Позднее Ctrl + ↑

Потрогали — включи

Небольшой паттерн в дизайне интерфейсов: потрогали — включи. Смысл такой: если у вас есть функция, которая требует целенаправленного включения, то, возможно, её нужно включать автоматически, когда пользователь её настраивает.

В Айфоне есть список будильников, и в любой из них можно ткнуть, чтобы перенастроить. Когда изменяешь время, этот будильник сразу же автоматически включается. Очень вероятно, что человек вообще трогал этот будильник, потому что хотел его включить. Если бы тумблер не включался автоматически, человек мог бы даже внимания не обратить. Очень тупо после этого проспать самолёт — в его-то голове он настроил будильник!

Если пользователь отредактировал адрес почты для уведомлений, возможно, есть смысл включить ему эти уведомления, иначе зачем он захотел актуализировать адрес? Если пользователь поменял положение иконки в Доке, логично заодно включить постоянное отображение этого приложения в Доке, иначе зачем он озаботился выбором его положения?

Разумеется, это только предположение, и пользователь может вернуть всё как было: отключить будильник, отказаться от уведомлений, убрать приложение из Дока.

Иногда наше предположение может зависеть от того, как именно человек что-то настроил. Большинство телевизоров выходят из немого режима (mute, когда звук отключён), как только человек попытался отрегулировать громкость. Логично: если ты её регулируешь, явно она тебе какая-то нужна, и надо, чтобы ты слышал, какая она получается. Но я помню, что у родителей когда-то был телевизор, в котором это работало не так. Звук включался только если ты прибавлял громкость. А если убавлял, на экране рисовался индикатор уменьшающегося уровня громкости, но и зачёркнутый динамик тоже. Логика тут была следующая. Предположим, у тебя было очень громко, когда ты выключил звук, и с тех пор кто-то уснул. Ты хочешь вернуть звук, но тихонечко. При традиционной логике ты никак не можешь вернуть тихий звук, сначала он хотя бы на пару секунд будет громким. А на этом родительском телевизоре можно было сначала убавить «на глазок» до низкого уровня, и только потом размьютить. Кто-то подумал!

Кстати, Айфон не включает будильник, если зайти в настройку, но сохранить без изменений. Не знаю, какая тут логика, но кажется, что это он зря. Вроде безопаснее включить будильник при любом намёке на интерес к нему.

Красота

Когда ты дизайнер и публично заморачиваешься деталями, тебе со временем начинают сочувствовать: «Ого, наверное для тебя вообще невыносимо смотреть на такой несовершенный мир вокруг!» Некоторые пишут мне, мол, прочитал у тебя про то-то, и теперь постоянно замечаю это в интерфейсах, вёрстке, вывесках, знаках; жизнь — боль! Люди считают, что я ежедневно страдаю, видя, как кто-то неправильно погнул линию на схеме или плохо настроил кернинг в шрифте.

Но у меня вообще такого нет! Для меня всё, что я вижу глубже среднего человека — исключительно источник наслаждения. Я могу увидеть красоту там, где большинство пройдёт мимо. И чем дальше, тем больше красоты я вижу вокруг. В целом меня в жизни окружает сплошная красота: красивые люди, красивые вещи, красивая музыка. А те, кто не хочет углубляться в детали, как раз ничего и не замечают, всё время угрюмые и недовольные ходят.

3-я симфония Брамса и хорошее настроение

Когда 3-я симфония Брамса доигрывает до этого места:

на первых семи нотах в моей голове звучат семь слогов: «улыбка без сомненья». Хотя правильно восемь: «и улыбка без сомненья»:

Всем хорошего настроения!

