Позднее Ctrl + ↑

Армент: используйте стандартные компоненты, чтобы уделать конкурентов

В недавнем выпуске Under the Radar ребята говорят то, что я говорю всем дизайнерам сто лет: используйте блин стандартные элементы, и ваш дизайн будет почти гарантированно красивее, чем если вы будете рисовать отсебятину! Нужный кусочек — после отметки 19 минут.

Марко жалуется на бесконечные программы, где всё кастомное:

Everything just feels so weirdly needlessly custom and nothing works right, nothing feels right, and nothing looks right.

So first of all, I think, this gives indies like us a huge opportunity. We can look better than 90% of what’s out there by actually doing less work. It’s actually easier to use the system default stylings of things, especially with SwiftUI, it makes it even easier. Because in many cases SwiftUI is doing a lot of standard styling stuff for you behind the scenes even more than UIKit did. If we just do less custom styling work and follow Apple’s either default behaviours or standard styles much more often, our apps will look better, and they will work better, and they will have better accessibility support, and they will respond better to different preferences. Way better than most of what’s up there in the App Store which is all these weird web view garbage apps.

А Дэвид отвечает, что раньше делал всё «своё», потому что не хотел, чтобы программа выглядела «скучной», пытался так придать программе характер. Но, говорит, понял, что над системными элементами много лет работали крутейшие дизайнеры, отлаживали там тончайшие детали типографики и прочего, и что когда он делает «своё», он просто выкидывает в мусор всю эту работу. Фокус в том, говорит, чтобы поменять в стандартном лишь пару поверхностных нюансов, и уже появится своё настроение, но зато останутся стандартные размеры и поведение. Если посмотреть на очень яркие эпловские приложения типа того же Фитнесса, то будет видно, что там тоже всё стандартное — форма кнопок, отступы — просто покрашенное другими цветами. А если, говорит, я хочу более амбициозный дизайн запилить, то надо и дизайнерские скиллы прокачать куда сильнее!

Фрагменты интерфейсного курса (1—25)

За те три года, что мой интерфейсный курс идёт в онлайне, я выложил уже больше сотни фрагментов с наших семинаров. Они уже сами представляют собой неплохую базу материала, правда, не очень структурированного. Пришло время навести хотя бы немного порядка.

Пока разобрал первые 25 фрагментов, потом разберу ещё. Считайте, что это вам вместо сериальчиков на новогодние каникулы.

Сборная солянка:

Это впоследствие превратилось в самостоятельную лекцию в блоке об информационном дизайне:

Формы:

См. также тег: веб-формы.

Таблицы:

См. также тег: таблицы.

Редактура в дизайне:

Эстетика:

Ход:

Инструмент:

Разное:

А вы пока приходите на следующий курс, который пройдёт 3 февраля — 3 марта.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Думаем дальше № 1 — «Тексту положено быть быстрым» с Никитой Прокоповым

Так, ну вот вам первый экспериментальный выпуск подкаста. В этот раз беседуем с Никитой Прокоповым. Что будет дальше — пока не знаю, но хочу ещё. Обложек, чаптеров и платформ пока нет; пока просто файлик в телеграме. Я решил, что если будет хотя бы несколько выпусков, тогда уже буду всем этим заморачиваться. Название тоже может поменяться.

0:00 История про табло
5:56 Пост Никиты про сложное и простое
10:15 Как мы с разных сторон познакомились с переусложнением
15:36 Не верь в сложность, когда говорят «просто поверь»
20:13 Оценивать чужую работу плохо, но...
22:16 Причина как критерий хорошего дизайна
27:51 Интуиция, факты и законы природы
34:05 Элон (Илон?) Маск и ПХП
36:00 Эгея быстрая, хотя Илья даже не старался
37:55 Нисден 3.0 стал в сто раз быстрее
46:38 Современный компьютер предательски тормозит незаметно
51:18 Парсинг ХТМЛ
58:46 Ускорение ТОМЛ-парсера
1:02:54 Формальные грамматики
1:08:11 Апач против Нгинкса
1:11:26 Как файлы с точкой в начале стали скрытыми

Чё, как вам? Какие темы раскрыть в следующих выпусках?

