ahead» и «No entry». Вот узоры; возможно, это Франкфурт-на-Майне:

Когда рулёжка переходит в ВПП, от неё сначала остаётся только осевая, а потом она просто кончается. Типа, дальше уже надо разбегаться и взлетать. Или, если ты сел, то она вдруг начинается. Типа, давай сруливай с ВПП. Хитроу, Лондон:

Но самое красивое, что есть на аэродромах — это разметка автодорог, пересекающих самолётные места.

Есть дорожки, по которым ездят автобусы с пассажирами, заправщики, трапы, возилки чемоданов. Некоторые из них проходят в таких местах, где самолёты не ездят — там они размечены как обычные автодороги. А вот когда самолёты ездят, дороги обозначены красивейшими границами в виде полос в шахматном порядке. Причём смотрите, как шахматный порядок превращается в обычную линию там, где самолётов быть не может. Это Франкфурт-на-Майне:

Ну и на десерт ещё немного красоты:

Ранее Ctrl + ↓