Позднее Ctrl + ↑

По определению

Выражение «по определению» означает, что что-то не требует дополнительного объяснения или доказательства, так как некоторое свойство является определяющим для объекта, а не случайностью.

— Почему у окружности от центра до всех точек одинаковое расстояние?
— По определению!

Здесь «по определению» используется самом буквальном смысле; указанное в первой реплике свойство — это определение окружности.

Но часто люди используют «по определению» просто как усилитель, игнорируя смысл этих слов. Добро пожаловать в рубрику «Бирману не нравится, как другие говорят по-русски»!

Если в тебе столько ненависти к себе, то по определению ты будешь распространять её и на других.

Из какого-то мотивационного ролика. Тут даже неочевидно, об определении чего именно идёт речь. По определению ненависти? Вряд ненависть определяется как «чувство, которое, будучи направленным к себе в больших количествах, распространяется и на других». Это даже примерно не описывает суть ненависти!

Понятно, что нет какого-то единого словаря, определениями из которого мы руководствуемся. У одного явления могут быть несколько разных определений, да и не обязательно использовать выражение в буквальном смысле. Но хоть какой-то смысл-то нужно вкладывать! Например:

У лоукостеров по определению всё плохо с едой.

Конечно, определение лоукостера не буквально «авиакомпания, у которой всё плохо с едой». Но мы понимаем, что лоукостер — это перевозчик, который на всём экономит, предоставляет услуги низкого качества, пытается заработать на любой мелочи, которая в приличной авиакомпании была бы включена в стоимость обычного билета. Из такого определения следует, что вряд ли на борту будут кормить деликатесами. Здесь «по определению» используется не буквально, но уместно и по делу.

Так это ж Андроид, он по определению не должен быть красивым.


Тут намёк на то, что некрасивость — это не просто важное свойство, а прям определение Андроида. Ну, такая форма сарказма, допустим.

Да, реализация у них будет кривая по определению.

Это Никита Прокопов что-то пишет про Эпл. Тут даже непонятно, по определению чего, единственное существительное — «реализация». Вероятно, речь об определении неупомянутого, но подразумевающегося контекстом Эпла? Типа, Эпл — это «подход к технической реализации, характеризующийся кривизной», такое определение? Такое подразумеваемое определение можно было бы тоже принять за форму сарказма, но в этой интерпретации полностью рассыпается логика, ведь если что-то криво именно «по определению», то какой смысл выражать недовольство? Это всё равно, что целенаправленно порезать себе палец ножом, а потом искренне возмущаться тем, что нож острый. Да он по определению острый, чего ж ты ожидал?!

Троллей нужно банить, вести с ними никаких диалогов не нужно по определению!

Это Валерий Соловей (иноагент по мнению Минюста) сказал в каком-то ролике. Тут вообще удивительно: подразумевается, что некая сущность (тролли) определяется через ненужность чего-то с ними делать.

Но вот подходит конец жизни, и заработанную в поте лица тысячу, миллион или миллиард вы хотите оставить на благое дело сохранения леммингов. Однако фонд, которому вы отписали всю сумму, через год решил переквалифицироваться на бабочек, и ничего с этим вы не сможете (по определению) поделать.

А это уже Анатолий Воробей, кусочек из поста про завещание. Интересно, что «по определению» аж в скобках стоит, то есть очень целенаправленно добавлено. Речь о времени «через год» после «конца жизни», то есть как бы подразумевается определение смерти — «состояние, когда человек ничего не может поделать». Что ж, логика есть, если поискать!

Кондиционер по определению не может работать, когда за окном минус 15.

Ну может и не может, но точно не по определению!