Что послушать — 55

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Jason Fried, 37 Signals, Marketing by Sharing. Старый доклад Джейсон Фрида, который я не слышал.
  2. Джон Грубер и Бен Томпсон. С 1:08:14 начинается обсуждение виара и эйара, которое я нашёл интересным.
  3. Наваль про компромисс и ограниченность ресурсов. Вообще, там выпуски по две-три минуты в основном, рекомендую слушать всё подряд.
  4. Илья Осколков-Ценципер и Александра Десенко в подкасте «Хантфлоу-инсайт». Классные ребята!
  5. Российские мультики самые популярные в мире. Кто их делает? И сколько они зарабатывают? Если в патриотизме и может быть что-то хорошее, то это где-то тут.

Аудио по четвергам: Mute Everything

А как вам такое японское техно?

Risa Taniguchi: Mute Everything

Саундклауд

Если вам нравится музыка, которую я публикую, подписывайтесь на меня на Саундклауде, теперь у меня там живой профиль. Если вы не в теме Саундклауда, это такая первая в истории музыкальная соцсеть, которая реально работает. Рекомендую зарегистрироваться и фоловить тех исполнителей и те лейблы, которые вам нравятся. Поскольку там выкладывают не только своё, но и репостят чужое, в результате вы постепенно узнаёте много новой хорошей музыки. Плюс Саундклауд изучает, что вам нравится, и подбирает ещё и ещё. И у него есть приложение для Айфона, конечно.

Главы «Изменения в маршрутной сети», «Электронные схемы», «Стандартизация» пятой части книги «Дизайн транспортных схем»

Вышли заключительные главы моей книги «Дизайн транспортных схем». Видосик:

Невероятно, но я её дописал. Сейчас такое ощущение, что главное дело жизни сделано. Очень горжусь этой работой и рекомендую книгу всем дизайнерам. Да, схемы рисовать нужно не всем, но эта книга про информационный дизайн в целом, и она будет очень полезна, даже если вы не собираетесь рисовать схемы.

Подписывайтесь сами и дарите подписку друзьям, знакомым и коллегам.

Из новости издательства о новых главах:

Изменения в маршрутной сети

В этой главе разбираются типовые изменения транспортной системы с точки зрения отображения на схеме. Как показать переименование или закрытие станции? Реконструкцию или открытие участка маршрута? Новую линию? Как заранее подготовить печатные схемы к кусочному обновлению, чтобы после изменений не менять их по всей транспортной системе? Какие способы уведомления пассажиров об изменениях использовать, кроме схемы? Как при проектировании схемы учитывать будущие изменения транспортной системы?

Электронные схемы

В главе рассматривается эволюция от светодиодных табло до интерактивных схем на больших сенсорных экранах и в мобильных приложениях. Автор затрагивает тему дизайна интерфейса и рассуждает, почему несмотря на преимущества электронных схем, физическая навигация не просто не умирает, а активно развивается.

Стандартизация

Схема у транспортной системы обычно не одна, множество схем образуют живую систему, которая дополняется и адаптируется к изменяющимся обстоятельствам. Каждая конкретная форма, которую обретает схема, должна не просто быть хороша сама по себе, но и дружить с остальными: использовать те же сетку, цвета, шрифты, обозначения линий, остановок, пересадок, направлений. Поэтому по мере взросления схемы приходится вырабатывать стандарты: и графики, и текста. Но дизайнер должен быть осторожным: с одной стороны, не навредить преждевременной стандартизацией, с другой — вовремя понять, что решение доросло до стандарта.

См. также:

На интерфейсном курсе: исследование о тексте в интерфейсе Эпла (1980-е)

О важности хорошей формулировки в интерфейсе. Показываю историю о том, как Эпл пытался спросить у человека, цветной ли у него телевизор. Казалось бы, простой вопрос. Но отвечать на него правильно стали только после нескольких изменений формулировки. 10 минут:

Это фрагмент № 66 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 3 декабря 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Разрешение на работу

А кто-нибудь понимает, как работает разрешение на работу в разных там странах? Всё время ото всяких релокантов слышишь, что типа «жду документы чтобы иметь разрешение на работу». Особенно в контексте семей это звучит: жена получила офер, переехали, но муж не имеет права работать.