Презентуйте простыми и точными словами

На нашем с Мишей курсе презентаций и выступлений замечаю такую штуку. Мы призываем участников говорить более простыми словами, не грузить терминологией без необходимости. У участников это иногда вызывает сопротивление, мол, это вы просто не в курсе, а топы в нашей компании, которым я буду презентовать, всё это знают. Зачем, говорят, я буду им объяснять очевидные для них вещи, это только раздражение вызовет.

Объяснять-то может и не надо, но просто старайтесь выбирать точные и простые слова. Вот человек презентует дизайн и говорит: «Мы спроектировали новый флоу, чтобы улучшить пользовательский опыт». Допустим, у вас в компании все так говорят. Но кому станет хуже, если вы скажете по-русски: «Мы уменьшили число шагов, чтобы было проще купить цветы»? Не бывает, чтобы после такого слушатели испытали раздражение от того, что им слишком понятно объяснили. Тут речь не о том, что вы объясняете топам, что такое «флоу» (а они и так знают), а о том, что вы вообще не используете подобных слов.

Обратите внимание, что проблема не в том, что я как-то субъективно не люблю слова «флоу» и «пользовательский опыт». Я их, конечно, не люблю, и сам в жизни так не скажу, но дело тут в том, что эти слова размывают суть. Бывает много профессиональных терминов, без которых непонятно, о чём именно вы говорите, и в подготовленной аудитории резонно их и использовать, а не упрощать. Но тут простыми словами получается не просто проще, но точнее и однозначнее, чем с заумными.

Спроектировали вы «новый флоу», а начальство вам такое: «Так а почему вы говорите, что это новый флоу? Тут ведь то же самое: выбираешь букет, указываешь адрес, оплачиваешь». Что вы на это ответите? «Да, но мы уменьшили число шагов»? Ну так а фигли сразу так и не сказали, зачем этот обмен репликами вам?

Представлять и представлять собой

С вами Институт ран русского языка, и на этот раз озабоченность наших учёных вызывает путаница между «представлять» и «представлять собой».

Люди говорят: «гололёд представляет собой опасность» или «эта книга представляет собой ценность». Но как язык поворачивается так говорить? Гололёд представляет собой скользкий слой замёрзших атмосферных осадков, а книга представляет собой пачку печатных листов в переплёте. Опасность или ценность можно представлять, но не представлять собой.

А вот представлять из себя в принципе ничего нельзя.

Дважды двусмысленная навигация на Павелецкой

Иду на днях по переходу в Москве, вижу такое:

Читаю на бегу, сам продолжаю идти прямо. Уже пройдя, думаю: что я сейчас увидел? Во-первых, на красном фоне написано, что вход закрыт, но меня зачем-то всё равно в него ведут стрелкой вперёд. Во-вторых, меня ведут туда ещё и стрелкой вправо. Куда в итоге идти, прямо или направо? И зачем мне вообще туда идти, если вход закрыт, открытый-то где?

Возвращаюсь обратно, чтобы сфоткать пример дебилизма в коллекцию. Замечаю, что сверху под загибом мелко написано, что вход закрыт не всегда, а только с 8 до 9 по будням. Окей, с первым противоречием разобразились, просто дизайн тупой.

Но две стрелки по-прежнему противоречат друг другу. Я это называю итальянской навигацией. В Италии на дорогах я не раз встречал рядом знаки типа «Римини прямо» и «Римини направо» — можно ведь и так и так доехать! Это взрывает мозг.

Если человек сомневается в дороге и смотрит на знак, нужно направить его чётко, сделать выбор за человека. В пешеходной навигации этим можно пользоваться этим для разруливания потоков, например из двух равнозначных дорог из А в Б рекомендовать первую, а из Б в А — вторую.

На интерфейсном курсе: когда нужны моноширинные цифры

Рассказываю на курсе, что моноширинные цифры нужны в таблицах и в случае динамических данных, показываю примеры. 3 минутки:

Это фрагмент № 131 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 8 сентября 2023 года.

До 22 декабря идёт запись на курс, который пройдёт с 23 декабря по 21 января.