Лекция об истории шрифта Лавфром-сериф

Посмотрел чудесную лекцию дизайнеров Лавфром (LoveFrom) о том, как они делали свой фирменный шрифт:

Там вначале какое-то время уныло, но потом начинается кайф. Я обратил внимание на несколько моментов:

  • 14:31. В письме Франклина все существительные написаны с заглавной буквы. Я знаю, что так в немецком языке, но, видимо, когда-то было и в английском?
  • 23:12. Красивейшие макроснимки литер. В голове не укладывается, что люди делали такие совершенные вещи, физически вытачивая как-то.
  • 30:18. Какие буквы в итоге получились. Дальше подробный разбор нюансов шрифта: формы, веса, цифры разных стилей.
  • 37:06. Любопытно про сочетания типа Lo. Заглавные L, T, R они сделали чуть уже, если после них идут строчные, и чуть шире, если после них идут заглавные. Ну и дальше разное про альтернативные глифы.
  • 43:21. А тут они очень клёво показывают, чем отличаются радиальные скругления от нормальных
 на примере того, как работают отражения на одних и других.
  • 46:07. Когда доскроливаешь до низа их сайта и пытаешься скролить дальше, последняя надпись плавно ужирняется. Использовать «дорогую» вариативность для настолько мелкой и почти незаметной детали — шик.
  • 53:18. Про симметричность текста в эмблеме коронации Карла III, и дальше про то, что у неё два размера сделано с разной степенью детализации.

(Боже, какое же фантастически дебильное, бессмысленное и непроизносимое название — Лавфром! У Джони Айва вроде хороший вкус, но тут какой-то провал.)

Что послушать — 67

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Astrophysics for People in a Hurry. Это аудиокнига, которую читает Нил Деграсс Тайсон. Она вроде как там не вся, но и трёхчасового фрагмента мне хватило!
  2. Биньямин Нетаньяху у Лекса Фридмана. Это ещё до новой войны с Хамасом было, интересно.
  3. Беседа с дизайнером и художником Алёной Лебедевой. Я это послушал, может, год назад, и хотел запостить, но не придумал, почему, просто очень понравилось слушать. И вот переслушал ещё раз на одном дыхании, поэтому решил, что этого достаточно, чтобы поделиться.
  4. Подлодка № 341 — Стендап. В гостях у ребят — Денис Чужой. Рассказывает о стендапе как профессии.
  5. Голос дорог с Александром Егоровым часть 1 и часть 2. Замминистра транспорта Челябинской области рассказывает сначала вообще про себя и транспорт, а потом про челябинские достижения. Даже меня упоминает чуть-чуть в обеих частях — приятно!

Ларри Теслер про тестирование и гипотеза про нейросети

По поводу культа исследования и тестирования всего, что только можно, вот Ларри Теслер говорит в давнем интервью:

Usability testing should always be done before a designer finalizes unproven or controversial interface elements. But testing should be conducted in the cheapest possible way.

Ларри Теслер стоял у истоков графического интерфейса с мышью: работал в Ксерокс-ПАРКе, а потом в Эпле. Он был среди тех, кто придумывал то, что сегодня нам кажется само-собой разумеющимся в компьютерах. Чтобы найти удачные решение, нужно было перепробовать много всего такого, что сегодня показалось бы очень странным.

Сегодня тестирование, похоже, стало слишком дешёвым, и поэтому подменило собой экспертизу. Если не знать, как развивались интерфейсы последние сорок лет, что угодно будет казаться «unproven or controversial». Но дизайнеры, которые знают и могут предлагать хорошие решения, стоят дороже, чем те, кто делают как попало, тестируют и переделывают «до готовности».

Кажется, что такую работу скоро начнут делать нейросети. Сделать что-то по аналогии, не вникая в суть — это прямо идеальная задача для них. Если к этому прикрутить цикл обратной связи с тестированием, то получим полностью автоматизированного робота-дизайнера. Но на входе кто-то должен будет давать ему понимание задачи.

На интерфейсном курсе: непонятный выбор и названия кнопок

Разбираем интерфейс, сделанный участником курса. На главном экране приложения — выбор из трёх кнопок. Есть сомнения, что этот экран вообще нужен, но главная проблема в том, что по названиям кнопок вообще невозможно догадаться, что именно я выбираю. 7 минут:

Это фрагмент № 120 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 12 мая 2023 года.