Как вообще определяется «работа»? Окей, если я пришёл в английскую компанию, хожу в офис в Лондон и получаю зарплату в английском банке, то вроде всё понятно, трудно это трактовать иначе как работу в Англии. А если я приехал в Лондон и работаю из коворкинга на компанию из Берлина, а деньги получаю на счёт в Австралии?

Ну или, давайте опять всё синхронизируем: я фрилансер, нахожусь в Париже, выставляю счёт с реквизитами французского банка французской компании. Казалось бы, всё понятно? Но дело в том, что счёт этот — за работу, которую я закончил неделю назад, когда ещё был в Тель-Авиве.

Как вообще подступиться к тому, чтобы ответить на эти вопросы? (Ответ «забей, это всё равно никто не проверяет» я понимаю, но хотелось бы более содержательный.)

Платные фичи Эгеи

На странице фич Эгеи платные выделены долларчиком. Они работают все вместе, то есть если у вас платная Эгея, то они все вам доступны. Часть фич требуют доступа к файлам на сервере, поэтому недоступны при использовании сервиса.

Платные пользователи иногда спрашивают, почему что-то не работает или просто где найти эти платные фичи. Отвечаю в одном месте.

Автоматические рекомендации. Они появляются между заметками в ленте и после заметки на её странице. В рекомендации попадают только избранные заметки. Если у вас нет избранных заметок, рекомендаций и перебивок не будет. Если у вас написано мало заметок, и они все и так вместились на одну страницу ленты, между ними не будет перебивок. Рекомендации формируются на основе тегов, а если их нет, то на основе популярности.

Планирование публикаций в определённое время. В платной версии, когда смотришь на черновик, рядом с кнопкой «Опубликовать» есть выпадающий календарик, за ним прячется выбор даты публикации. Можно запланировать публикацию на будущее или опубликовать задним числом.

Секретная ссылка. Можно поделиться секретной ссылкой на неопубликованную заметку, например показать черновик рекламодателю перед публикацией. Когда смотришь на черновик, скрытую или ожидающую публикации запланированную заметку, снизу, где её время и теги, есть зелёненькая «Секретная ссылка». Её можно скопировать по правой кнопке и отправить. Ну или по ней можно перейти и увидеть, как заметку увидит адресат, и потом скопировать ссылку из адресной строки.

Поля для аналитики. В настройке есть поля для вставки кода Гугль-аналитики, Яндекс.Метрики, просто заполняете и всё.

Популярное по тегу. Лента тега начинается с галереи самых популярных заметок по этому тегу. Работа этой фичи зависит от того, много ли заметок по тегу и много ли статистики о популярности накопила Эгея.

Галерея популярных заметок отображается на 404-й странице. Работа этой фичи зависит от того, много ли статистики о популярности накопила Эгея.

Кнопка «Подписаться». Можно добавить кнопку «Подписаться», которая откроет окно со списком ссылок на соцсети, куда вы транслируете блог. Эта фича требует доступа к файлам на сервере. Если у вас сервис, а она вам нужна, напишите мне.

Подкаст. На заметки с загруженными аудиофайлами можно подписаться как на подкаст. Обложка подкаста формируется автоматически из фотографии автора. Подробнее о том, как лучше этим пользоваться, я рассказывал в заметке о релизе 2.9. Чтобы заполнить специальные подкастные параметры для каталога Айтюнса, нужно редактировать конфиг на сервере. Если у вас сервис, а вам это нужно, напишите мне.

Двусмысленное кодирование: кнопки смыва

Всю жизнь меня ставят в тупик двухкнопочные смывалки в туалетах. Какая из них что значит? С одной стороны, большая может значить «больше воды», логично же? Но с другой стороны, большая кнопка кажется основной, а маленькая — второстепенной. По умолчанию жми большую!

Ну и даже если предположить, что среди этих противоположных трактовок есть одна верная, как я могу быть уверен, что создатели конкретной смывалки придерживались именно её?

Ранее Ctrl + ↓