Дед Мороз принесёт вам мешок новых знаний!

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Заклейка йогурта рвётся вместо того, чтобы отклеиваться

Заклейка йогурта рвётся вместо того, чтобы отклеиваться

Каждый раз, когда такое происходит, я удивляюсь. Вот кому-то поручили придумать, из какого материала должна делаться эта закрывающая заклейка. Как этот сотрудник понял задачу? Какими свойствами должен обладать материал? Когда он сделал, как он сам себе объяснил, почему его решение — удачное?

На интерфейсном курсе: как сделать сетку в форме

Показываю, как навести порядок в размерах полей в форме. Это есть у меня в книге «Пользовательский интерфейс», поэтому показываю прямо из неё. А потом ещё показываю, как это же работает в Эгее. 3 минуты:

Это фрагмент № 130 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 8 сентября 2023 года.

Книга: «Пользовательский интерфейс»

До 22 декабря идёт запись на курс, который пройдёт с 23 декабря по 21 января.

Дед Мороз принесёт вам мешок новых знаний!

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Классическая проблема настройки пиццы

В Школе бюро есть задание — нужно сделать интерфейс для заказа пиццы с определёнными условиями. В частности, пользователь может настраивать начинку. Половина студентов допускают одну и ту же логическую ошибку — делают настройку прямо в меню.

Вот первая попавшаяся работа. Это главная страница, меню пицц:

Здесь сразу можно убрать мешающие ингредиенты, добавить собственные, выбрать размер и тесто. Видите ли вы проблему?

Рассмотрим такой сценарий. Я беру пиццу с курицей, но потом вдруг замечаю, что в неё входят шампиньоны, а я их не хочу. Убираю шампиньоны, и иду оформлять заказ, ожидая пиццы без шампиньонов. Ко мне приезжает пицца с шампиньонами, ведь в заказ-то я добавил пиццу ещё с ними, а убрал я их уже потом из пиццы, которую в итоге даже не добавил в заказ. Итог — я недоволен.

Когда я это объясняю, студенты иногда пытаются решить проблему: «мы будем учитывать изменение даже после добавления в заказ». Но так тоже нельзя. Я ведь мог убрать шампиньоны случайно или передумать их убирать, но рассчитывать, что пицца приедет с шампиньонами, ведь в заказ-то я добавил как раз с ними. Я мог как раз думать, что изменения, сделанные после добавления в заказ, ни на что не повлияют.

То есть какую бы логику вы тут не реализовали, часть пользователей будет ожидать противоположной.

Иногда бывает, что в таком же контексте кнопку «Добавить в корзину» превращают в какую-то считалку типа − 1 + после добавления первой пиццы. Тут мозг окончательно взрывается. Если нажимать плюс несколько раз попеременно с изменением начинки, а потом нажать пару раз минус, невозможно даже предположить, что в итоге окажется в заказе. При этом сценарий «заказать две пиццы с курицей, но одну из них без шампиньонов» — достаточно нормальный, чтобы про него подумать.

Эта проблема — пример незамкнутости интерфейса, то есть его логической дырявости.

Проблема возникает из-за того, что настройка организована прямо в меню, то есть вы как бы настраиваете не вашу пиццу, а меню ресторана. Но вы не можете настраивать меню ресторана, вы же не шеф-повар! Из-за того, что эта пицца в меню не определилась, то ли она ресторана, то ли ваша, и возникают все последующие баги.

Та же проблема встречается в недавнем интерфейсе с исчезновением при наведении

Проблема решается, если убедиться, что вы даёте настраивать только ту пиццу, которая уже или находится в заказе пользователя, или хотя бы явно «на пути» туда. Первый вариант — пицца сразу добавляется в заказ, состав которого отображается в панели сбоку; там же можно нажать «Изменить начинку» у любой пиццы. Второй вариант — при выборе пиццы она не сразу добавляется в заказ, но сначала появляется промежуточный с настройкой начинки. Кстати, если этот промежуточный экран — попап, то с ним обычно другая проблема: ингредиентам тесно.

Ранее Ctrl + ↓