До 10 ноября идёт запись на курс, который пройдёт с 11 ноября по 10 декабря.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Таблички в Новосибирске

В первом рассказе о Новосибирске я показывал такую чудесную уличную табличку:

А вот ещё похожая, но уже без такого прекрасного «им.»:

Более рыхлая версия, но всё ещё приятная:

Но это редкие примеры оставшейся красоты, в основном везде треш. Резная уличная табличка:

Почему все так любят эти полукруги? Во многих городах что-то подобное встречается:

Удивительный случай, когда «историческая» табличка выглядит тупее современной:

А это не уличная, а просто табличка, до кучи:

Фотографии из поездки в апреле 2021 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Новосибирск!

Ещё Новосибирск:

Подкаст АТП: как дети становятся программистами

Джон Сиракьюса в 446-м выпуске АТП начиная с 40:36 рассказывает про то, как дети становятся программистами, и что у него с его детьми не прокатило:

With my kids, I had no success getting them to want to learn to program at any age. I didn’t really push it that hard, but I was putting it in front of them, see if they are into it, see if it would grab them. And it never got hooked. And we all — all three of us — know what it means to get hooked on programming. It’s one of those things that just happens, right? You can see when programming gets its claws into somebody. And you know, it’s not subtle. You’ll find yourself just sucked in and just constantly working on this program — we all experienced it. That’s how we became who we are. But when that doesn’t happen, it doesn’t happen.

Плохие и хорошие юристы

Плохие юристы пишут длинные и запутанные документы, в которых чёрт ногу сломит. Как правило, такие документы полны непоследовательностей и внутренних противоречий, которые плохой юрист просто не в состоянии увидеть. Плохие юристы думают, что их работа состоит в бесконечном копировании «стандартных» формулировок из документа в документ. Не важно, что эти формулировки становятся «стандартными» как раз вследствие постоянного бездумного копирования.

Когда указываешь плохому юристу на то, что написано непонятно или неточно, он говорит, что у тебя просто нет юридического образования, а в документе всё нормально. Плохие юристы искренне верят, что их документы написаны для других юристов, что это какой-то их разговор между собой, в который другим людям вникать не нужно. Они любят набивать себе цену словами вроде «там учтено много тонкостей и нюансов». Мнение неюриста для такого юриста ничего не значит.

Хорошие юристы понимают, что их работа в том, чтобы помогать людям работать: придавать форму сложным договорённостям и соблюдать сложные законы без ущерба для дела. Хорошие юристы не добавляют сложности в и без того сложный мир, а снижают её; защищают клиента от неснижаемой. Они чудесным образом видят все уязвимости и предлагают способы их устранить.

Когда указываешь хорошему юристу на плохую формулировку, он говорит: «О, действительно, а ты бы как написал?» И потом с интересом редактирует с тобой текст, чтобы устраивало вас обоих. А если формулировка обязательно должна быть слово в слово как было, он говорит: «По-русски криво, но по закону такому-то нужно написать так, иначе возможна проблема в таком-то случае» или «Мы можем дополнить тем, как предлагаешь ты, но вот эти волшебные слова я рекомендую оставить, просто как заклинание, потому что в моей практике суд это интерпретировал так-то».

Вам здесь или с собой?

— Вам здесь или с собой?

В разных языках сложились короткие формы для «здесь» и «с собой», причём в английском «с собой» — это take away или to go в зависимости от того, по какую сторону Атлантики вы, а на иврите это לשבת או לקחת, то есть буквально «сидеть или брать».

Но я ни на одном языке не знаю, как отвечать на этот вопрос, когда покупаешь еду с намерением есть её по дороге. Например, шаварму или суп в стаканчике. Если ответить «здесь», тебе дадут какой-нибудь поднос и приборы, которые нафиг не нужны. А если «с собой», то завернут в десять слоёв, что замучаешься распаковывать. Я зависаю на пару секунд, а потом говорю что-то вроде: «э, ну я по дороге есть буду».

Ранее Ctrl + ↓